Работа на занятии
Задание 1.
Выпишите прилагательные, относящиеся к каждому из трех понятий: действие», «движение», «деятельность».
Теоретический, импульсивный, познавательный, предметный, практический, умственный, перцептивный, идеомоторный, внутренний, учебный, трудовой, речевой, врожденный, условно-рефлекторный, волевой, реальный, игровой, общественный, целенаправленный.
Задание 2.
Выпишите признаки навыка:
а) автоматизированность
б) сложность
в) целенаправленность
г) условно-рефлекторный характер
д) мотивированность
е) уменьшение зрительного контроля и увеличение роли двигательного контроля
ж) легкость выполнения.
Опираясь на выделенные признаки, определите, в каких примерах проявляется навык.
А. В цехе работает мостовой кран. Крановщик с помощью рычага заставляет крюк с грузом поднимается или опускается; другой рычаг передвигает кран поперек цеха, наконец, третий рычаг перемещает весь кран вдоль оси. С помощью этих рычагов можно перемещать груз по всем трем осям.
Б. Когда начинающий спортсмен учится перезаряжать винтовку, он нередко шепчет: «Раз - повернуть налево, два - повернуть к себе, три - толкнуть от себя, четыре - повернуть налево». В результате тренировок спортсмен быстро и легко заряжает винтовку, рассматривая в это время мишень и оценивая расстояние до нее.
В. Переход улицу с односторонним движением и посмотрев налево навстречу движущемуся транспорту, вы, дойдя до середины, почувствуете потребность посмотреть направо, хотя знаете, что оттуда транспорт идти не может.
Г. В начале обучения ученик думает над тем, поставить или нет запятую в предложении. Для этого он вспоминает правила пунктуации, выбирает подходящие к данному случаю. По мере обучения ученик быстро ставит знаки препинания.
Задание 3.
Какая закономерная связь между психикой и деятельностью проявляется в следующем описании?
Изучение людей преклонного возраста и долгожителей показывает, что постепенное освобождение от обязанностей и связанных с ними функций приводит к сужению и нарушению личности. И наоборот, постоянная связь с окружающей жизнью способствует сохранению личности до самой смерти. Если человек по тем или иным причинам (например, в связи с уходом на пенсию) прекращает профессиональную, общественную деятельность, то это приводит к глубинным изменениям в структуре личности – личность начинает разрушаться. Это в свою очередь приводит к нервным и сердечно-сосудистым заболеваниям.
Задание 4.
В каком из приведенных ниже примеров выделены операции, а в каком действия:
1. Чтобы сделать укол, медсестра подготавливает шприц, осуществляет забор лекарства, подготавливает участок тела, в который будет сделан укол.
2. При обучении медсестер делать уколы, учащиеся выполняют специальные задания по подготовке шприца, забора лекарства и на муляже выполняют укол.
3. Вам нужно позвонить в другой город. Вы можете осуществить данную процедуру следующим образом:
а) позвонить по коду
б) заказать разговор через телефонистку
в) пойти на переговорный пункт.
4. Чтобы остановить машину, шофер, отжимает сцепление и нажимает на педаль тормоза. Чтобы уменьшить скорость, шофер тоже отжимает сцепление и нажимает на педаль тормоза.
5. В гинекологическую клинику по скорой помощи доставлена женщина с маточным кровотечением. Врачу необходимо его срочно остановить. Что он совершает – действие или операцию?
Задание 5.
Задачи на психофизиологический уровень деятельности.
В приведенных ниже задачах определите, о какой способности организма идет речь.
1. К невропатологу на прием пришел больной. Врач ударяет молоточком по коленному суставу, нога дергается.
2. Вы чините электрическую розетку. У отвертки, которой вы пользуетесь, повреждена ручка, сделанная из диэлектрика. Вас ударяет током, вы испытываете боль и отдергиваете руку.
3. Один больной непрерывно зачитывал матери понравившееся ему место в книге, тут же забывая, что только что прочел его, и так повторял десятки раз подряд.
Задание 6.
Задачи на соотношение внутренней и внешней деятельности. В приведенных ниже задачах укажите, что относится к внутренней деятельности, а что к внешней. Какие процессы при этом имели место.
1. Вы учитесь ухаживать за больным: перестилать кровать, если больной не может встать; переворачивать больного, подставлять судно и т.д.
