Особенности развития ощущений у здорового младенца
В процессе психологической диагностики необходимо обратить внимание на развитие ощущений младенца, тонкость и точность которых неразрывно связаны с развитием его движений.
На момент рождения ребенка наблюдается несогласованное движение его глаз, но к концу третьей недели здоровый младенец делает согласованный поворот обоих глаз и сведение их осей на фиксируемом предмете. Большинство детей к середине второй недели жизни
умеет удерживать в поле зрения движущийся предмет. Например, если поместить яркую погремушку на уровне груди лежащего на спине ребенка (на расстоянии около 40—50 см) и медленно перемещать ее вправо-влево, то нетрудно заметить, как он фиксирует игрушку взгляде В трехнедельном возрасте ребенок уже способен фиксировать взглядом более или менее крупные неподвижные предметы, это может быть и лицо взрослого человека. Если приблизиться к лежащему на спине малышу на расстояние 40—50 см и привлечь его внимание разговором, а потом замолчать, оставаясь неподвижным, то можно увидеть, как
малыш тоже замрет, затормозит свои движения, как бы всматриваясь в расположенное перед ним лицо.
Как уже отмечалось выше, прослеживание предмета, движущего перед глазами младенца, оказывается доступным ему уже на 31-32 день. Движущиеся предметы, особенно яркие и красочные, привлекают младенца больше, чем бесцветные.
К концу первого месяца жизни младенец уже совсем неплохо владеет зрительным слежением и движения его глазных яблок становятся намного более плавными и координированными.
Многочисленные данные отечественных и зарубежных психологов свидетельствуют о возможности выработки у детей первых дней и месяцев жизни тонких дифференцировок предметов разной формы, величины, цветовых тонов и оттенков. Учеными были разработаны методики обучения детей первых трех месяцев по различению формы, величины и цвета предметов. Один предмет помещался в поле зрения ребенка в течение нескольких дней, пока он не становился для него «старым», привычным. Затем рядом со знакомым объектом помещался другой предмет, который отличался только одним свойством — формой. Предпочтительное рассматривание этого предмета свидетельствовало о том, что младенец обнаружил признак, в данном случае его форму. Исследования показали, что дети трехмесячного возраста отличают такие формы, как прямоугольная и треугольная призмы, квадрат, круг, треугольник.
Исследования различения цвета предметов проводились с двадцатидневными детьми, которые уже умели следить за передвигающимися предметами. Над ребенком, лежащим на спине, помещалась погремушка красного цвета, которая приводилась в движение, чтобы привлечь его внимание. Психолог фиксировал время рассматривания ребенком погремушки, которая находилась перед ним в течение трех дней. Затем предъявлялась игрушка такой же формы, но другого цвета. Время рассматривания новой погремушки также фиксировалось. Оказалось, что при первом предъявлении игрушки красного цвета дети рассматривали ее от 5 до 15 минут, постепенно отводили от нее взгляд и на третий день уже не замечали, проскальзывая взглядом даже в том случае, когда взрослый эту погремушку вращал, качал. При замене знакомой красной игрушки на другой цвет или оттенок дети снова начинали ее подолгу рассматривать (от 5 до 7 минут). Полученные данные позволяют сделать вывод о способности маленьких детей уже в двадцатидневном возрасте различать цветовые оттенки, что значительно сложнее, чем различение предметов разного цвета. Более младшим детям начиная с семидневного возраста предъявлялись для слежения за движением кольца разного цвета: красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового. Кольца перемещались вправо, влево, вниз, приближались и удалялись. Было установлено, что если ребенок научился следить за перемещающимися предметами, то цвет здесь не играет роли, малыш одинаково хорошо прослеживает кольца любого цвета. Предпочтение при этом отдается не предмету конкретного цвета, а общему сочетанию цветового окружения. Было замечено, что в солнечные, ясные дни дети следят за перемещением зеленых и синих предметов. В пасмурные дни более успешно прослеживают желтые предметы.
Исследования величины предметов показали, что дети в возраста 7—16 дней лучше следят за передвигающимися кольцами диаметром 5—7 см и теряют из поля зрения кольца до 3 и более 10 см, показываемые на расстоянии 70—80 см.
Итак, уже к концу первого месяца жизни у младенцев активно формируется фиксация взора и навык слежения за движущимся объектом, они уже с первых недель их жизни способны тонко различать пред меты разного цвета, величины и формы.
Однако движения глазных яблок согласованы не всегда, и у младенца можно наблюдать периодически возникающее сходящееся косоглазие, которое исчезает к концу второго месяца.
Спектр зрительных реакций младенца расширяется к концу первого месяца. К этому времени он начинает активно искать глазами заинтересовавший его предмет, фиксировать на нем взор, поворачивает голову в его сторону.
На третьем месяце младенец уже сосредоточивает взгляд на пре-мете до 7-10 минут и активно рассматривает его. Его внимание привлекают уже не только красный, но желтый и зеленый цвета. Если младенец плачет, то его уже можно успокоить яркой игрушкой.
