1.6. Психологическая поддержка
Важным звеном психологической помощи детям и подросткам с проблемами в развитии является психологическая поддержка.
Психологическая поддержка различается в зависимости от объекта, на который она направлена, и представлена двумя основными на- правлениями: психологическая поддержка родителей и других родственников детей с нарушениями в развитии и психологическая поддержка самих детей и подростков.
Психологическую поддержку родителей мы рассматриваем как систему мер, направленных на:
1) снижение эмоционального дискомфорта у родителей в связи с заболеванием ребенка,
2) поддержание уверенности родителей в возможностях ребенка,
3) формирование у родителей адекватного отношения к проблемам ребенка,
4) поддержание адекватных родительско-детских отношений и стилей семейного воспитания.
Процесс реализации психологической поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного подхода, что предусматривает участие не только специалиста-психолога, а также всех других специалистов, сопровождающих ребенка, — педагога-дефектолога, врача, социального работника и др. Однако главная роль в этом процессе все же принадлежит психологу. Именно он разрабатывает конкретные мероприятия, направленные на психологическую поддержку родителей в зависимости от имеющихся проблем ребенка и его семьи.
Среди этих мероприятий, оказывающих поддерживающее влияние, можно выделить, в частности, рекомендации о вступлении родителей детей с проблемами в развитии в клубы, ассоциации или другие родительские организации. Опыт нашей работы показывает высокую эффективность таких родительских сообществ. Общение родителей друг, с другом предполагает взаимную поддержку, обмен информацией, организацию совместного досуга, оказание пассивной материальной помощи и пр. Особенно важным является создание таких ассоциаций для родителей детей с тяжелыми физическими и психическими дефектами. В 1989 году на базе общества милосердия «Ленинград» нами был создан сначала клуб «Особый ребенок» для детей с тяжелыми психическими и физическими проблемами, который вскоре приобрел статус родительской ассоциации. Целью создания клуба было знакомство родителей и детей друг с другом, организация совместного досуга, оказание взаимной поддержки. Родители организовывали детские праздники, экскурсии, лекции, совместные прогулки. Психолог клуба участвовал в составлении планов организации досуга детей, оказывал психологическую поддержку родителям при возникновении различных жизненных ситуаций, проводил лекционную работу в форме групповых дискуссий и тренингов. Опыт этой работы нашел широкое распространение в масштабах города и России. В настоящее время в Санкт-Петербурге успешно функционирует городская родительская ассоциация, включающая в себя 56 районных родительских организаций детей-инвалидов.
Эффективность поддержки определяется активным включением родителей в процесс психологической помощи ребенка, особенно отцов. Именно отцы более способны конструктивно решать проблемы ребенка, чем матери, и поэтому их активное привлечение к проблемам ребенка оказывает благотворное влияние не только на процесс воспитания ребенка, но и на психологический климат в семье в целом.
Основными психотехническими приемами психологической поддержки являются родительские семинары.
Основной задачей родительских семинаров является расширение знаний родителей о психологических особенностях их ребенка, психологии воспитания и психологии семейных отношений. Кроме того, на семинарах повышается не только информированность родителей о ребенке, но и, что еще более важно, происходит изменение отношения родителей к проблемам ребенка и задачам его воспитания. На семинарах родители вовлекаются в обсуждение своих проблем, обмениваются опытом, совместно вырабатывают пути разрешения возникших конфликтов. Поведение психолога в процессе семинара должно быть достаточно активным, так как он выступает в роли специалиста. Однако во время семинаров он не должен интерпретировать высказывания, давать оценочные суждения, порицать или советовать. Активность психолога может проявляться в убедительных и аргументированных изложениях некоторых психологических вопросов, а его основной задачей должна оставаться организация и проведение подобного рода семинаров.
Представляя собой специфический способ психологической поддержки, родительский семинар строится на использовании нескольких специальных приемов.
