Тема: Характер. Акцентуации характера
Цель: дать понятие характера, его структуры и типологии.
После изучения указанной темы студенты должны:
знать:
- понятие характер, соотношение понятий темперамента и характера;
- сформировать понятие об акцентуации характера и типах акцентуации;
уметь:
- составлять характерологический портрет личности;
- диагностировать характер на наличие явных и скрытых акцентуаций.
Информационный материал:
Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся в деятельности и общении и проявляющаяся в поведении.
Характер обусловлен общественным бытием личности, усвоением социального опыта, что порождает типические черты личности. В единстве с социально-типическим в характере выступает его индивидуальное своеобразие, порождаемое разнообразными ситуациями, и зависящее от природных предпосылок (темперамент, задатки). Характер проявляется в системе отношений человека к окружающей действительности:
- в отношении к другим людям – общительность или замкнутость, правдивость или лживость, тактичность или грубость и т.п.;
- в отношении к делу – ответственность или недобросовестность, трудолюбие или леность и т.п.;
- в отношении к себе – скромность или самовлюбленность, мягкость или принципиальность, самокритичность или самоуверенность и т.п.
Характер обнаруживает зависимость от мировоззрения, убеждений и моральных принципов личности.
В истории психологии известно несколько подходов к типологии характера.
1. «Статический» – характер трактуется как неизменный набор черт безотносительно к анализу его формирования и развития. Немецкий психопатолог Э. Кречмер выдвинул идею о соответствии телесной конституции человека и его психической конституции, объясняя это врожденными, прежде всего эндокринными факторами («Строение тела и характер», 1921).
2. «Условно-динамический» – характер человека формируется в результате работы по разрешению конфликтных ситуаций, в борьбе за реализации своего бессознательного жизненного плана. Такая типология сложилась в классическом психоанализе (З.Фрейд), развивалась в работах его учеников и последователей (А.Адлер, К.Юнг, Э.Фромм).
Так, К.Юнг предложил типологию характера в соответствии с преобладанием функций направленности индивида на внешний или внутренний мир (экстраверсия – интроверсия), мышления, чувств и интуиции. Э. Фромм предложил типологию, в основе которой лежит отношение человека к жизни, обществу и нравственным ценностям.
3. В отечественной школе психологии в качестве важнейшей составляющей характер признается фактор воспитания, однако признается и «природная» основа (темперамент).
К основам свойствам характера относятся:
- целостность – наличие или отсутствие противоречивых черт, т.е. согласованность отношений к действительности;
- твердость – степень противодействия внешним обстоятельствам, упорство при сознательном отстаивании взглядов;
- активность – энергия преодоления препятствий;
- устойчивость – способность сохранять основные черты при несущественной перемене ситуации:
- пластичность – способность изменяться под влиянием коренным образом изменившейся ситуации.
Полностью описать характер возможно, казалось бы, через набор черт, однако, в том и заключается индивидуальность, что число этих черт огромно и классификации не поддается. Возможно поэтому, существующие типологические схемы ориентируются не столько на качественное разнообразие черт характера, сколько на их количественную выраженность.
Чрезмерная выраженность отдельных черт характера, представляющая крайний вариант нормы называется акцентуацией характера. Акцентуации характера отличается от психопатий отсутствием одновременного проявления свойственной психопатиям триады признаков (критерии Ганнушкина-Кербикова):
1) малая изменчивость характера в течение жизни (стабильность во времени);
2) обнаружение одних и тех же черт в различных обстоятельствах (тотальность проявления характера);
3) постоянные жизненные затруднения (социальная дезадаптация).
Акцентированному характеру свойственна уязвимость личности по отношению не к любым (как при психопатиях), а лишь к определенного рода психотравмирующим воздействиям, адресованным к «месту наименьшего сопротивления» данного характера при сохранении устойчивости к другим.
В зависимости от степени выраженности различают явные и скрытые акцентуации, которые могут переходить друг в друга под влиянием различных факторов: семейное воспитание, социальное окружение, профессиональная деятельность, физическое здоровье. Оформляясь к подростковому возрасту, большинство акцентуаций со временем сглаживаются. Но при сложных психотравмирующих ситуациях, длительно воздействующих на «слабое звено» характера, могут стать почвой для острых аффективных реакций, неврозов, даже формирования психопатий.
На основании различных классификаций (К.Леонгард, П.Б.Ганнушкин, А.Е.Личко и др.) выделяются основные типы акцентуаций характера.
Основная литература:
К.К. Платонов. Структура и развитие личности. – М., 2006.
Общая психология (под редакцией А.В. Петровского). – М., 2006.
А.Г. Асмолов. Психология личности. – М., 2000.
К. Леонгард. Акцентрованные личности (перевод с немецкого). –Киев, 1981.
5. Крысько В.Г. Общая психология: в схемах и комментариях. – С-Пб, 2007.
6. Столяренко Л.Д. Общая психология. – С-Пб, 2006.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Психология и педагогика Практикум для студентов медицинских вузов Уфа 2008
- Введение
- Раздел 1. Психология Тема: Предмет и методы психологии
- Итоговый контроль
- Тема: Основные направления современной зарубежной психологии
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Развитие психики и сознания
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Структура сознания (по а.В. Петровскому)
- Итоговый контроль
- Тема: Деятельность
- Структура деятельности
- Внешняя и внутренняя деятельность
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Личность
- Основная литература:
- Работа на занятии
- I. Межличностные отношения, общение.
- II. Поведение.
- III. Деятельность.
- IV. Переживания, чувства.
- Итоговый контроль
- Тема: Темперамент
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Характер. Акцентуации характера
- Работа на занятии
- Краткая характеристика основных психотипов Параноик
- Эпилептоид
- Гипертим
- Истероид
- Психастеноид
- Сензитив
- Гипотим
- Конформный тип
- Неустойчивый тип
- Астеник
- Лабильный тип
- Циклоид
- Итоговый контроль
- Тема: Психические процессы: ощущения, восприятия
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Психический процесс: память
- 20 – 60%
- 24 Часа – 30%
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Внимание
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Эмоциональные состояния
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Фрустрация, стресс. Механизмы психологической защиты
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Коммуникативная сторона общения
- Основная литература
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Перцептивная сторона общения
- Основная литература
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Интерактивная сторона общения
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Групповая психология
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Занятие II. Групповая динамика
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Раздел II. Педагогика Тема. Теоретико-методологические основы современного образования
- Образование как социальный феномен
- Правовые основы деятельности образовательных учреждений
- Итоговый контроль
- Темы для рефератов:
- Педагогика как область гуманитарного, антропологического знания.
- Основная литература
- Тема. Содержание медицинского образования
- Содержание образования медицинского работника
- Стандартизация образования. Профессиональные знания, умения и навыки как содержание подготовки студентов к будущей профессии
- Компоненты содержания медицинского образования
- Базовые понятия темы
- Итоговый контроль
- Темы для докладов
- Ключи к тестовым заданиям по разделу I
- 17. Групповая технология
- Ключи к тестовым заданиям по разделу II
- Литература по разделу I «Психология»
- Литература по разделу II «Педагогика»
- Содержание
- Раздел I. Психология …………………………………………….. 4
- Раздел II. Педагогика ……………………………………………. 173