Заключение
В заключение хочется выделить некоторые позитивные и негативные стороны психологических исследований задержки психического развития у детей.
Уже более сорока лет отечественные психологи и клиницисты рассматривают данную проблему. За эти годы в фундаментальных исследованиях психиатров, психологов и педагогов были определены основные направления изучения проблемы задержанного развития у детей, подчеркивалась роль комплексного подхода к ее анализу. На их основе создана система коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР, которая успешно функционирует уже более десяти лет.
К сожалению, на практике подавляющее большинство исследований детей с задержкой психического развития проводилось и проводится в рамках психолого-педагогического подхода. Недостаточно учитываются клинические формы ЗПР, динамика, возрастные особенности детей.
Значительное число работ посвящено психологической диагностике детей с ЗПР, где авторы подчеркивают недоразвитие психических процессов, свойств личности, эмоционально-волевой сферы.
Нередко психологическая диагностика с ориентацией на уровне-вые характеристики психических функций определяет дальнейшую судьбу ребенка, его обучение в специальном классе, школе и пр. Да и функции психолога в специализированном образовательном учреждении, в психолого-педагогическом центре, как правило, ограничены только диагностикой, в то время как психологической помощи детям с ЗПР, основанной на дифференцированном подходе к ребенку, фактически не уделяется должного внимания.
Сам процесс психологической диагностики детей с ЗПР необходимо переводить на качественно новый уровень, а именно: не останавливаться на констатации факта отставания (задержки), а осуществлять психологический анализ своеобразных проявлений ЗПР и исследование «зоны ближайшего развития» ребенка.
Но главным и наиболее перспективным, на наш взгляд, является разработка проблемы психологической помощи детям с ЗПР с учетом клинических и психолого-педагогических факторов. Только в процессе анализа доступной ребенку деятельности (игровой, учебной и пр.) психолог может дать адекватную прогностическую оценку особенностей развития познавательной сферы и личности ребенка. Правильно организованная психологическая помощь с соблюдением принципа единства диагностики и коррекции дает возможность психологу правильно оценить и разбудить в ребенке его потенциальные возможности.
Есть и еще один фактор, на который нельзя не обратить внимание. Это сам термин «задержка психического развития». К сожалению, этим термином широко пользуются и педагоги, и врачи, родители и социальные работники и пр. Нередко невропатолог или даже педиатр, осматривающий младенца в поликлинике, с легкостью пишет ему диагноз: «задержка психического развития». Впоследствии этот диагноз долго «преследует» ребенка, мешает ему при поступлении в детский сад, школу и т. д. Не нарушаем ли мы права ребенка бездумным апеллированием к этому термину? Нам есть над чем задуматься.
Хочется подчеркнуть также основные научно-практические аспекты проблемы задержки психического развития.
Перспективы психологии как фундаментальной науки, на наш взгляд, существенно зависят от дальнейшего психологического изучения нарушений развития, что дает возможность углубить наши представления о психологических механизмах процесса нормального развития.
Клинико-психолого-педагогическое исследование детей с ЗПР позволяет раскрыть роль биологических факторов в процессе развития ребенка, определить соотношение биологических и социальных факторов, детально рассмотреть микроэтапы в формировании психических процессов в онтогенезе, которые при нормальном развитии труднодоступны психологическому анализу из-за ускоренной интериоризации психических функций; глубже исследовать роль мотивационных факторов в процессе адаптации; проанализировать особенности формирования компенсаторных механизмов при парциальной недостаточности высших корковых функций; изучить мозговую организацию психических функций в детском возрасте, связь нейропсихологических симптомокомплексов с уровнем умственного развития ребенка.
Изучение особенностей развития детей с ЗПР, особенно психогенного генеза, позволит глубже раскрыть влияние ранней психической и эмоциональной депривации на развитие ребенка, на формирование дезадаптивных форм поведения. Особую актуальность приобретает проблема изучения общения у детей с задержанным развитием, анализ влияния индивидуально-типологических, личностных и средовых факторов на процесс межличностного взаимодействия и пр.
Изучить эти проблемы возможно только в процессе комплексного взаимодействия специалистов разных профилей, где психолог занимает центральную роль и умело сочетает клинико-психологический и психолого-педагогический подход к проблеме.