1. Лекционные приемы, в процессе которых психолог сообщает родителям нужную психологическую информацию. Перед психологом стоит задача специального подбора тем применительно к интересам и системе переживаний участников семинара. Среди актуальных тем можно выделить следующие: «Особенности психического и эмоционально-волевого развития детей с проблемами в развитии», «Особенности семейного воспитания», «Психологический климат в семьях с детьми с проблемами в развитии», «Проблемы интеграции детей с проблемами в развитии в общество» и пр. Можно предложить темы психолого-педагогической направленности, юридической, медицинской. С этой целью привлекаются другие специалисты. Главное, чтобы темы лекций излагались просто, живо, убедительно. Недопустимо на родительских семинарах оперировать научной терминологией.
2. Групповая дискуссия является наиболее целесообразной формой родительских семинаров. Традиционно групповая дискуссия проводится в двух формах: тематическая дискуссия, когда происходит обмен мнениями по темам лекций, и дискуссия по типу анализа конкретных ситуаций, темы которых предлагают сами родители. Цель дискуссии — совместная выработка оптимального подхода к той или иной жизненной ситуации, повышение мотивации родителей, их вовлеченности в решение обсуждаемых проблем.
Этот прием направлен на организацию творческого подхода родителей к воспитанию ребенка. Целесообразно использовать дискуссии по «трудным ситуациям». Психолог дает возможность родителям обсудить случай из его практики. Например, родителям детей с ЗПР могут быть предложены ситуации, связанные с учебными проблемами. Например: «Ребенок пришел из школы и, вместо того чтобы готовить уроки, сел за компьютер. Как вести себя в такой ситуации и убедить ребенка в необходимости начинать делать уроки?» Или: «Ребенок получил очередную двойку по математике. Как на это реагировать?» Частота и длительность таких семинаров зависит от возможностей родителей, степени их мотивированности. Опыт нашей работы показывает, что родительские семинары целесообразно проводить не чаще одного раза в месяц. Желательно, чтобы дети в период семинаров находились под присмотром педагогов или социальных работников.
В процессе родительских семинаров необходимо уделять особое внимание формированию не только когнитивных и поведенческих аспектов взаимодействий родителей с детьми, но также эмоциональных особенностей их общения. Эмоциональные основы воспитания ребенка с проблемами в развитии способствуют повышению жизненного тонуса родителей, повышают их уверенность в своих родительских возможностях по уходу за ребенком и его воспитанием и, главное, усиливают способность родителей к пониманию сложного эмоционального мира ребенка с проблемой в развитии. Как показывает наша практика, групповое взаимодействие родителей больных детей гармонизирует не только родительские, но и супружеские взаимоотношения, а также способствует развитию личностного роста самих родителей.
Эффективность психологической поддержки родителей оценивается по субъективным параметрам (отчеты родителей) и по объективным параметрам (эмоциональное состояние самого ребенка).
Психологическая поддержка родителей осуществляется не только и форме их группового взаимодействия, но также в процессе индивидуальных бесед с психологом о проблемах семьи, ребенка.
Общеизвестно, что когда родители узнают о проблемах задержки психического развития, то большинство из них тяжело переживают, в некоторых семьях нарушается привычный жизненный уклад и известие о проблеме ребенка может вызвать семейный кризис. Многие родители начинают активно лечить ребенка, в том числе нетрадиционными методами. Например, мать Алеши, 7 лет 8 мес, с задержкой развития церебрально-органического генеза, узнав о решении ПМК об определении ребенка в школу для детей с задержкой психического развития, обратилась к экстрасенсам, которые обещали ей «вылечить» сына и помочь подготовить его в элитную гимназию. В результате этого мальчик в течение года не обучался, активно посещая сеансы «специалистов». Когда отец мальчика принял решение обратиться к психологу, специалист, проанализировав сложившуюся ситуацию, направил свою работу непосредственно на родителей мальчика. Перед психологом стояла задача помочь родителям принять сложившуюся ситуацию (проблема ребенка) такой, какая она есть. Убеждать или доказывать матери, что у ребенка задержка психического развития, было нецелесообразно, учитывая ее глубокие переживания в связи с проблемами у ребенка. Поэтому психолог пригласил мать без ребенка на групповые занятия с детьми с ЗПР, которые проводились еженедельно, и на родительские семинары. Мать охотно включилась в общение с родителями детей, много расспрашивала о проблемах их детей, о коррекционных классах. Через некоторое время родители мальчика обратились к психологу с просьбой помочь устроить ребенка в коррекционный класс. В настоящее время мальчик успешно обучается в школе, занимается в кружках. Родители часто консультируются с психологом по различным вопросам воспитания ребенка.
