logo
МАМАЙЧУК - копия

Особенности развития предметно-практических действий у здоровых детей

Психологи давно доказали, что в познавательном развитии ребен­ка преддошкольного возраста большое значение имеют его действия с предметами. Известный французский психолог Жан Пиаже подчер­кивал, что в течение первых двух лет жизни развитие ребенка проходит ряд стадий, на каждой из которых по-разному осуществляется про­цесс познания окружающего мира ребенком.

На самой первой стадии (первый месяц жизни) ребенок, обладая врожденными рефлексами, приспосабливается к особенностям пред­метов (формы, величины), следит за движущимися предметами.

Начиная со второго месяца жизни улучшается координация его движений, происходит взаимодействие между различными рефлекса-ми. Например, голодный ребенок сосет свой палец. Это действие уже не является врожденным рефлексом. Малыш может, хотя и случайно, повторить возникшее действие.

От трех до девяти месяцев ребенок может продлить свои действия, ориентируясь при этом уже на внешние цели. Например, стучать по погремушке, чтобы услышать, как она гремит.

С четырех месяцев у ребенка формируется интерсенсорная связь «рука-глаз», то есть ребенок при схватывании предмета фиксирует на нем взор. Это очень важный момент для дальнейшего развития его практических действий.

На пятом-шестом месяцах жизни малыша формируются целенаправ­ленные хватания предметов. Активно дети начинают манипулировать с различными предметами в середине первого года жизни. В этих манипуляциях отчетливо проявляется намеренность действия, желание добиться определенного результата. Например, ребенок толкает мяч и сам пол зет к нему, бросает игрушку на пол и радуется звуку падения. Уже в возрасте шести месяцев ребенок отдает предпочтение одной какой-нибудь иг­рушке или предмету. Во время действия с предметами ребенок лепечет, произносит звуки, которые доставляют ему удовольствие.

С появлением самостоятельной ходьбы у ребенка продолжает раз­виваться потребность в движении и ориентировке в окружающем.

С конца первого до середины второго года жизни у ребенка увели­чивается количество функциональных действий с предметами. Это проявляется в том, что дети любят открывать и закрывать двери, ящи­ки, коробки, складывать их. Дети активно знакомятся со свойствам» игрушек, усложняя действия с ними.

Р. Я. Абрамович-Лехтман провела специальные исследования, направленные на особенности развития предметно-практических действий у детей первого года жизни. Автор выделила четыре основных этапа их формирования (Абрамович-Лехтман, 1945).

Первый — этап преддействия — начинается у младенца уже в 2,5 месяца. Ребенок выполняет направленные движения с предметами: водит руками по одеялу, захватывает одной рукой кисть другой руки и т. п.

Второй — этап результативных действий — начинается у ребенка 4 месяцев. Ребенок осваивает хватательные движения, после чего ему становятся доступными многообразные предметные действия: притягивание, постукивание, толкание, выпускание из рук, разрывание бумаги и многие другие.

Третий — этап соотносящих действий. После 7 месяцев ребенок может действовать с двумя предметами одновременно: ему доступны всовывание, вкладывание, вынимание, нанизывание колец и пр.

Четвертый — этап функциональных действий. К концу первого года жизни ребенок выполняет функциональные действия, подражая аналогичным действиям взрослых: мешает ложкой в чашке, пишет палочкой, причесывает куклу и пр.

Предметные действия являются важной формой активного познания ребенком окружающего мира и основой формирования сенсорно-перцептивных и мыслительных процессов.