logo search
МАМАЙЧУК - копия

Заключение

В заключение хочется выделить некоторые позитивные и негатив­ные стороны психологических исследований задержки психического развития у детей.

Уже более сорока лет отечественные психологи и клиницисты рас­сматривают данную проблему. За эти годы в фундаментальных иссле­дованиях психиатров, психологов и педагогов были определены ос­новные направления изучения проблемы задержанного развития у детей, подчеркивалась роль комплексного подхода к ее анализу. На их основе создана система коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР, которая успешно функционирует уже более десяти лет.

К сожалению, на практике подавляющее большинство исследова­ний детей с задержкой психического развития проводилось и прово­дится в рамках психолого-педагогического подхода. Недостаточно учитываются клинические формы ЗПР, динамика, возрастные особен­ности детей.

Значительное число работ посвящено психологической диагности­ке детей с ЗПР, где авторы подчеркивают недоразвитие психических процессов, свойств личности, эмоционально-волевой сферы.

Нередко психологическая диагностика с ориентацией на уровне-вые характеристики психических функций определяет дальнейшую судьбу ребенка, его обучение в специальном классе, школе и пр. Да и функции психолога в специализированном образовательном учреж­дении, в психолого-педагогическом центре, как правило, ограничены только диагностикой, в то время как психологической помощи детям с ЗПР, основанной на дифференцированном подходе к ребенку, фак­тически не уделяется должного внимания.

Сам процесс психологической диагностики детей с ЗПР необходи­мо переводить на качественно новый уровень, а именно: не останав­ливаться на констатации факта отставания (задержки), а осуществлять психологический анализ своеобразных проявлений ЗПР и исследова­ние «зоны ближайшего развития» ребенка.

Но главным и наиболее перспективным, на наш взгляд, является разработка проблемы психологической помощи детям с ЗПР с уче­том клинических и психолого-педагогических факторов. Только в процессе анализа доступной ребенку деятельности (игровой, учеб­ной и пр.) психолог может дать адекватную прогностическую оценку особенностей развития познавательной сферы и личности ребенка. Правильно организованная психологическая помощь с соблюдением принципа единства диагностики и коррекции дает возможность психологу правильно оценить и разбудить в ребенке его потенциаль­ные возможности.

Есть и еще один фактор, на который нельзя не обратить внима­ние. Это сам термин «задержка психического развития». К сожале­нию, этим термином широко пользуются и педагоги, и врачи, роди­тели и социальные работники и пр. Нередко невропатолог или даже педиатр, осматривающий младенца в поликлинике, с легкостью пи­шет ему диагноз: «задержка психического развития». Впоследствии этот диагноз долго «преследует» ребенка, мешает ему при поступле­нии в детский сад, школу и т. д. Не нарушаем ли мы права ребенка бездумным апеллированием к этому термину? Нам есть над чем за­думаться.

Хочется подчеркнуть также основные научно-практические аспек­ты проблемы задержки психического развития.

Перспективы психологии как фундаментальной науки, на наш взгляд, существенно зависят от дальнейшего психологического изуче­ния нарушений развития, что дает возможность углубить наши пред­ставления о психологических механизмах процесса нормального раз­вития.

Клинико-психолого-педагогическое исследование детей с ЗПР по­зволяет раскрыть роль биологических факторов в процессе развития ребенка, определить соотношение биологических и социальных фак­торов, детально рассмотреть микроэтапы в формировании психических процессов в онтогенезе, которые при нормальном развитии трудно­доступны психологическому анализу из-за ускоренной интериоризации психических функций; глубже исследовать роль мотивационных факторов в процессе адаптации; проанализировать особенности фор­мирования компенсаторных механизмов при парциальной недостаточ­ности высших корковых функций; изучить мозговую организацию пси­хических функций в детском возрасте, связь нейропсихологических симптомокомплексов с уровнем умственного развития ребенка.