Эффективность психологической помощи детям с ЗПР зависит не только от профессионального уровня психолога, но и от уровня психологических знаний и умений педагогов, врачей и других специалистов, окружающих ребенка. Только в тесном профессиональном сотрудничестве возможно добиться успехов в умственном развитии ребенка, гармонизации его личности и помочь ему найти свое место в жизни.
Литература:
1. Абралюрич-Лехтман Р. Я. Психологическая помощь детям с церебральными параличами // Лечебная помощь детям с церебральными параличами: Труды НИИ им. Г. И. Турнера. Л., 1962.
2. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития / Под ред. К. С. Лебединской. М., 1982.
3. Алексеев А. В. Психомышечная тренировка // Руководство по психотерапии. Ташкент, 1985.
4. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.
5. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. М., 1975.
6. Ануфриева А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М., 1997.
7. Бадаяян Л. О., Журба Л. Т., Всеволожская Н. М. Руководство по неврологии раннего детского возраста. Киев, 1980.
8. Бадалян Л. О., Заваденко Н. Н., Успенская Т. Ю. Синдромы дефицита внимания у детей // Психопатология детского возраста: Хрестоматия. М, 2002.
9. Баженова О. В. Диагностика психического развития детей первого года жизни. М., 1986.
10. Барднер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. Кишинев; СПб., 1993.
11. Белопольская Н. Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. М., 1999.
12. Бехтерев В. М. Внушение и его роль в общественной жизни. СПб., 1908.
13. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. М., 1997.
14. Бпонский П. П. Возрастная педология. М., Л., 1930.
15. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
16. Бот О. С. Игры и упражнения для тренировки тонких движений пальцев рук у детей с задержкой речевого развития // Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. М., 1982.
17. Брусиловский Л. О. Музыкотерапия. Тбилиси, 1979.
18. Бурменская Г. В., Карабанова О. А., Лидере А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. М., 1990.
19. Вайзман Н. П. Психомоторика детей-олигофренов. М., 1976.
20. Варга А. Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших школьников в игровой группе // Семья в психологической консультации / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М., 1989.
21. Венгер Л. А. Восприятие и обучение. М.,1969.
22. Венгер Л. А. О способах зрительного восприятия формы предметов в раннем дошкольном возрасте // Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников. М., 1965.
23. Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. М., 1973.
24. Власова Т. А., Певзнер М. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. М.,
1967.
25. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков Под ред. Г. В. Бурменской, Е. И. Захаровой и др. М., 2003.
26. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М., 1956.
27. Выготский Л. С. Поли. собр. соч: В 6 т. М.: Педагогика., 1983-1984.
28. Выготский Л. С. Проблема развития ребенка в исследованиях Арнольда Ге-зелла / Предисловие к книге А. Гезелла Педология раннего детства. Госучпе-диздат., 1932.
29. Гаврилушкина О. П. Организация подготовительного периода к обучению умственно отсталых дошкольников изобразительной деятельности / Дефектология. 1975. № 3. С. 79-82.
30. Галияхметов Р. Р., Лих/парников А. Л. Выявление — прогноз — сопровождение. СПб., 1998.
31. Гальперин П. Я. Основные результаты исследования по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». М., 1965.
32. Гальперин П. Я., Кобыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. М., 1974.
33. Гарбузов В. И. Нервные дети: советы врача. М., 1990.
34. Гезелл А. Педология раннего детства. М.,1932.
35. Глезерман Т. Б. Мозговые дисфункции у детей. М., 1983.
36. Грабов А. Н. Очерки по олигофренопедагогике. М, 1961.
37. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лу-бовского, Н. А. Цыпиной. М., 1984
38. Дети с нарушением общения / Под. ред. К. С. Лебединской. М., 1989.
39. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987.
40. ДорфманЛ. Я. Исследование влияния музыки на психомоторику в связи с особенностями нейродинамики. Автореф. канд. дисс. Л., 1981.
41. Драпкин Б. 3. Лечебная педагогика при некоторых психических заболеваниях у детей // Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. М, 1979.
42. Дробинская А. О. Астенический синдром//Дефектология. 1997. № 6.
43. Егорова Т. В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. М., 1973.
