logo
МАМАЙЧУК - копия

2.5. Клинико-психологические характеристики детей с зпр церебрально-органического генеза

Задержка психического развития церебрально-органического генеза наиболее часто встречается в детском возрасте и отличается большей вы­раженностью нарушений высших корковых функций в сравнении с другими формами ЗПР и частой необходимостью специальных мер психолого-педагогической коррекции. Причиной данной формы ЗПР является органическое поражение центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза. Степень задержки может варьировать в зависимости от времени и массивности поражения. Задержка психического развития це­ребрально-органического генеза значительно чаще связана с более по­здними, экзогенными повреждениями мозга, воздействующими в пери­од, когда дифференциация основных мозговых систем уже в значительной мере продвинута и нет опасности их грубого недоразвития. Преобла­дание более поздних сроков поражения обусловливает наряду с явле­ниями незрелости почти постоянное наличие и признаков поврежде­ния нервной системы. Поэтому в структуре задержки психического развития церебрально-органического генеза почти всегда имеется на­бор энцефалопатических расстройств (церебрастенических, неврозоподобных, психопатоподобных, эпилептиформных, апатико-адинамических), свидетельствующих о повреждении нервной системы. В западной литературе эта форма ЗПР описывается как «ранний детс­кий органический синдром», «минимальная мозговая дисфункция».

Интеллектуальная недостаточность в данной группе связана главным образом с нарушениями интеллектуальной деятельности и ее предпосылок, что обусловлено остаточными явлениями органическо­го поражения головного мозга вследствие мозговых инфекций и травм. Возрастная динамика психического развития детей с ЗПР цереб­рально-органического генеза определяется как тяжестью поражения центральной нервной системы, так и временем возникновения дефекта. У большинства детей уже на первом году жизни наблюдается замедленный темп созревания психических функций, однако он менее выражен, чем у детей с психическим недоразвитием. Церебрально-органическая недостаточность определяет структуру психического дефекта и становится очевидной как в нарушении эмоционально-волевой сферы, так и в развитии познавательных процессов.

Эмоционально-волевая незрелость представлена в виде так называемого органического инфантилизма. В отличие от психики ребенка более младшего возраста или проявлений конституционального инфантилизма при органическом инфантилизме эмоции характеризуются отсутствием живости и яркости, определенной примитивностью. Грубая внушаемость отражает органический дефект нарушения критики. При явном преобладании игровых интересов над учебными и в игре выступают однообразие, отсутствие творчества и слабость воображения (И. Ф. Марковская, 1982). Как показали исследований Н. Л. Белопольской, игра по правилам у таких детей состоит из отдельных, мало связанных между собой фрагментов. Усложнение правил игры, их интеллектуализации часто приводят к ее фактическому распаду.

Особенности клинико-психологической картины органического инфантилизма в значительной мере связаны с преобладающим фоном настроения. У детей с повышенным эйфорическим настроением пре­обладают импульсивность и психомоторная расторможенность, внешне имитирующие детскую жизнерадостность и непосредствен­ность. Характерна неспособность к волевому усилию и систематиче­ской деятельности. На уроках эти дети непоседливы, не подчиняются требованиям дисциплины, в ответ на замечания дают обещание ис­правиться, но тут же об этом забывают. В беседе открыто и легко вы­сказывают отрицательное отношение к учебе, не смущаясь, говорят, что учиться неинтересно и трудно, что они хотят гулять или играть.

Для детей с преобладанием пониженного настроения характерна склонность к робости, боязливости, страхам. Этот эмоциональный фон, а также всегда сопутствующие церебрастенические расстройства препятствуют формированию активности, инициативы, самостоятель­ности. И у этих детей преобладают игровые интересы. Они с трудом привыкают к школе и детскому коллективу, однако на уроках ведут себя более правильно. Поэтому к врачу они попадают не в связи с на­рушениями дисциплины, а из-за трудностей обучения. Нередко они тяжело переживают школьную несостоятельность. Возникающие нев­ротические образования еще более тормозят развитие их самостоятель­ности, активности и личности в целом (В. В. Лебединский, 1985; Н.Л. Белопольская, 1999).