В два — два с половиной месяца ребенок начинает фиксировать взором и рассматривать предметы не только в горизонтальном, но и в вертикальном положении.
Многочисленные исследования показали, что первыми реакция ми на звук у младенца являются вздрагивание век, рук, непроизвольные движения лицевых мышц и туловища в ответ на сильный хлопок в ладоши около уха младенца. На 10—12 день появляется реакция на зов человеческого голоса. Если ребенок беспокоен, громко плачет и выражает свою неудовлетворенность хныканьем, звук погремушки и пения, даже если он исходит не из поля его зрения, способен увлечь ребенка и уже через несколько секунд он успокоится и будет лежать тихо и прислушиваться.
К концу первого месяца жизни слуховое сосредоточение ребенка на посторонних звуках станет еще более выраженным, достигая 15 секунд.
В возрасте от полутора месяцев малыш начинает идентифицировать локализацию звука в пространстве, ищет его источник. Даже лежа на спине и не видя родителей, он поворачивает головку и глаза к источнику звука. При резких звуках ребенок вздрагивает, замирает, может и заплакать.
На третьем месяце младенец уже достаточно быстро находит источник звука, не только лежа на спине, но и в вертикальном положении.
На втором месяце звук может вызвать у младенца торможение даже пищевого рефлекса. Например, младенец замирает, услышав голос матери. Американские психологи провели интересный эксперимент. Младенцы сначала слушали отрывистые или протяжные звуки, а потом им показывали изображение коротких прерывистых и протяжных пиний. После того как младенцы слушали отрывистые звуки, они дольше смотрели на прерывистые линии, а после протяжных звуков — на протяжные линии. Эти данные указывают на развитие зрительно-слуховых функциональных связей в младенческом возрасте.
К концу первого месяца жизни у младенца вырабатываются условные реакции на запахи. Исследования психологов показали, что первые реакции ребенка на появление матери обусловлены обонятельными ощущениями у ребенка. Ребенок еще зрительно не дифференцирует мать, но уже воспринимает ее по запаху молока.
Очень рано обнаруживаются реакции на тактильные и температурные ощущения. Младенец активно реагирует на прикосновение. К концу первого месяца жизни малыша наблюдаются первые положительные эмоциональные реакции на родительское присутствие. Месячный ребенок уже способен улыбаться матери или отцу в ответ на повторные ласковые обращения к нему. При предъявлении различных конфигураций младенцы предпочитают схематическое восприятие человеческого лица всем прочим сложным конфигурациям. Эти данные указывают на то, что биологически зрение младенца уже на-строенo на восприятие образа человека, а точнее человеческого лица. В полтора-два месяца особую чувствительность младенцы проявляют человеческой речи. В ответ на обращенную к младенцу речь он «гулит» — издает тихие короткие гласные звуки.
Младенец активно реагирует и на прослушивание собственного голоca, записанного на магнитофонную пленку. При прослушивании своего голоса ребенок может успокоиться, даже если он только что неудержимо плакал.
И этом возрастном периоде очень важно оценить реакции младенца на общение. Если взрослый наклоняется к ребенку, ласково прикасается и обращается к нему, то в ответ у малыша должна возникнуть реакция сосредоточения: он замолкает, не двигается, внимательно рассматривает взрослого, широко раскрывая глаза, а затем появляется улыбка, то есть реакция оживления.
- Глава 1. Теоретические, методологические и методические проблемы психологической помощи детям..................................................................................5
- Глава 2. Клинико-психологические особенности детей с задержкой психического развития................................................................................................54
- Глава 3. Возрастные особенности детей с зпр (динамика развития, психологические критерии).........................................................................................................94
- Глава 4. Психологическая помощь детям с задержкой психического развития...... 163
- Глава 1
- 1.2. Основные направления психологической помощи детям с проблемами в развитии
- 1.3. Психологическое консультирование
- 1.4. Психологическая коррекция в системе психологической помощи детям
- 1.5. Психологическое сопровождение
- 1.6. Психологическая поддержка
- Глава 2 клинико-психологические особенности детей с задержкой психического развития
- Клинические характеристики психического развития
- Классификация форм пограничных форм интеллектуальной недостаточности по в. В. Ковалеву
- 2.2. Клинико-психологические характеристики детей с конституциональной формой задержки психического развития
- 2.3. Клинико-психологические характеристики детей с соматогенной формой зпр
- 2.4. Психогенная форма задержки психического развития
- 2.5. Клинико-психологические характеристики детей с зпр церебрально-органического генеза
- Психологические параметры задержки психического развития
- Глава 3 возрастные особенности детей с зпр (динамика развития, психологические критерии)
- 3.1. Возрастная динамика развития детей с зпр на первом году жизни
- Психическое развитие детей первого года жизни
- Особенности развития ощущений у здорового младенца
- Психомоторное развитие
- Особенности развития предметно-практических действий у здоровых детей
- Особенности произвольной активности у младенцев
- Особенности эмоциональных проявлений
- Психологическая диагностика детей первого года жизни Особенности психического развития детей с большим риском зпр на первом году жизни
- Показатели нервно-психического развития у младенцев с задержкой психического развития разной степени тяжести
- 3.2. Особенности психического развития детей с зпр в преддошкольном возрасте психическое развитие детей второго года жизни
- Психологическая диагностика детей второго года жизни
- Психологическая диагностика детей от 12 до 15 месяцев.
