1.5. Психологическое сопровождение
Психологическая помощь детям с нарушениями в развитии не должна ограничиваться только консультированием и психокоррекционными занятиями.
Эффективность психологической помощи в значительной степени зависит от воздействия на социально-психологическую среду, которая окружает ребенка с проблемами в развитии.
Это воздействие успешно осуществляется в форме психологического сопровождения, которое интенсивно внедряется в систему психологической помощи в последнее десятилетие (Г. Бардиер, И. Ромазан, Т. Череднякова, 1993; М. Р. Битянова, 1997; Р. Р. Галияхметов А. Л. Пихтарников, 1998; и др.).
В словаре русского языка глагол «сопровождать» означает идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. В дословном переводе «сопровождение» означает содействие. М. Р. Битянова, анализируя специфику сопровождения в работе школьного психолога, рассматривает его как систему профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально-психологических условий для успешности обучения ребенка в ситуации школьного взаимодействия. Сопровождение, целью которого является создание «в рамках объективно данной ребенку среды условий для максимального в данной ситуации личностного развития и обучения» (М. Р. Битянова, 1997, с. 21), представляет собой активное направленное воздействие на социальные условия, в которых живет ребенок, и рассматривается автором как метод и идеология работы школьного психолога.
Рассматриваемые автором задачи сопровождения здоровых школьников, несомненно, имеют важное практическое значение, однако содержательная направленность и задачи психологического сопровождения детей с задержкой психического развития существенно отличаются от задач психологического сопровождения здорового ребенка.
Мы рассматриваем психологическое сопровождение детей с нарушениями в развитии как деятельность психолога, направленную на создание комплексной системы клинико-психологических, психолого-педагогических и психотерапевтических условий, способствующих успешной их адаптации, реабилитации и личностному росту в социуме (школе, семье, медицинском учреждении и пр.).
Сопровождение — это всегда пролонгированный, динамический процесс, целостная деятельность психолога, в которую включены пять взаимосвязанных компонентов:
• систематическое отслеживание клинико-психологического и психолого-педагогического статуса ребенка в динамике его психического развития;
• создание социально-психологических условий для эффективного психического развития детей в социуме;
• систематическая психологическая помощь детям с нарушениями в развитии в виде консультирования, психокоррекции, психологической поддержки;
• систематическая психологическая помощь родителям детей и подростков с проблемами в развитии;
• организация жизнедеятельности ребенка с нарушениями в развитии в социуме с учетом их психических и физических возможностей;
Отслеживание психологического статуса является достаточно трудоемким процессом, требующим тесного взаимодействия всех специалистов, участвующих в жизнедеятельности ребенка. Среди специалистов, сопровождающих детей с задержкой психического развития, обязательно должны находиться: психолог, ответственный за процесс психологического сопровождения, педагог-дефектолог, врач-психиатр или врач-невропатолог.
Следует выделять основные этапы процесса психологического сопровождения.
Подготовительный этап включает в себя следующие задачи:
1) установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка;
2) определение объема работы и последовательности процесса сопровождения;
3) подготовка необходимой документации;
4) составление графика работы.
Психолог в своем общении с другими специалистами обязательно должен объяснить им цели психологического сопровождения, рассказать об актуальном и потенциальном уровне развития ребенка. Кроме того, на этом этапе психолог уточняет диагноз, форму ЗПР, получает информацию о лечении, обучении ребенка, просит коллег высказать свое мнение о ребенке. Получение этой дополнительной информации крайне необходимо не только психологу. На подготовительном этапе врачи и педагоги, контактируя с психологом, также получают от него полезную информацию, позволяющую им составить более точное представление о диагнозе и характере клинических проявлений ЗПР.
Ориентировочный этап включает в себя следующие задачи:
1) установление контакта с родителями и родственниками ребенка;
2) установление контакта с группой, которую посещает ребенок, а если сопровождение ребенка осуществляется в рамках школы или детского сада, то с классным руководителем или воспитателями;
3) ознакомление специалистов с результатами психологического обследования;
4) совместное обсуждение с педагогами и другими специалистам особенностей психического развития ребенка.
Этап планирования содержит в себе:
1) создание индивидуальной программы сопровождения ребенка;
2) утверждение этой программы со всеми специалистами, работающими с ребенком.
Следует подчеркнуть, что составление программы сопровождения возможно только после тщательного клинико-психологического психолого-педагогического обследования ребенка.
Этап реализации индивидуальной программы включает в себя следующие задачи:
1. Оказание необходимой помощи родителям ребенка и педагогам в создании условий, необходимых ребенку с задержкой в развитии для полноценного здорового образа жизни и успешного овладения образовательными программами с учетом его психических и физически возможностей;
2. Оказание необходимой психологической помощи родителям ребенка, его родственникам, друзьям с целью гармонизации межличностных отношений с ним, оптимизации воспитательного процесса;
3. Научно-просветительская и консультативная работа с педагогами, педагогами-дефектологами, логопедами, воспитателями и другими специалистами, работающими с ребенком.