44. Жаренкова Г. И. Действия детей с задержкой психического развития по образцу и словесной инструкции // Дефектология. 1972. № 4.
45. Журба Л. Г., Мастюкова Е. М. Нарушения психомоторного развития детей первого года жизни. М., 1981.
46. Заваденко Н. Н. Суворинова Н. Ю., Румянцева М. В. Гиперактивность с дефицитом внимания: факторы риска, возрастной диапазон, особенности диагностики //Дефектология. 2003. № 6.
47. Завьялов В. Ю. Музыкальная релаксационная терапия: Практическое руководство. Новосибирск, 1995.
48. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1986.
49. Запорожец А. В., Неверович Я. 3. К вопросу о генезисе функций и структуре эмоциональных процессов у ребенка // Вопросы психологии. 1974. № 6.
50. Захаров А. И. Как преодолеть страхи у детей. М., 1986.
51. Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. М., 1982.
52. Иванова А. Я. «Обучающий эксперимент» как показатель оценки умственного развития детей. Автореф. канд. дисс. М., 1969.
53. Ильина М. Н. Подготовка к школе (Развивающие упражнения и тесты). СПб., 1998.
54. Ильина М. Н. Развитие ребенка от первого дня жизни до шести лет. СПб., 2001.
55. Исаев Д. Н. Психосоматическая медицина детскогоАозраста. СПб., 1996.
56. Исурина Г. Л. Групповые методы психокоррекции и психотерапии // Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л., 1983.
57. Калижнюк Э. С. Задержка психического развития при детских церебральных параличах. М., 1983.
58. Калмыкова 3. И. Особенности генезиса продуктивного мышления детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1978. № 3.
59. Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка. Учебное пособие. М., 1997.
60. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. М., 1991.
61. Кащенко В. П. Педагогическая коррекция. М., 1992.
62. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама / Пер. с англ. М., 1986.
63. Кириченко Е. И. Психические особенности детей, страдающих болезнью Лит-тля. М., 1962.
64. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. М., 1979.
65. Ковалев В. В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. М., 1985.
66. Комарова Т. О. Формирование графических навыков у дошкольников. М., 1970.
67. Корнев А. Н. Нейропсихологические методы исследования // Психодиагностические методы в педиатрии и детской психоневрологии. СПб., 1991.
68. Куэ Э. Школа самонаблюдения путем сознательного (преднамеренного) самовнушения / Пер. с франц. Н. Новгород, 1929.
69. Лалаева Р. И. Нарушения речи у детей с ЗПР. СПб., 1992.
70. Лебединская К. С. Клинические варианты задержки психического развития // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1980. № 3.
71. Лебединская К. С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития // Актуальные проблемы задержки психического развития. М., 1982.
72. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. М., 1985.
73. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.
74. ЛомовБ. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
75. Лубовский В. И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей // Дефектология. 1971. № 6,
76. Лубовский В. И. Психологические проблемы аномального развития у детей. М., 1989.
77. Лурия А. Р. Высшие корковые функции у человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. М., 1962.
78. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.
79. Лурия А. Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольника / Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. Изд-во АПН РСФСР. М., 1948.
80. Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: Искусство отношений. М., 1994.
81. Люблинская А. А. Детская психология. М., 1971.
82. МаанА. К. Сравнительная характеристика психологических факторов дезадаптации у подростков Йемана и России. Дисс. канд. психол. наук. Л., 1995.
83. Мальцева Е. В. Особенности нарушений речи у детей с ЗПР // Дефектология.
1990. № 3.
84. Мамайчук И. И. Гаптическое и зрительное восприятие у детей при нарушениях интеллекта и моторики. Дисс. канд. психол. наук: 19.00.01. Л., 1978.
85. Мамайчук И. И. Динамика некоторых видов познавательной деятельности у дошкольников с церебральным параличом //Дефектология. 1976. № 3.
86. Мамайчук И. И. Нейропсихологическое исследование гностических процессов у детей с различными формами ДЦП // Невропатология и психиатрия. 1992. №4.
87. Мамайчук И. И. Психокоррекция детей и подростков с нарушениями в развитии. СПб., 1997.
88. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб., 2001.
