Психологическая диагностика детей от пятнадцати до восемнадцати месяцев
Задания | Здоровые дети | Дети с ЗПР | ||||
Задание 1. Тест с кубиками. Предложите ребенку четыре кубика, сторона которых равна 2 см, и попросите его построить башню. Если самостоятельно он не может это сделать, покажите ему, как поставить один кубик на другой, чтобы сложить башню. Затем попросите его построить поезд (четыре кубика в ряд), мост (один кубик стоит на двух других). Каждый раз наблюдайте за действиями ребенка, не торопитесь поправлять его | В восемнадцать месяцев хорошим результатом для ребенка будет умение построить башню из трех-четырех кубиков | Ребенок с ЗПР может построить башню из кубиков в вертикальном положении. Отмечаются затруднения в горизонтальном расположении кубиков, конструирование дорожки, поезда. Затрудняется в обыгрывании постройки | ||||
Задание 2. Тест с геометрическими фигурами. Используется доска, куб или шар с прорезями для круга, треугольника и квадрата. Вынимаете фигуры из прорезей и предлагаете ребенку вложить их обратно, чтобы доска была гладкой | Ребенок в восемнадцать месяцев обычно вкладывает круг правильно, а на него накладывает две другие фигуры | У детей с ЗПР могут наблюдаться хаотичные манипуляции с фигурками. В восемнадцать месяцев дети не справляются с предложенным заданием | ||||
Задание 3. Тест с пирамидкой. На глазах у ребенка рассыпаете пирамидку и просите его собрать ее вновь (пирамидка состоит из двух колец). Наблюдаете за самостоятельными действиями ребенка, способен ли он осуществлять целесообразную деятельность, обнаруживать ошибки и исправлять их | Ребенок к восемнадцати месяцам собирает пирамидку, но учесть правильную последовательность еще не может, то есть собирает пирамидку без учета размеров колец | Ребенок с ЗПР успешно разбирает пирамидку, испытывает существенные трудности в учете размера колец. Наблюдается неустойчивость внимания при выполнении заданий | ||||
Развитие двигательной сферы (крупной моторики) | В полтора года ребенок обычно может сам подниматься и спускаться по лестнице, может нести с собой игрушки, перешагивает через палку, лежащую на полу | с У детей с ЗПР нередко наблюдается неустойчивая походка, трудности ходьбы по лестнице, особенно при спускании с лестницы. Движения слабо координированы |
| |||
Тест на оценку тонкой моторики пальцев рук. Дайте ребенку лист бумаги и мягкий карандаш. Покажите, как можно провести горизонтальную и вертикальную линию | Ребенок полутора лет повторяет штрих, отдаленно напоминающий прямую линию | Затруднено проведение особенно горизонтальных линий. Карандаш удерживает в кулаке, неуверенно | ||||
Оценка развития памяти. Попросите ребенка выполнить несколько действий подряд: встать со стула, обойти стол кругом, взять книгу, передать ее маме | Ребенок в полтора года уже может запомнить и воспроизвести 3—4 действия по памяти | Затруднено выполнение действия по памяти. Кроме того, ребенок с ЗПР может испытывать трудности при восприятии инструкции | ||||
Оценка речевого развития. Покажите ребенку несколько простых предметов: бутылочку, куклу, машину, мяч, чашку. Спросите его: «Что это?» | 3 полтора года ребенок может назвать как мини-пум один предмет | Ребенок с ЗПР может найти предметы по названию, но назвать их затрудняется в связи с недоразвитием экспрессивной речи |
Таблица 8
Диагностика психического развития ребенка от 18 месяцев до двух лет
Функции / Задания | Здоровые дети | Дети с ЗПР |
Конструирование. Используйте те же кубики в количестве 10 штук | Двухлетний ребенок может самостоятельно построить башню из восьми кубиков, а после показа — построить поезд без трубы | Конструирование башни не вызывает у детей с ЗПР существенных трудностей. Конструирование построек в горизонтальном направлении затруднено |
Восприятие формы. Используйте доску Сегена (с отверстиями для трех геометрических фигур) | Ребенок двух лет уже справляется со всем заданием, правильно размещая на доске все три геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат). При этом результат может достигаться не сразу, ребенок может делать около четырех ошибочных проб | Ребенок с ЗПР принимает задание, но затрудняется в правильном соотнесении фигур. Наблюдается значительное количество «пробующих» движений |
Восприятие величины (тест с пирамидкой) | При небольших подсказках ребенок справляется с заданием, правильно нанизывает два кольца на пирамидку с учетом размера. Но затрудняется, если видит перед собой больше двух объектов | Затруднено соотнесение колец по величине |
Бытовые навыки | Двухлетний ребенок может вставить ключ в замочную скважину, поворачивает ручку двери, нажимает на кнопку звонка, «кормит» и баюкает куклу, возит машину, надевает носки, туфли, штанишки | При выполнении всех этих, действий у ребенка с ЗПР могут наблюдаться некоординированные движения, в результате чего все действия выполняются в замедленном темпе |
Двигательная сфера (крупная моторика) | Двухлетний малыш уже достаточно хорошо владеет своим телом. Он может поднять игрушку с пола, нагнувшись; перешагивает через препятствия, чередуя шаг; попадает по мячу ногой; умеет ходить по поверхности шириной 15-20 см; может влезть на стул, чтобы достать игрушку | Наблюдаются скованные движения, что затрудняет овладение координированными движениями |
Тонкая моторика
| В два года ребенок уже может подражательно (после показа взрослым) повторить рисование вертикальных и круглых линий | . Затруднено изображение линий, особенно круглых. При изображении верти- кальных линий отмечаются некоторые стереотипии |
Память
| Двухлетний ребенок может запомнить и повторить при- мерно четыре действия. По- просите его выполнить несколько действий подряд: встать со стула, подойти к столику, взять со столика карандаш, принести карандаш и положить | Способен повторить от- дельные действия, но простые по инструкции. Например, встать. Двухсложные действия (возьми и принеси) выполнять затрудняется.
