Тема: Интерактивная сторона общения
Цель: дать понятие интерактивной стороны общения как взаимодействие.
После изучения указанной темы студенты должны
знать:
- виды социальных мотивов взаимодействие;
- стратегии поведения;
- понятие конфликт: структуру и динамику;
уметь:
- анализировать стратегии поведения и распознавать мотивы поведения в ходе взаимодействия;
- разрешать и предотвращать конфликты.
Информационный материал:
Взаимодействие – процесс воздействия субъектов друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Термином «интерактивная сторона» обозначает те аспекты общения, которые связаны со взаимодействием, с организацией совместной деятельности.
Среди большого количества взаимодействий важно выделить основные типы.
Самым широким по смыслу является дихотомическое деление:
- кооперация – действия, способствующие совместной деятельности;
- конкуренция – действия, расшатывающие совместную деятельность.
Более подробная типология опирается на понятие социального мотива, по которому люди вступают во взаимодействие с другими. Выделяют несколько важнейших видов социальных мотивов:
1. мотив кооперации (максимизация общего выигрыша);
2. мотив индивидуализма (максимизация собственного выигрыша);
3. мотив конкуренции (максимизация относительного выигрыша);
4. мотив альтруизма (максимизация выигрыша другого);
5. мотив агрессии (минимизация выигрыша другого);
6. мотив равенства (минимизация различий в выигрышах);
Характер мотивации определяет выбор средств общения, отношения между партнерами, результат взаимодействия, т.е. стратегическую линию поведения партнеров.
Поскольку варианты мотивации располагаются в системе двух координат – ориентация на собственные интересы и ориентация на интересы партнера, возможные стратегия поведения выглядит следующим образом:
П – стратегия «противодействие» (мотив индивидуализма)
И – стратегия «избегание» (мотив агрессии)
У – стратегия «уступчивость» (мотив альтруизма)
С – стратегия «сотрудничество» (мотив кооперации или мотив конкуренции)
К – стратегия «компромисс» (мотив равенства).
ориентацияmax
на собственные
интересы .П .С
.К
.И .У
min ориентация на
интересы партнера
Особое место в психологии общения уделяется такому типу взаимодействия как конфликт. Это столкновение противоположных интересов и мнений участков взаимодействия при: 1) невозможности их одновременного удовлетворения или одновременного существования; 2) проявлении негативных эмоций.
Анализ конфликта предполагает выявление:
1) объекта конфликта
2) структуры конфликта
3) динамика его
4) возможных способов разрешения.
Объект конфликта – реальный или идеальный предмет, являющийся причиной противоречия, столкновения.
внутренняя внешняя объект внешняя внутренняя
позиция позиция конфликта позиция позиция
________________________ _________________________
стороны конфликта стороны конфликта
Структура конфликта связана с конфликтной ситуацией и инцидентом. Конфликтная ситуация предполагает наличие объективного противоречия и сторон конфликта (участков). Как видно из схемы, стороны конфликта имеют, как правило, внешнюю и внутреннею позицию в конфликтном взаимодействии. Внешняя – открыто декларируемая мотивировка участия в конфликте, внутренняя – осознаваемые или несознаваемые интересы, потребности. Наличие конфликтной ситуации – лишь потенциальный конфликт. Он становится актуальным при возникновении инцидента, т.е. ущемлении одной стороной интересов другой, при котором происходит осознание конфликта.
Динамика конфликта – закономерности его развития. Выделяют 4 основных стадии:
конфликтная инцидент конфликтные разрешение
ситуация действия конфликта
расширение конфликта: нарастание снятие разреше-
втягивание дополнительных эмоциональной инциден- ние
сил, увлечение количества напряженности та объект-
объекта тивной
стороны
Характеристика возможных исходов:
1. Снятие инцидента: - выигрыша одной из сторон, признание
поражение другой стороной.
- ложь (перевод конфликта в неосознаваемую
форму).
Чаще всего оба этих исхода – временное
состояние, сохраняющееся до следующего
инцидента.
2. Разрешение объективной стороны: - физическое или функционально
разведение сторон;
- изменение образа ситуации
(изменение отношения к объек-
ту, повышение значимости меж-
личностных отношений).
- сужение зоны разногласий до
минимума, договор о сотруд-
ничестве (как правило в сфере
деловых конфликтов).
I. По характеру субъектов: внутриличностный
межличностный
межгрупповой
конфликт принадлежности
социальный
II. По влиянию на совместную деятельность:
функциональный
дисфункциональный
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Психология и педагогика Практикум для студентов медицинских вузов Уфа 2008
- Введение
- Раздел 1. Психология Тема: Предмет и методы психологии
- Итоговый контроль
- Тема: Основные направления современной зарубежной психологии
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Развитие психики и сознания
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Структура сознания (по а.В. Петровскому)
- Итоговый контроль
- Тема: Деятельность
- Структура деятельности
- Внешняя и внутренняя деятельность
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Личность
- Основная литература:
- Работа на занятии
- I. Межличностные отношения, общение.
- II. Поведение.
- III. Деятельность.
- IV. Переживания, чувства.
- Итоговый контроль
- Тема: Темперамент
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Характер. Акцентуации характера
- Работа на занятии
- Краткая характеристика основных психотипов Параноик
- Эпилептоид
- Гипертим
- Истероид
- Психастеноид
- Сензитив
- Гипотим
- Конформный тип
- Неустойчивый тип
- Астеник
- Лабильный тип
- Циклоид
- Итоговый контроль
- Тема: Психические процессы: ощущения, восприятия
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Психический процесс: память
- 20 – 60%
- 24 Часа – 30%
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Внимание
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Эмоциональные состояния
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Фрустрация, стресс. Механизмы психологической защиты
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Коммуникативная сторона общения
- Основная литература
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Перцептивная сторона общения
- Основная литература
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Интерактивная сторона общения
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Групповая психология
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Занятие II. Групповая динамика
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Раздел II. Педагогика Тема. Теоретико-методологические основы современного образования
- Образование как социальный феномен
- Правовые основы деятельности образовательных учреждений
- Итоговый контроль
- Темы для рефератов:
- Педагогика как область гуманитарного, антропологического знания.
- Основная литература
- Тема. Содержание медицинского образования
- Содержание образования медицинского работника
- Стандартизация образования. Профессиональные знания, умения и навыки как содержание подготовки студентов к будущей профессии
- Компоненты содержания медицинского образования
- Базовые понятия темы
- Итоговый контроль
- Темы для докладов
- Ключи к тестовым заданиям по разделу I
- 17. Групповая технология
- Ключи к тестовым заданиям по разделу II
- Литература по разделу I «Психология»
- Литература по разделу II «Педагогика»
- Содержание
- Раздел I. Психология …………………………………………….. 4
- Раздел II. Педагогика ……………………………………………. 173