logo
МАМАЙЧУК - копия

Рисование

Параллельно с обучением конструированию целесообразно проводить обучение рисованию, также в четыре этапа.

Для успешного овладения изобразительной деятельностью, в частности рисованием, необходимо развитие у ребенка целого ряда способностей, среди которых важное место занимают сенсорные функции, а именно зрительное и осязательное восприятия предметов.

Правильно изобразить предмет ребенок может только тогда когда представляет его себе, когда владеет комплексом движений которые позволяют ему передать форму предмета и его другие особенности Эти два процесса тесно связаны между собой, и развитие способности толь ко в одной области не обеспечивает успешного овладения графической деятельностью.

Опыт нашей работы показал, что у детей с ЗПР церебрально-органического генеза трудности овладения рисованием обусловлены главным образом несформированностью их восприятия. Поэтому для правильного формирования графической деятельности необходимо во-первых, совершенствование целенаправленного аналитико- синтетического восприятия у ребенка; во-вторых, совершенствование графических движений, направленных на воспроизведение пространственных и метрических признаков предметов (И. И. Мамайчук, 1978).

На занятиях по конструированию дети достаточно интенсивно обучаются зрительному анализу и синтезу предметов, поэтому основной акцент на первых этапах занятий по рисованию рекомендуется делать на формирование графических движений.

На первом этапе дети обучаются элементарным графическим движениям в вертикальном и в горизонтальном направлениях по опорным точкам.

Задания

1) Рисование «ниточек» по опорным точкам в вертикальном на­правлении (рисование разноцветных коротких и длинных отрезков)

2) Рисование «дорожки» по опорным точкам в горизонтальном на­правлении (короткие, длинные отрезки)

3) Рисование геометрических фигур по опорным точкам: квадрат треугольник, ромб и др.

4) Рисование дома с забором и деревом по опорным точкам.

Методические требования к занятиям первого этапа

Опорные точки наносятся на бумагу до занятия

Психолог показывает ребенку, как правильно держать карандаш, располагать руку в процессе рисования, обращаете внимание на положение руки и карандаша в ней во время первых занятий.

Занятия по рисованию рекомендуется проводить в небольшой груп­пе (по 2-3 человека).

Продолжительность и количество занятий рекомендуется варьиро­вать в зависимости от динамики формирования графических умений у ребенка.

Полезно поощрять ребенка за успешное выполнение заданий оцен­кой в виде звездочек, нарисованных педагогом около детского рисунка.

После того как дети овладели элементарными изобразительными движениями, рекомендуется формировать у них изобразительные дви­жения последующим параметрам: скорости, направлению, темпу, ам­плитуде.

На втором этапе занятий дети обучаются произвольному управле­нию графических движений с помощью специально разработанной нами методике (И. И. Мамайчук, 1989).

Материал: альбом для рисования, утолщенные граненые каранда­ши, трафареты, изготовленные из пенопласта или картона, изобража­ющие геометрические фигуры и фигуры животных.

Задания

1) Рисование и окраска по трафаретам квадрата и прямоугольника.

2) Рисование и окраска по трафаретам круга и овала.

3) Рисование и окраска по трафаретам треугольника и ромба.

4) Рисование и окраска по трафаретам флажков, неопределенных фигур разной величины.

5) Рисование и окраска по трафаретам фигур животных.

Методические требования к занятиям второго этапа

Психолог показывает ребенку, как укреплять трафарет и обводить кон­тур фигуры. При обведении контура фигуры движения должны быть мед­ленными, а при закрашивании быстрыми и размашистыми. Во время выполнения заданий необходимо строго следить за осанкой ребенка.

Окраску необходимо проводить в соответствии с формой фигуры. Например, круг необходимо закрашивать круговыми движениями, квадрат — прямыми линиями, а треугольник — наклонными. Кроме того, обязательно научить ребенка произвольно регулировать силу нажима.

