logo
Практикум по педагогике и психологии

Тема: Деятельность

Цель: сформировать понятие о деятельности и ее структуре. Познакомиться с общепринятой теорией деятельности А.Н.Леонтьева.

После изучения указанной темы студенты должны

знать:

- понятия о деятельности;

- структуру деятельности;

- виды деятельности;

уметь:

- соотносить понятия «действие», «движение», «деятельность»;

- различать операции и действия, внешнюю и внутреннюю деятельности.

Информационный материал:

Процессы, осуществляющие реальную жизнь человека в окружающем мире, его общественное бытие во всем многообразии его форм – это деятельность.

В деятельности происходит переход объекта в его субъективную форму, в образ; вместе с тем в деятельности совершается также переход деятельности в ее объективные результаты, в ее продукты. То есть деятельность выступает как процесс, в котором осуществляется взаимно переходы между полюсами «субъект-объект».

Через деятельность человека воздействует на природу, вещи, других людей. При этом по отношению к вещам он выступает как субъект, а по отношению к людям – как личность.

Деятельность – это не реакция и не совокупность реакций, а система, имеющая строение, внутренние переходы и превращения, свое развитие.

Деятельность – специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.

Деятельность каждого отдельного человека зависит при этом от его места в обществе, от условий, выпадающих на его долю, от того, как она (деятельность) складывается в неповторимых индивидуальных обстоятельствах.

Основной характеристикой деятельности является ее предметность. При этом предмет деятельности выступает двояко: первично – в своем независимом существовании, как подчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта; вторично – как образ предмета, как продукт психического отражения его свойств, которое осуществляется в результате деятельности субъекта.

Механизмами, «запускающими» деятельность, являются потребности и мотивы.

Предмет, на который направляется потребность, может быть материальным или идеальным, чувственно воспринимаемым или данным только в представлении. Предмет потребности, который побуждает деятельность и определяет ее направленность, называется мотивом. Мотивы таким образом являются причинами, которые побуждают человека к деятельности, придавая ей направленность и осмысленность.

Термином «деятельность» обозначают только такие процессы, которые осуществляют то или иное отношение человека к миру, отвечают особым соответствующим им потребностям.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4