Заключение
Проблема школьной тревожности и работы с ней многогранна и сложна. Мы отдаем себе отчет в том, что описать ее в рамках одной книги невозможно. Тем не менее, нами была предпринята попытка осветить основные факторы, влияющие на появление школьной тревожности у учащихся, а также систему психопрофилактики и психокоррекции этого симптома школьной дезадаптации.
Поскольку данная работа выросла из практической деятельности по оказанию психологической помощи высокотревожным учащимся, их родителям и педагогам, приведенные в ней методы и технологии многократно апробированы и доказали свою эффективность. В то же время, необходимо отметить, что приведенная система психологической работы с проблемой школьной тревожности является авторской и, как всякая авторская модель, допускает модификации в соответствии с профессиональным опытом использующего ее психолога, а также реальными запросами, с которыми он сталкивается.
Литература
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. — М., 1997.
2. Азарова Т. В., Битянова М. Р., Афанасьева Е. И., Васильева И. Л. Работа психолога в начальной школе. — М., 2001.
3. Алиева М. А., Гришанович Т.В., Лобанова Л. В., Травникова И. Г., Трошихина Е. Г. Тренинг развития жизненных целей. — СПб., 2000.
4. Аллан Дж. Ландшафт детской души. — М., 1998.
5. Арнелл А. Когда мама или папа пьет. Б/г.
6. Астапов В. М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Психологический журнал. — 1992. — № 5. — С. 111-117.
7. Бакеев В. А. О тревожно-внушаемом типе личности // Новые исследования в психологии. - М., 1974. - С. 19-21.
8. Беглова Т. Нешуточные испытания // Школьный психолог. — 2001. — N 27.
9. Безруких М. М., Ефимова С. П. Ребенок идет в школу. — М., 1996.
10. Белоус В. В. Опыт экспериментальной психофизиологической характеристики некоторых типов темперамента // Психологические исследования по психологии личности. — М., 1967.
11. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. — Л., 1988.
12. Битянова М. Р. Психолого-педагогическое сопровождение на этапе перехода из начальной школы в среднее звено// Школьный психолог. — 2001. — № 33.
13. Битянова М. Р. Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. — М., 1997.
14. Битянова М. Р. Проективная методика «Моя учительница» // Школьный психолог. — 1999а. — № 6.
15. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. — М., 19996.
16. Битянова М. Р. Семинар по преемственности обучения в 3—5 классах // Школьный психолог. — 2000. — № 35.
17. Битянова М. Р. Социальная психология. — М., 2001.
18. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. — М; Воронеж, 1995.
19. Бойко В. В. Психологическое содержание экзаменационной ситуации. — М., 1997.
20. Большаков В. Ю. Психотренинг. Социодинамика. Упражнения. Игры. — М., 1994.
21. Бондаревская Р. С. Организация диагностической и коррекционно-развивающей работы с учащимися 3-5 классов. — СПб., 1994.
22. Бретт Д. Жила-была девочка, похожая на тебя... Психотерапевтические истории для детей. — М., 1996.
23. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. — СПб., 1999.
24. Бурменская Г. В., Карабанова О. А., Лидерс А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. — М., 1990.
25. Вачков В. И. Основы технологии группового тренинга. — М., 1999.
26. Венгер A. JI. На что жалуетесь? Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков. — М.; Рига, 2000.
27. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. — М., 1990.
28. Вольф Д. и др. Как преодолеть страх перед экзаменом. — Новосибирск, 2000.
29. Вострокнутов Н. В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации // Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. — М., 1995. — С. 8—11.
30. Герасимова А. Школьная тревожность // Мурзилка. — 2001. — № 9.
31. Глоссер У. Школа без неудачников. — М., 1991.
32. Гошек В. Неудача как психическая нагрузка // Стресс и тревога в спорте. Сост. Ю. Л. Ханин. - М., 1983. - С. 64-72.
33. Григорьева Т. Г. и др. Основы конструктивного общения. В 3-х частях. — Новосибирск, 1997.
34. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. — М., 1996.
35. Данилин А. Г., Данилина И. В. Как спасти детей от наркотиков. Серия «Врачи предупреждают». — М., 2000
36. Данилова Е. Памятка для родителей первоклассников // Школьный психолог. — 2002. - № 6.
37. Диагностика и коррекция тревожности в школьном возрасте. — СПб., 1993.
38. Дубровина И. В. Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет. -М., 1988.
39. Дусавицкий А. К. Развитие личности в учебной деятельности. — М., 1996.