Изучение особенностей развития детей с ЗПР, особенно психоген­ного генеза, позволит глубже раскрыть влияние ранней психической и эмоциональной депривации на развитие ребенка, на формирование дезадаптивных форм поведения. Особую актуальность приобретает проблема изучения общения у детей с задержанным развитием, ана­лиз влияния индивидуально-типологических, личностных и средовых факторов на процесс межличностного взаимодействия и пр.

Изучить эти проблемы возможно только в процессе комплексного взаимодействия специалистов разных профилей, где психолог зани­мает центральную роль и умело сочетает клинико-психологический и психолого-педагогический подход к проблеме.

Эффективность психологической помощи детям с ЗПР зависит не только от профессионального уровня психолога, но и от уровня психологических знаний и умений педагогов, врачей и других спе­циалистов, окружающих ребенка. Только в тесном профессиональ­ном сотрудничестве возможно добиться успехов в умственном раз­витии ребенка, гармонизации его личности и помочь ему найти свое место в жизни.

Литература:

1. Абралюрич-Лехтман Р. Я. Психологическая помощь детям с церебральными параличами // Лечебная помощь детям с церебральными параличами: Труды НИИ им. Г. И. Турнера. Л., 1962.

2. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития / Под ред. К. С. Лебединской. М., 1982.

3. Алексеев А. В. Психомышечная тренировка // Руководство по психотерапии. Ташкент, 1985.

4. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.

5. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. М., 1975.

6. Ануфриева А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М., 1997.

7. Бадаяян Л. О., Журба Л. Т., Всеволожская Н. М. Руководство по неврологии раннего детского возраста. Киев, 1980.

8. Бадалян Л. О., Заваденко Н. Н., Успенская Т. Ю. Синдромы дефицита внима­ния у детей // Психопатология детского возраста: Хрестоматия. М, 2002.

9. Баженова О. В. Диагностика психического развития детей первого года жиз­ни. М., 1986.

10. Барднер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Психологическое сопровождение ес­тественного развития маленьких детей. Кишинев; СПб., 1993.

11. Белопольская Н. Л. Психологическая диагностика личности детей с задерж­кой психического развития. М., 1999.

12. Бехтерев В. М. Внушение и его роль в общественной жизни. СПб., 1908.

13. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. М., 1997.

14. Бпонский П. П. Возрастная педология. М., Л., 1930.

15. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

16. Бот О. С. Игры и упражнения для тренировки тонких движений пальцев рук у детей с задержкой речевого развития // Обучение и воспитание детей с нару­шениями речи. М., 1982.

17. Брусиловский Л. О. Музыкотерапия. Тбилиси, 1979.

18. Бурменская Г. В., Карабанова О. А., Лидере А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. М., 1990.

19. Вайзман Н. П. Психомоторика детей-олигофренов. М., 1976.

20. Варга А. Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших школь­ников в игровой группе // Семья в психологической консультации / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М., 1989.

21. Венгер Л. А. Восприятие и обучение. М.,1969.

22. Венгер Л. А. О способах зрительного восприятия формы предметов в раннем дошкольном возрасте // Развитие познавательных и волевых процессов у до­школьников. М., 1965.

23. Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. М., 1973.

24. Власова Т. А., Певзнер М. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. М.,

1967.

25. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков Под ред. Г. В. Бурменской, Е. И. Захаровой и др. М., 2003.

26. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М., 1956.

27. Выготский Л. С. Поли. собр. соч: В 6 т. М.: Педагогика., 1983-1984.

28. Выготский Л. С. Проблема развития ребенка в исследованиях Арнольда Ге-зелла / Предисловие к книге А. Гезелла Педология раннего детства. Госучпе-диздат., 1932.

29. Гаврилушкина О. П. Организация подготовительного периода к обучению ум­ственно отсталых дошкольников изобразительной деятельности / Дефектоло­гия. 1975. № 3. С. 79-82.

30. Галияхметов Р. Р., Лих/парников А. Л. Выявление — прогноз — сопровожде­ние. СПб., 1998.

31. Гальперин П. Я. Основные результаты исследования по проблеме «Формиро­вание умственных действий и понятий». М., 1965.

32. Гальперин П. Я., Кобыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование вни­мания. М., 1974.

