logo
МАМАЙЧУК - копия

Упражнения по формированию объема внимания на цифровом материале

«Найди числа»

Оборудование: секундомеры, указки, 4 цифровые таблицы с чис­лами (количество цифр изменяется по мере увеличения объема вни­мания от занятия к занятию. Первично же таблицы включают числа от 1 до 9, затем их количество доводится до 25. Цифры разбросаны в случайном порядке.

Таблицы

1

7

4

3

2

5

9

5

8

6

9

1

9

5

2

1

8

6

4

1

6

2

5

8

2

6

8

7

9

4

3

7

2

4

7

1

Инструкция: «Сейчас я буду показывать тебе таблицы с числами. Как только я покажу первую таблицу, нужно как можно быстрее нахо­дить в ней числа в порядке возрастания, начиная с единицы. Ты дол­жен показывать их указкой и называть вслух».

Психолог фиксирует время и количество допущенных ошибок. Игра «Пуговица»

Играют два человека. Перед ребенком располагаются два одинако­вых набора пуговиц, ни одна пуговица не повторяется. У каждого иг­рока есть игровое поле — квадрат, разделенный на клетки. Начинаю­щий выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого пер­вый игрок закрывает листом бумаги свое игровое поле, а второй дол­жен расположить пуговицы на своем листе бумаги. Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем сложнее становится игра. Эту игру можно использовать в работе по коррекции памяти, пространствен­ного восприятия, мышления.

В практической психологии предлагается достаточно большое ко­личество психотехник для развития объема внимания (см.: К. К. Пла­тонов «Занимательная психология», 1964; Н. Н. Цзен и Ю. М. Пахомов, «Психотехнические игры», 1988; Е. И. Pогов «Настольная книга практического психолога в образовании», 1996; и др.).

Недостаточная концентрация внимания проявляется в его неустой­чивости, когда ребенок не может длительно сосредоточиться на зада­нии и отвлекается на побочные раздражители. Недоразвитие концент­рации внимания может наблюдаться при всех формах ЗПР, но чаще встречается у детей с ЗПР церебрально-органического генеза.

Как правило, занятия на развитие концентрации внимания проводятся индивидуально или в небольшой группе детей, обязательно в игровой форме.

Оборудование: секундомеры, специальные бланки: перепутанные линии, корректурные бланки (цифровые и буквенные), вырезки из текстов. Для проведения занятий можно использовать любые печат­ные тексты (старые ненужные книги, газеты и др.), карандаши и руч­ки. Для детей 6—11 лет желательно использовать тексты с крупным шрифтом.

Корректурные задания

Ребенку предлагают находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Перед началом выполнения заданий психолог дает соответствующую установку. Например: «Вот тебе шифровка, ты раз­ведчик и должен как можно быстрее вычеркнуть отдельные буквы. От результата твоей работы зависит очень многое. После быстрого вы­полнения задания ты должен передать этот бланк своему товарищу, и он должен быстро найти допущенные ошибки». Такая установка оп­тимизирует процесс работы ребенка, дает ему возможность развивать состояние внутреннего сосредоточения. Выполнение корректурных заданий способствует развитию концентрации внимания и самоконт­роля при выполнении детьми с ЗПР письменных работ.

Корректурные упражнения с детьми с ЗПР должны проводиться ежедневно по 5 мин (минимум 5 раз в неделю) в течение 2—4 месяцев, Ребенку обязательно предлагаются домашние задания.

Инструкция: «В течение 5 минут нужно найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы "А" (можно указать любую букву)».

По мере овладения заданием правила усложняются:

• меняются отыскиваемые буквы;

• по-разному зачеркиваются и др.;

• одновременно отыскиваются две буквы, одна зачеркивается, вторая подчеркивается;

• на одной строке буквы обводятся кружочком, на второй отмечаются галочкой и т. п.

Все вносимые изменения должны четко отражаться в инструкции, предлагаемой в начале занятия.

Опыт нашей работы показал, что уже через месяц занятий у ребен­ка с ЗПР наблюдается сокращение ошибок в письменных заданиях.

Упражнения на концентрацию внимания целесообразно проводить в соревновательной форме. Например, группе из 3-5 человек предла­гается внимательно рассмотреть предметы, которые психолог в тече­ние одной-двух минут показывает (например, ручка, карандаш, фут­ляр, камешки, небольшая кукла, машинка и пр.). Затем эти предметы закрывают, и психолог предлагает детям подробно описать каждый предмет, его величину, форму, цвет и другие признаки. Дети описыва­ют выделенные признаки на листе бумаги, затем психолог оценивает количество выделенных признаков каждым ребенком, и выигрывает тот, кто описал самое большое число признаков предметов.

Для развития концентрации внимания у детей можно использовать игру «Зеркало», в которой детям предлагается вслед за ведущим по­вторить его действия (как отдельные движения, так и их последова­тельность).

В процессе психологической коррекции необходимо использовать упражнения на концентрацию внимания не только в зрительной, но и в слуховой, осязательной и двигательной модальностях.

Для коррекции концентрации внимания в слуховой модальности целесообразно использовать арифметические диктанты.

Занятия проводятся с небольшой группой детей.

Инструкция: «Сейчас я буду читать арифметические задачи. Вы должны решать их в уме. Получаемые вами числа также надо держать в уме. Результаты вычислений запишите только тогда, когда я вам ска­жу: "Пишите"»!

Содержание задач зависит от возраста и подготовленности детей. Например, задачи для детей первого класса могут быть такими:

«Даны два числа: 6 и 3. Сложите первое число и второе... и от по­лученного числе отнимите 2... Затем отнимите еще 4... Пишите!» (от­вет: 3).

Для детей более старшего возраста задачи усложняются: Например: «Даны два числа: 56 и 92... вторую цифру первого числа разделите на вторую цифру второго числа... Полученное число умножь­те на первую цифру второго числа... Пишите!» (ответ: 15).

Рекомендуется предлагать детям самим придумывать задачи и в процессе игры задавать их друг другу.

Опыт нашей работы показал высокую эффективность таких упраж­нений для детей с ЗПР. Однако у детей с ЗПР церебрально-органиче­ского генеза выполнение этих упражнений вызывает значительные за­труднения. В связи с этим необходимо соблюдение принципа от простого к сложному. На первых этапах психолог предлагает ребенку наиболее доступные для него задачи, правильное выполнение кото­рых обязательно должно поощряться.

Аналогичные диктанты можно проводить на слоговом и буквен­ном материале.

Например: ребенку предлагается слово «дерево». К пятой букве это­го слова необходимо добавить шестую букву, а к ней затем добавить третью букву. Какое слово будет?