40. Заваденко Я. Н., Петрунин А. С, Манелис Н. Г., Успенская Т. Ю., Суворинова Д. Ю., Борисова Т. X. Школьная дезадаптация: психоневрологические и нейропсихологические исследования // Вопросы психологии. — 1999. — № 4. — С. 21-28.
41. Захаров А. И. Неврозы у детей и подростков. — Л., 1988.
42. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. — СПб., 1997.
43. Зинкевич Т. Д., Михайлов А. М. Волшебный источник. Теория и практика сказ-котерапии. — СПб., 1996.
44. Иванова Л. С. Проблемно-ориентированое сопровождение школьников с проявлениями дезадаптации. Автореферат дис.... канд. психол.наук. — М., 2003.
45. Изард К. Эмоции человека. — СПб., 1999.
46. Ильин Е. П. Мотивы человека. — Киев, 1998.
47. Имедадэе Н. В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте // Психологические исследования / Ред. А. С. Прангишвили. — Тб., 1966. С. 49-58.
48. Карольчак-Бернацка Б. Нетрадиционная трактовка состояния тревоги и стресса // Стресс и тревога в спорте / Сост. Ю. Л. Ханин. — М., 1983. - С. 47-56.
49. Клюкина И. Л. и др. Я в этом мире. — СПб., 1998.
50. Ковалев Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопросы психологии. - 1993. - №1. -С. 13-23.
51. Кон И. С. Психология ранней юности. — М., 1989.
52. Кон И. С. Психология старшеклассника. — М., 1982.
53. Конфликт и общение. Кишинев, б/г.
54. Костина Л. М. Методы диагностики тревожности. — СПб., 2002.
55. Кочубей Б. И., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьника. — М., 1988.
56. Крайг Г. Психология развития. — СПб., 2000.
57. Краткий психологический словарь. Ред. А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский — М., 1985.
58. Кузнецова И. Методы консультирования подростков // Школьный психолог. — 2000. -№31.
59. Кузутова М. В. Влияние различных факторов на изменение механизмов проявления личностной тревожности. Автореферат дис... канд. психол. наук. — Алматы, 1999.
60. Левис Ш., Левис Ш. Ребенок и стресс. — СПб., 1996.
61. Левитов Н. Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги //Вопросы психологии. — 1969. - № 1. - С. 131-137.
62. Лютова Е. К. Развитие личности и креативность школьников с различными уровневыми и структурными характеристиками интеллекта. Автореф. дис. ... к. пс. н. - СПб., 2000.
63. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. — СПб., 2001.
64. Макшанцева Л. В. Тревожность и возможности ее снижения у детей, начинающих посещать детский сад // Психологическая наука и образование. — 1998. — № 3. - С. 39-48.
65. Матвеева О. А., Львова Е. А. Помощь в адаптации к средней школе: психолого-педагогическое сопровождение 5-6 классов // Психологическая наука и образование. — 2001. — № 3. — С. 57-80.
66. Мерлин В. С. Очерк теории темперамента. — М., 1964.
67. Морган У. П., Эликсон К. А. Ситуативная тревога и результативность деятельности // Вопросы психологии. — 1990. — № 3. — С. 155-161.
68. Мэй Р. Смысл тревоги. — М., 2001.
69. Наследов А. Д., Тарасов С. Г. Применение математических методов в психологии. - СПб., 2001.
70. Неймарк М. С. Психологический анализ эмоциональных реакций школьников на нудности в работе // Вопросы психологии личности школьника. — М., 1961. Сс. 277-333.
71. Овчарова Р. В. Работа психолога в начальной школе. — М., 1996.
72. Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. М., 1996.
73. Панфилова М. Шапка-невидимка (сказка для первоклассников) // Школьный психолог. — 2000. — № 40.
74. Панченко С. Проективная методика «Школа зверей» (диагностика адаптации учащихся в школе) // Школьный психолог. — 2000. — № 12:
75. Панюкова Ю. Г. Предпочитаемые и отвергаемые места в школе // Вопросы психологии. - 2001. - № 2. - С. 131-139.
76. ПарачевА. М. Символический анализатор мира (рукопись). — СПб., 1998.
77. Петренко В, Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. — М., 1983.
78. Петренко В. Ф. Психосемантика сознания. — М., 1988.
79. Практикум по возрастной психологии / Ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. — СПб., 2002.
80. Практическая психология в образовании / Под ред. И. В. Дубровиной. — М., 2000.
81. Практическая психология образования /Под ред. И. В.Дубровиной. — М., 1997.
82. Применение методики ДИАТРЭК в психокоррекционной работе. — Магнитогорск, 1994.
83. Прихожан А. М. Анализ причин тревожности в общении со сверстниками у подростков. Автореферат дис... канд. психол. наук. — М., 1977.
84. Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. — 1998. — № 2. — С. 11-18.
85. Прихожан А. М. Психология неудачника. — М., 1996.
86. Прихожан А. М. Формы и маски тревожности. Влияние тревожности на деятельность и развитие личности // Тревога и тревожность / Ред. В. М. Астапов. - СПб., 2001. - С. 143-156.
87. Прутченков А. С. Свет мой зеркальце, скажи... — М., 1996.
88. Психолого-педагогические аспекты экзамена в высшей школе. — Краснодар, 1984.
89. Психологическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы школы. — М., 2000.
90. Раттер М. Помощь трудным детям. — М., 2000.
91. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. — М., 1974.
92. Рейнуотер Д. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом. — М., 1993.
93. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. — М., 1996.
94. Романова Е. С, Потемкина О. Ф. Графические методы в психодиагностике. — СПб., 2000.
95. Романова Е. С, Сытько Т. И. Проективные графические методики. — СПб., 1996.
96. Ротенберг В. С, Бондаренко С. М. Мозг, обучение, здоровье. — М., 1988.
97. Руководство практического психолога: психологическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. Ред. И. В. Дубровина. — М., 2000.
98. Северный А. А., Толстых Н. Н. Тревога // Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. — СПб., 1999. — С. 137.
99. Селье Г. Стресс без дистресса. — Рига, 1992.
100. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. — СПб., 2000.
101. Славина А. И. Трудные дети. — М., 1998.
102. Слепичева О. А. Индивидуальный стиль деятельности учителя и его влияние на уровень тревожности младших школьников // Обучение с целью уменьшения насилия. — СПб., 2002. — С. 156-160.
103. Соколов Д. Сказки и сказкотерапия. — М., 1997.
104. Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов. — М., 1988.
105. Спилбергер Ч Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги //Стресс и тревога в спорте /Сост. Ю.Л.Ханин. — М., 1983. — С. 12-24.
106. Терешкина к. Б. Психологические проблемы учащихся частных школ // Практическая психология в школе. Цели и средства. — СПб., 2000. — С. 57-59.
107. Тиллих П. Избранное: теология культуры. — М., 1995.
108. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. Вып. 1-4. — М., 1999.
109. Фопель К. Психологические группы. — М., 2000.
110. Формирование личности старшеклассника. / Под ред. И. В. Дубровиной. — М., 1989.
111. Фурманов И. А. Детская агрессивность. Психодиагностика и коррекция.' — Минск, 1996.
112. Хабарова Е. Р. Тревожность и ее последствия // Ананьевские чтения - 2003 -СПб., 2003. - С. 301-302.
113. Ханин Ю. JI. Краткое руководство к применению шкалы личностной и реактивной тревожности. — Л., 1976.
114. Ханин Ю. Л. Психология общения в спорте. — М., 1980.
115. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. — В 2 т. — М., 1986.
116. Хухлаева О. Психологическая поддержка детей со страхами // Школьный психолог. — 2002. — № 6.
117. Цукерман Г. А. Десяти-двенадцатилетние школьники: «ничья» земля в возрастной психологии // Вопросы психологии. — 1998. — № 3. — С. 17-31.
118. Цукерман Г. А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема // Вопросы психологии. — 2001. — № 5. — С. 19-35.
119. Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. - М., 1995.
120. Чистякова М. И. Психогимнастика. — М., 1995.
121. Шапкин С. А. Экспериментальное изучение волевых процессов. — М., 1997.
122. Школа и психическое здоровье учащихся / Ред. С. М. Громбах. — М., 1988.
123. Щербатых Ю. В. Экзаменационный стресс. — Воронеж, 2000.
124. Щербатых Ю. В., Ивлева П. И. Психофизиологические и клинические аспекты страха, тревоги и фобии. — Воронеж, 1998.
125. Ясперс К. Психопатология. — М., 2001.
