Тема: Коммуникативная сторона общения
Цель: сформировать понятие об общении, основных формах и видах; дать понятие о перцептивной, коммуникативной и интерактивной стороне общения.
После изучения указанной темы студенты должны
знать:
- понятие об общении, основных формах и видах;
- коммуникативные барьеры
- каналы коммуникации (вербальный и невербальный)
- эффекты первого впечатления, механизмы перцепции (идентификация, эмпатия, социальная рефлексия)
- виды взаимодействия между партнерами
уметь:
- разбираться в невербальных средствах коммуникации
- использовать в общении эффективные приемы делового общения, ведения переговоров, избегания конфликтных ситуаций
- создавать благоприятное первое впечатление на собеседника
- использовать приемы эффективного профессионального общения;
Информационный материал:
Под коммуникацией в психологии общения понимают обмен информацией между участниками общения.
Специфика человеческой коммуникации:
1) движение информации осуществляется между двумя активными субъектами, поэтому взаимное информирование предполагает налаживание совместной деятельности;
2) обмен информацией предполагает воздействие на поведение партнера и изменение типа отношений;
3) коммуникация возможна лишь тогда, когда коммуникатор (передающий информацию) и реципиент (принимающий её) обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации («тезаурус»);
4) обмен информацией может быть затруднен наличием коммуникативных барьеров, связанных с наличием уязвимых мест в каком-либо канале коммуникации или с погрешностями кодирования или декодирования.
Коммуникативный барьер – препятствие на пути адекватного восприятия информации. В самом общем виде их можно разделить на барьеры семантические и барьеры отношения.
Первая группа барьеров связана с непониманием смысла информации:
- фонетические (дефекты речи; нарушение дикции, темпа и ритма речи; сознательное искажение фонетики слов),
- собственно семантические (использование языка профессиональных, возрастных и др. социальных групп),
- стилистические (нарушение стилистического строя языка), логические (использование коммуникатором неприемлемой или непонятной реципиенту системы доказательств).
Вторая группа барьеров возникает при неприятии реципиентом самого коммуникатора или ситуации общения, что распространяется на информацию.
Передача любой информации возможно лишь посредством знаковых систем. Общая классификация знаковых систем предполагает разделение на вербальную и невербальную коммуникацию.
Вербальная коммуникация (от лат. verbum-слово) использует в качестве знаковой системы естественный звуковой язык. Речь является самым универсальным средством передачи информации, т.к. при этом менее всего искажается смысл сообщения. Успешность коммуникации зависит и определяет от наличия обратной связи, когда коммуникатор и реципиент меняются позициями.
В вербальной коммуникации кроме естественной звуковой речи выделяют такие использование вторичных знаковых систем – «перевода» человеческой речи без изменения её содержания на неречевые средства выражения – азбука Морзе, химические и математические символы, машинные языки.
Выделение невербальной (неречевой) коммуникации связано с тем, что речь при общении дополняется экспрессией поведения, уточняющей смысл информации. Неречевые знаковые системы включают:
1) кинесику – оптико-кинетическую знаковую систему (мимика и пантомика), отражающую эмоциональные реакции человека;
2) паралингвистическую систему – вокализацию голоса (диапазон, тональность) и экстралингвистическую систему – темп речи, паузы, плач, смех и другие околоречевые приемы.
3) проксемику – пространственную организацию общения (расположение партнеров относительно друг друга и дистанцию общения); выделяются следующие зоны дистанции при контакте:
- интимная (от поверхности тела до полуметра);
- личная (0,5 – 1,2м);
- социальная (1,2 – 3,0м);
- публичная (более 3м).
Каждая из этих зон определяет общение с индивидуально определяемой группой людей.
визуальный контакт – «контакт глаз».
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Психология и педагогика Практикум для студентов медицинских вузов Уфа 2008
- Введение
- Раздел 1. Психология Тема: Предмет и методы психологии
- Итоговый контроль
- Тема: Основные направления современной зарубежной психологии
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Развитие психики и сознания
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Структура сознания (по а.В. Петровскому)
- Итоговый контроль
- Тема: Деятельность
- Структура деятельности
- Внешняя и внутренняя деятельность
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Личность
- Основная литература:
- Работа на занятии
- I. Межличностные отношения, общение.
- II. Поведение.
- III. Деятельность.
- IV. Переживания, чувства.
- Итоговый контроль
- Тема: Темперамент
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Характер. Акцентуации характера
- Работа на занятии
- Краткая характеристика основных психотипов Параноик
- Эпилептоид
- Гипертим
- Истероид
- Психастеноид
- Сензитив
- Гипотим
- Конформный тип
- Неустойчивый тип
- Астеник
- Лабильный тип
- Циклоид
- Итоговый контроль
- Тема: Психические процессы: ощущения, восприятия
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Психический процесс: память
- 20 – 60%
- 24 Часа – 30%
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Внимание
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Эмоциональные состояния
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Фрустрация, стресс. Механизмы психологической защиты
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Коммуникативная сторона общения
- Основная литература
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Перцептивная сторона общения
- Основная литература
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Интерактивная сторона общения
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Групповая психология
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Занятие II. Групповая динамика
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Раздел II. Педагогика Тема. Теоретико-методологические основы современного образования
- Образование как социальный феномен
- Правовые основы деятельности образовательных учреждений
- Итоговый контроль
- Темы для рефератов:
- Педагогика как область гуманитарного, антропологического знания.
- Основная литература
- Тема. Содержание медицинского образования
- Содержание образования медицинского работника
- Стандартизация образования. Профессиональные знания, умения и навыки как содержание подготовки студентов к будущей профессии
- Компоненты содержания медицинского образования
- Базовые понятия темы
- Итоговый контроль
- Темы для докладов
- Ключи к тестовым заданиям по разделу I
- 17. Групповая технология
- Ключи к тестовым заданиям по разделу II
- Литература по разделу I «Психология»
- Литература по разделу II «Педагогика»
- Содержание
- Раздел I. Психология …………………………………………….. 4
- Раздел II. Педагогика ……………………………………………. 173