logo
МАМАЙЧУК - копия

4. 2. Основные направления психологической помощи детям преддошкольного возраста и психокоррекционные технологии

Психокоррекционные занятия с детьми с ЗПР в возрасте от одного года до двух лет должны быть направлены на развитие психомоторной, сенсорной, речевой, интеллектуальной функций.

Большое значение в эффективности психологической коррекции детей с задержкой психического развития имеет, с одной стороны, ориентация на сложные системно-структурные модели их развития, а с другой — на онтогенетические модели.

Учет системно-структурных моделей задержки психического раз­вития у детей позволяет разработать дифференцированные методы психокоррекционных воздействий с ориентацией на степень тяжести и специфическую структуру дефекта.

Многообразие и полиморфность видов ЗПР требует учета всех факторов, определяющих диагностируемые отклонения. Например, у детей с ЗПР церебрально-органического генеза могут наблюдаться выраженные нейродинамические и аффективные нарушения. У детей с психофизическим инфантилизмом — темповое недоразвитие психомоторных, сенсорных и интеллектуальных функций. Все это требует уже упоминавшегося нами синдромологического подхода к психоло­гической коррекции с выделением ведущих и определяющих мише­ней (симптомокомплексов) психокоррекционных воздействий, лежа­щих в основе задержанного развития.

Кроме уровневых моделей психокоррекции детей с задержкой в развитии, широко используются онтогенетические модели, которые предполагают два основных направления:

1) Возврат к ранним онтогенетическим этапам развития познава­тельных процессов и личности и активация этих процессов в ка­честве ранее невостребованных резервов;

2) Ориентация на уровень ближайшего развития ребенка.

Возрастной фактор также имеет большое значение в психокоррекционной работе с детьми с задержкой психического развития.

В раннем возрасте происходят интенсивные изменения в физиче­ском и психическом развитии детей. Уже на втором году жизни на­блюдается бурное развитие предметных действий, а на третьем — пред­метная деятельность становится у здоровых детей ведущей.

В исследованиях отечественных психологов и педагогов было убе­дительно доказано, что предметная деятельность, здорового ребенка на первом году жизни претерпевает ряд существенных изменений. На этом первом этапе ребенок инициативно осуществляет действенную связь между собой и предметом путем непосредственного контакта (ощупывание, похлопывание, схватывание, бросание и пр.), происхо­дит выделение предмета как объекта деятельности. В конце первого года жизни ребенок может действовать уже не одним предметом, а не­сколькими, перемещая их по отношению друг к другу, что уже являет­ся активным изменением пространственных отношений между пред­метами и является существенной предпосылкой для возникновения нового этапа — целевого использования предметов путем воздействия одного предмета на другой.

Уже в конце первого года жизни здоровый ребенок может совер­шать результативные действия, воздействуя на предмет не только не­посредственно рукой, но и опосредованно с помощью другого пред­мета.

В связи с этим в основу психокоррекционной работы с детьми с ЗПР было положено формирование у них предметно-практической деятельности. В процессе становления предметной деятельности у ре­бенка развиваются:

1) ориентировочная реакция на новый предмет;

2) умение выделять предметы;

3) способы действия с ними;

4) ориентировка на свойства и качества предметов.

В этот возрастной период у здорового ребенка активно развивается речь. Вначале появляются отдельные слова, а на втором году жизни — фразы. Кроме того, пробуждается интерес к продуктивным видам де­ятельности: рисованию, конструированию.

Недоразвитие предметных действий, наблюдаемое у детей с ЗПР, в значительной степени оказывает негативное влияние на формиро­вание восприятия и таких его свойств, как константность, предмет­ность, обобщенность. Все это определяет основные задачи психоло­гической коррекции. Среди этих задач выделяются следующие:

1) обучение детей с ЗПР усвоению сенсорных эталонов с помощью развития у них предметно-практических действий;

2) развитие целостности, константности, предметности и обобщен­ности восприятия.

В процессе планирования занятий необходимо соблюдать следую­щие принципы:

1) принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий;

2) принцип доступности заданий;

3) принцип систематичности занятий, предполагающий и определенную частоту занятий;

4) принцип закрепления усвоенного.

Психолог в процессе обучения детей с ЗПР предметно-практическим манипуляциям формирует у них поисковые способы ориентировки в задании, обучает ребенка усвоению формы, цвета и величины

предметов.

Во время занятий ребенку необходимо показывать такие действия совершая которые он мог бы понять, что от умения определить форм зависит результат его деятельности.

Предлагаем конкретную схему занятий с описанием психотехник.