Приложения
Приложение 1
Стимульный материал к Проективной методике для диагностики школьной тревожности
Набор А
Набор Б
Приложение 2
Дополнительные оценочные шкалы для интерпретации проективных рисунков «Я в школе» и «Школа зверей»
Таблица 15
Оценочные шкалы и критерии оценки
Оценочные шкалы | Критерии оценки | Баллы* | |
«Общая энергия» (недостаточная) | Недостаточное количество элементов на рисунке (по сравнению с рисунками сверстников). Отсутствие детализации, схематичность изображения | 0-2 0-2 | |
Идентификация ос (нарушение) школой | Отсутствие на рисунке персонажа, который мог бы быть идентифицирован как «Я». Сомнения в наличии такого персонажа | 0-5 0-2 | |
Школьная мотивация | учебная | Изображен учебный процесс и его атрибуты (парты, доска, ученики, учитель и т. д.) | 5 |
общения | Изображено внеурочное взаимодействие учащихся | 5 | |
игровая | Изображен процесс игры (самостоятельной или с одноклассниками) | 5 | |
неопределенная | Нет признаков, которые позволили бы определить тип школьной мотивации | 5 |
* В таблице приведено максимальное количество баллов, которое может начисляться по каждой шкале. В зависимости от выраженности признаков той или иной шкалы, количество присвоенных баллов может колебаться от нуля до максимально возможного показателя.
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Введение
- Глава 1 школьная тревожность как «мишень» работы психолога
- Тревога и тревожность у детей
- Психологическая специфика школьной тревожности Причины школьной тревожности
- Динамика школьной тревожности
- Проявление школьной тревожности в поведении учащихся
- Типичные проявления школьной тревожности на различных этапах школьного обучения
- Глава 2 основные направления работы школьного психолога в контексте проблемы школьной тревожности учащихся
- Глава 3 методы психологической диагностики школьной тревожности
- Наиболее распространенные методы диагностики школьной тревожности на различных этапах школьного обучения
- Наблюдение как метод определения уровня школьной тревожности учащихся
- Карта наблюдения (бланк)
- Результаты наблюдения на уроке
- Метод экспертных опросов педагогов и родителей учащихся
- Результаты оценивания
- Проективная методика для диагностики школьной тревожности
- Наиболее типичные «благополучные» и «неблагополучные» ответы детей по картинкам Проективной методики для диагностики школьной тревожности
- Опросник школьной тревожности Филлипса
- Шкала тревожности
- Тестовые нормы для Шкалы тревожности (Рогов е. И., 1998)
- Тестовые нормы для Шкалы тревожности (7 и 11 классы)
- Проективные рисунки как средство диагностики школьной тревожности
- Качественная обработка результатов диагностики школьной тревожности с помощью проективных рисунков
- Метод незаконченных предложений
- Наиболее типичные «благополучные» и «неблагополучные» ответы детей при выполнении задания «Незаконченные предложения»
- Цвето-ассоциативная методика а. М. Парачева
- Отчет о результатах психодиагностического обследования учеников 10-б класса
- Значения коэффициента комфортности
- Значения коэффициента самочувствия
- Отчет о результатах исследования эмоционального отношения учеников 10-б к классному руководителю
- Глава 4 развивающая работа психолога с детьми, характеризующимися высоким уровнем школьной тревожности
- Индивидуальная работа по проблеме школьной тревожности
- Программы групповой работы по проблеме школьной тревожности для детей разных возрастов
- Форма регистрации участников группы
- Программа групповой работы по проблеме школьной тревожности для учащихся первого класса Занятие 1. Установление правил, создание рабочей атмосферы
- Занятие 2. Сплоченность группы, закрепление правил
- Занятие 3. Закрепление мотивации групповой работы, осознание личных трудностей
- 4. Ритуал завершения занятия (ассимиляция опыта, выход из занятия). Занятие 4. Вербализация содержания школьной тревожности
- 1. Ритуал приветствия (включение в работу).
- 4. Ритуал завершения занятий (ассимиляция опыта, выход из занятия). Занятие 5. Разрядка школьной тревожности
- 1. Ритуал приветствия (включение в работу).
- 5. Ритуал завершения занятия (ассимиляция опыта, выход из занятия). Занятие 6. Проработка школьных страхов путем разыгрывания тревожащих ситуаций
- 1. Ритуал приветствия (включение в работу).
- Занятие 8. Закрепление позитивного отношения к школе
- Занятие 9. Повышение самооценки участников группы
- Занятие 10. Развитие коммуникативных навыков участников
- 4. Ритуал завершения занятия (ассимиляция опыта, выход из занятия). Занятие 12. Подведение итогов
- 1. Ритуал приветствия (включение в работу).
- 2. Разминка для создания рабочего настоя — по выбору участников.
- Программа групповой работы по проблеме школьной тревожности для учащихся пятого класса (вариант 1) Занятие 1. Установление правил, создание рабочей атмосферы
- 1. Вводное слово ведущего с целью информирования участников группы о целях и форме проведения занятий.
- Занятие 2. Сплоченность группы, закрепление правил
- Занятие 3. Закрепление мотивации групповой работы, формирование чувства успешности, осознание личных целей
- 4. Ритуал завершения занятия (ассимиляция опыта, выход из занятия). Занятие 4. Вербализация содержания школьной тревожности
- 1. Ритуал приветствия (включение в работу).
