Рисование
Параллельно с обучением конструированию целесообразно проводить обучение рисованию, также в четыре этапа.
Для успешного овладения изобразительной деятельностью, в частности рисованием, необходимо развитие у ребенка целого ряда способностей, среди которых важное место занимают сенсорные функции, а именно зрительное и осязательное восприятия предметов.
Правильно изобразить предмет ребенок может только тогда когда представляет его себе, когда владеет комплексом движений которые позволяют ему передать форму предмета и его другие особенности Эти два процесса тесно связаны между собой, и развитие способности толь ко в одной области не обеспечивает успешного овладения графической деятельностью.
Опыт нашей работы показал, что у детей с ЗПР церебрально-органического генеза трудности овладения рисованием обусловлены главным образом несформированностью их восприятия. Поэтому для правильного формирования графической деятельности необходимо во-первых, совершенствование целенаправленного аналитико- синтетического восприятия у ребенка; во-вторых, совершенствование графических движений, направленных на воспроизведение пространственных и метрических признаков предметов (И. И. Мамайчук, 1978).
На занятиях по конструированию дети достаточно интенсивно обучаются зрительному анализу и синтезу предметов, поэтому основной акцент на первых этапах занятий по рисованию рекомендуется делать на формирование графических движений.
На первом этапе дети обучаются элементарным графическим движениям в вертикальном и в горизонтальном направлениях по опорным точкам.
Задания
1) Рисование «ниточек» по опорным точкам в вертикальном направлении (рисование разноцветных коротких и длинных отрезков)
2) Рисование «дорожки» по опорным точкам в горизонтальном направлении (короткие, длинные отрезки)
3) Рисование геометрических фигур по опорным точкам: квадрат треугольник, ромб и др.
4) Рисование дома с забором и деревом по опорным точкам.
Методические требования к занятиям первого этапа
Опорные точки наносятся на бумагу до занятия
Психолог показывает ребенку, как правильно держать карандаш, располагать руку в процессе рисования, обращаете внимание на положение руки и карандаша в ней во время первых занятий.
Занятия по рисованию рекомендуется проводить в небольшой группе (по 2-3 человека).
Продолжительность и количество занятий рекомендуется варьировать в зависимости от динамики формирования графических умений у ребенка.
Полезно поощрять ребенка за успешное выполнение заданий оценкой в виде звездочек, нарисованных педагогом около детского рисунка.
После того как дети овладели элементарными изобразительными движениями, рекомендуется формировать у них изобразительные движения последующим параметрам: скорости, направлению, темпу, амплитуде.
На втором этапе занятий дети обучаются произвольному управлению графических движений с помощью специально разработанной нами методике (И. И. Мамайчук, 1989).
Материал: альбом для рисования, утолщенные граненые карандаши, трафареты, изготовленные из пенопласта или картона, изображающие геометрические фигуры и фигуры животных.
Задания
1) Рисование и окраска по трафаретам квадрата и прямоугольника.
2) Рисование и окраска по трафаретам круга и овала.
3) Рисование и окраска по трафаретам треугольника и ромба.
4) Рисование и окраска по трафаретам флажков, неопределенных фигур разной величины.
5) Рисование и окраска по трафаретам фигур животных.
Методические требования к занятиям второго этапа
Психолог показывает ребенку, как укреплять трафарет и обводить контур фигуры. При обведении контура фигуры движения должны быть медленными, а при закрашивании быстрыми и размашистыми. Во время выполнения заданий необходимо строго следить за осанкой ребенка.
Окраску необходимо проводить в соответствии с формой фигуры. Например, круг необходимо закрашивать круговыми движениями, квадрат — прямыми линиями, а треугольник — наклонными. Кроме того, обязательно научить ребенка произвольно регулировать силу нажима.
Перед началом рисования предварительно совместно с ребенком проводится анализ фигуры трафарета. Ребенок учится обводить его контуры указательным пальцем. В процессе занятия должна быть задействована в работе и вторая рука — для удерживания трафарета на листе бумаги.
После того как дети овладевают элементарными графическими движениями, научаются произвольно регулировать их в зависимости от формы изображаемого предмета, рекомендуется переходить к третьему этапу — к рисованию предметов с натуры. На данном этапе обучения ребенок должен широко использовать графические умения, приобретенные в процессе рисования предметов на предыдущих занятиях.
Материал: альбом для рисования, цветные карандаши, плоские геометрические фигуры, разделенные на несколько частей, объемные фигуры, разделенные на части (катушка, яйцо, пирамидка и пр.).
Задания
1) Рисование «дорожки», предварительно построенной ребенком из кирпичиков разного цвета.
2) Рисование квадрата, треугольника и прямоугольника, предварительно построенного из палочек одинаковой величины.
