Наиболее распространенные методы диагностики школьной тревожности на различных этапах школьного обучения
Классы | Наблюдение, экспертные оценки педагогов и родителей | Стандартиэированные методы | Проективные и психосемантиче-ские методы (рисунки, незаконченные предложения, ЦАМ А. М.Па-рачева) | ||
Методика диагностики школьной тревожности А. М. Прихожан | Тест школьной тревожности Филлипса | Шкала тревожности | |||
1 | * | * |
|
| * |
2 | * | * |
|
| * |
3 |
| * |
|
|
|
4 | * |
| * |
| * |
5 | * |
| * |
| * |
6 | * |
| * |
| * |
7 | * |
| * | * | * |
8 | * |
|
| * | * |
9 | * |
|
| * | * |
10 | * |
|
| * | * |
11 | * |
|
| * | * |
Во-вторых, некоторые «плюсы» и «минусы» перечисленных приемов диагностики школьной тревожности связаны со спецификой различных психодиагностических средств.
Так, метод наблюдения позволяет собрать информацию о разнообразных проявлениях школьной тревожности в поведении учащегося, причем даже в том случае, если эта тревожность им самим не осознается. Однако проведение наблюдения — очень трудоемкое мероприятие, требующее от психолога максимальной сосредоточенности. Кроме того, отсутствие стандартизированной процедуры обработки данных, полученных с помощью наблюдения, затрудняет интерпретацию полученных результатов.
Метод экспертных опросов (в нашем случае — родителей и педагогов) позволяет определить интенсивность проявления школьной тревожности во взаимодействии учащегося со значимыми другими. Таким образом, диагностические данные приобретают дополнительный объем. Однако достоверность этих данных напрямую зависит от социально-перцептивных способностей субъекта оценивания, то есть способности учителей и родителей заметить признаки тревожности в поведении того или иного ребенка (или их отсутствие — ведь возможен и эффект приписывания несуществующей тревожности).
Стандартизированные опросники школьной тревожности позволяют получить количественные эквиваленты выраженности различных видов школьной тревожности в структуре эмоциональных свойств личности учащегося, что облегчает процедуру их обработки, интерпретацию полученных данных и сопоставление различных тестируемых групп (например, классов в параллели). В то же время, к недостаткам такого типа методов можно отнести их зависимость от уровня развития рефлексии испытуемых, с одной стороны, и от их стремления продемонстрировать социально желательные образцы поведения, с другой.
Стандартизированные проективные методики во многом позволяют избежать эффекта социальной желательности. Но их проведение требует индивидуального общения с каждым испытуемым, что при фронтальной диагностике очень трудоемко. Кроме того, использовать такие методики с испытуемыми-подростками затруднительно в силу зачастую присущего им стремления к демонстрации той или иной жизненной позиции (пока еще не интериоризированной), собственного остроумия и т. д., искажающих полученные результаты.
Рисуночные проективные методы не имеют возрастных ограничений, благодаря чему являются универсальным психодиагностическим средством, позволяющим исследовать те аспекты отношений испытуемого к миру или самому себе, в которых он не отдает себе отчета, или же, замечая их, стремится скрыть от других людей (как вариант — от психолога). Однако у этих методов также есть вполне очевидные недостатки. К их числу можно отнести отсутствие стандартизированной процедуры обработки и интерпретации данных, что ставит точность интерпретации результатов в зависимость от опыта психолога и тем самым снижает достоверность полученных результатов. То же касается и потенциальной сопоставимости данных, полученных с помощью методик такого рода.
На наш взгляд, для проведения фронтальной диагностики школьной тревожности целесообразно использовать методы, не требующие особых временных затрат в проведении и обработке результатов, единственной целью применения которых является выделение детей «группы риска» по показателям школьной тревожности. Это, прежде всего, проективные рисуночные тесты и метод экспертного опроса. Другие методы удобно использовать для уточнения особенностей школьной тревожности у детей «группы риска».
В следующих разделах параграфа подробно описаны характеристики, процедура проведения, обработки и интерпретации результатов наиболее распространенных психодиагностических методов исследования школьной тревожности, а также авторские модификации некоторых известных методик.