В исследованиях клиницистов и психологов подчеркивается слож­или иерархия структуры нарушений познавательной деятельности при ЗПР церебрально-органического генеза. Она проявляется в дефицитарности «предпосылок» интеллекта, а именно: памяти, внимания, пространственного гнозиса, праксиса и речи.

Ряд авторов отвечает выраженные нарушения темпа восприятия у детей с ЗПР церебрально-органического генеза, замедленность процессов приема и переработки сенсорной информации (П. Б. Шошин и Л.И. Переслени, 1981; и др.). Кроме того, у подавляющего большинства детей с задержкой церебрально-органического генеза наблюдаются трудности синтеза воспринимаемых объектов, обусловленного нарушениями интерсенсорной и сенсомоторной интеграции и координации (Campbell) 1974; Sturma, 1982; И. И. Мамайчук, X. Мендоса, 1989; и др.). Церебральная астения, которая присутствует при ЗПР церебраль­но-органического генеза, проявляется в повышенной утомляемости, в недоразвитии свойств внимания и памяти. В сравнении с другими формами ЗПР у детей с церебрастеническим синдромом наблюдается выраженное недоразвитие устойчивости, точности и распределения внимания (Сафади Хасан, 1997). Качественный анализ показал раз­нообразные нарушения памяти у детей с ЗПР церебрально-органиче­ского генеза: повышенная тормозимость следов памяти в условиях гомогенной интерференции, уменьшение объема и скорости запоми­нания (там же).

Изучение многоуровневой иерархической организации психиче­ских процессов и функций при задержке психического развития тре­бует не только возрастного, но и тщательного структурного нейропсихологического анализа. Исследования детских нейропсихологов проводилось в двух основных направлениях:

• изучение очаговых поражений мозга у детей на различных этапах онтогенеза (Э. Г. Симерницкая, 1985);

• изучение комплекса нарушений высших психических функ­ций, складывающегося из дизонтогенетических симптомов (И. Ф. Марковская, 1982; А. Н. Корнев, 1991; И. И. Мамайчук, 1992; Ю. В. Микадзе, Н. К. Корсакова, 1994; Н. М. Пылаева, Т. В. Ахутина, 1997; А. В. Семенович, 1999; и др.).

В нейропсихологии накоплен обширный материала о различиях в проявлениях нарушений психических функций у взрослых и детей при сходных очаговых органических мозговых поражениях. Этот факт согласуется с концепцией Л. С. Выготского об изменении психологической структуры и внутренней природы психологических процессов в онтогенезе (Л. С. Выготский, 1956). В исследовании Э. Г. Симерницкой (1985) на основе обобщения результатов нейропсихологического иссле­дования психических процессов при повреждениях головного мозга в детском возрасте были подтверждены положения Л. С. Выготского о том, что мозговые механизмы, обеспечивающие осуществление психических функций у детей являются иными, чем у взрослых, и в процесса онтогенетического развития изменяется не только структура психической функции, но и ее мозговая организация. Автор убедительно дока­зала, что функциональная неравнозначность различных отделов головного мозга в детском возрасте отчетливо выступает как на межполушарном, так и на внутриполушарном уровне. Мозговая организация психических процессов не остается неизменной в онтогенезе и претерпевает ряд существенных перестроек. С наибольшей отчетливостью возрастная динамика функциональной организации мозга проявляется при анализе механизмов межполушарного взаимодействия. Автор отмеча­ет, что при поражении левого полушария у детей правое полушарие не испытывает тормозящего влияния со стороны патологического очага, оно имеет у детей больше возможностей для смягчения и компенсации речевых расстройств, чем у взрослых.