3) Рисование геометрических фигур, предварительно составленных из частей.
4) Рисование «домиков», предварительно сложенных из геометрических фигур.
5) Рисование разноцветных «воротиков» (одноярусных, двухярусных), предварительно сконструированных из блоков разной величины.
Методические требования к занятиям третьего этапа
На третьем этапе перед началом рисования педагог совместно с ребенком обследует образцы и предлагает ему сконструировать их из готовых блоков. Например, при рисовании катушки ребенок складывает целую фигуру из двух частей, обследует ее и после этого приступает к рисованию. При выполнении задания следует сопоставлять изображенный ребенком предмет с образцом.
Занятия этого этапа рекомендуется проводить с ребенком индивидуально. Если ребенок испытывает затруднения в процессе конструирования предметов, рекомендуется напомнить ему приемы конструирования.
Продолжительность занятий зависит от индивидуальных особенностей ребенка.
На четвертом этапе продолжается обучение детей изображению предметов с натуры, а также включаются занятия по изображению предметов по замыслу и представлению. На данном этапе дети обучаются выделять в своих рисунках пространственные характеристики предметов: форму, величину, направление, как после зрительного, так и после осязательного их обследования.
Материал: цветные карандаши, альбом для рисования. Предметы одинаковой фактуры (из дерева): куб, пирамидка, матрешка, груша и пр. Пластмассовые бусы на ниточке, пластмассовые модели яблока, банана, огурца и пр.
Задания
1) Рисование яблока, груши с натуры с предварительным их обследованием с помощью зрения и осязания.
2) Рисование бус на ниточке после осязательно-зрительного восприятия.
3) Рисование катушки, пирамидки после осязательного и зрительного восприятия.
4) Рисование куба, шара после осязательного восприятия.
Методические требования к занятиям четвертого этапа
Психолог предлагает ребенку сначала ощупать фигуру, словесно описать ее, а затем нарисовать. В случае затруднения называния фигуры рекомендуется обследовать ее зрительно и затем приступать к рисованию.
Обязательно предлагать задания в указанной выше последовательности.
Занятия рекомендуется проводить в небольшой группе из 3—4 человек.
Следует добиваться, чтобы дети в процессе осязательного и зрительного восприятия образцов проводили тщательный их анализ, называли их существенные признаки.
Обязательно перед началом рисования предложить детям вопрос извести форму фигуры движением руки. В процессе рисования можно напомнить детям, как нужно закрашивать рисунок с помощью горизонтальных, вертикальных, круговых линий.
В конце занятий полезно сопоставлять совместно с ребенком eго рисунки с образцом.
Проведение четырех этапов обучающих занятий по конструированию и рисованию не исчерпывает всего комплекса психолого-педагогической коррекции. Если дети успешно овладевают конструктивны ми и графическими умениями, то в дальнейшем рекомендуется продолжить обучение их рисованию и конструированию по программе детского сада.
- Глава 1. Теоретические, методологические и методические проблемы психологической помощи детям..................................................................................5
- Глава 2. Клинико-психологические особенности детей с задержкой психического развития................................................................................................54
- Глава 3. Возрастные особенности детей с зпр (динамика развития, психологические критерии).........................................................................................................94
- Глава 4. Психологическая помощь детям с задержкой психического развития...... 163
- Глава 1
- 1.2. Основные направления психологической помощи детям с проблемами в развитии
- 1.3. Психологическое консультирование
- 1.4. Психологическая коррекция в системе психологической помощи детям
- 1.5. Психологическое сопровождение
- 1.6. Психологическая поддержка
- Глава 2 клинико-психологические особенности детей с задержкой психического развития
- Клинические характеристики психического развития
- Классификация форм пограничных форм интеллектуальной недостаточности по в. В. Ковалеву
- 2.2. Клинико-психологические характеристики детей с конституциональной формой задержки психического развития
- 2.3. Клинико-психологические характеристики детей с соматогенной формой зпр
- 2.4. Психогенная форма задержки психического развития
- 2.5. Клинико-психологические характеристики детей с зпр церебрально-органического генеза
- Психологические параметры задержки психического развития
- Глава 3 возрастные особенности детей с зпр (динамика развития, психологические критерии)
- 3.1. Возрастная динамика развития детей с зпр на первом году жизни
- Психическое развитие детей первого года жизни
- Особенности развития ощущений у здорового младенца
- Психомоторное развитие
- Особенности развития предметно-практических действий у здоровых детей
- Особенности произвольной активности у младенцев
- Особенности эмоциональных проявлений
- Психологическая диагностика детей первого года жизни Особенности психического развития детей с большим риском зпр на первом году жизни
- Показатели нервно-психического развития у младенцев с задержкой психического развития разной степени тяжести
- 3.2. Особенности психического развития детей с зпр в преддошкольном возрасте психическое развитие детей второго года жизни
- Психологическая диагностика детей второго года жизни
- Психологическая диагностика детей от 12 до 15 месяцев.