2. Вам принесли историю болезни больного, которому сделана операция. Завтра он должен быть переведен в палату, которую вы курируете. В соответствии с историей вы планируете весь перечень манипуляций, который вам нужно будет осуществить, после того как больной поступает в палату.
3. Больной (см. условие задачи 2) поступил к вам в палату. Вы проводите все необходимые манипуляции. О какой деятельности идет речь? Какой процесс имел место? Чем отличается данная деятельность от деятельности, описанной в задаче 1.
Упражнение на выявление координации движений. Когда говорят о координации движений, имеют в виду согласованность в работе мышц разных групп, направленную на достижение определенного двигательного эффект.
1. Проведите карандашом с помощью линейки две параллельные прямые длиной 30 см на расстоянии 2 мм друг от друга. Затем ручкой или карандашом другого цвета, не останавливаясь, постарайтесь не более чем за 20 секунд между ними линию без линейки.
Если она коснется верхней или нижней границы всего 2-3 раза –результат хороший; 4–10 – средний, а при большем количестве касаний результат неудовлетворительный.
2. Нарисуйте две параллельные ломаные (между ними 2 мм) так, чтобы они напоминали пилу с зубьями высотой 3 см и углом 45 градусом. Длина всей ломаной 30 см. Не более чем за 20 секунд проведите между ними свою линию. Измерьте общую длину отрезков касания.
Если длина всех отрезков не превысила в сумме 1см, результат хороший; 1-2 – средний, более 2см – неудовлетворительный.
3.Проведите с помощью линейки прямую и ломаную, длина каждой 30 см. Затем не более чем за 20 секунд проведите по этим линиям ручкой или карандашом другого цвета, но без линейки. По общей длине отрезков, вышедших за пределы схемы и количеству отклонений судят о координации движений рук.
Если вы отклонились не более 5 раз, а общая длина отклонений не превышает 2 см, то вы хорошо справились с заданием; 6–10 отклонений и 2,1 –3,5 см – средний показатель; если все цифры выше – не удовлетворительно.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Психология и педагогика Практикум для студентов медицинских вузов Уфа 2008
- Введение
- Раздел 1. Психология Тема: Предмет и методы психологии
- Итоговый контроль
- Тема: Основные направления современной зарубежной психологии
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Развитие психики и сознания
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Структура сознания (по а.В. Петровскому)
- Итоговый контроль
- Тема: Деятельность
- Структура деятельности
- Внешняя и внутренняя деятельность
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Личность
- Основная литература:
- Работа на занятии
- I. Межличностные отношения, общение.
- II. Поведение.
- III. Деятельность.
- IV. Переживания, чувства.
- Итоговый контроль
- Тема: Темперамент
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Характер. Акцентуации характера
- Работа на занятии
- Краткая характеристика основных психотипов Параноик
- Эпилептоид
- Гипертим
- Истероид
- Психастеноид
- Сензитив
- Гипотим
- Конформный тип
- Неустойчивый тип
- Астеник
- Лабильный тип
- Циклоид
- Итоговый контроль
- Тема: Психические процессы: ощущения, восприятия
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Психический процесс: память
- 20 – 60%
- 24 Часа – 30%
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Внимание
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Эмоциональные состояния
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Фрустрация, стресс. Механизмы психологической защиты
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Коммуникативная сторона общения
- Основная литература
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Перцептивная сторона общения
- Основная литература
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Интерактивная сторона общения
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Групповая психология
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Занятие II. Групповая динамика
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Раздел II. Педагогика Тема. Теоретико-методологические основы современного образования
- Образование как социальный феномен
- Правовые основы деятельности образовательных учреждений
- Итоговый контроль
- Темы для рефератов:
- Педагогика как область гуманитарного, антропологического знания.
- Основная литература
- Тема. Содержание медицинского образования
- Содержание образования медицинского работника
- Стандартизация образования. Профессиональные знания, умения и навыки как содержание подготовки студентов к будущей профессии
- Компоненты содержания медицинского образования
- Базовые понятия темы
- Итоговый контроль
- Темы для докладов
- Ключи к тестовым заданиям по разделу I
- 17. Групповая технология
- Ключи к тестовым заданиям по разделу II
- Литература по разделу I «Психология»
- Литература по разделу II «Педагогика»
- Содержание
- Раздел I. Психология …………………………………………….. 4
- Раздел II. Педагогика ……………………………………………. 173