В процессе онтогенеза изменяются механизмы и внутриполушарного взаимодействия. Проводя нейропсихологический анализ памяти у детей с очаговыми поражениями мозга, Симерницкая выявила вы­сокую корреляцию снижения объема слухоречевой памяти с пораже­нием левой височной доли. В перцептивной сфере были отмечены связи нарушения зрительного восприятия с поражением затылочной доли и нарушения зрительно-конструктивной деятельности с поражением теменной доли.

Нейропсихологический подход при изучении высших психических функций у детей с очаговыми поражениями головного мозга позволил приблизиться к решению важнейших вопросов, связанных как с общими принципами мозговой организации психических процессов, так и с закономерностями ее формирования в онтогенезе. На основе нейропсихологического анализа автор убедительно показала, что он­тогенетическое развитие высших корковых функций предполагает не столько дифференциацию, сколько интеграцию различных отделов головного мозга, обеспечиваемую развитием межполушарных и внутриполушарных связей.

Нейропсихологические исследования детей с ЗПР церебрально-органического генеза, проведенные отечественными психологами, позволяют более дифференцировано подойти к анализу структуры де­фекта их познавательной деятельности (И. Ф. Марковская, 1982; В. В. Лебединский, 1985; Ю. В. Микадзе, Н. К. Корсакова, 1994; В. И. Мамайчук, Н. М. Симонова, 1997; Л. М. Шипицына, 1997; и др.). И. Ф. Марковская (1982) провела тщательное нейропсихологическое исследование детей с задержкой психического развития церебрально-органического генеза. Ею были выделены две группы детей: в первую группу вошли дети с преобладанием незрелости морфофункциональных структур, во вторую группу — дети с более выраженной симптоматикой органического повреждения мозговых структур. В первой группе наблюдался синдром психического инфантилизма, а во второй — психоорганический синдром с преобладанием нарушения интеллектуальных предпосылок в виде органической дефицитарности высших корковых функций.

Нейродинамические нарушения в первой группе характеризовались истощаемостью и нестойкостью психического тонуса, а во второй — повышенной истощаемостью и инертностью психических процессов. В последующих нейропсихологических исследованиях неуспеваю­щих младших школьников были выделены две причины, обусловли­вающие недостаточную сформированность отдельных функциональ­ных систем психики ребенка (Ю. В. Микадзе, Н. К. Корсакова, 1994). Первая из них обозначается авторами как «иррегулярность психиче­ского развития ребенка», то есть отклонение от нормы, несоответствие определенному порядку, неравномерность, возникающая в силу ин­дивидуальных особенностей онтогенеза ребенка и не связанная с ка­кими-либо органическими нарушениями. Второй причиной неуспе­ваемости считаются «минимальные мозговые дисфункции», при которых происходит изменение функционирования отдельных моз­говых структур или мозга в целом. Основываясь на этих выводах, ав­торы разработали специальные методы нейропсихологической диаг­ностики и коррекции.

Нейропсихологические исследования детей с отклонениями в сен­сорном и интеллектуальном развитии показали, что с увеличением тяжести сенсорного и психического дефекта возрастает функциональ­ная активность правого полушария, гиперфункция которого компенсирует дефицит функциональной активности левого полушария (Л. М. Шипицына, 1997).

Особый интерес представляют исследования Т. Б. Глезерман(1983). Автор изучала минимальные мозговые дисфункции у детей и их род­ственников с целью выявления генетического наследования некоторых форм нарушения высших корковых функций, связи между. нейропсихологическими синдромами и структурно-уровневыми характеристиками интеллекта. Было выявлено, что нейропсихологические особенности оказывают специфическое влияние на структуру интеллектуальных функций и опосредованно воздействуют на общий уровень умственного развития. Прямой связи между показателем ин­теллекта и характером дефекта у взрослых больных не наблюдается: при одинаковом развитии интеллекта могут быть различные по локализации и степени тяжести дефекты. Использование психометриче­ских методов в сочетании с нейропсихологическими, предложенное Т. Б. Глезерман, имеет, на наш взгляд, важное значение при исследовании нейропсихологических синдромов у детей. Такой подход позволяет выявить не только уровневые, но и структурные характеристики интеллекта у каждого обследуемого, определить значимость изучае­мых высших корковых функций в общей структуре интеллекта, выя­вить характер дефекта, его локализацию и динамику.

