Глава 4
РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИМИСЯ ВЫСОКИМ УРОВНЕМ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ................................................95
Индивидуальная работа по проблеме школьной тревожности... 96
Программы групповой работы по проблеме школьной тревожности для детей разных возрастов104
Программа групповой работы по проблеме школьной тревожности для учащихся первого класса……………………………………………………………112
Занятие 1. Установление правил, создание рабочей атмосферы............................................112
Занятие 2. Сплоченность группы, закрепление правил.......114
Занятие 3. Закрепление мотивации групповой работы, осознание личных трудностей..................115
Занятие 4. Вербализация содержания школьной тревожности.................................................116
Занятие 5. Разрядка школьной тревожности........................116
Занятие 6. Проработка школьных страхов путем разыгрывания тревожащих ситуаций...........117
Занятие 7. Тренировка гибкости поведения..........................118
Занятие 8. Закрепление позитивного отношения к школе ..119
Занятие 9. Повышение самооценки участников группы.....120
Занятие 10. Развитие коммуникативных навыков участников....................................................120
Занятие 11. Закрепление представлений о бесконфликтном общении.........................................121
Занятие 12. Подведение итогов..............................................122
Программа групповой работы по проблеме школьной тревожности для учащихся пятого класса (вариант 1)........................................................................................122
Занятие 1. Установление правил, создание рабочей атмосферы............................................122
Занятие 2. Сплоченность группы, закрепление правил.......124
Занятие 3. Закрепление мотивации групповой работы, формирование чувства успешности, осознание личных целей..................................................................................125
Занятие 4. Вербализация содержания школьной тревожности...........................................................126
Занятие 5. Разрядка школьной тревожности........................127
Занятие 6. Проработка школьных страхов путем разыгрывания страшилки..............................128
Занятие 7. Тренировка гибкости поведения..........................129
Занятие 8. Закрепление позитивного отношения к школе ..130
Занятие 9. Повышение самооценки участников группы.....130
Занятие 10. Развитие коммуникативных навыков участников.................................................131
Занятие 11. Закрепление представлений о бесконфликтном общении.......................................132
Занятие 12. Подведение итогов..............................................132
Программа занятий по проблеме школьной тревожности для учащихся пятого класса (вариант 2)………133
Занятие 1. Выработка правил работы в группе, сплочение участников....................................................133
Занятие 2. Осознание проблем, связанных со школьной тревожностью.................................................135
Занятие 3. Школьные страхи................................................. 136
Занятие 4. Школьные страхи.................................................138
Занятие 5. Школьные страхи.................................................139
Занятие 6. Агрессивность.......................................................140
Занятие 7. Агрессивность.......................................................141
Занятие 8. Принятие себя......................................................142
Занятие 9. Принятие себя......................................................144
Занятие 10. Принятие себя, интеграция полученного опыта...................................................................145
Программа групповой работы по проблеме школьной тревожности для учащихся восьмого класса...........146
Занятие 1. Установление правил, создание рабочей атмосферы.......................................................................146
Занятие 2. Сплоченность группы, закрепление правил.......148
Занятие 3. Закрепление мотивации групповой работы, формирование чувства успешности, осознание личных целей..................................................................................149
Занятие 4. Вербализация переживания школьной тревожности.......................................................................150
Занятие 5. Разрядка школьной тревожности........................151
Занятие 6. Проработка школьных страхов путем разыгрывания ситуаций..................................................152
Занятие 7. Тренировка гибкости поведения..........................153
Занятие 8. Закрепление позитивного опыта эмоционального самоконтроля.............................................154
Занятие 9. Повышение самооценки участников группы.....154
