logo
Практикум по педагогике и психологии

Тема: Перцептивная сторона общения

Цель: рассмотреть основные механизмы социальной перцепции.

После изучения указанной темы студенты должны

знать:

- понятие социальной перцепции;

- эффекты первого впечатления;

- механизмы восприятия партнерами друг друга;

уметь:

- устанавливать эмоциональный контакт;

- понимать и прогнозировать поведение собеседника.

Информационный материал:

Социальная перцепция – восприятие и понимание черт, чувств и поведения друг друга партнерами в процессе общения.

В процессе социальной перцепции осуществляется эмоциональная оценка партнера, попытка понять причины его поступков, прогнозирование его поведения, создание собственной стратегии поведения.

А («наблюдатель»): Б («наблюдаемый»)

Внешний облик оценка Психологические отно- Предполагаемое

и поведение Б особенности Б ше- поведение Б

ние

собственное поведение А

Перцептивная сторона общения предлагает реализацию следующих основных функций:

- познание себя;

- познание партнера по общению;

- установление эмоциональных отношений.

В отличие от психических перцептивных процессов, в которых главную роль играет отражение внешних свойств познаваемого объекта, социальная перцепция обязательно включает в себя оценку другого, формирование отношения к нему в эмоциональном и поведенческом плане.

Длительное общение между людьми делает отношения между ними очень индивидуальными, не подчиняющимися какой-либо схематизации. На первых этапах общения основная роль отводится различным устойчивым схемам восприятия поступков и чувств другого человека. Прежде всего это относится к формированию первого впечатления о партнере и связанным с этим процессом эффектах.

«Эффект ореола» проявляются в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам и неизвестных качеств воспринимаемого и, наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок. Этот эффект наиболее явно проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информацию о воспринимаемом партнере.

«Эффект первичности» касается значимости порядка поступления информации о партнере для составления мнения о нем. По отношению к незнакомому человеку более значимой оказывается первая информация о нем.

«Эффект новизны» заключается в том, что по отношению более знакомому партнеру наибольшей значимостью отличается последняя по времени поступления информация.

«Эффект стереотипизации» - восприятие, классификация и оценка воспринимаемого партнера путем отнесения его к определенной социальной группе (этнической, профессиональной, возрастной) с присущими ей средними чертами. Стереотипизация возникает на основе достаточно ограниченного прошлого опыта, в результате стремления делать выводы на базе ограниченной информации. Стереотипизация позволяет упростить и сократить процесс восприятия, хотя и не способствует точности образа. Чем ограниченнее прошлый опыт воспринимающего, чем он негативнее, тем вероятнее стереотипизация приведет к возникновению предубеждения.

Переход от внешне воспринимаемого к оценке, отношению и прогнозу поведения обеспечивается определенными механизмами.

Идентификация – такой способ познания другого, при котором предположение о его внутреннем состоянии и возможном поведении строится, на основе попытки поставить себя на его мест, т.е. уподобить себя другому.

Эмпатия – постижение эмоционального состояния другого. Ситуация партнера по общению не столько «продумывается», сколько «прочувствуется». Выделяется эмпатия в форме сопереживания – переживания тех же эмоциональных состояний, что и партнер, и в форме сочувствия – переживания собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого.

Рефлексия – осознание человеком того, как он воспринимается партнером по общению. Условные партнеры А и Б в ситуации общения обычно представляются как А ↔ Б. Однако в реальности А и Б имеют представление о самих себе – А′ и Б′, а также собственное представление о партнере – А″ и Б″. Следовательно, общение осуществляется так: А выступает в качестве А′, общаясь с Б″; Б реагирует в качестве Б′ на А″.

А′ Б′

А′′ Б′′

Успешность общения будет максимальным при минимальном разрыве между А – А′ – А″ и Б – Б′ – Б″.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4