Тема: Перцептивная сторона общения
Цель: рассмотреть основные механизмы социальной перцепции.
После изучения указанной темы студенты должны
знать:
- понятие социальной перцепции;
- эффекты первого впечатления;
- механизмы восприятия партнерами друг друга;
уметь:
- устанавливать эмоциональный контакт;
- понимать и прогнозировать поведение собеседника.
Информационный материал:
Социальная перцепция – восприятие и понимание черт, чувств и поведения друг друга партнерами в процессе общения.
В процессе социальной перцепции осуществляется эмоциональная оценка партнера, попытка понять причины его поступков, прогнозирование его поведения, создание собственной стратегии поведения.
А («наблюдатель»): Б («наблюдаемый»)
Внешний облик оценка Психологические отно- Предполагаемое
и поведение Б особенности Б ше- поведение Б
ние
собственное поведение А
Перцептивная сторона общения предлагает реализацию следующих основных функций:
- познание себя;
- познание партнера по общению;
- установление эмоциональных отношений.
В отличие от психических перцептивных процессов, в которых главную роль играет отражение внешних свойств познаваемого объекта, социальная перцепция обязательно включает в себя оценку другого, формирование отношения к нему в эмоциональном и поведенческом плане.
Длительное общение между людьми делает отношения между ними очень индивидуальными, не подчиняющимися какой-либо схематизации. На первых этапах общения основная роль отводится различным устойчивым схемам восприятия поступков и чувств другого человека. Прежде всего это относится к формированию первого впечатления о партнере и связанным с этим процессом эффектах.
«Эффект ореола» проявляются в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам и неизвестных качеств воспринимаемого и, наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок. Этот эффект наиболее явно проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информацию о воспринимаемом партнере.
«Эффект первичности» касается значимости порядка поступления информации о партнере для составления мнения о нем. По отношению к незнакомому человеку более значимой оказывается первая информация о нем.
«Эффект новизны» заключается в том, что по отношению более знакомому партнеру наибольшей значимостью отличается последняя по времени поступления информация.
«Эффект стереотипизации» - восприятие, классификация и оценка воспринимаемого партнера путем отнесения его к определенной социальной группе (этнической, профессиональной, возрастной) с присущими ей средними чертами. Стереотипизация возникает на основе достаточно ограниченного прошлого опыта, в результате стремления делать выводы на базе ограниченной информации. Стереотипизация позволяет упростить и сократить процесс восприятия, хотя и не способствует точности образа. Чем ограниченнее прошлый опыт воспринимающего, чем он негативнее, тем вероятнее стереотипизация приведет к возникновению предубеждения.
Переход от внешне воспринимаемого к оценке, отношению и прогнозу поведения обеспечивается определенными механизмами.
Идентификация – такой способ познания другого, при котором предположение о его внутреннем состоянии и возможном поведении строится, на основе попытки поставить себя на его мест, т.е. уподобить себя другому.
Эмпатия – постижение эмоционального состояния другого. Ситуация партнера по общению не столько «продумывается», сколько «прочувствуется». Выделяется эмпатия в форме сопереживания – переживания тех же эмоциональных состояний, что и партнер, и в форме сочувствия – переживания собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого.
Рефлексия – осознание человеком того, как он воспринимается партнером по общению. Условные партнеры А и Б в ситуации общения обычно представляются как А ↔ Б. Однако в реальности А и Б имеют представление о самих себе – А′ и Б′, а также собственное представление о партнере – А″ и Б″. Следовательно, общение осуществляется так: А выступает в качестве А′, общаясь с Б″; Б реагирует в качестве Б′ на А″.
А′ Б′
А′′ Б′′
Успешность общения будет максимальным при минимальном разрыве между А – А′ – А″ и Б – Б′ – Б″.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Психология и педагогика Практикум для студентов медицинских вузов Уфа 2008
- Введение
- Раздел 1. Психология Тема: Предмет и методы психологии
- Итоговый контроль
- Тема: Основные направления современной зарубежной психологии
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Развитие психики и сознания
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Структура сознания (по а.В. Петровскому)
- Итоговый контроль
- Тема: Деятельность
- Структура деятельности
- Внешняя и внутренняя деятельность
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Личность
- Основная литература:
- Работа на занятии
- I. Межличностные отношения, общение.
- II. Поведение.
- III. Деятельность.
- IV. Переживания, чувства.
- Итоговый контроль
- Тема: Темперамент
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Характер. Акцентуации характера
- Работа на занятии
- Краткая характеристика основных психотипов Параноик
- Эпилептоид
- Гипертим
- Истероид
- Психастеноид
- Сензитив
- Гипотим
- Конформный тип
- Неустойчивый тип
- Астеник
- Лабильный тип
- Циклоид
- Итоговый контроль
- Тема: Психические процессы: ощущения, восприятия
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Психический процесс: память
- 20 – 60%
- 24 Часа – 30%
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Внимание
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Эмоциональные состояния
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Фрустрация, стресс. Механизмы психологической защиты
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Коммуникативная сторона общения
- Основная литература
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Перцептивная сторона общения
- Основная литература
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Интерактивная сторона общения
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Групповая психология
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Занятие II. Групповая динамика
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Раздел II. Педагогика Тема. Теоретико-методологические основы современного образования
- Образование как социальный феномен
- Правовые основы деятельности образовательных учреждений
- Итоговый контроль
- Темы для рефератов:
- Педагогика как область гуманитарного, антропологического знания.
- Основная литература
- Тема. Содержание медицинского образования
- Содержание образования медицинского работника
- Стандартизация образования. Профессиональные знания, умения и навыки как содержание подготовки студентов к будущей профессии
- Компоненты содержания медицинского образования
- Базовые понятия темы
- Итоговый контроль
- Темы для докладов
- Ключи к тестовым заданиям по разделу I
- 17. Групповая технология
- Ключи к тестовым заданиям по разделу II
- Литература по разделу I «Психология»
- Литература по разделу II «Педагогика»
- Содержание
- Раздел I. Психология …………………………………………….. 4
- Раздел II. Педагогика ……………………………………………. 173