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Введение
- Глава 1 школьная тревожность как «мишень» работы психолога
- Тревога и тревожность у детей
- Психологическая специфика школьной тревожности Причины школьной тревожности
- Динамика школьной тревожности
- Проявление школьной тревожности в поведении учащихся
- Типичные проявления школьной тревожности на различных этапах школьного обучения
- Глава 2 основные направления работы школьного психолога в контексте проблемы школьной тревожности учащихся
- Глава 3 методы психологической диагностики школьной тревожности
- Наиболее распространенные методы диагностики школьной тревожности на различных этапах школьного обучения
- Наблюдение как метод определения уровня школьной тревожности учащихся
- Карта наблюдения (бланк)
- Результаты наблюдения на уроке
- Метод экспертных опросов педагогов и родителей учащихся
- Результаты оценивания
- Проективная методика для диагностики школьной тревожности
- Наиболее типичные «благополучные» и «неблагополучные» ответы детей по картинкам Проективной методики для диагностики школьной тревожности
- Опросник школьной тревожности Филлипса
- Шкала тревожности
- Тестовые нормы для Шкалы тревожности (Рогов е. И., 1998)
- Тестовые нормы для Шкалы тревожности (7 и 11 классы)
- Проективные рисунки как средство диагностики школьной тревожности
- Качественная обработка результатов диагностики школьной тревожности с помощью проективных рисунков
- Метод незаконченных предложений
- Наиболее типичные «благополучные» и «неблагополучные» ответы детей при выполнении задания «Незаконченные предложения»
- Цвето-ассоциативная методика а. М. Парачева
- Отчет о результатах психодиагностического обследования учеников 10-б класса
- Значения коэффициента комфортности
- Значения коэффициента самочувствия
- Отчет о результатах исследования эмоционального отношения учеников 10-б к классному руководителю
- Глава 4 развивающая работа психолога с детьми, характеризующимися высоким уровнем школьной тревожности
- Индивидуальная работа по проблеме школьной тревожности
- Программы групповой работы по проблеме школьной тревожности для детей разных возрастов
- Форма регистрации участников группы
- Программа групповой работы по проблеме школьной тревожности для учащихся первого класса Занятие 1. Установление правил, создание рабочей атмосферы
- Занятие 2. Сплоченность группы, закрепление правил
- Занятие 3. Закрепление мотивации групповой работы, осознание личных трудностей
- 4. Ритуал завершения занятия (ассимиляция опыта, выход из занятия). Занятие 4. Вербализация содержания школьной тревожности
- 1. Ритуал приветствия (включение в работу).
- 4. Ритуал завершения занятий (ассимиляция опыта, выход из занятия). Занятие 5. Разрядка школьной тревожности
- 1. Ритуал приветствия (включение в работу).
- 5. Ритуал завершения занятия (ассимиляция опыта, выход из занятия). Занятие 6. Проработка школьных страхов путем разыгрывания тревожащих ситуаций
- 1. Ритуал приветствия (включение в работу).
- Занятие 8. Закрепление позитивного отношения к школе
- Занятие 9. Повышение самооценки участников группы
- Занятие 10. Развитие коммуникативных навыков участников
- 4. Ритуал завершения занятия (ассимиляция опыта, выход из занятия). Занятие 12. Подведение итогов
- 1. Ритуал приветствия (включение в работу).
- 2. Разминка для создания рабочего настоя — по выбору участников.
- Программа групповой работы по проблеме школьной тревожности для учащихся пятого класса (вариант 1) Занятие 1. Установление правил, создание рабочей атмосферы
- 1. Вводное слово ведущего с целью информирования участников группы о целях и форме проведения занятий.
- Занятие 2. Сплоченность группы, закрепление правил
- Занятие 3. Закрепление мотивации групповой работы, формирование чувства успешности, осознание личных целей
- 4. Ритуал завершения занятия (ассимиляция опыта, выход из занятия). Занятие 4. Вербализация содержания школьной тревожности
- 1. Ритуал приветствия (включение в работу).
- 4. Ритуал завершения занятий (ассимиляция опыта, выход из занятия). Занятие 5. Разрядка школьной тревожности
- 1. Ритуал приветствия (включение в работу).