33. Гарбузов В. И. Нервные дети: советы врача. М., 1990.

34. Гезелл А. Педология раннего детства. М.,1932.

35. Глезерман Т. Б. Мозговые дисфункции у детей. М., 1983.

36. Грабов А. Н. Очерки по олигофренопедагогике. М, 1961.

37. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лу-бовского, Н. А. Цыпиной. М., 1984

38. Дети с нарушением общения / Под. ред. К. С. Лебединской. М., 1989.

39. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987.

40. ДорфманЛ. Я. Исследование влияния музыки на психомоторику в связи с осо­бенностями нейродинамики. Автореф. канд. дисс. Л., 1981.

41. Драпкин Б. 3. Лечебная педагогика при некоторых психических заболеваниях у детей // Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. М, 1979.

42. Дробинская А. О. Астенический синдром//Дефектология. 1997. № 6.

43. Егорова Т. В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отста­ющих в развитии. М., 1973.

44. Жаренкова Г. И. Действия детей с задержкой психического развития по образ­цу и словесной инструкции // Дефектология. 1972. № 4.

45. Журба Л. Г., Мастюкова Е. М. Нарушения психомоторного развития детей первого года жизни. М., 1981.

46. Заваденко Н. Н. Суворинова Н. Ю., Румянцева М. В. Гиперактивность с дефи­цитом внимания: факторы риска, возрастной диапазон, особенности диагнос­тики //Дефектология. 2003. № 6.

47. Завьялов В. Ю. Музыкальная релаксационная терапия: Практическое руковод­ство. Новосибирск, 1995.

48. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1986.

49. Запорожец А. В., Неверович Я. 3. К вопросу о генезисе функций и структуре эмоциональных процессов у ребенка // Вопросы психологии. 1974. № 6.

50. Захаров А. И. Как преодолеть страхи у детей. М., 1986.

51. Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. М., 1982.

52. Иванова А. Я. «Обучающий эксперимент» как показатель оценки умственного развития детей. Автореф. канд. дисс. М., 1969.

53. Ильина М. Н. Подготовка к школе (Развивающие упражнения и тесты). СПб., 1998.

54. Ильина М. Н. Развитие ребенка от первого дня жизни до шести лет. СПб., 2001.

55. Исаев Д. Н. Психосоматическая медицина детскогоАозраста. СПб., 1996.

56. Исурина Г. Л. Групповые методы психокоррекции и психотерапии // Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л., 1983.

57. Калижнюк Э. С. Задержка психического развития при детских церебральных параличах. М., 1983.

58. Калмыкова 3. И. Особенности генезиса продуктивного мышления детей с за­держкой психического развития // Дефектология. 1978. № 3.

59. Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка. Учебное пособие. М., 1997.

60. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обуче­нии умственно отсталых дошкольников. М., 1991.

61. Кащенко В. П. Педагогическая коррекция. М., 1992.

62. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама / Пер. с англ. М., 1986.

63. Кириченко Е. И. Психические особенности детей, страдающих болезнью Лит-тля. М., 1962.

64. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. М., 1979.

65. Ковалев В. В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. М., 1985.

66. Комарова Т. О. Формирование графических навыков у дошкольников. М., 1970.

67. Корнев А. Н. Нейропсихологические методы исследования // Психодиагно­стические методы в педиатрии и детской психоневрологии. СПб., 1991.

68. Куэ Э. Школа самонаблюдения путем сознательного (преднамеренного) само­внушения / Пер. с франц. Н. Новгород, 1929.

69. Лалаева Р. И. Нарушения речи у детей с ЗПР. СПб., 1992.

70. Лебединская К. С. Клинические варианты задержки психического развития // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1980. № 3.

71. Лебединская К. С. Основные вопросы клиники и систематики задержки пси­хического развития // Актуальные проблемы задержки психического разви­тия. М., 1982.

72. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. М., 1985.

73. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.

74. ЛомовБ. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.

75. Лубовский В. И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей // Дефектология. 1971. № 6,

76. Лубовский В. И. Психологические проблемы аномального развития у детей. М., 1989.