Заключительный этап включает в себя совместное обсуждение со специалистами эффективности проведенной работы с рекомендациями по поводу дальнейшей деятельности ребенка (дополнительных коррекционных занятий, продолжении обучения в коррекционном или другом классе, обучении в школе с профессиональной ориентацией пли получении профессионального образования и пр.).
Для регламентации деятельности специалистов в процессе психологического сопровождения рекомендуется вести соответствующую документацию. Некоторые авторы предлагают заключать договора между специалистами, что, на наш взгляд, является позитивным началом, но не отражает содержательной стороны деятельности каждого специалиста в отношении конкретного ребенка. Опыт нашей работы показывает целесообразность ведения дневника по типу истории болезни, в котором каждый специалист отражает динамику психического состояния и развития познавательных процессов и личности ребенка. В этом дневнике психолог представляет развернутое психологическое заключение о ребенке, план психокоррекционной работы. Соответственно каждый специалист описывает динамику статуса ребенка (клинического, логопедического и пр.). Дневник обязательно должен храниться у психолога. Такая форма работы позволяет проследить не только динамику изменений ребенка в процессе сопровождения, но и оптимизирует процесс коллективного взаимодействия специалистов во время его сопровождения.
Психологическое сопровождение должно осуществляться постоянным (семейным) специалистом-психологом. Если ребенок обучается в специальной школе, его реализует школьный психолог. Если ребенок не обучается и воспитывается в домашних условиях, то его сопровождением должен заниматься психолог диспансера или поликлиники по месту жительства. Если в учреждении, где воспитывается и обучается ребенок, отсутствует психологическая служба, психологическое сопровождение ребенку с ЗПР должны оказывать специалисты районных или- городских психолого-педагогических центров.
Нельзя не упомянуть, что чрезвычайно интересный опыт социально-психологического сопровождения процесса семейного воспитания и образования детей с тяжелыми заболеваниями накоплен в трудах зарубежных специалистов, и он может оказаться полезен и в отечественной психологической практике.
Итак, можно сказать, что социально-психологическое сопровождение — это:
• во-первых, один из видов социального патронажа как целостной и комплексной системы социальной поддержки и психологической помощи, осуществляемой в рамках деятельности социально-психологических служб;
• во-вторых, интегративная технология, сердцевина которой — создание условий для восстановления потенциала развития и саморазвития семьи и личности в результате эффективного выполнения отдельным человеком или всей семьей своих основных функций;
• в-третьих, процесс особого рода бытийных отношений между сопровождающим и теми, кто нуждается в помощи.
- Глава 1. Теоретические, методологические и методические проблемы психологической помощи детям..................................................................................5
- Глава 2. Клинико-психологические особенности детей с задержкой психического развития................................................................................................54
- Глава 3. Возрастные особенности детей с зпр (динамика развития, психологические критерии).........................................................................................................94
- Глава 4. Психологическая помощь детям с задержкой психического развития...... 163
- Глава 1
- 1.2. Основные направления психологической помощи детям с проблемами в развитии
- 1.3. Психологическое консультирование
- 1.4. Психологическая коррекция в системе психологической помощи детям
- 1.5. Психологическое сопровождение
- 1.6. Психологическая поддержка
- Глава 2 клинико-психологические особенности детей с задержкой психического развития
- Клинические характеристики психического развития
- Классификация форм пограничных форм интеллектуальной недостаточности по в. В. Ковалеву
- 2.2. Клинико-психологические характеристики детей с конституциональной формой задержки психического развития
- 2.3. Клинико-психологические характеристики детей с соматогенной формой зпр
- 2.4. Психогенная форма задержки психического развития
- 2.5. Клинико-психологические характеристики детей с зпр церебрально-органического генеза
- Психологические параметры задержки психического развития
- Глава 3 возрастные особенности детей с зпр (динамика развития, психологические критерии)
- 3.1. Возрастная динамика развития детей с зпр на первом году жизни
- Психическое развитие детей первого года жизни
- Особенности развития ощущений у здорового младенца
- Психомоторное развитие
- Особенности развития предметно-практических действий у здоровых детей
- Особенности произвольной активности у младенцев
- Особенности эмоциональных проявлений
- Психологическая диагностика детей первого года жизни Особенности психического развития детей с большим риском зпр на первом году жизни
- Показатели нервно-психического развития у младенцев с задержкой психического развития разной степени тяжести
- 3.2. Особенности психического развития детей с зпр в преддошкольном возрасте психическое развитие детей второго года жизни
- Психологическая диагностика детей второго года жизни
- Психологическая диагностика детей от 12 до 15 месяцев.