89. Мамайчук И. И. Психологический анализ системы отношений в семьях дошкольников и пути их коррекции // Вместе с семьей. СПб., 1996.
90. Мамайчук И. И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции. СПб., 2000.
91. Мамайчук И. И. Психолого-педагогическая помощь семье. Л., 1984.
92. Мамайчук И. И., Мендоса X. Учет психологических особенностей детей с аномалиями верхних конечностей в процессе ортопедо-хирургического лечения / / Труды ЛНИДОИ им. Г. И. Турнера. Л., 1989.
93. Мамайчук И. И., Симонова Н. М. Нейропсихологическая коррекция школьников с резидуально-органической недостаточностью // Тезисы докладов Международной конференции памяти А. Р. Лурия. М., 1997.
94. Мамайчук И. И., Трошихина Е. Г. Особенности психической адаптации учащихся вспомогательных школ-интернатов //Дефектология. 1997. № 3.
95. Мамайчук И. И., Чавес С. Особенности семейного воспитания детей с церебральным параличом / Труды ЛНИДОИ им. Г. И. Турнера. Л., 1992.
96. Мамайчук И. И. Психологическая подготовка детей с ортопедическими заболеваниями к ортопедо-хирургическому лечению // Труды ЛНИДОИ им. Г. -И. Турнера. Л., 1987.
97. Мамайчук И. И. Психологические аспекты здоровья ребенка // Психологические и этические проблемы детства. СПб., 1990.
98. Мамайчук И. А. Экспертиза личности в судебно-следственной практике. СПб., Речь, 2002.
99. Марковская И. Ф. Задержка психического развития церебрально-органического генеза. Автореф. канд. дисс. М., 1982.
100. Марковская И. Ф. Нейропсихологическая характеристика детей с задержкой психического развития // Невропатология и психиатрия. 1977. № 12.
101. Мастюкова Е. М. О развитии познавательной деятельности детей с церебральными параличами // Дефектология. 1973. № 6.
102. Мастюкова Е. М. Особенности психического развития детей, перенесших асфиксию при рождении // Невропатология и психиатрия. 1967. № 10.
103. Матвейчик 3. Родители и дети / Пер. с чеш. М., 1992.
104. Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. СПб., 1994.
105. Микадзе Ю. В., Корсакова Н. К. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников. М., 1994.
106. Миланич Ю. М. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста. Канд. дисс. Л., 1998.
107. Мнухин С. С. О временных задержках, замедленнс^темпе умственного развития и психическом инфантилизме у детей // Резидуальные нервно-психические расстройства у детей. Л., 1968.
08. Монтессори М. Метод,научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в домах ребенка. История зарубежной дошкольной педагогики. Хрестоматия. М., 1986.
109. Мустакас К. Игровая терапия. СПб., 2000.
110. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. Л., 1961.
111. Небылицин В. Д. Основные свойства нервной системы. М., 1966
112. Николаева В. В. Влияние хронической болезни на психику. М.: МГУ, 1987.
113. Никольская О. С. Проблемы обучения аутичных детей//Дефектология. 1995.
№2.
114. Никольская О. С, Баевская Е. Р. Психолого-педагогическая коррекция раннего детского аутизма // Ранний детский аутизм. М.,1981.
115. Осипова А. А. Общая психокоррекция. М., 2000.
116. Павлий Т. Н. Некоторые подходы к изучению и коррекции эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития // Дефектология. 2000. № 4.
117. Певзнер М. С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1972. № 3.
118. Певзнер М. С. Клиническая характеристика психического инфантилизма у детей // Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития у детей. М., 1982.
119. Переслени Л. И. Особенности вероятностного прогнозирования у детей в норме и патологии // Вопросы психологии. 1976. № 2.
120. Переслени Л. И., Фокетова Т. А. Особенности познавательной деятельности младших школьников с недоразвитием речи и задержкой психического развития // Дефектология. 1993. № 5.
121. Пиаже Ж. Избранные психологические труды М., 1969.
122. Платонов К. К. Занимательная психология. М., 1964.
123. Платонов К. К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986.
124. Поддъяков Н. Н. Способы сенсорного воспитания в процессе конструктивной деятельности // Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 1972.
