logo
МАМАЙЧУК - копия

Глава 4. Психологическая помощь детям с задержкой психического развития...... 163

4.1. Коррекционно-развивающие занятия с детьми первого года жизни............. 163

4.2. Основные направления психологической помощи детям преддошкольного возраста и психокоррекционные технологии......................................... 182

4.3. Основные направления психологической коррекции дошкольников с ЗПР ... 204

4.4. Психологическая коррекция гностических процессов у младших школь­ников с задержкой психического развития......................................................271

4.5. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей с задержкой психического развития...................................................................301

4.6. Психокоррекционные технологии для. детей с ЗПР........................................330

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................337

ЛИТЕРАТУРА....................................................................................

Введение

Задержка психического развития (ЗПР) встречается в детском воз­расте достаточно часто. По данным отечественных и зарубежных ав­торов, она наблюдается у 12-20% детей. В младенческом возрасте за­держка в психическом развитии проявляется в замедленном темпе развития сенсомоторных функций, в вялости или, наоборот, в повы­шенном беспокойстве ребенка. В дошкольном возрасте родители и педагоги нередко обращают внимание на недоразвитие речи у детей, позднее формирование навыков опрятности, самостоятельности. Од­нако обычно задержка психического развития диагностируется спе­циалистами у детей к окончанию дошкольного возраста или лишь при поступлении в школу. Наиболее наглядно она проявляется у детей в снижении общего запаса знаний, в ограниченности представлений об окружающем, в выраженных нарушениях внимания и памяти. Дети плохо успевают в школе, педагоги жалуются на их поведение и слабую интеллектуальную продуктивность. И если к подростковому возрасту задержка психического развития не устранена, она находит отраже­ние в личностной незрелости, в повышенной эффективности и неред­ко в девиантном поведении.

Проблемой задержки психического развития занимаются многие специалисты: врачи, педагоги-дефектологи, психологи, социальные работники. Однако, несмотря на значительное количество научных работ, посвященных этой проблеме, по-прежнему недостаточно пред­ставлены ее психологические аспекты, не раскрыта роль психолога в диагностике, коррекции, сопровождении ребенка с ЗПР.

Что же такое задержка психического развития? Это болезнь или временное отклонение в психическом развитии у ребенка? Как вовре­мя определить ее у ребенка и своевременно помочь ему и его семье в преодолении проблем в умственном и эмоциональном развитии вслед­ствие ЗПР? На эти вопросы мы попытаемся вам ответить в этой книге, которая может быть полезна не только психологам, но и родителям, педагогам, врачам, социальным работникам и другим специалистам, работающим с детьми.