Нами было проведено нейропсихологическое исследование 82 де­тей в возрасте от 7 до 10 лет с ЗПР церебрально-органического проис­хождения по следующим направлениям:

1) исследование гностических функций: зрительный, слуховой гнозис;

2) исследование праксических функций: конструктивный, кине­стетический праксис;

3) исследование умственной работоспособности: памяти в слухо­вой и зрительной модальностях, внимания;

4) качественный анализ мыслительных процессов: особенности обобщений, умозаключений;

5) исследование графических навыков: рисунки, написание букв и цифр.

Каждый блок включал несколько методик (см. табл. 2).

Таблица 2

Функциональный блок

Методики

Предмет оценки

Нейропсихологи ческий фактор

Гностические функции

Зрительный

ГН03ИС

1. Узнавание реальных объектов

2. Узнавание реалистических

3. Узнавание контурных изо-

4. Узнавание недорисованных

контурных изображений

5. Узнавание фигур

Поппельрейтера (буквенный вариант)

Количество (про­цент) правильно названных объек­тов по каждому заданию

Перцептивный

Слуховой гнозис

1. Узнавание ритмов

2. Повторение изолированных фонем

Праксические функции

Конструк-тивный

1. Кубики Косса (9-й субтест методики Векслера)

2. Методика Гольдштейна- Ширера

Время и качество выполнения заданий: правильное воспроизведете размеров, пропорций фигур, наличие

Пространствен-

Основный составляющие нейропсихологического исследования

Функциональ­ный блок

Методики

Предмет оценки

Нейропсихологи-ческий фактор

или отсутствие пространствен-ных нарушений

Зрительно- пространственный праксис

1, Воспроизведение по образцу положения пальцев

2. Перебор пальцев

3. Проба Озерецкого

4. Проба Хеда

Умственная работоспособность

Зрительная память

1. Объем кратковременной зри тельной памяти (9 геометрических фигур)

Количество (процент) правильного

Произвольная регуляция деятельности

2. Объем зрительной памяти при

последовательном предъявлении картинок с неопределенными геометрическими фигурами и последующим их узнавании

3. Исследование кратковременной зрительной памяти при последовательном предъявлении 25 картинок

4. Исследование опосредован ной памяти

воспроизведения объектов

Модально-специфический

Нейродинамический

Слухоречевая память

1. Запоминание цифр в возрастающем порядке (6-й субтест методики Векслера)

2. Запоминание 10 слов (четы ре предъявления)

3. Повторение коротких фраз

4. Запоминание 20 слов в парах по смыслу

Количество (про цент) правильно воспроизведенных слов

Объем правильно воспринимаемых слов (кривая памяти)

Модально-специфический

Нейродинамический

Зрительно- слуховая память

1. Запоминание слов при одновременном зрительном и слуховом восприятии

Модально-специфический, нейро -динамический

Внимание

1. Определение объема внимания (количество кругов в каждом секторе круга)

2. Концентрация внимания (корректурная проба: буквенная и цифровая)

3. переключение внимания (корректурная проба)

4. Распределение внимания (таблицы Шульте)

Количество правильно воспроизведенных объектов.

Индекс концентрации внимания и коэффициент успешности Коэффициент успешности выполнения заданий

Произвольная регуляция деятельности, нейродинамический.

Мышление

1. Исключение лишнего из четырех предметов

2. Сравнение предметов (4-й субтест методики Векслера)

3. Составление последовательных умозаключений.

Общее количество (процент) правильных ответов.

Стеновые оценки и коэффициент успешности

Лобный и нейродинамический синдромы

Графические навыки и умения

Рисунки: дом-дерево-человек

Оценки по инструкции и коэффициент успешности

Перцептивный, пространственный, произвольная регуляция деятельности.