125. Пратусевич Ю. М. Умственное утомление школьника. М.: Медицина, 1964.
126. Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской. М., 1990.
127. Психокоррекция: теория и практика / Под ред. Ю. С. Шевченко, В. П. Доб-риденя, О. Н. Усановой. М., 1995.
128. Пускаева Т. Д. Об изучении специфики структуры познавательной деятельности детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1980. № 3.
129. Пылаева Н. М., Ахутина Т. В. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет. Методическое пособие. М.: ИНТОР. 1997.
130. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1996.
131. Роджерс Н. Путь к целостности: человек-центрированная терапия на основе экспрессивных искусств // Вопросы психологии. 1995. № 1.
132. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2 т. М., 1989.
133. Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб., 1998.
134. Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология. Л., 1990.
135. СафадиХ. Клинико-психологические особенности умственной работоспособности у неуспевающих школьников с задержкой психического развития. Дисс. канд. наук. СПб., 1997.
136. Сеген Э. Воспитание, гигиена и нравственное лечение умственно ненормальных детей. СПб., 1903.
137. СеллиД. Очерки по психологии детства. М, 1901.
138. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М., 2000.
139. Семенова К. А., Мастюкова Е. М., Смуглин М. Я. Клиника и реабилитационная терапия церебральных параличей. М., 1972.
140. Семенович А. В. Нейропсихологические синдромы отклоняющегося развития // Таврический журнал психиатрии. Т. 3. 1999. № 3.
141. Семенович А. В., Умрихин С. О. Пространственные представления при отклоняющемся развитии. Методические рекомендации к нейропсихологичс-ской диагностике. М., 1998.
142. Симерницкая Э. Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. М., 1985.
143. Семья в психологической консультации. Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М., 1989.
144. Спиваковская А. С. Нарушение игровой деятельности. М., 1980.
145. Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов. М.,1988.
146. Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. Т. 1, 1955; Т. 2, 1959; Т. 3. М., 1965.
147. Сухарева Г. Е. Лекции по психиатрии детского возраста. М., 1974.
148. Терехова Т. В. Изучение состояния работоспособности у детей дошкольного возраста // Экспериментальные исследования в патопсихологии / Отв. ред. А. А. Портнов. М., 1976.
149. Тржесоглава 3. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте. М., 1986.
150. Трошин П. Я. Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей: В 2 т. СПб., 1916. Т. 1,2.
151. Ульенкова У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. М., 1990.
152. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. М., 1993.
153. Фрейд А., Фрейд 3. Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов / Пер. с англ. СПб., 1995.
154. Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1989.
155. Хейсерман Э. Потенциальные возможности психического развития нормального и аномального ребенка: Оценка интеллектуального, сенсорного И эмоционального развития. М., 1964.
156. Цзен Н. В., Пахомов Ю. М. Психотехнические игры. М., 1988.
157. Цыпина Н. А. Ошибки в чтении первоклассников с задержкой психического развития // Дефектология. 1972. № 5.
158. Шевченко С. Г. Особенности знаний и представлений о ближайшем окружении у первоклассников с задержкой психического развития // Дефектология. 1974. №1.
159. Шевченко С. Н. Онтогенетически ориентированная психотерапия детей и подростков (на модели заикания) // Психокоррекция: теория и практика. М., 1995.
160. Шипицына Л. М. Нейропсихологический анализ высших психических функций у детей с отклонениями в развитии // Тезисы докладов 1-ой Между народной конференции памяти А. Р. Лурия. М., 1997.
161. Шошин П. Б. Опознание простых изображений детьми с задержкой психического развития // Дефектология. 1972. №4.
162. Шульц Й. Аутогенная тренировка. М., 1985.
163. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкип В. В. Семейная психотерапия. Л., 1992.
164. ЭльконинД. Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. № 4.
165. Эльконин Д. Б. Психолого-педагогическая диагностика: проблемы и задачи // Психбдиагностика в школе. Таллин, 1980.
166. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / Под ред. В. В. Лебединского. М., 1990.
167. Adler A. What Life Should Mean to You. London, 1932.
168. Axline V. Play Therapy. Boston, 1947.
169. Bandura A. Principles of Behavior Modification. N.Y., 1969.
170. Bowlby J. The Making and Breaking of Affectional Bonds. London-New-York,
1986.