- Психологическая диагностика детей от пятнадцати до восемнадцати месяцев
- Психическое развитие ребенка третьего года жизни
- Психологическая диагностика детей третьего года жизни
- Психологическая диагностика детей от двух до двух с половиной лет
- Психологическая диагностика детей от двух с половиной до трех лет
- Показатели психического развития здоровых детей и детей с зпр в возрасте четырех лет
- Показатели психического развития детей пятилетнего возраста
- Показатели психического развития детей шести лет
- Показатели психического развития детей седьмого года жизни
- 3.4. Психологические особенности детей с зпр младшего школьного возраста
- Психологический диагноз трудностей обучения у младших школьников с зпр
- Психологический диагноз трудностей в обучении у детей с зпр первой группы
- Глава 4 психологическая помощь детям с задержкой психического развития
- 4.1. Коррекционно-развивающие занятия с детьми первого года жизни
- Основные направления игр-занятий с детьми с зпр первого года:
- Упражнения для развития сенсомоторной сферы ребенка первого года жизни
- Упражнения для развития сенсомоторной и речевой сфер ребенка
- Упражнения для развития психомоторики
- Развитие эмоциональной сферы и общения
- Народные игры и потешки для развития психоэмоциональной сферы ребенка первого года жизни
- 1. «Идет коза рогатая»
- 2. «Ладушки-ладушки»
- 3. Другой вариант игры «Ладушки»
- 4. «Сорока-белобока»
- 5. «Пальчики в лесу»
- 6. «Этот пальчик - я»
- 4. 2. Основные направления психологической помощи детям преддошкольного возраста и психокоррекционные технологии
- Упражнения на развитие сенсорных способностей Упражнения с пирамидкой
- Упражнения с предметами разного цвета
- Упражнение на цветовое различение (если ребенок не различает цвета)
- Упражнение на различение цветов (рисование карандашами и красками разного цвета)
- Упражнение на дифференцировку величины и формы (две пирамидки)
- Упражнения с длинной и короткой лентой
- Игра «Спрячь шарики»
- Развитие предметно-практических манипуляций
- Система игр-занятий с предметами-орудиями
- Развитие тонкой моторики Рисование карандашами
- Рисование красками
- Лепка из пластилина
- Упражнения для развития тонкой моторики пальцев и творческих способностей Рисование
- Рисуем красками
- Вырезание
- Упражнения с бусинками
- Упражнения и игры на развитие познавательной и речевой активности
- Формирование игровой деятельности Игры с куклой
- Ролевые игры
- Упражнения на развитие внимания и памяти
- Упражнения с разрезными картинками
- 4.3. Основные направления психологической коррекции дошкольников с зпр
- Конструирование
- Рисование
- К0ррекци0нн0-развивающие упражнения для детей четвертого и пятого года жизни Упражнения на цветовое различение
- Упражнения на количественные различения
- Упражнения на определение времени по часам
- Упражнения на развитие внимания и восприятия
- Упражнения на развитие тактильной чувствительности
- Упражнения для развития восприятия, мышления, тонкой моторики
- Рисование красками
- Лепка и аппликация
- Сюжетные игры
- Упражнения и развивающие игры для ребенка шестого года жизни Упражнения на развитие внимания
- Упражнения на развитие восприятия
- Упражнения на развитие мышления
- Игры, развивающие мышление и сообразительность
- Упражнения на развитие памяти
- Упражнения на развитие воображения и творческих способностей
- Упражнения на развитие произвольной сферы
- Упражнения и игры для развития тонкой моторики пальцев рук
- Комплекс № 2 (рисуночный)
- Комплекс № 3 Игры для развития тонкой моторики пальцев рук
- 4.4. Психологическая коррекция гностических процессов у младших школьников с задержкой психического развития
- Коррекция внимания у детей методом поэтапного формирования умственных действий
- Психотехники, направленные на увеличение объема внимания
- Упражнения по формированию объема внимания на цифровом материале
- Распределение внимания
- Переключение внимания
- Психологическая коррекция памяти у детей с зпр
- Развитие логических приемов запоминания
- Часть I. Обучение созданию мнемических опор.
- Психологическая коррекция мыслительных операций у детей с зпр
- Нейропсихологическая коррекция детей с задержкой психического развития
- 4.5. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей с задержкой психического развития
- Динамика групповой психокоррекции детей с задержкой психического развития
- 4.6. Психокоррекционные технологии для детей с зпр
- Заключение
- Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития
- 199004, Санкт-Петербург, ул. Шевченко, 3 (лит. «м»), пом. I тел. (812) 323-76-70, 323-90-