- 6. Ритуал завершения занятия (ассимиляция опыта, выход из занятия). Занятие 6. Проработка школьных страхов путем разыгрывания страшилки
- 1. Ритуал приветствия (включение в работу).
- 5. Ритуал завершения занятия (ассимиляция опыта, выход из занятия).
- 1. Ритуал приветствия (включение в работу).
- 5. Ритуал завершения занятия (ассимиляция опыта, выход из занятия). Занятие 8. Закрепление позитивного отношения к школе
- 1. Ритуал приветствия (включение в работу).
- 5. Ритуал завершения занятия (ассимиляция опыта, выход из занятия).
- 1. Ритуал приветствия (включение в работу).
- 5. Ритуал завершения занятия (ассимиляция опыта, выход из занятия).
- 1. Ритуал приветствия (включение в работу).
- Занятие 11. Закрепление представлений о бесконфликтном общении
- Занятие 12. Подведение итогов
- Занятие 1. Выработка правил работы в группе, сплочение участников
- Занятие 2. Осознание проблем, Связанных со школьной тревожностью
- Занятие 3. Школьные страхи
- Занятие 4. Школьные страхи
- Занятие 5. Школьные страхи
- Занятие 6. Агрессивность
- Занятие 7. Агрессивность
- 5. Упражнение «Спустим пары». См. Занятие 6.
- Занятие 8. Принятие себя
- Занятие 9. Принятие себя
- Занятие 10. Принятие себя, интеграция полученного опыта
- Программа групповой работы по проблеме школьной тревожности для учащихся восьмого класса Занятие 1. Установление правил, создание рабочей атмосферы
- Занятие 2. Сплоченность группы, закрепление правил
- Занятие 3. Закрепление мотивации групповой работы, формирование чувства успешности, осознание личных целей
- 1. Ритуал приветствия (цель — включение в работу).
- Занятие 4. Вербализация переживания школьной тревожности
- Занятие 5. Разрядка школьной тревожности
- Занятие 6. Проработка школьных страхов путем разыгрывания ситуаций
- Занятие 7. Тренировка гибкости поведения
- Занятие 8. Закрепление позитивного опыта эмоционального самоконтроля
- Занятие 9. Повышение самооценки участников группы
- Занятие 10. Развитие коммуникативных навыков участников
- Занятие 11. Закрепление представлений о бесконфликтном общении
- Занятие 12. Подведение итогов
- Глава 5 программы работы по психопрофилактике школьной тревожности
- Занятие 1. Кто такой школьник?
- Занятие 2. Школьный распорядок
- Занятие 3. Школьные правила
- Занятие 4. Предметы и учителя
- Занятие 5. Наш класс
- Занятие 6. Наша школа
- Занятие 1. Пятый класс: что нового?
- Занятие 2. Правила школьной жизни
- Занятие 3. Наш класс
- Занятие 4. Наши учителя
- Занятие 5. Школьные предметы
- Занятие 6. Психологическая аптечка
- Занятие 1. Что такое экзамен?
- Занятие 2. Как отвечать на экзамене
- Занятие 3. Экзаменационные оценки
- Занятие 4. Экзамен и здоровье
- Занятие 5. Как готовиться к экзамену?
- Занятие 1. Знакомство
- Занятие 2. Первые впечатления от старшей школы
- Занятие 3. Цели обучения в старшей школе
- Занятие 4. Мое время
- Занятие 5. Права и обязанности десятиклассника
- План обучающего семинара для педагогов — ведущих классных часов
- Семинары для педагогов в контексте психопрофилактики школьной тревожности Программа семинара по проблеме школьной адаптации для учителей, работающих в параллели первых классов
- Программа семинара по проблеме школьной адаптации для учителей, работающих в параллели пятых классов
- Программа семинара по проблеме школьной адаптации для учителей, работающих в параллели девятых и одиннадцатых классов
- Программа семинара по проблеме школьной адаптации для учителей, работающих в параллели десятых классов
- Родительские собрания в структуре психопрофилактических мероприятий
- Заключение
- Приложение 3 Результаты стандартизации процедуры обработки проективного рисунка «Школа зверей»
- Данные по надежности методики «Школа зверей»
- Приложение 4 Материалы к программам групповой работы по проблеме школьной тревожности
- Приложение 5 Материалы для проведения адаптационных классных часов