logo
Практикум по педагогике и психологии

Тема: Интерактивная сторона общения

Цель: дать понятие интерактивной стороны общения как взаимодействие.

После изучения указанной темы студенты должны

знать:

- виды социальных мотивов взаимодействие;

- стратегии поведения;

- понятие конфликт: структуру и динамику;

уметь:

- анализировать стратегии поведения и распознавать мотивы поведения в ходе взаимодействия;

- разрешать и предотвращать конфликты.

Информационный материал:

Взаимодействие – процесс воздействия субъектов друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Термином «интерактивная сторона» обозначает те аспекты общения, которые связаны со взаимодействием, с организацией совместной деятельности.

Среди большого количества взаимодействий важно выделить основные типы.

Самым широким по смыслу является дихотомическое деление:

- кооперация – действия, способствующие совместной деятельности;

- конкуренция – действия, расшатывающие совместную деятельность.

Более подробная типология опирается на понятие социального мотива, по которому люди вступают во взаимодействие с другими. Выделяют несколько важнейших видов социальных мотивов:

1. мотив кооперации (максимизация общего выигрыша);

2. мотив индивидуализма (максимизация собственного выигрыша);

3. мотив конкуренции (максимизация относительного выигрыша);

4. мотив альтруизма (максимизация выигрыша другого);

5. мотив агрессии (минимизация выигрыша другого);

6. мотив равенства (минимизация различий в выигрышах);

Характер мотивации определяет выбор средств общения, отношения между партнерами, результат взаимодействия, т.е. стратегическую линию поведения партнеров.

Поскольку варианты мотивации располагаются в системе двух координат – ориентация на собственные интересы и ориентация на интересы партнера, возможные стратегия поведения выглядит следующим образом:

П – стратегия «противодействие» (мотив индивидуализма)

И – стратегия «избегание» (мотив агрессии)

У – стратегия «уступчивость» (мотив альтруизма)

С – стратегия «сотрудничество» (мотив кооперации или мотив конкуренции)

К – стратегия «компромисс» (мотив равенства).

ориентацияmax

на собственные

интересы .П .С

.К

.И .У

min ориентация на

интересы партнера

Особое место в психологии общения уделяется такому типу взаимодействия как конфликт. Это столкновение противоположных интересов и мнений участков взаимодействия при: 1) невозможности их одновременного удовлетворения или одновременного существования; 2) проявлении негативных эмоций.

Анализ конфликта предполагает выявление:

1) объекта конфликта

2) структуры конфликта

3) динамика его

4) возможных способов разрешения.

Объект конфликта – реальный или идеальный предмет, являющийся причиной противоречия, столкновения.

внутренняя внешняя объект внешняя внутренняя

позиция позиция конфликта позиция позиция

________________________ ­­­­­­­­_________________________

стороны конфликта стороны конфликта

Структура конфликта связана с конфликтной ситуацией и инцидентом. Конфликтная ситуация предполагает наличие объективного противоречия и сторон конфликта (участков). Как видно из схемы, стороны конфликта имеют, как правило, внешнюю и внутреннею позицию в конфликтном взаимодействии. Внешняя – открыто декларируемая мотивировка участия в конфликте, внутренняя – осознаваемые или несознаваемые интересы, потребности. Наличие конфликтной ситуации – лишь потенциальный конфликт. Он становится актуальным при возникновении инцидента, т.е. ущемлении одной стороной интересов другой, при котором происходит осознание конфликта.

Динамика конфликта – закономерности его развития. Выделяют 4 основных стадии:

конфликтная инцидент конфликтные разрешение

ситуация действия конфликта

расширение конфликта: нарастание снятие разреше-

втягивание дополнительных эмоциональной инциден- ние

сил, увлечение количества напряженности та объект-

объекта тивной

стороны

Характеристика возможных исходов:

1. Снятие инцидента: - выигрыша одной из сторон, признание

поражение другой стороной.

- ложь (перевод конфликта в неосознаваемую

форму).

Чаще всего оба этих исхода – временное

состояние, сохраняющееся до следующего

инцидента.

2. Разрешение объективной стороны: - физическое или функционально

разведение сторон;

- изменение образа ситуации

(изменение отношения к объек-

ту, повышение значимости меж-

личностных отношений).

- сужение зоны разногласий до

минимума, договор о сотруд-

ничестве (как правило в сфере

деловых конфликтов).

I. По характеру субъектов: внутриличностный

межличностный

межгрупповой

конфликт принадлежности

социальный

II. По влиянию на совместную деятельность:

функциональный

дисфункциональный

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4