Эффективность психологической поддержки в значительной степени зависит не только от уровня профессиональной квалификации психолога, но и от его личностных особенностей. Психолог, работающий с детьми с проблемами в развитии и их родителями, должен обладать следующими качествами:
• глубокий интерес к людям и терпение в общении с ними;
• эмоциональная стабильность и объективность;
• сенситивность;
• уважение прав других людей;
• проницательность;
• сознание профессионального долга и др.
Важными качествами психолога являются его личностная и социальная зрелость. Как справедливо отмечает К. Шнайдер (Schneider, 1992), личностная зрелость — это умение психолога успешно решать свои жизненные проблемы, быть откровенным, терпимым и искренним по отношению к другим людям. Социальная зрелость психолога — это способность помочь другим людям эффективно решать их проблемы.
Итак, психологическая поддержка является важным звеном в системе психологической помощи родителям детей с проблемами в развитии. Основной целью психологической поддержки является повышение сенситивности родителей к проблемам детей, снижение эмоционального дискомфорта у родителей в связи с болезнью ребенка, формирование у родителей адекватных представлений о потенциальных возможностях ребенка и оптимизация их педагогического потенциала.
Важную роль в эффективности психологической поддержки родителей играет создание разнообразных форм группового взаимодействия родителей и других членов семьи ребенка. Необходимо, чтобы сам процесс психологической поддержки являлся непрерывным, комплексным, предъявляющим высокие требования к личности специалиста-психолога.
- Глава 1. Теоретические, методологические и методические проблемы психологической помощи детям..................................................................................5
- Глава 2. Клинико-психологические особенности детей с задержкой психического развития................................................................................................54
- Глава 3. Возрастные особенности детей с зпр (динамика развития, психологические критерии).........................................................................................................94
- Глава 4. Психологическая помощь детям с задержкой психического развития...... 163
- Глава 1
- 1.2. Основные направления психологической помощи детям с проблемами в развитии
- 1.3. Психологическое консультирование
- 1.4. Психологическая коррекция в системе психологической помощи детям
- 1.5. Психологическое сопровождение
- 1.6. Психологическая поддержка
- Глава 2 клинико-психологические особенности детей с задержкой психического развития
- Клинические характеристики психического развития
- Классификация форм пограничных форм интеллектуальной недостаточности по в. В. Ковалеву
- 2.2. Клинико-психологические характеристики детей с конституциональной формой задержки психического развития
- 2.3. Клинико-психологические характеристики детей с соматогенной формой зпр
- 2.4. Психогенная форма задержки психического развития
- 2.5. Клинико-психологические характеристики детей с зпр церебрально-органического генеза
- Психологические параметры задержки психического развития
- Глава 3 возрастные особенности детей с зпр (динамика развития, психологические критерии)
- 3.1. Возрастная динамика развития детей с зпр на первом году жизни
- Психическое развитие детей первого года жизни
- Особенности развития ощущений у здорового младенца
- Психомоторное развитие
- Особенности развития предметно-практических действий у здоровых детей
- Особенности произвольной активности у младенцев
- Особенности эмоциональных проявлений
- Психологическая диагностика детей первого года жизни Особенности психического развития детей с большим риском зпр на первом году жизни
- Показатели нервно-психического развития у младенцев с задержкой психического развития разной степени тяжести
- 3.2. Особенности психического развития детей с зпр в преддошкольном возрасте психическое развитие детей второго года жизни
- Психологическая диагностика детей второго года жизни
- Психологическая диагностика детей от 12 до 15 месяцев.