Перед началом рисования предварительно совместно с ребенком проводится анализ фигуры трафарета. Ребенок учится обводить его контуры указательным пальцем. В процессе занятия должна быть задействована в работе и вторая рука — для удерживания трафарета на листе бумаги.

После того как дети овладевают элементарными графическими дви­жениями, научаются произвольно регулировать их в зависимости от формы изображаемого предмета, рекомендуется переходить к третье­му этапу — к рисованию предметов с натуры. На данном этапе обуче­ния ребенок должен широко использовать графические умения, при­обретенные в процессе рисования предметов на предыдущих занятиях.

Материал: альбом для рисования, цветные карандаши, плоские гео­метрические фигуры, разделенные на несколько частей, объемные фигуры, разделенные на части (катушка, яйцо, пирамидка и пр.).

Задания

1) Рисование «дорожки», предварительно построенной ребенком из кирпичиков разного цвета.

2) Рисование квадрата, треугольника и прямоугольника, предвари­тельно построенного из палочек одинаковой величины.

3) Рисование геометрических фигур, предварительно составленных из частей.

4) Рисование «домиков», предварительно сложенных из геометри­ческих фигур.

5) Рисование разноцветных «воротиков» (одноярусных, двухярус­ных), предварительно сконструированных из блоков разной ве­личины.

Методические требования к занятиям третьего этапа

На третьем этапе перед началом рисования педагог совместно с ребенком обследует образцы и предлагает ему сконструировать их из готовых блоков. Например, при рисовании катушки ребенок склады­вает целую фигуру из двух частей, обследует ее и после этого присту­пает к рисованию. При выполнении задания следует сопоставлять изображенный ребенком предмет с образцом.

Занятия этого этапа рекомендуется проводить с ребенком индиви­дуально. Если ребенок испытывает затруднения в процессе конструи­рования предметов, рекомендуется напомнить ему приемы конструи­рования.

Продолжительность занятий зависит от индивидуальных особен­ностей ребенка.

На четвертом этапе продолжается обучение детей изображению предметов с натуры, а также включаются занятия по изображению предметов по замыслу и представлению. На данном этапе дети обуча­ются выделять в своих рисунках пространственные характеристики предметов: форму, величину, направление, как после зрительного, так и после осязательного их обследования.

Материал: цветные карандаши, альбом для рисования. Предметы одинаковой фактуры (из дерева): куб, пирамидка, матрешка, груша и пр. Пластмассовые бусы на ниточке, пластмассовые модели яблока, банана, огурца и пр.

Задания

1) Рисование яблока, груши с натуры с предварительным их обсле­дованием с помощью зрения и осязания.

2) Рисование бус на ниточке после осязательно-зрительного вос­приятия.

3) Рисование катушки, пирамидки после осязательного и зритель­ного восприятия.

4) Рисование куба, шара после осязательного восприятия.

Методические требования к занятиям четвертого этапа

Психолог предлагает ребенку сначала ощупать фигуру, словесно описать ее, а затем нарисовать. В случае затруднения называния фигу­ры рекомендуется обследовать ее зрительно и затем приступать к ри­сованию.

Обязательно предлагать задания в указанной выше последователь­ности.

Занятия рекомендуется проводить в небольшой группе из 3—4 че­ловек.

Следует добиваться, чтобы дети в процессе осязательного и зрительного восприятия образцов проводили тщательный их анализ, называли их существенные признаки.

Обязательно перед началом рисования предложить детям вопрос извести форму фигуры движением руки. В процессе рисования можно напомнить детям, как нужно закрашивать рисунок с помощью гори­зонтальных, вертикальных, круговых линий.

В конце занятий полезно сопоставлять совместно с ребенком eго рисунки с образцом.

Проведение четырех этапов обучающих занятий по конструирова­нию и рисованию не исчерпывает всего комплекса психолого-педагогической коррекции. Если дети успешно овладевают конструктивны ми и графическими умениями, то в дальнейшем рекомендуется продолжить обучение их рисованию и конструированию по программе детского сада.