171. Campbell S. Cognitive Styles and Behavior Problems of Clinic Boys // Journal of abnormal Child Psychology. 1974. X» 2.
172. Chan J. M. Preparation for Procedures and Surgery though Play // Paediatrician. 1980. Vol. 9.
173. Erikson E. Child and Society. N.Y., 1963.
174. Freud A. The Rof Bodily Illness in Mental Life of Children // Psychoanalytical Study of the children. 1952, Vol. 7.
175. George R. L., Cristiani Т. С Counseling Theory and Practice. 3rd Ed, Englewood Chiffs. N. J. Prentice-Hall, 1990. '
176. Gezell A. The ontogenesis of Infant Behavior // Manual child psychology. New York, 1954.
177. Ginotl H. G. Between Parent and Children, N.Y., 1977.
178. Kipper D. Psychotherapy Through Clinical Role Playing. N.Y., 1986.
179. Klein M. Narrative of Child Analysis. New York, 1960.
180. Moreno J. L. Therapeutic Vehicles and Surplus Reality / Group. Psychotherapy. 1965. №18.
181. Peres J. Family Counseling Theory and Practice N.Y., 1979.
182. Rimon R., Belmaker R., Ebstein R. The psychology of Children with Rheumatic // Scand. Journal, of Rheumatology. 1977. Vol. 6.
183. Rogers С Client-Centered Therapy. Boston, Houghton, Miffin, 1951.
184. Schneider K. Therpist's personal maturity and therapeutic success. How strong is the link // The psychotherapy Patient. 1992. Vol. 8. № 3-4.
Ирина Ивановна МАМАЙЧУК,
Маргарита Николаевна ИЛЬИНА
- Глава 1. Теоретические, методологические и методические проблемы психологической помощи детям..................................................................................5
- Глава 2. Клинико-психологические особенности детей с задержкой психического развития................................................................................................54
- Глава 3. Возрастные особенности детей с зпр (динамика развития, психологические критерии).........................................................................................................94
- Глава 4. Психологическая помощь детям с задержкой психического развития...... 163
- Глава 1
- 1.2. Основные направления психологической помощи детям с проблемами в развитии
- 1.3. Психологическое консультирование
- 1.4. Психологическая коррекция в системе психологической помощи детям
- 1.5. Психологическое сопровождение
- 1.6. Психологическая поддержка
- Глава 2 клинико-психологические особенности детей с задержкой психического развития
- Клинические характеристики психического развития
- Классификация форм пограничных форм интеллектуальной недостаточности по в. В. Ковалеву
- 2.2. Клинико-психологические характеристики детей с конституциональной формой задержки психического развития
- 2.3. Клинико-психологические характеристики детей с соматогенной формой зпр
- 2.4. Психогенная форма задержки психического развития
- 2.5. Клинико-психологические характеристики детей с зпр церебрально-органического генеза
- Психологические параметры задержки психического развития
- Глава 3 возрастные особенности детей с зпр (динамика развития, психологические критерии)
- 3.1. Возрастная динамика развития детей с зпр на первом году жизни
- Психическое развитие детей первого года жизни
- Особенности развития ощущений у здорового младенца
- Психомоторное развитие
- Особенности развития предметно-практических действий у здоровых детей
- Особенности произвольной активности у младенцев
- Особенности эмоциональных проявлений
- Психологическая диагностика детей первого года жизни Особенности психического развития детей с большим риском зпр на первом году жизни
- Показатели нервно-психического развития у младенцев с задержкой психического развития разной степени тяжести
- 3.2. Особенности психического развития детей с зпр в преддошкольном возрасте психическое развитие детей второго года жизни
- Психологическая диагностика детей второго года жизни
- Психологическая диагностика детей от 12 до 15 месяцев.