77. Лурия А. Р. Высшие корковые функции у человека и их нарушения при ло­кальных поражениях мозга. М., 1962.

78. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.

79. Лурия А. Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольника / Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. Изд-во АПН РСФСР. М., 1948.

80. Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: Искусство отношений. М., 1994.

81. Люблинская А. А. Детская психология. М., 1971.

82. МаанА. К. Сравнительная характеристика психологических факторов дезадап­тации у подростков Йемана и России. Дисс. канд. психол. наук. Л., 1995.

83. Мальцева Е. В. Особенности нарушений речи у детей с ЗПР // Дефектология.

1990. № 3.

84. Мамайчук И. И. Гаптическое и зрительное восприятие у детей при нарушени­ях интеллекта и моторики. Дисс. канд. психол. наук: 19.00.01. Л., 1978.

85. Мамайчук И. И. Динамика некоторых видов познавательной деятельности у дошкольников с церебральным параличом //Дефектология. 1976. № 3.

86. Мамайчук И. И. Нейропсихологическое исследование гностических процессов у детей с различными формами ДЦП // Невропатология и психиатрия. 1992. №4.

87. Мамайчук И. И. Психокоррекция детей и подростков с нарушениями в раз­витии. СПб., 1997.

88. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб., 2001.

89. Мамайчук И. И. Психологический анализ системы отношений в семьях дош­кольников и пути их коррекции // Вместе с семьей. СПб., 1996.

90. Мамайчук И. И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции. СПб., 2000.

91. Мамайчук И. И. Психолого-педагогическая помощь семье. Л., 1984.

92. Мамайчук И. И., Мендоса X. Учет психологических особенностей детей с ано­малиями верхних конечностей в процессе ортопедо-хирургического лечения / / Труды ЛНИДОИ им. Г. И. Турнера. Л., 1989.

93. Мамайчук И. И., Симонова Н. М. Нейропсихологическая коррекция школь­ников с резидуально-органической недостаточностью // Тезисы докладов Международной конференции памяти А. Р. Лурия. М., 1997.

94. Мамайчук И. И., Трошихина Е. Г. Особенности психической адаптации уча­щихся вспомогательных школ-интернатов //Дефектология. 1997. № 3.

95. Мамайчук И. И., Чавес С. Особенности семейного воспитания детей с цереб­ральным параличом / Труды ЛНИДОИ им. Г. И. Турнера. Л., 1992.

96. Мамайчук И. И. Психологическая подготовка детей с ортопедическими за­болеваниями к ортопедо-хирургическому лечению // Труды ЛНИДОИ им. Г. -И. Турнера. Л., 1987.

97. Мамайчук И. И. Психологические аспекты здоровья ребенка // Психологи­ческие и этические проблемы детства. СПб., 1990.

98. Мамайчук И. А. Экспертиза личности в судебно-следственной практике. СПб., Речь, 2002.

99. Марковская И. Ф. Задержка психического развития церебрально-органичес­кого генеза. Автореф. канд. дисс. М., 1982.

100. Марковская И. Ф. Нейропсихологическая характеристика детей с задержкой психического развития // Невропатология и психиатрия. 1977. № 12.

101. Мастюкова Е. М. О развитии познавательной деятельности детей с цереб­ральными параличами // Дефектология. 1973. № 6.

102. Мастюкова Е. М. Особенности психического развития детей, перенесших асфиксию при рождении // Невропатология и психиатрия. 1967. № 10.

103. Матвейчик 3. Родители и дети / Пер. с чеш. М., 1992.

104. Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. СПб., 1994.

105. Микадзе Ю. В., Корсакова Н. К. Нейропсихологическая диагностика и кор­рекция младших школьников. М., 1994.

106. Миланич Ю. М. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста. Канд. дисс. Л., 1998.

107. Мнухин С. С. О временных задержках, замедленнс^темпе умственного раз­вития и психическом инфантилизме у детей // Резидуальные нервно-психи­ческие расстройства у детей. Л., 1968.

