4. 2. Основные направления психологической помощи детям преддошкольного возраста и психокоррекционные технологии
Психокоррекционные занятия с детьми с ЗПР в возрасте от одного года до двух лет должны быть направлены на развитие психомоторной, сенсорной, речевой, интеллектуальной функций.
Большое значение в эффективности психологической коррекции детей с задержкой психического развития имеет, с одной стороны, ориентация на сложные системно-структурные модели их развития, а с другой — на онтогенетические модели.
Учет системно-структурных моделей задержки психического развития у детей позволяет разработать дифференцированные методы психокоррекционных воздействий с ориентацией на степень тяжести и специфическую структуру дефекта.
Многообразие и полиморфность видов ЗПР требует учета всех факторов, определяющих диагностируемые отклонения. Например, у детей с ЗПР церебрально-органического генеза могут наблюдаться выраженные нейродинамические и аффективные нарушения. У детей с психофизическим инфантилизмом — темповое недоразвитие психомоторных, сенсорных и интеллектуальных функций. Все это требует уже упоминавшегося нами синдромологического подхода к психологической коррекции с выделением ведущих и определяющих мишеней (симптомокомплексов) психокоррекционных воздействий, лежащих в основе задержанного развития.
Кроме уровневых моделей психокоррекции детей с задержкой в развитии, широко используются онтогенетические модели, которые предполагают два основных направления:
1) Возврат к ранним онтогенетическим этапам развития познавательных процессов и личности и активация этих процессов в качестве ранее невостребованных резервов;
2) Ориентация на уровень ближайшего развития ребенка.
Возрастной фактор также имеет большое значение в психокоррекционной работе с детьми с задержкой психического развития.
В раннем возрасте происходят интенсивные изменения в физическом и психическом развитии детей. Уже на втором году жизни наблюдается бурное развитие предметных действий, а на третьем — предметная деятельность становится у здоровых детей ведущей.
В исследованиях отечественных психологов и педагогов было убедительно доказано, что предметная деятельность, здорового ребенка на первом году жизни претерпевает ряд существенных изменений. На этом первом этапе ребенок инициативно осуществляет действенную связь между собой и предметом путем непосредственного контакта (ощупывание, похлопывание, схватывание, бросание и пр.), происходит выделение предмета как объекта деятельности. В конце первого года жизни ребенок может действовать уже не одним предметом, а несколькими, перемещая их по отношению друг к другу, что уже является активным изменением пространственных отношений между предметами и является существенной предпосылкой для возникновения нового этапа — целевого использования предметов путем воздействия одного предмета на другой.
Уже в конце первого года жизни здоровый ребенок может совершать результативные действия, воздействуя на предмет не только непосредственно рукой, но и опосредованно с помощью другого предмета.
В связи с этим в основу психокоррекционной работы с детьми с ЗПР было положено формирование у них предметно-практической деятельности. В процессе становления предметной деятельности у ребенка развиваются:
1) ориентировочная реакция на новый предмет;
2) умение выделять предметы;
3) способы действия с ними;
4) ориентировка на свойства и качества предметов.
В этот возрастной период у здорового ребенка активно развивается речь. Вначале появляются отдельные слова, а на втором году жизни — фразы. Кроме того, пробуждается интерес к продуктивным видам деятельности: рисованию, конструированию.
Недоразвитие предметных действий, наблюдаемое у детей с ЗПР, в значительной степени оказывает негативное влияние на формирование восприятия и таких его свойств, как константность, предметность, обобщенность. Все это определяет основные задачи психологической коррекции. Среди этих задач выделяются следующие:
1) обучение детей с ЗПР усвоению сенсорных эталонов с помощью развития у них предметно-практических действий;
2) развитие целостности, константности, предметности и обобщенности восприятия.
В процессе планирования занятий необходимо соблюдать следующие принципы:
1) принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий;
2) принцип доступности заданий;
3) принцип систематичности занятий, предполагающий и определенную частоту занятий;
4) принцип закрепления усвоенного.
Психолог в процессе обучения детей с ЗПР предметно-практическим манипуляциям формирует у них поисковые способы ориентировки в задании, обучает ребенка усвоению формы, цвета и величины
предметов.
Во время занятий ребенку необходимо показывать такие действия совершая которые он мог бы понять, что от умения определить форм зависит результат его деятельности.
Предлагаем конкретную схему занятий с описанием психотехник.
- Глава 1. Теоретические, методологические и методические проблемы психологической помощи детям..................................................................................5
- Глава 2. Клинико-психологические особенности детей с задержкой психического развития................................................................................................54
- Глава 3. Возрастные особенности детей с зпр (динамика развития, психологические критерии).........................................................................................................94
- Глава 4. Психологическая помощь детям с задержкой психического развития...... 163
- Глава 1
- 1.2. Основные направления психологической помощи детям с проблемами в развитии
- 1.3. Психологическое консультирование
- 1.4. Психологическая коррекция в системе психологической помощи детям
- 1.5. Психологическое сопровождение
- 1.6. Психологическая поддержка
- Глава 2 клинико-психологические особенности детей с задержкой психического развития
- Клинические характеристики психического развития
- Классификация форм пограничных форм интеллектуальной недостаточности по в. В. Ковалеву
- 2.2. Клинико-психологические характеристики детей с конституциональной формой задержки психического развития
- 2.3. Клинико-психологические характеристики детей с соматогенной формой зпр
- 2.4. Психогенная форма задержки психического развития
- 2.5. Клинико-психологические характеристики детей с зпр церебрально-органического генеза
- Психологические параметры задержки психического развития
- Глава 3 возрастные особенности детей с зпр (динамика развития, психологические критерии)
- 3.1. Возрастная динамика развития детей с зпр на первом году жизни
- Психическое развитие детей первого года жизни
- Особенности развития ощущений у здорового младенца
- Психомоторное развитие
- Особенности развития предметно-практических действий у здоровых детей
- Особенности произвольной активности у младенцев
- Особенности эмоциональных проявлений
- Психологическая диагностика детей первого года жизни Особенности психического развития детей с большим риском зпр на первом году жизни
- Показатели нервно-психического развития у младенцев с задержкой психического развития разной степени тяжести
- 3.2. Особенности психического развития детей с зпр в преддошкольном возрасте психическое развитие детей второго года жизни
- Психологическая диагностика детей второго года жизни
- Психологическая диагностика детей от 12 до 15 месяцев.