|
Словарный запас. Покажите ребенку несколько простых предметов: бутылочку, куклу, ботинок, машину, мяч, чашку. Спросите его: «Что это?» | Двухлетний ребенок называет от 2 до 5 предметов правильно
| Название предметов, как правило, затруднено
|
Узнавание изображений на картинке. Рассматривая с ребенком книжку, покажите ему картинки, изображающие: кошку, собаку, хлеб, петуха, платье, ложку, яблоко. Спросите: «Где кошка?» или «Покажи мне кошку, платье» и т. д. | Ребенок двух лет может правильно указать на 5 картинок
| Существенных трудностей это задание у детей с ЗПР не вызывает, но объем узнанных предметов может быть меньше
|
Называние изображений. Показывайте ребенку картинки, изображающие: кошку, собаку, ложку, яблоко, чашку, машинку, стол, корабль, поезд, автобус, самолет, носки, ботинки, лимон, грушу, арбуз, мальчика, девочку, тетю, дядю, бабушку, дедушку, утку, корову, лошадь, чайник, кастрюлю, кровать, нож, вилку, карандаш, газету, книгу. Спрашивайте, показывая каждую картинку отдельно: «Что это?» или «Что тут нарисовано?» | Три-четыре картинки ребенок называет правильно
| Дети с ЗПР затрудняются в названии предметов
|
Понимание речи взрослого. Попросите ребенка: «дай маме мячик», «положи его на стул», «дай его мне», «подними упавший кубик» и т.д. | Двухлетний ребенок выполняет три-четыре простых инструкции | Затруднено понимание и выполнение простых инструкций. Это очень характерно для детей с ЗПР, что указывает на недоразвитие регулирующей функции речи |
В процессе выполнения тестовых заданий необходимо обратить внимание на особенности эмоциональных и поведенческих реакций ребенка.
Если ребенок проявляет:
• склонность к уединению, то есть уходит от контакта с психологом;
• чрезмерную отвлекаемость;
• избыточное качание всего тела (бессмысленные раскачивания);
• постоянное отсутствие тревоги при разлуке с родителями, особенно с матерью;
• частое раздражение, трудно поддающееся успокоению;
• нарушение сна и бодрствования;
то наличие этих радикалов указывает на вероятность интеллектуальных и эмоциональных нарушений у ребенка и задержку психического развития.
- Глава 1. Теоретические, методологические и методические проблемы психологической помощи детям..................................................................................5
- Глава 2. Клинико-психологические особенности детей с задержкой психического развития................................................................................................54
- Глава 3. Возрастные особенности детей с зпр (динамика развития, психологические критерии).........................................................................................................94
- Глава 4. Психологическая помощь детям с задержкой психического развития...... 163
- Глава 1
- 1.2. Основные направления психологической помощи детям с проблемами в развитии
- 1.3. Психологическое консультирование
- 1.4. Психологическая коррекция в системе психологической помощи детям
- 1.5. Психологическое сопровождение
- 1.6. Психологическая поддержка
- Глава 2 клинико-психологические особенности детей с задержкой психического развития
- Клинические характеристики психического развития
- Классификация форм пограничных форм интеллектуальной недостаточности по в. В. Ковалеву
- 2.2. Клинико-психологические характеристики детей с конституциональной формой задержки психического развития
- 2.3. Клинико-психологические характеристики детей с соматогенной формой зпр
- 2.4. Психогенная форма задержки психического развития
- 2.5. Клинико-психологические характеристики детей с зпр церебрально-органического генеза
- Психологические параметры задержки психического развития
- Глава 3 возрастные особенности детей с зпр (динамика развития, психологические критерии)
- 3.1. Возрастная динамика развития детей с зпр на первом году жизни
- Психическое развитие детей первого года жизни
- Особенности развития ощущений у здорового младенца
- Психомоторное развитие
- Особенности развития предметно-практических действий у здоровых детей
- Особенности произвольной активности у младенцев
- Особенности эмоциональных проявлений
- Психологическая диагностика детей первого года жизни Особенности психического развития детей с большим риском зпр на первом году жизни
- Показатели нервно-психического развития у младенцев с задержкой психического развития разной степени тяжести
- 3.2. Особенности психического развития детей с зпр в преддошкольном возрасте психическое развитие детей второго года жизни
- Психологическая диагностика детей второго года жизни
- Психологическая диагностика детей от 12 до 15 месяцев.