- Психологическая диагностика детей от пятнадцати до восемнадцати месяцев
- Психическое развитие ребенка третьего года жизни
- Психологическая диагностика детей третьего года жизни
- Психологическая диагностика детей от двух до двух с половиной лет
- Психологическая диагностика детей от двух с половиной до трех лет
- Показатели психического развития здоровых детей и детей с зпр в возрасте четырех лет
- Показатели психического развития детей пятилетнего возраста
- Показатели психического развития детей шести лет
- Показатели психического развития детей седьмого года жизни
- 3.4. Психологические особенности детей с зпр младшего школьного возраста
- Психологический диагноз трудностей обучения у младших школьников с зпр
- Психологический диагноз трудностей в обучении у детей с зпр первой группы
- Глава 4 психологическая помощь детям с задержкой психического развития
- 4.1. Коррекционно-развивающие занятия с детьми первого года жизни
- Основные направления игр-занятий с детьми с зпр первого года:
- Упражнения для развития сенсомоторной сферы ребенка первого года жизни
- Упражнения для развития сенсомоторной и речевой сфер ребенка
- Упражнения для развития психомоторики
- Развитие эмоциональной сферы и общения
- Народные игры и потешки для развития психоэмоциональной сферы ребенка первого года жизни
- 1. «Идет коза рогатая»
- 2. «Ладушки-ладушки»
- 3. Другой вариант игры «Ладушки»
- 4. «Сорока-белобока»
- 5. «Пальчики в лесу»
- 6. «Этот пальчик - я»
- 4. 2. Основные направления психологической помощи детям преддошкольного возраста и психокоррекционные технологии
- Упражнения на развитие сенсорных способностей Упражнения с пирамидкой
- Упражнения с предметами разного цвета
- Упражнение на цветовое различение (если ребенок не различает цвета)
- Упражнение на различение цветов (рисование карандашами и красками разного цвета)
- Упражнение на дифференцировку величины и формы (две пирамидки)
- Упражнения с длинной и короткой лентой
- Игра «Спрячь шарики»
- Развитие предметно-практических манипуляций
- Система игр-занятий с предметами-орудиями
- Развитие тонкой моторики Рисование карандашами
- Рисование красками
- Лепка из пластилина
- Упражнения для развития тонкой моторики пальцев и творческих способностей Рисование
- Рисуем красками
- Вырезание
- Упражнения с бусинками
- Упражнения и игры на развитие познавательной и речевой активности
- Формирование игровой деятельности Игры с куклой
- Ролевые игры
- Упражнения на развитие внимания и памяти
- Упражнения с разрезными картинками
- 4.3. Основные направления психологической коррекции дошкольников с зпр
- Конструирование
- Рисование
- К0ррекци0нн0-развивающие упражнения для детей четвертого и пятого года жизни Упражнения на цветовое различение
- Упражнения на количественные различения
- Упражнения на определение времени по часам
- Упражнения на развитие внимания и восприятия
- Упражнения на развитие тактильной чувствительности
- Упражнения для развития восприятия, мышления, тонкой моторики
- Рисование красками
- Лепка и аппликация
- Сюжетные игры
- Упражнения и развивающие игры для ребенка шестого года жизни Упражнения на развитие внимания
- Упражнения на развитие восприятия
- Упражнения на развитие мышления
- Игры, развивающие мышление и сообразительность
- Упражнения на развитие памяти
- Упражнения на развитие воображения и творческих способностей
- Упражнения на развитие произвольной сферы
- Упражнения и игры для развития тонкой моторики пальцев рук
- Комплекс № 2 (рисуночный)
- Комплекс № 3 Игры для развития тонкой моторики пальцев рук
- 4.4. Психологическая коррекция гностических процессов у младших школьников с задержкой психического развития
- Коррекция внимания у детей методом поэтапного формирования умственных действий
- Психотехники, направленные на увеличение объема внимания
- Упражнения по формированию объема внимания на цифровом материале
- Распределение внимания
- Переключение внимания
- Психологическая коррекция памяти у детей с зпр
- Развитие логических приемов запоминания
- Часть I. Обучение созданию мнемических опор.
- Психологическая коррекция мыслительных операций у детей с зпр
- Нейропсихологическая коррекция детей с задержкой психического развития
- 4.5. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей с задержкой психического развития
- Динамика групповой психокоррекции детей с задержкой психического развития
- 4.6. Психокоррекционные технологии для детей с зпр
- Заключение
- Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития
- 199004, Санкт-Петербург, ул. Шевченко, 3 (лит. «м»), пом. I тел. (812) 323-76-70, 323-90-