- 4. Ритуал завершения занятий (ассимиляция опыта, выход из занятия). Занятие 5. Разрядка школьной тревожности
- 1. Ритуал приветствия (включение в работу).
- 6. Ритуал завершения занятия (ассимиляция опыта, выход из занятия). Занятие 6. Проработка школьных страхов путем разыгрывания страшилки
- 1. Ритуал приветствия (включение в работу).
- 5. Ритуал завершения занятия (ассимиляция опыта, выход из занятия).
- 1. Ритуал приветствия (включение в работу).
- 5. Ритуал завершения занятия (ассимиляция опыта, выход из занятия). Занятие 8. Закрепление позитивного отношения к школе
- 1. Ритуал приветствия (включение в работу).
- 5. Ритуал завершения занятия (ассимиляция опыта, выход из занятия).
- 1. Ритуал приветствия (включение в работу).
- 5. Ритуал завершения занятия (ассимиляция опыта, выход из занятия).
- 1. Ритуал приветствия (включение в работу).
- Занятие 11. Закрепление представлений о бесконфликтном общении
- Занятие 12. Подведение итогов
- Занятие 1. Выработка правил работы в группе, сплочение участников
- Занятие 2. Осознание проблем, Связанных со школьной тревожностью
- Занятие 3. Школьные страхи
- Занятие 4. Школьные страхи
- Занятие 5. Школьные страхи
- Занятие 6. Агрессивность
- Занятие 7. Агрессивность
- 5. Упражнение «Спустим пары». См. Занятие 6.
- Занятие 8. Принятие себя
- Занятие 9. Принятие себя
- Занятие 10. Принятие себя, интеграция полученного опыта
- Программа групповой работы по проблеме школьной тревожности для учащихся восьмого класса Занятие 1. Установление правил, создание рабочей атмосферы
- Занятие 2. Сплоченность группы, закрепление правил
- Занятие 3. Закрепление мотивации групповой работы, формирование чувства успешности, осознание личных целей
- 1. Ритуал приветствия (цель — включение в работу).
- Занятие 4. Вербализация переживания школьной тревожности
- Занятие 5. Разрядка школьной тревожности
- Занятие 6. Проработка школьных страхов путем разыгрывания ситуаций
- Занятие 7. Тренировка гибкости поведения
- Занятие 8. Закрепление позитивного опыта эмоционального самоконтроля
- Занятие 9. Повышение самооценки участников группы
- Занятие 10. Развитие коммуникативных навыков участников
- Занятие 11. Закрепление представлений о бесконфликтном общении
- Занятие 12. Подведение итогов
- Глава 5 программы работы по психопрофилактике школьной тревожности
- Занятие 1. Кто такой школьник?
- Занятие 2. Школьный распорядок
- Занятие 3. Школьные правила
- Занятие 4. Предметы и учителя
- Занятие 5. Наш класс
- Занятие 6. Наша школа
- Занятие 1. Пятый класс: что нового?
- Занятие 2. Правила школьной жизни
- Занятие 3. Наш класс
- Занятие 4. Наши учителя
- Занятие 5. Школьные предметы
- Занятие 6. Психологическая аптечка
- Занятие 1. Что такое экзамен?
- Занятие 2. Как отвечать на экзамене
- Занятие 3. Экзаменационные оценки
- Занятие 4. Экзамен и здоровье
- Занятие 5. Как готовиться к экзамену?
- Занятие 1. Знакомство
- Занятие 2. Первые впечатления от старшей школы
- Занятие 3. Цели обучения в старшей школе
- Занятие 4. Мое время
- Занятие 5. Права и обязанности десятиклассника
- План обучающего семинара для педагогов — ведущих классных часов
- Семинары для педагогов в контексте психопрофилактики школьной тревожности Программа семинара по проблеме школьной адаптации для учителей, работающих в параллели первых классов
- Программа семинара по проблеме школьной адаптации для учителей, работающих в параллели пятых классов
- Программа семинара по проблеме школьной адаптации для учителей, работающих в параллели девятых и одиннадцатых классов
- Программа семинара по проблеме школьной адаптации для учителей, работающих в параллели десятых классов
- Родительские собрания в структуре психопрофилактических мероприятий
- Заключение
- Приложение 3 Результаты стандартизации процедуры обработки проективного рисунка «Школа зверей»
- Данные по надежности методики «Школа зверей»
- Приложение 4 Материалы к программам групповой работы по проблеме школьной тревожности
- Приложение 5 Материалы для проведения адаптационных классных часов