- Психологическая диагностика детей от пятнадцати до восемнадцати месяцев
- Психическое развитие ребенка третьего года жизни
- Психологическая диагностика детей третьего года жизни
- Психологическая диагностика детей от двух до двух с половиной лет
- Психологическая диагностика детей от двух с половиной до трех лет
- Показатели психического развития здоровых детей и детей с зпр в возрасте четырех лет
- Показатели психического развития детей пятилетнего возраста
- Показатели психического развития детей шести лет
- Показатели психического развития детей седьмого года жизни
- 3.4. Психологические особенности детей с зпр младшего школьного возраста
- Психологический диагноз трудностей обучения у младших школьников с зпр
- Психологический диагноз трудностей в обучении у детей с зпр первой группы
- Глава 4 психологическая помощь детям с задержкой психического развития
- 4.1. Коррекционно-развивающие занятия с детьми первого года жизни
- Основные направления игр-занятий с детьми с зпр первого года:
- Упражнения для развития сенсомоторной сферы ребенка первого года жизни
- Упражнения для развития сенсомоторной и речевой сфер ребенка
- Упражнения для развития психомоторики
- Развитие эмоциональной сферы и общения
- Народные игры и потешки для развития психоэмоциональной сферы ребенка первого года жизни
- 1. «Идет коза рогатая»
- 2. «Ладушки-ладушки»
- 3. Другой вариант игры «Ладушки»
- 4. «Сорока-белобока»
- 5. «Пальчики в лесу»
- 6. «Этот пальчик - я»
- 4. 2. Основные направления психологической помощи детям преддошкольного возраста и психокоррекционные технологии
- Упражнения на развитие сенсорных способностей Упражнения с пирамидкой
- Упражнения с предметами разного цвета
- Упражнение на цветовое различение (если ребенок не различает цвета)
- Упражнение на различение цветов (рисование карандашами и красками разного цвета)
- Упражнение на дифференцировку величины и формы (две пирамидки)
- Упражнения с длинной и короткой лентой
- Игра «Спрячь шарики»
- Развитие предметно-практических манипуляций
- Система игр-занятий с предметами-орудиями
- Развитие тонкой моторики Рисование карандашами
- Рисование красками
- Лепка из пластилина
- Упражнения для развития тонкой моторики пальцев и творческих способностей Рисование
- Рисуем красками
- Вырезание
- Упражнения с бусинками
- Упражнения и игры на развитие познавательной и речевой активности
- Формирование игровой деятельности Игры с куклой
- Ролевые игры
- Упражнения на развитие внимания и памяти
- Упражнения с разрезными картинками
- 4.3. Основные направления психологической коррекции дошкольников с зпр
- Конструирование
- Рисование
- К0ррекци0нн0-развивающие упражнения для детей четвертого и пятого года жизни Упражнения на цветовое различение
- Упражнения на количественные различения
- Упражнения на определение времени по часам
- Упражнения на развитие внимания и восприятия
- Упражнения на развитие тактильной чувствительности
- Упражнения для развития восприятия, мышления, тонкой моторики
- Рисование красками
- Лепка и аппликация
- Сюжетные игры
- Упражнения и развивающие игры для ребенка шестого года жизни Упражнения на развитие внимания
- Упражнения на развитие восприятия
- Упражнения на развитие мышления
- Игры, развивающие мышление и сообразительность
- Упражнения на развитие памяти
- Упражнения на развитие воображения и творческих способностей
- Упражнения на развитие произвольной сферы
- Упражнения и игры для развития тонкой моторики пальцев рук
- Комплекс № 2 (рисуночный)
- Комплекс № 3 Игры для развития тонкой моторики пальцев рук
- 4.4. Психологическая коррекция гностических процессов у младших школьников с задержкой психического развития
- Коррекция внимания у детей методом поэтапного формирования умственных действий
- Психотехники, направленные на увеличение объема внимания
- Упражнения по формированию объема внимания на цифровом материале
- Распределение внимания
- Переключение внимания
- Психологическая коррекция памяти у детей с зпр
- Развитие логических приемов запоминания
- Часть I. Обучение созданию мнемических опор.
- Психологическая коррекция мыслительных операций у детей с зпр
- Нейропсихологическая коррекция детей с задержкой психического развития
- 4.5. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей с задержкой психического развития
- Динамика групповой психокоррекции детей с задержкой психического развития
- 4.6. Психокоррекционные технологии для детей с зпр
- Заключение
- Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития
- 199004, Санкт-Петербург, ул. Шевченко, 3 (лит. «м»), пом. I тел. (812) 323-76-70, 323-90-