08. Монтессори М. Метод,научной педагогики, применяемый к детскому воспи­танию в домах ребенка. История зарубежной дошкольной педагогики. Хрес­томатия. М., 1986.

109. Мустакас К. Игровая терапия. СПб., 2000.

110. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. Л., 1961.

111. Небылицин В. Д. Основные свойства нервной системы. М., 1966

112. Николаева В. В. Влияние хронической болезни на психику. М.: МГУ, 1987.

113. Никольская О. С. Проблемы обучения аутичных детей//Дефектология. 1995.

№2.

114. Никольская О. С, Баевская Е. Р. Психолого-педагогическая коррекция ран­него детского аутизма // Ранний детский аутизм. М.,1981.

115. Осипова А. А. Общая психокоррекция. М., 2000.

116. Павлий Т. Н. Некоторые подходы к изучению и коррекции эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития // Дефектология. 2000. № 4.

117. Певзнер М. С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1972. № 3.

118. Певзнер М. С. Клиническая характеристика психического инфантилизма у детей // Актуальные проблемы диагностики задержки психического разви­тия у детей. М., 1982.

119. Переслени Л. И. Особенности вероятностного прогнозирования у детей в норме и патологии // Вопросы психологии. 1976. № 2.

120. Переслени Л. И., Фокетова Т. А. Особенности познавательной деятельности младших школьников с недоразвитием речи и задержкой психического раз­вития // Дефектология. 1993. № 5.

121. Пиаже Ж. Избранные психологические труды М., 1969.

122. Платонов К. К. Занимательная психология. М., 1964.

123. Платонов К. К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986.

124. Поддъяков Н. Н. Способы сенсорного воспитания в процессе конструктив­ной деятельности // Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 1972.

125. Пратусевич Ю. М. Умственное утомление школьника. М.: Медицина, 1964.

126. Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И. В. Дубро­виной, А. Г. Рузской. М., 1990.

127. Психокоррекция: теория и практика / Под ред. Ю. С. Шевченко, В. П. Доб-риденя, О. Н. Усановой. М., 1995.

128. Пускаева Т. Д. Об изучении специфики структуры познавательной деятель­ности детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1980. № 3.

129. Пылаева Н. М., Ахутина Т. В. Школа внимания. Методика развития и кор­рекции внимания у детей 5-7 лет. Методическое пособие. М.: ИНТОР. 1997.

130. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1996.

131. Роджерс Н. Путь к целостности: человек-центрированная терапия на основе экспрессивных искусств // Вопросы психологии. 1995. № 1.

132. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2 т. М., 1989.

133. Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб., 1998.

134. Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология. Л., 1990.

135. СафадиХ. Клинико-психологические особенности умственной работоспособ­ности у неуспевающих школьников с задержкой психического развития. Дисс. канд. наук. СПб., 1997.

136. Сеген Э. Воспитание, гигиена и нравственное лечение умственно ненормаль­ных детей. СПб., 1903.

137. СеллиД. Очерки по психологии детства. М, 1901.

138. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М., 2000.

139. Семенова К. А., Мастюкова Е. М., Смуглин М. Я. Клиника и реабилитацион­ная терапия церебральных параличей. М., 1972.

140. Семенович А. В. Нейропсихологические синдромы отклоняющегося развития // Таврический журнал психиатрии. Т. 3. 1999. № 3.

141. Семенович А. В., Умрихин С. О. Пространственные представления при от­клоняющемся развитии. Методические рекомендации к нейропсихологичс-ской диагностике. М., 1998.

142. Симерницкая Э. Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. М., 1985.

143. Семья в психологической консультации. Опыт и проблемы психологическо­го консультирования / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М., 1989.

144. Спиваковская А. С. Нарушение игровой деятельности. М., 1980.

145. Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов. М.,1988.

146. Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. Т. 1, 1955; Т. 2, 1959; Т. 3. М., 1965.

147. Сухарева Г. Е. Лекции по психиатрии детского возраста. М., 1974.