- Психологическая диагностика детей от пятнадцати до восемнадцати месяцев
- Психическое развитие ребенка третьего года жизни
- Психологическая диагностика детей третьего года жизни
- Психологическая диагностика детей от двух до двух с половиной лет
- Психологическая диагностика детей от двух с половиной до трех лет
- Показатели психического развития здоровых детей и детей с зпр в возрасте четырех лет
- Показатели психического развития детей пятилетнего возраста
- Показатели психического развития детей шести лет
- Показатели психического развития детей седьмого года жизни
- 3.4. Психологические особенности детей с зпр младшего школьного возраста
- Психологический диагноз трудностей обучения у младших школьников с зпр
- Психологический диагноз трудностей в обучении у детей с зпр первой группы
- Глава 4 психологическая помощь детям с задержкой психического развития
- 4.1. Коррекционно-развивающие занятия с детьми первого года жизни
- Основные направления игр-занятий с детьми с зпр первого года:
- Упражнения для развития сенсомоторной сферы ребенка первого года жизни
- Упражнения для развития сенсомоторной и речевой сфер ребенка
- Упражнения для развития психомоторики
- Развитие эмоциональной сферы и общения
- Народные игры и потешки для развития психоэмоциональной сферы ребенка первого года жизни
- 1. «Идет коза рогатая»
- 2. «Ладушки-ладушки»
- 3. Другой вариант игры «Ладушки»
- 4. «Сорока-белобока»
- 5. «Пальчики в лесу»
- 6. «Этот пальчик - я»
- 4. 2. Основные направления психологической помощи детям преддошкольного возраста и психокоррекционные технологии
- Упражнения на развитие сенсорных способностей Упражнения с пирамидкой
- Упражнения с предметами разного цвета
- Упражнение на цветовое различение (если ребенок не различает цвета)
- Упражнение на различение цветов (рисование карандашами и красками разного цвета)
- Упражнение на дифференцировку величины и формы (две пирамидки)
- Упражнения с длинной и короткой лентой
- Игра «Спрячь шарики»
- Развитие предметно-практических манипуляций
- Система игр-занятий с предметами-орудиями
- Развитие тонкой моторики Рисование карандашами
- Рисование красками
- Лепка из пластилина
- Упражнения для развития тонкой моторики пальцев и творческих способностей Рисование
- Рисуем красками
- Вырезание
- Упражнения с бусинками
- Упражнения и игры на развитие познавательной и речевой активности
- Формирование игровой деятельности Игры с куклой
- Ролевые игры
- Упражнения на развитие внимания и памяти
- Упражнения с разрезными картинками
- 4.3. Основные направления психологической коррекции дошкольников с зпр
- Конструирование
- Рисование
- К0ррекци0нн0-развивающие упражнения для детей четвертого и пятого года жизни Упражнения на цветовое различение
- Упражнения на количественные различения
- Упражнения на определение времени по часам
- Упражнения на развитие внимания и восприятия
- Упражнения на развитие тактильной чувствительности
- Упражнения для развития восприятия, мышления, тонкой моторики
- Рисование красками
- Лепка и аппликация
- Сюжетные игры
- Упражнения и развивающие игры для ребенка шестого года жизни Упражнения на развитие внимания
- Упражнения на развитие восприятия
- Упражнения на развитие мышления
- Игры, развивающие мышление и сообразительность
- Упражнения на развитие памяти
- Упражнения на развитие воображения и творческих способностей
- Упражнения на развитие произвольной сферы
- Упражнения и игры для развития тонкой моторики пальцев рук
- Комплекс № 2 (рисуночный)
- Комплекс № 3 Игры для развития тонкой моторики пальцев рук
- 4.4. Психологическая коррекция гностических процессов у младших школьников с задержкой психического развития
- Коррекция внимания у детей методом поэтапного формирования умственных действий
- Психотехники, направленные на увеличение объема внимания
- Упражнения по формированию объема внимания на цифровом материале
- Распределение внимания
- Переключение внимания
- Психологическая коррекция памяти у детей с зпр
- Развитие логических приемов запоминания
- Часть I. Обучение созданию мнемических опор.
- Психологическая коррекция мыслительных операций у детей с зпр
- Нейропсихологическая коррекция детей с задержкой психического развития
- 4.5. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей с задержкой психического развития
- Динамика групповой психокоррекции детей с задержкой психического развития
- 4.6. Психокоррекционные технологии для детей с зпр
- Заключение
- Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития
- 199004, Санкт-Петербург, ул. Шевченко, 3 (лит. «м»), пом. I тел. (812) 323-76-70, 323-90-