logo
МАМАЙЧУК - копия

Психотехники, направленные на увеличение объема внимания

Объем внимания — это количество элементов, воспринятых одно­временно за один акт восприятия. При зрительной экспозиции объек­тов в течение 0,1 секунды человек в среднем может воспринимать 5—9 отдельных элементов (букв и т. п.).

Недоразвитие объема внимания часто наблюдается у детей с ЗПР церебрально-органического генеза.

Занятия с детьми можно проводить как индивидуально, так и в группе. Кроме того, рекомендуется самостоятельное проведение занятий родителями.

Рассмотрим для примера задания по формированию объема внима­ния у детей младшего школьного возраста, предложенные А. Ф. Ануф­риевой и С. Н. Костроминой (1997).

Оборудование: эпидиаскоп, слайды со следующим содержанием: Задание

Бессмысленные слова, содержащие от 3 до 9 согласных букв, на­пример:

РКБЛ КТЦМ

ЖКПРЧ ДЗНТК

КПТНСД ШРВТБЧ

ДПВ ШГС

БМДРКЛФ МВХШТСГ

СТПЦГВДК ЖГВПРМТК

МВПКШЛЧХБ БРНЦЦКСЧГ

Задание 2

Знакомые слова родного языка, содержащие от 4 до 16 букв, на­пример:

СТОЛ, ЧАШКА, МАШИНА, КОНФЕТА, КАРАНДАШ, ТЕЛЕВИ­ЗОР, МАГНИТОФОН, МОТОЦИКЛИСТ, КОМАНДИРОВКА.

ВАЗА, ПЛИТА, СОЛНЦЕ, ЧЕРНИЛА, ПИСТОЛЕТ, СПЕКТАКЛЬ, АВТОМОБИЛЬ, КОНСТРУКТОР, ВЕЛОСИПЕДИСТ

Задание 3

Предложения, содержащие от 5 до 16 букв, например:

Я БЕГУ ДАЙ МНЕ ДЫМ ИДЕТ ДВОР ЧИСТ ЧТО ДЕЛАТЬ УЧЕНЬЕ СВЕТ ВСЕ ПО КОЛЕНО РАБОТА НЕ ВОЛК СЧАСТЬЕ В ТРУДЕ

ЧТО ТЫ Я ПЛЫВУ ЛЕНЬ МНЕ ОДИН ВОИН ПТИЦА ПОЕТ ДЕЛУ - ВРЕМЯ ВОДА В РЕШЕТЕ СЛОВО - СЕРЕБРО ВСЕМ НЕ УГОДИШЬ

Слайды каждого задания показываются в порядке возрастания количества букв. Задача ребенка — запомнить и воспроизвести предъявляемые буквы, слово или словосочетание. На занятии можно исполь­зовать как одно задание из этой серии, так и несколько. Содержание занятий может меняться в зависимости от возрастных и клинико-психологических особенностей.