Тема: Темперамент
Цель: дать понятие темперамента и его особенностей
После изучения указанной темы студенты должны:
знать:
- понятие темперамента;
- теории темперамента;
- соотношение темперамента и характера;
уметь:
- диагностировать тип темперамента по отечественным и зарубежным методикам.
Информационный материал:
Темперамент – динамические характеристики психической деятельности индивида. Чаще всего выделяют три сферы проявления темперамента:
1) общая активность – объем и интенсивность взаимодействия человека с окружающей средой;
2) моторная сфера – темп, ритм и общее количество движений;
3) эмоциональность.
Известны три основные системы объяснения сущности темперамента:
- гуморальная связывала его, как и в целом состояние организма, с надлежащим соотношением основных «соков» (жидкостей) организма. В V в до н.э. Гиппократ ввел понятие «красис» - соотношение sanquis – крови, phleqma – слизи мозга, chole – желчи печени и melaina chole – черной желчи селезенки. Римские врачи (Гален, II в н. э.) говорили уже о temperamentum (от лат. соразмерность) этих жидкостей, определяющий психические свойства человека, в связи с этим выделялись 4 психических типа – сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик.
- конституциональная исходила из различий в конституции организма, его физического строения, соотношения отдельных частей, тканей. Среди этих теорий наиболее известна система Э. Кречмера, выделявшая три типа телесной организации – пикник (выраженная подкожная жировая клетчатка, больше внутренние полости, большая выраженность горизонтальных пропорций тела по сравнению с вертикальными), атлет (крупный костяк, широкая грудная клетка, развитая мышечная ткань, нормальные пропорции), астеник (тонкий костяк, большая выраженность вертикальных пропорций, почти отсутствующая подкожная жировая клетчатка).
- третья система связывает особенности протекания психических процессов и состояний с деятельностью центральной нервной системы. И.П.Павлов заметил, что своеобразие поведенческих реакций зависит от особенностей протекания нервных процессов возбуждения и торможения:
1) силы возбуждения и торможения;
2) их подвижности (способности быстро сменять друг друга);
3) уравновешенности возбуждения и торможения.
Причем, индивидуальные особенности зависят не от одного из этих свойств, а их совокупности, проявляющейся в различных сочетаниях.
На этом построена классификация основных типов высшей нервной деятельности.
Сильный тип Слабый тип
(меланхолик)
Уравновешенный Неуравновешенный
(холерик)
Подвижный Инертный
(сангвиник) (флегматик)
Соотношение темперамента и общего типа нервной системы выглядит следующим образом:
Темперамент | Свойства общего типа нервной системы по И.П.Павлову | |||
Сила по возбуждению | Сила по торможению | Уравновешен- ность | Подвижность | |
Флегматик | сильный | сильный | полная | замедлена |
Холерик | относительно более сильный | более слабый | неполная | средняя |
Сангвиник | сильный | сильный | полная | повышена |
Меланхолик | Слабость нервной системы по возбуждению, тормозимость, астеническое нервно – эмоциональное реагирование на обычные раздражители |
Дальнейшие исследования показали, что структура основных свойств нервной системы много сложнее, а числа комбинаций гораздо больше. Но указанные четыре типа как наиболее обобщенные используются для изучения личности. Темперамент относительно устойчив и мало подвержен изменениям под влиянием среды, однако он изменяется в онтогенезе. Темперамент не характеризует содержательную сторону личности, однако, свойства темперамента могут, как благоприятствовать, так и противодействовать формированию определенных черт личности, т.к. темперамент может модифицировать значение факторов среды и воспитательных воздействий.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Психология и педагогика Практикум для студентов медицинских вузов Уфа 2008
- Введение
- Раздел 1. Психология Тема: Предмет и методы психологии
- Итоговый контроль
- Тема: Основные направления современной зарубежной психологии
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Развитие психики и сознания
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Структура сознания (по а.В. Петровскому)
- Итоговый контроль
- Тема: Деятельность
- Структура деятельности
- Внешняя и внутренняя деятельность
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Личность
- Основная литература:
- Работа на занятии
- I. Межличностные отношения, общение.
- II. Поведение.
- III. Деятельность.
- IV. Переживания, чувства.
- Итоговый контроль
- Тема: Темперамент
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Характер. Акцентуации характера
- Работа на занятии
- Краткая характеристика основных психотипов Параноик
- Эпилептоид
- Гипертим
- Истероид
- Психастеноид
- Сензитив
- Гипотим
- Конформный тип
- Неустойчивый тип
- Астеник
- Лабильный тип
- Циклоид
- Итоговый контроль
- Тема: Психические процессы: ощущения, восприятия
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Психический процесс: память
- 20 – 60%
- 24 Часа – 30%
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Внимание
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Эмоциональные состояния
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Фрустрация, стресс. Механизмы психологической защиты
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Коммуникативная сторона общения
- Основная литература
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Перцептивная сторона общения
- Основная литература
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Интерактивная сторона общения
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Тема: Групповая психология
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Занятие II. Групповая динамика
- Основная литература:
- Работа на занятии
- Итоговый контроль
- Раздел II. Педагогика Тема. Теоретико-методологические основы современного образования
- Образование как социальный феномен
- Правовые основы деятельности образовательных учреждений
- Итоговый контроль
- Темы для рефератов:
- Педагогика как область гуманитарного, антропологического знания.
- Основная литература
- Тема. Содержание медицинского образования
- Содержание образования медицинского работника
- Стандартизация образования. Профессиональные знания, умения и навыки как содержание подготовки студентов к будущей профессии
- Компоненты содержания медицинского образования
- Базовые понятия темы
- Итоговый контроль
- Темы для докладов
- Ключи к тестовым заданиям по разделу I
- 17. Групповая технология
- Ключи к тестовым заданиям по разделу II
- Литература по разделу I «Психология»
- Литература по разделу II «Педагогика»
- Содержание
- Раздел I. Психология …………………………………………….. 4
- Раздел II. Педагогика ……………………………………………. 173