Тема: Развитие психики и сознания
Цель: сформировать понятие о психике, о структуре психики, познакомить с процессами развития психики в филогенезе, дать понятие о сознании человека.
После изучения указанной темы студенты должны
знать
- понятия о психике, сознании;
- стадии психического отражения (концепция Леонтьева-Фабри)
- структуру сознания (по А.В.Петровскому);
уметь:
- составлять свой психологический портрет (самохарактеристику), включающий три группы психических явлений;
- различать между собой психические процессы, состояния и свойства;
- прослеживать этапы развития психики в филогенезе.
Информационный материал:
Вся материя обладает всеобщим качеством материального мира – качеством отражения, т.е. способностью отвечать на воздействия. При переходе к живой материи изменяются формы отражения, на определенном этапе развития возникает качественно новая форма-психика.
Одна из теорий, объясняющих развитие психического отражения, принадлежит А.Н. Леонтьеву. Позднее она доработана, К.Э.Фабри на основе новых зоопсихических данных.
Стадии психического отражения (концепция Леонтьева-Фабри)
Стадии психического отражения | Характеристика уровней | Особенности поведения |
I. Элементарная сенсорная психика | 1. Низший уровень – раздражимость 2. Высший уровень –чувствительность | Таксисы (простейшие и низшие многоклеточные) Активный целенаправленный поиск биологически полезных и избегания биологически вредных воздействий. Появление инстинктов (кольчатые черви, брюхоногие моллюски) |
II.Перцептивная психика | 1. Низший уровень – ощущения объединяются
| Гибкая развитая двигательная активность, дополнение инстинктов индивидуальными формами поведения (рыбы, насекомые, некоторые виды беспозвоночных, низшие позвоночные) |
2. Высший уровень-отражение действительности в предметной форме | Способность к решению задач, обнаружение способности к научению (птицы, некоторые млекопитающие) | |
3. Наивысший уровень-отражение межпредметных связей | Интеллектуальные действия. Развитие системы общения (обезьяны). | |
III. Сознание | Отражение окружающего мира обобщенно и опосредовано (в форме понятий, зафиксированных в языке), собственного внутреннего мира, собственного отношения к миру и к себе | Наличие речи. Целенаправленная деятельность, возможность приспо-собления среды к себе. Саморегуляция поведения (человек). |
Каждая из стадий характеризуется определенным сочетанием двигательной активности и форм психического отражения. Совершенствование движений ведет к улучшению приспособительной деятельности организма. Эта деятельность, в свою очередь, ведет к совершенствованию нервной системы, расширению ее возможностей, создает условия для развития новых видов деятельности и форм отражения.
Определяющие признаки психики:
- отражение, дающее образ предметный среды, в которой действуют живые существа;
- ориентация в этой среде;
- удовлетворение потребности в контактах с ней.
Контакты по принципу обратной связи контролируют правильность отражения. Благодаря обратной связи производится сопоставление результата действия с образом, который опережает этот результат.
Психика – цикличная система, имеющая историю и рефлекторная по своему характеру. Рефлекторность означает первичность объективных условий жизни организма и вторичность их воспроизведения в психике. Возникая на определенном уровне биологической эволюции, психика сама выступает в качестве одного из ее факторов, обеспечивая возрастающую по сложности приспособляемость организмов.
С переходом к человеку психика приобретает качественно новый уровень – сознание.
Сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и мысленных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его «внутреннем опыте» и предвосхищающих его практическую деятельность.
Сознание характеризуется:
- активностью (способность к поддержанию или преобразованию жизненно значимых связей с окружающим миром);
- интенциональностью (направленность на предмет);
- способностью к рефлексии (самосознание субъектом внутренних психических актов);
- мотивационно-ценностным характером;
- различной степенью ясности.
Сознание любого индивида уникально, но не произвольно – оно обусловливается внешними по отношению к сознанию не зависимыми от него факторами – надиндивидуальными социокультурными структурами, сложившимися в процессе совместной деятельности.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Психология и педагогика Практикум для студентов медицинских вузов Уфа 2008
- Введение
- Раздел 1. Психология Тема: Предмет и методы психологии
- Итоговый контроль
- Тема: Основные направления современной зарубежной психологии
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Развитие психики и сознания
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Структура сознания (по а.В. Петровскому)
- Итоговый контроль
- Тема: Деятельность
- Структура деятельности
- Внешняя и внутренняя деятельность
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Личность
- Основная литература:
- Работа на занятии
- I. Межличностные отношения, общение.
- II. Поведение.
- III. Деятельность.
- IV. Переживания, чувства.
- Итоговый контроль
- Тема: Темперамент
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Характер. Акцентуации характера
- Работа на занятии
- Краткая характеристика основных психотипов Параноик
- Эпилептоид
- Гипертим
- Истероид
- Психастеноид
- Сензитив
- Гипотим
- Конформный тип
- Неустойчивый тип
- Астеник
- Лабильный тип
- Циклоид
- Итоговый контроль
- Тема: Психические процессы: ощущения, восприятия
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Психический процесс: память
- 20 – 60%
- 24 Часа – 30%
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Внимание
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Эмоциональные состояния
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Фрустрация, стресс. Механизмы психологической защиты
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Коммуникативная сторона общения
- Основная литература
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Перцептивная сторона общения
- Основная литература
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Интерактивная сторона общения
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Групповая психология
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Занятие II. Групповая динамика
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Раздел II. Педагогика Тема. Теоретико-методологические основы современного образования
- Образование как социальный феномен
- Правовые основы деятельности образовательных учреждений
- Итоговый контроль
- Темы для рефератов:
- Педагогика как область гуманитарного, антропологического знания.
- Основная литература
- Тема. Содержание медицинского образования
- Содержание образования медицинского работника
- Стандартизация образования. Профессиональные знания, умения и навыки как содержание подготовки студентов к будущей профессии
- Компоненты содержания медицинского образования
- Базовые понятия темы
- Итоговый контроль
- Темы для докладов
- Ключи к тестовым заданиям по разделу I
- 17. Групповая технология
- Ключи к тестовым заданиям по разделу II
- Литература по разделу I «Психология»
- Литература по разделу II «Педагогика»
- Содержание
- Раздел I. Психология …………………………………………….. 4
- Раздел II. Педагогика ……………………………………………. 173