148. Терехова Т. В. Изучение состояния работоспособности у детей дошкольного возраста // Экспериментальные исследования в патопсихологии / Отв. ред. А. А. Портнов. М., 1976.

149. Тржесоглава 3. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте. М., 1986.

150. Трошин П. Я. Сравнительная психология нормальных и ненормальных де­тей: В 2 т. СПб., 1916. Т. 1,2.

151. Ульенкова У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. М., 1990.

152. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. М., 1993.

153. Фрейд А., Фрейд 3. Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов / Пер. с англ. СПб., 1995.

154. Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1989.

155. Хейсерман Э. Потенциальные возможности психического развития нормаль­ного и аномального ребенка: Оценка интеллектуального, сенсорного И эмо­ционального развития. М., 1964.

156. Цзен Н. В., Пахомов Ю. М. Психотехнические игры. М., 1988.

157. Цыпина Н. А. Ошибки в чтении первоклассников с задержкой психического развития // Дефектология. 1972. № 5.

158. Шевченко С. Г. Особенности знаний и представлений о ближайшем окруже­нии у первоклассников с задержкой психического развития // Дефектология. 1974. №1.

159. Шевченко С. Н. Онтогенетически ориентированная психотерапия детей и под­ростков (на модели заикания) // Психокоррекция: теория и практика. М., 1995.

160. Шипицына Л. М. Нейропсихологический анализ высших психических функ­ций у детей с отклонениями в развитии // Тезисы докладов 1-ой Между на­родной конференции памяти А. Р. Лурия. М., 1997.

161. Шошин П. Б. Опознание простых изображений детьми с задержкой психи­ческого развития // Дефектология. 1972. №4.

162. Шульц Й. Аутогенная тренировка. М., 1985.

163. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкип В. В. Семейная психотерапия. Л., 1992.

164. ЭльконинД. Б. К проблеме периодизации психологического развития в детс­ком возрасте // Вопросы психологии. 1971. № 4.

165. Эльконин Д. Б. Психолого-педагогическая диагностика: проблемы и задачи // Психбдиагностика в школе. Таллин, 1980.

166. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / Под ред. В. В. Лебединского. М., 1990.

167. Adler A. What Life Should Mean to You. London, 1932.

168. Axline V. Play Therapy. Boston, 1947.

169. Bandura A. Principles of Behavior Modification. N.Y., 1969.

170. Bowlby J. The Making and Breaking of Affectional Bonds. London-New-York,

1986.

171. Campbell S. Cognitive Styles and Behavior Problems of Clinic Boys // Journal of abnormal Child Psychology. 1974. X» 2.

172. Chan J. M. Preparation for Procedures and Surgery though Play // Paediatrician. 1980. Vol. 9.

173. Erikson E. Child and Society. N.Y., 1963.

174. Freud A. The Rof Bodily Illness in Mental Life of Children // Psychoanalytical Study of the children. 1952, Vol. 7.

175. George R. L., Cristiani Т. С Counseling Theory and Practice. 3rd Ed, Englewood Chiffs. N. J. Prentice-Hall, 1990. '

176. Gezell A. The ontogenesis of Infant Behavior // Manual child psychology. New York, 1954.

177. Ginotl H. G. Between Parent and Children, N.Y., 1977.

178. Kipper D. Psychotherapy Through Clinical Role Playing. N.Y., 1986.

179. Klein M. Narrative of Child Analysis. New York, 1960.

180. Moreno J. L. Therapeutic Vehicles and Surplus Reality / Group. Psychotherapy. 1965. №18.

181. Peres J. Family Counseling Theory and Practice N.Y., 1979.

182. Rimon R., Belmaker R., Ebstein R. The psychology of Children with Rheumatic // Scand. Journal, of Rheumatology. 1977. Vol. 6.

183. Rogers С Client-Centered Therapy. Boston, Houghton, Miffin, 1951.

184. Schneider K. Therpist's personal maturity and therapeutic success. How strong is the link // The psychotherapy Patient. 1992. Vol. 8. № 3-4.

Ирина Ивановна МАМАЙЧУК,

Маргарита Николаевна ИЛЬИНА