Анализ полученных эмпирических данных проводился на основе результатов выполнения заданий, оцениваемых по следующей схеме:

3 балла — выполнение заданий без ошибок;

2 балла — негрубые ошибки, связанные со скоростью выполнения задания, которые замечались и самостоятельно исправлялись ребенком;

1 балл — грубые ошибки при выполнении проб.

Количественная оценка проводилась следующим образом: а) подсчитывался средний балл за выполнение заданий; б) полученные оценки переводились в проценты и выводился коэффициент успешности (КУ) выполнения заданий; в) подсчитывался средний КУ для каждой пробы.

Качественный анализ включал в себя данные о динамических и временных параметрах деятельности ребенка, об особенностях реак­ции на допущенные ошибки, о самостоятельности при их исправле­нии. Все эти показатели позволяли делать выводы об уровне сформи­рованности тех или иных психических функций, об их качественных особенностях, о степени выраженности их дефицитарности. Кроме того, оценивался уровень сформированности и таких компонентов психической деятельности, как самоконтроль и произвольная регуля­ция поведения, а также особенности мотивации и эмоционально-во­левая устойчивость.

В контрольную группу вошли 60 здоровых успевающих школьни­ков в возрасте от 8 до 14 лет, разделенную на три возрастные подгруп­пы по 20 человек в каждой: младший школьный возраст (от 8 до 10 лет); средний школьный возраст (от 10 до 12 лет) и старший школьный воз­раст (от 12 до 14 лет).

Анализ всех полученных данных нейропсихологического обследо­вания здоровых школьников показал следующее:

1) С возрастом у детей повышается эффективность в развитии гностико-праксических, мнемических, аттениционных и мысли­тельных функций.

2) Использование нейропсихологических методик с ориентацией на качественный анализ психических функций позволяет выя­вить определенную гетерохронию в их развитии. Это проявля­ется в более высоком уровне развития зрительного гнозиса по сравнению со слуховым. Отмечается более высокое развитие зрительной памяти по сравнению со слухоречевой. На фоне до-статочного развития конструктивного праксиса наблюдаются трудности пространственной организации и выполнения сложных моторных программ с опорой на пространственную память и речевую регуляцию, особенно в младшем школьном возрасте.

На основе корреляционного и факторного анализа полученных эмпирических данных у детей с ЗПР церебрально-органического генеза были выделены четыре группы детей с ведущим симптомокомплексом нарушений высших корковых функций.

У детей первой группы (29,2%) при незначительном церебрально-органическом поражении мозга в основе дефекта лежит нейродинамическая недостаточность, связанная в первую очередь с истощаемостью психических функций. Она проявлялась в слабой концентрации внимания, в снижении объема слухоречевой памяти. В целом успева­емость детей этой группы была удовлетворительной.

У детей второй группы (42,6%) прослеживались более грубые нейродинамические расстройства, которые проявлялись в инертности психических процессов. У детей третьей группы (24,3%) наблюдалась первичная дефицитарность отдельных корковых и подкорковых функций, например выраженное недоразвитие зрительно-простран­ственного гнозиса и праксиса. У детей четвертой группы (3,9%) об­наружилась нейродинамическая недостаточность в сочетании с дефицитарностью отдельных функций. Эти дети испытывали суще­ственные трудности в усвоении учебного материала. Полученные нами данные в целом совпадают с ранее проводимыми исследованиями (И. Ф. Марковская, 1982).

Итак, при психологическом изучении детей с задержкой психичес­кого развития необходимо учитывать клиническую форму ЗПР, так как нарушения познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, речи, праксиса) при различных клинических вариантах проявляются по-разному. Кроме того, важное место в психологическом анализе структуры психического дефекта, особенно у детей с ЗПР церебраль­но-органического генеза принадлежит нейропсихологическому ана­лизу.