logo
МАМАЙЧУК - копия

Клинические характеристики психического развития

Первое клиническое описание детей с задержкой психического раз­вития связано с именем немецкого психоневролога Хоффмана. Еще в 1845 году он обратил внимание на детей с дефицитом внимания и дви­гательной расторможенностью (цит. по: В. В. Ковалев, 1979).

В работах отечественных врачей и педагогов конца XIX — начала XX века упоминаются дети «с пониженным общим развитием», «сла­боодаренные», «умственно недоразвитые, находящихся по уровню сво­его развития между умственно отсталыми и нормальными детьми» (А. Н. Грабов, 1925; В. П. Кащенко, 1929; П. П. Блонский, 1930; и др. нет в списке литературы). Авторы подчеркивали и нарушения внима­ния, памяти, «моторную неусидчивость» или, наоборот, общую затор­моженность у этой категории детей.

В это же время за рубежом в связи с широким внедрением экспери­ментальной психологии в практику Бинэ и Симон описывали детей, уровень интеллектуального развития которых занимал промежуточ­ное положение между нормальным развитием и умственной отстало­стью. Однако лишь в середине тридцатых годов прошлого столетия впервые было предложено определение «минимальное мозговое по­вреждение», обозначающее непрогредиентные (непрогрессирующие) резидуальные состояния, возникающие у детей в результате ранних, локальных повреждений центральной нервной системы.

В медицинской литературе впервые термин «минимальные моз­говые дисфункции» (ММД) впервые появился в конце 50-х годов и по настоящее время широко используется невропатологами и пси­хиатрами при описании нарушений поведения и обучения детей вследствие раннего поражения центральной нервной системы. Немного позже, в 1962 году, Оксфордская группа по международным исследованиям в детской неврологии провела симпозиум по пробле­мам ММД, где официально был признан этот термин для обозначения совокупности проблем обучения и поведения в сочетании с легкой неврологической симптоматикой и нормальным интеллектуальным уровнем.

В международной классификации болезней десятого пересмотра Всемирной Организации Здравоохранения (МКБ-10) задержка пси­хического развития обозначается как «специфические расстройства развития школьных навыков». Однако связывать задержку психиче­ского развития только с трудностями обучения ребенка представляет­ся нам далеко недостаточным. Такой подход является односторонним и не раскрывает всей сложности проблемы ЗПР.

В нашей стране первые клинические и педагогические исследования проблемы ЗПР появились в конце 60-х годов. Значительное коли­чество работ отечественных клиницистов было посвящено анализу причин возникновения ЗПР в детском возрасте.

Выдающийся детский психиатр Г. Е. Сухарева, изучая детей, стра­дающих стойкой школьной неуспеваемостью, подчеркивала, что ди­агностируемые у них нарушения необходимо отличать от легких форм умственной отсталости. Кроме того, как отмечала автор, задержку психического развития не следует отождествлять с задержкой темпа психического развития. Задержка психического развития — это бо­лее стойкая интеллектуальная недостаточность, в то время как за­держка темпа психического развития представляет собой обратимое состояние; Основываясь на этиологическом критерии, то есть при­чинах возникновения ЗПР, Г. Е. Сухарева выделяла следующие ее формы:

1) интеллектуальная недостаточность в связи с неблагоприятными условиями среды, воспитания или патологией поведения;

2) интеллектуальные нарушения при длительных астенических со­стояниях, обусловленных соматическими заболеваниями;

3) интеллектуальные нарушения при различных формах инфанти­лизма;

4) вторичная интеллектуальная недостаточность в связи с пораже­ниями слуха, зрения, дефектами речи, чтения и письма;

5) функционально-динамические интеллектуальные нарушения у детей в резидуальной стадии и отдаленном периоде инфекций и травм центральной нервной системы (Г. Е. Сухарева, 1965).

М. С. Певзнер также рассматривала «задержки психического раз­вития» вне рамок умственной отсталости, а как самостоятельную груп­пу заболеваний и состояний в детском возрасте. При систематике за­держки психического развития автор различает две ее основные формы

(М. С. Певзнер, 1972):

1) задержку психического развития, обусловленную психическим и психофизическим инфантилизмом, и

2) задержку психического развития, обусловленную длительными астеническими и церебрастеническими состояниями.

Таким образом, традиционно в отечественной психопатологии и психиатрии классификация ЗПР строилась по этиопатогенетическому принципу, когда форма ЗПР определяется причиной и механизма­ми ее возникновения и формирования.

В. В. Ковалев выделяет четыре основных формы ЗПР (В. В. Кова­лев, 1979). Это:

1) дизонтогенетическая форма ЗПР, при которой недостаточность

обусловлена механизмами задержанного или искаженного пси­хического развития ребенка;

2) энцефалопатическая форма ЗПР, в основе которой лежит орга­ническое повреждение мозговых механизмов на ранних этапах

онтогенеза;

3) ЗПР в связи с недоразвитием анализаторов (слепота, глухота, недоразвитие речи и пр.), обусловленная действием механизма сенсорной депривации;

4) ЗПР, вызванная дефектами воспитания и информационным де­фицитом с раннего детства (педагогической запущенностью).

Внутри каждой формы автор выделяет различные варианты (см. табл.1).

Таблица 1