- Психологическая диагностика детей от пятнадцати до восемнадцати месяцев
- Психическое развитие ребенка третьего года жизни
- Психологическая диагностика детей третьего года жизни
- Психологическая диагностика детей от двух до двух с половиной лет
- Психологическая диагностика детей от двух с половиной до трех лет
- Показатели психического развития здоровых детей и детей с зпр в возрасте четырех лет
- Показатели психического развития детей пятилетнего возраста
- Показатели психического развития детей шести лет
- Показатели психического развития детей седьмого года жизни
- 3.4. Психологические особенности детей с зпр младшего школьного возраста
- Психологический диагноз трудностей обучения у младших школьников с зпр
- Психологический диагноз трудностей в обучении у детей с зпр первой группы
- Глава 4 психологическая помощь детям с задержкой психического развития
- 4.1. Коррекционно-развивающие занятия с детьми первого года жизни
- Основные направления игр-занятий с детьми с зпр первого года:
- Упражнения для развития сенсомоторной сферы ребенка первого года жизни
- Упражнения для развития сенсомоторной и речевой сфер ребенка
- Упражнения для развития психомоторики
- Развитие эмоциональной сферы и общения
- Народные игры и потешки для развития психоэмоциональной сферы ребенка первого года жизни
- 1. «Идет коза рогатая»
- 2. «Ладушки-ладушки»
- 3. Другой вариант игры «Ладушки»
- 4. «Сорока-белобока»
- 5. «Пальчики в лесу»
- 6. «Этот пальчик - я»
- 4. 2. Основные направления психологической помощи детям преддошкольного возраста и психокоррекционные технологии
- Упражнения на развитие сенсорных способностей Упражнения с пирамидкой
- Упражнения с предметами разного цвета
- Упражнение на цветовое различение (если ребенок не различает цвета)
- Упражнение на различение цветов (рисование карандашами и красками разного цвета)
- Упражнение на дифференцировку величины и формы (две пирамидки)
- Упражнения с длинной и короткой лентой
- Игра «Спрячь шарики»
- Развитие предметно-практических манипуляций
- Система игр-занятий с предметами-орудиями
- Развитие тонкой моторики Рисование карандашами
- Рисование красками
- Лепка из пластилина
- Упражнения для развития тонкой моторики пальцев и творческих способностей Рисование
- Рисуем красками
- Вырезание
- Упражнения с бусинками
- Упражнения и игры на развитие познавательной и речевой активности
- Формирование игровой деятельности Игры с куклой
- Ролевые игры
- Упражнения на развитие внимания и памяти
- Упражнения с разрезными картинками
- 4.3. Основные направления психологической коррекции дошкольников с зпр
- Конструирование
- Рисование
- К0ррекци0нн0-развивающие упражнения для детей четвертого и пятого года жизни Упражнения на цветовое различение
- Упражнения на количественные различения
- Упражнения на определение времени по часам
- Упражнения на развитие внимания и восприятия
- Упражнения на развитие тактильной чувствительности
- Упражнения для развития восприятия, мышления, тонкой моторики
- Рисование красками
- Лепка и аппликация
- Сюжетные игры
- Упражнения и развивающие игры для ребенка шестого года жизни Упражнения на развитие внимания
- Упражнения на развитие восприятия
- Упражнения на развитие мышления
- Игры, развивающие мышление и сообразительность
- Упражнения на развитие памяти
- Упражнения на развитие воображения и творческих способностей
- Упражнения на развитие произвольной сферы
- Упражнения и игры для развития тонкой моторики пальцев рук
- Комплекс № 2 (рисуночный)
- Комплекс № 3 Игры для развития тонкой моторики пальцев рук
- 4.4. Психологическая коррекция гностических процессов у младших школьников с задержкой психического развития
- Коррекция внимания у детей методом поэтапного формирования умственных действий
- Психотехники, направленные на увеличение объема внимания
- Упражнения по формированию объема внимания на цифровом материале
- Распределение внимания
- Переключение внимания
- Психологическая коррекция памяти у детей с зпр
- Развитие логических приемов запоминания
- Часть I. Обучение созданию мнемических опор.
- Психологическая коррекция мыслительных операций у детей с зпр
- Нейропсихологическая коррекция детей с задержкой психического развития
- 4.5. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей с задержкой психического развития
- Динамика групповой психокоррекции детей с задержкой психического развития
- 4.6. Психокоррекционные технологии для детей с зпр
- Заключение
- Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития
- 199004, Санкт-Петербург, ул. Шевченко, 3 (лит. «м»), пом. I тел. (812) 323-76-70, 323-90-