- Психологическая диагностика детей от пятнадцати до восемнадцати месяцев
- Психическое развитие ребенка третьего года жизни
- Психологическая диагностика детей третьего года жизни
- Психологическая диагностика детей от двух до двух с половиной лет
- Психологическая диагностика детей от двух с половиной до трех лет
- Показатели психического развития здоровых детей и детей с зпр в возрасте четырех лет
- Показатели психического развития детей пятилетнего возраста
- Показатели психического развития детей шести лет
- Показатели психического развития детей седьмого года жизни
- 3.4. Психологические особенности детей с зпр младшего школьного возраста
- Психологический диагноз трудностей обучения у младших школьников с зпр
- Психологический диагноз трудностей в обучении у детей с зпр первой группы
- Глава 4 психологическая помощь детям с задержкой психического развития
- 4.1. Коррекционно-развивающие занятия с детьми первого года жизни
- Основные направления игр-занятий с детьми с зпр первого года:
- Упражнения для развития сенсомоторной сферы ребенка первого года жизни
- Упражнения для развития сенсомоторной и речевой сфер ребенка
- Упражнения для развития психомоторики
- Развитие эмоциональной сферы и общения
- Народные игры и потешки для развития психоэмоциональной сферы ребенка первого года жизни
- 1. «Идет коза рогатая»
- 2. «Ладушки-ладушки»
- 3. Другой вариант игры «Ладушки»
- 4. «Сорока-белобока»
- 5. «Пальчики в лесу»
- 6. «Этот пальчик - я»
- 4. 2. Основные направления психологической помощи детям преддошкольного возраста и психокоррекционные технологии
- Упражнения на развитие сенсорных способностей Упражнения с пирамидкой
- Упражнения с предметами разного цвета
- Упражнение на цветовое различение (если ребенок не различает цвета)
- Упражнение на различение цветов (рисование карандашами и красками разного цвета)
- Упражнение на дифференцировку величины и формы (две пирамидки)
- Упражнения с длинной и короткой лентой
- Игра «Спрячь шарики»
- Развитие предметно-практических манипуляций
- Система игр-занятий с предметами-орудиями
- Развитие тонкой моторики Рисование карандашами
- Рисование красками
- Лепка из пластилина
- Упражнения для развития тонкой моторики пальцев и творческих способностей Рисование
- Рисуем красками
- Вырезание
- Упражнения с бусинками
- Упражнения и игры на развитие познавательной и речевой активности
- Формирование игровой деятельности Игры с куклой
- Ролевые игры
- Упражнения на развитие внимания и памяти
- Упражнения с разрезными картинками
- 4.3. Основные направления психологической коррекции дошкольников с зпр
- Конструирование
- Рисование
- К0ррекци0нн0-развивающие упражнения для детей четвертого и пятого года жизни Упражнения на цветовое различение
- Упражнения на количественные различения
- Упражнения на определение времени по часам
- Упражнения на развитие внимания и восприятия
- Упражнения на развитие тактильной чувствительности
- Упражнения для развития восприятия, мышления, тонкой моторики
- Рисование красками
- Лепка и аппликация
- Сюжетные игры
- Упражнения и развивающие игры для ребенка шестого года жизни Упражнения на развитие внимания
- Упражнения на развитие восприятия
- Упражнения на развитие мышления
- Игры, развивающие мышление и сообразительность
- Упражнения на развитие памяти
- Упражнения на развитие воображения и творческих способностей
- Упражнения на развитие произвольной сферы
- Упражнения и игры для развития тонкой моторики пальцев рук
- Комплекс № 2 (рисуночный)
- Комплекс № 3 Игры для развития тонкой моторики пальцев рук
- 4.4. Психологическая коррекция гностических процессов у младших школьников с задержкой психического развития
- Коррекция внимания у детей методом поэтапного формирования умственных действий
- Психотехники, направленные на увеличение объема внимания
- Упражнения по формированию объема внимания на цифровом материале
- Распределение внимания
- Переключение внимания
- Психологическая коррекция памяти у детей с зпр
- Развитие логических приемов запоминания
- Часть I. Обучение созданию мнемических опор.
- Психологическая коррекция мыслительных операций у детей с зпр
- Нейропсихологическая коррекция детей с задержкой психического развития
- 4.5. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей с задержкой психического развития
- Динамика групповой психокоррекции детей с задержкой психического развития
- 4.6. Психокоррекционные технологии для детей с зпр
- Заключение
- Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития
- 199004, Санкт-Петербург, ул. Шевченко, 3 (лит. «м»), пом. I тел. (812) 323-76-70, 323-90-