- Психологическая диагностика детей от пятнадцати до восемнадцати месяцев
- Психическое развитие ребенка третьего года жизни
- Психологическая диагностика детей третьего года жизни
- Психологическая диагностика детей от двух до двух с половиной лет
- Психологическая диагностика детей от двух с половиной до трех лет
- Показатели психического развития здоровых детей и детей с зпр в возрасте четырех лет
- Показатели психического развития детей пятилетнего возраста
- Показатели психического развития детей шести лет
- Показатели психического развития детей седьмого года жизни
- 3.4. Психологические особенности детей с зпр младшего школьного возраста
- Психологический диагноз трудностей обучения у младших школьников с зпр
- Психологический диагноз трудностей в обучении у детей с зпр первой группы
- Глава 4 психологическая помощь детям с задержкой психического развития
- 4.1. Коррекционно-развивающие занятия с детьми первого года жизни
- Основные направления игр-занятий с детьми с зпр первого года:
- Упражнения для развития сенсомоторной сферы ребенка первого года жизни
- Упражнения для развития сенсомоторной и речевой сфер ребенка
- Упражнения для развития психомоторики
- Развитие эмоциональной сферы и общения
- Народные игры и потешки для развития психоэмоциональной сферы ребенка первого года жизни
- 1. «Идет коза рогатая»
- 2. «Ладушки-ладушки»
- 3. Другой вариант игры «Ладушки»
- 4. «Сорока-белобока»
- 5. «Пальчики в лесу»
- 6. «Этот пальчик - я»
- 4. 2. Основные направления психологической помощи детям преддошкольного возраста и психокоррекционные технологии
- Упражнения на развитие сенсорных способностей Упражнения с пирамидкой
- Упражнения с предметами разного цвета
- Упражнение на цветовое различение (если ребенок не различает цвета)
- Упражнение на различение цветов (рисование карандашами и красками разного цвета)
- Упражнение на дифференцировку величины и формы (две пирамидки)
- Упражнения с длинной и короткой лентой
- Игра «Спрячь шарики»
- Развитие предметно-практических манипуляций
- Система игр-занятий с предметами-орудиями
- Развитие тонкой моторики Рисование карандашами
- Рисование красками
- Лепка из пластилина
- Упражнения для развития тонкой моторики пальцев и творческих способностей Рисование
- Рисуем красками
- Вырезание
- Упражнения с бусинками
- Упражнения и игры на развитие познавательной и речевой активности
- Формирование игровой деятельности Игры с куклой
- Ролевые игры
- Упражнения на развитие внимания и памяти
- Упражнения с разрезными картинками
- 4.3. Основные направления психологической коррекции дошкольников с зпр
- Конструирование
- Рисование
- К0ррекци0нн0-развивающие упражнения для детей четвертого и пятого года жизни Упражнения на цветовое различение
- Упражнения на количественные различения
- Упражнения на определение времени по часам
- Упражнения на развитие внимания и восприятия
- Упражнения на развитие тактильной чувствительности
- Упражнения для развития восприятия, мышления, тонкой моторики
- Рисование красками
- Лепка и аппликация
- Сюжетные игры
- Упражнения и развивающие игры для ребенка шестого года жизни Упражнения на развитие внимания
- Упражнения на развитие восприятия
- Упражнения на развитие мышления
- Игры, развивающие мышление и сообразительность
- Упражнения на развитие памяти
- Упражнения на развитие воображения и творческих способностей
- Упражнения на развитие произвольной сферы
- Упражнения и игры для развития тонкой моторики пальцев рук
- Комплекс № 2 (рисуночный)
- Комплекс № 3 Игры для развития тонкой моторики пальцев рук
- 4.4. Психологическая коррекция гностических процессов у младших школьников с задержкой психического развития
- Коррекция внимания у детей методом поэтапного формирования умственных действий
- Психотехники, направленные на увеличение объема внимания
- Упражнения по формированию объема внимания на цифровом материале
- Распределение внимания
- Переключение внимания
- Психологическая коррекция памяти у детей с зпр
- Развитие логических приемов запоминания
- Часть I. Обучение созданию мнемических опор.
- Психологическая коррекция мыслительных операций у детей с зпр
- Нейропсихологическая коррекция детей с задержкой психического развития
- 4.5. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей с задержкой психического развития
- Динамика групповой психокоррекции детей с задержкой психического развития
- 4.6. Психокоррекционные технологии для детей с зпр
- Заключение
- Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития
- 199004, Санкт-Петербург, ул. Шевченко, 3 (лит. «м»), пом. I тел. (812) 323-76-70, 323-90-