Тема: Психический процесс: память
Цель: сформировать понятие о памяти как познавательном процессе.
После изучения указанной темы студенты должны
знать:
- понятие о процессах и видах памяти;
уметь:
- пользоваться психологическими методиками по самодиагностике сформированности памяти
- различать виды памяти, логические операции
- работать с методиками по развитию и совершенствованию памяти
Информационный материал:
Память – сохранение и последующие воспроизведение индивидом совокупности информации, приобретенной мозгом.
Основные процессы памяти:
- запоминание – закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее;
- сохранение – фиксирование информации, связанной с деятельностью индивида;
- воспроизведение – актуализация закрепленного ранее;
- забывание – выпадение определенной информации из содержательной сферы психики.
Виды памяти выделяются:
1) по характеру психической активности
- двигательная – запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем;
- эмоциональная – запоминание, сохранение и воспроизведение эмоций, чувств, впечатлений;
- образная – запоминание, сохранение и воспроизведение образов или их отдельных сторон (цвет, запах, звук и т.п.);
- словестно - логическая – запоминание, сохранение и воспроизведение мыслей и образов, имеющих словесное выражение.
2) по характеру целей деятельности
- непроизвольная – запоминание и сохранение без специальной цели;
- произвольная – запоминание с целью воспроизвести посредством мнемических приемов.
3) по продолжительности сохранения
- кратковременная – короткое сохранение после однократного непродолжительного восприятия и немедленное воспроизведение.
Характеризуется длительностью и объемом: длительность – примерно 20сек., объем – 7+2 элементов; если информация не вводится повторно, она исчезает.
- долговременная – имеет безграничную емкость и длительность, однако зависит от способа отбора и систематизации информации; привычности и значимости ее для индивида; мотивации и контекста, в котором происходило запоминание.
Повторение
Долго-
Кратко- времен-
Входящая времен- перевод ная
информация ная память
память
Забыва-
ние
Воспроизведение возможно в виде:
1) узнавания – воспроизведение объекта при повторном восприятии;
2) воспоминания – непроизвольного (через ассоциации, мысли, образы, возникающие без волевого действия) и произвольного (через произвольное восстановление ситуации, ассоциации и пр.)
Забывание зависит от следующих факторов:
- неиспользования информации;
- характера информации;
- наличия проактивного или ретроактивного торможения (влияние деятельности, предшествующей запоминанию или следующей за ним);
- запредельного торможения (охранительное торможение, возникающее при действии стимулов, возбуждающих корковые структуры выше присущего им уровня работоспособности).
Кривая забывания механически (без осмысления) запомненного материала (по Г. Эббингаузу).
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Психология и педагогика Практикум для студентов медицинских вузов Уфа 2008
- Введение
- Раздел 1. Психология Тема: Предмет и методы психологии
- Итоговый контроль
- Тема: Основные направления современной зарубежной психологии
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Развитие психики и сознания
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Структура сознания (по а.В. Петровскому)
- Итоговый контроль
- Тема: Деятельность
- Структура деятельности
- Внешняя и внутренняя деятельность
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Личность
- Основная литература:
- Работа на занятии
- I. Межличностные отношения, общение.
- II. Поведение.
- III. Деятельность.
- IV. Переживания, чувства.
- Итоговый контроль
- Тема: Темперамент
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Характер. Акцентуации характера
- Работа на занятии
- Краткая характеристика основных психотипов Параноик
- Эпилептоид
- Гипертим
- Истероид
- Психастеноид
- Сензитив
- Гипотим
- Конформный тип
- Неустойчивый тип
- Астеник
- Лабильный тип
- Циклоид
- Итоговый контроль
- Тема: Психические процессы: ощущения, восприятия
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Психический процесс: память
- 20 – 60%
- 24 Часа – 30%
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Внимание
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Эмоциональные состояния
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Фрустрация, стресс. Механизмы психологической защиты
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Коммуникативная сторона общения
- Основная литература
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Перцептивная сторона общения
- Основная литература
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Интерактивная сторона общения
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Групповая психология
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Занятие II. Групповая динамика
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Раздел II. Педагогика Тема. Теоретико-методологические основы современного образования
- Образование как социальный феномен
- Правовые основы деятельности образовательных учреждений
- Итоговый контроль
- Темы для рефератов:
- Педагогика как область гуманитарного, антропологического знания.
- Основная литература
- Тема. Содержание медицинского образования
- Содержание образования медицинского работника
- Стандартизация образования. Профессиональные знания, умения и навыки как содержание подготовки студентов к будущей профессии
- Компоненты содержания медицинского образования
- Базовые понятия темы
- Итоговый контроль
- Темы для докладов
- Ключи к тестовым заданиям по разделу I
- 17. Групповая технология
- Ключи к тестовым заданиям по разделу II
- Литература по разделу I «Психология»
- Литература по разделу II «Педагогика»
- Содержание
- Раздел I. Психология …………………………………………….. 4
- Раздел II. Педагогика ……………………………………………. 173