logo
МАМАЙЧУК - копия

Упражнения на развитие памяти

Память детей с ЗПР отличается недостаточностью объема запоми­нания, трудностями приема, хранения и воспроизведения информа­ции. В связи с этим важными направлениями психокоррекции памя­ти являются:

1. Увеличение объема памяти в зрительной, слуховой и осязатель­ной модальностях.

2. Развитие приемов ассоциативного и опосредованного запоми­нания предметов в процессе игровой и учебной деятельности.

Упражнение на развитие зрительной памяти

Разложите на столе перед ребенком палоч­ки, из которых сделайте какую-либо простую фигуру (домик, квадрат, треугольник и т. д.). Попросите ребенка посмотреть внимательно на эту фигуру в течение двух секунд, затем закройте ее и попросите воспроизвести ее по памяти, сложить так же.

Усложнить это упражнение можно, скла­дывая эту фигуру из палочек разного цвета. Ребенок должен запомнить расположение палочек по цвету и затем сложить фигуру самостоятельно.

Другой вариант: вы просите ребенка со­считать палочки, из которых сделана фигура, и затем сложить фигуру из такого же количе­ства палочек.

Это упражнение тренирует не только зри­тельную память, но и умение считать.

Я положил в мешок

В эту игру можно играть с детьми, например, во время длительных поездок.

Взрослый начинает и говорит: «Я положил в мешок яблоки». Сле­дующий играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь: «Я положил в мешок яблоки и бананы». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее. Можно просто добав­лять по одному слову, а можно подбирать слова, объединенные по общему признаку (фрукты, овощи и т. д.): «В саду у бабушки растут груши, сливы...» (Порядок тот же.)

В этих играх вовсе не главное, кто становится победителем, а кто проигравшим. Важно, чтобы ребенок развивал в себе способность вспоминать, получая от этого удовольствие.

«Я - фотоаппарат»

Предложите ребенку представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любой предмет, ситуацию, человека и т. д.

Например, ребенок в течение нескольких секунд внимательно рас­сматривает все предметы, находящиеся на письменном столе. Затем закрывает глаза и перечисляет все, что ему удалось запомнить.

Так можно развивать у детей не только память, но и внимание.

Помните: всегда лучше запоминается то, что интересно ребенку. Поэтому старайтесь придумывать разные игры. Например, играйте с ребенком в детектива или в разведчика.

Приемы, помогающие запоминанию

1. Если ребенок затрудняется повторить слова, которые вы ему на­звали, дайте ему бумагу и цветные карандаши. Предложите к каждому слову сделать рисунок, который помог бы ему потом вспомнить эти слова.

То же самое можно попросить сделать ребенка и при прочтении фраз. Ребенок сам выбирает, что и как он будет рисовать. Главное, чтобы, это помогло ему потом вспомнить прочитанное.

Такой прием позволяет значительно повысить продуктивность запоминания.

Например, назовите семь фраз.

1) Мальчику холодно.

2) Девочка плачет.

3) Папа сердится.

4) Бабушка отдыхает.

5) Мама читает.

6) Дети гуляют.

7) Пора спать.

К каждой фразе ребенок делает рисунок. Если он спрашивает «А что рисовать?» — объясните, что он сам может выбрать, что именно изобразить. Главное, чтобы это помогло вспомнить все семь фраз.

После того как к каждой фразе сделан рисунок, предложите ребен­ку точно воспроизвести все семь фраз, дословно их повторить.

Если возникают трудности, помогите подсказкой.

На следующий день снова попросите ребенка повторить фразы с помощью его рисунков.

Отметьте, сколько фраз повторяет ребенок через день, помогают ли ему рисунки. Если вспоминаются 6—7 фраз — это очень хороший результат.

2. Прочитайте ребенку небольшой рассказ, затем попросите его кратко пересказать содержание прочитанного. Если ребенок не смог этого сделать, прочитайте рассказ еще раз, но попросите его обращать при этом внимание на отдельные специфические детали. Задайте ему вопрос: «О чем этот рассказ?» Попытайтесь связать прочитанное с тем, что хорошо знакомо ребенку, или с какой-то аналогичной историей, сравните эти истории (в чем сходство и различие). Отвечая на ваши вопросы, ребенок мыслит, обобщает, сравнивает, выражает свои мыс­ли в речи, проявляет активность.

Такая беседа значительно активизирует память и мышление ребенка.

Попросите ребенка снова сделать пересказ, и вы убедитесь в том, насколько он стал точным и осмысленным.

3. Известен прием, облегчающий запоминание, когда цвета свето­вого спектра — красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, си­ний, фиолетовый — легко запоминаются с помощью фразы: «Каждый охотник желает знать, где сидят фазаны» (первые буквы слов напоми­нают названия цветов спектра).

Точно так же при запоминании, например, номера телефона можно придумать какие-нибудь близкие ребенку аналогии к каждой цифре.

4. Из 10 слов ребенок может запомнить 5-6. Чтобы улучшить этот результат применяйте так называемую смысловую систему

Например, назовите 10 слов: НОЧЬ, ЛЕС, ДОМ, ОКНО, КОТ, СТОЛ, ПИРОГ, ЗВОН, ИГЛА, ОГОНЬ.

Затем попытайтесь организовать этот ряд слов в одну смысловую систему, которая запоминается легче:

Ночью в лесу в дом через окно влез кот, прыгнул на стол, съел пирог, но разбил тарелку, послышался звон — он почувствовал, что осколок впился ему в лапу, как игла, и он ощутил в лапе ожог, как от огня.

Экспериментируйте дальше, только вместе с ребенком.

В естественном стремлении развить память ребёнка имейте в виду: независимо от того, хорошая или плохая у него память, перегружать ее вредно. Особенно это относится к заучиванию непонятных вещей, которые никогда не придется использовать на практике, и следова­тельно, они будут быстро забыты ребенком, — это пустое знание, вы­зывающее у ребенка лишь беспокойство, напряжение.