Занятие 10. Развитие коммуникативных навыков участников.........................................................................155
Занятие 11. Закрепление представлений о бесконфликтном общении.........................................................156
Занятие 12. Подведение итогов.............................................156
Эффективность предлагаемых программ по работе со школьной тревожностью......................................157
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Введение
- Глава 1 школьная тревожность как «мишень» работы психолога
- Тревога и тревожность у детей
- Психологическая специфика школьной тревожности Причины школьной тревожности
- Динамика школьной тревожности
- Проявление школьной тревожности в поведении учащихся
- Типичные проявления школьной тревожности на различных этапах школьного обучения
- Глава 2 основные направления работы школьного психолога в контексте проблемы школьной тревожности учащихся
- Глава 3 методы психологической диагностики школьной тревожности
- Наиболее распространенные методы диагностики школьной тревожности на различных этапах школьного обучения
- Наблюдение как метод определения уровня школьной тревожности учащихся
- Карта наблюдения (бланк)
- Результаты наблюдения на уроке
- Метод экспертных опросов педагогов и родителей учащихся
- Результаты оценивания
- Проективная методика для диагностики школьной тревожности
- Наиболее типичные «благополучные» и «неблагополучные» ответы детей по картинкам Проективной методики для диагностики школьной тревожности
- Опросник школьной тревожности Филлипса
- Шкала тревожности
- Тестовые нормы для Шкалы тревожности (Рогов е. И., 1998)
- Тестовые нормы для Шкалы тревожности (7 и 11 классы)
- Проективные рисунки как средство диагностики школьной тревожности
- Качественная обработка результатов диагностики школьной тревожности с помощью проективных рисунков
- Метод незаконченных предложений
- Наиболее типичные «благополучные» и «неблагополучные» ответы детей при выполнении задания «Незаконченные предложения»
- Цвето-ассоциативная методика а. М. Парачева
- Отчет о результатах психодиагностического обследования учеников 10-б класса
- Значения коэффициента комфортности
- Значения коэффициента самочувствия
- Отчет о результатах исследования эмоционального отношения учеников 10-б к классному руководителю
- Глава 4 развивающая работа психолога с детьми, характеризующимися высоким уровнем школьной тревожности
- Индивидуальная работа по проблеме школьной тревожности
- Программы групповой работы по проблеме школьной тревожности для детей разных возрастов
- Форма регистрации участников группы
- Программа групповой работы по проблеме школьной тревожности для учащихся первого класса Занятие 1. Установление правил, создание рабочей атмосферы
- Занятие 2. Сплоченность группы, закрепление правил
- Занятие 3. Закрепление мотивации групповой работы, осознание личных трудностей
- 4. Ритуал завершения занятия (ассимиляция опыта, выход из занятия). Занятие 4. Вербализация содержания школьной тревожности
- 1. Ритуал приветствия (включение в работу).
- 4. Ритуал завершения занятий (ассимиляция опыта, выход из занятия). Занятие 5. Разрядка школьной тревожности
- 1. Ритуал приветствия (включение в работу).
- 5. Ритуал завершения занятия (ассимиляция опыта, выход из занятия). Занятие 6. Проработка школьных страхов путем разыгрывания тревожащих ситуаций
- 1. Ритуал приветствия (включение в работу).
- Занятие 8. Закрепление позитивного отношения к школе
- Занятие 9. Повышение самооценки участников группы
- Занятие 10. Развитие коммуникативных навыков участников
- 4. Ритуал завершения занятия (ассимиляция опыта, выход из занятия). Занятие 12. Подведение итогов
- 1. Ритуал приветствия (включение в работу).
- 2. Разминка для создания рабочего настоя — по выбору участников.
- Программа групповой работы по проблеме школьной тревожности для учащихся пятого класса (вариант 1) Занятие 1. Установление правил, создание рабочей атмосферы
- 1. Вводное слово ведущего с целью информирования участников группы о целях и форме проведения занятий.
- Занятие 2. Сплоченность группы, закрепление правил
- Занятие 3. Закрепление мотивации групповой работы, формирование чувства успешности, осознание личных целей
- 4. Ритуал завершения занятия (ассимиляция опыта, выход из занятия). Занятие 4. Вербализация содержания школьной тревожности
- 1. Ритуал приветствия (включение в работу).
- 4. Ритуал завершения занятий (ассимиляция опыта, выход из занятия). Занятие 5. Разрядка школьной тревожности
- 1. Ритуал приветствия (включение в работу).
- 6. Ритуал завершения занятия (ассимиляция опыта, выход из занятия). Занятие 6. Проработка школьных страхов путем разыгрывания страшилки
- 1. Ритуал приветствия (включение в работу).
- 5. Ритуал завершения занятия (ассимиляция опыта, выход из занятия).
- 1. Ритуал приветствия (включение в работу).
- 5. Ритуал завершения занятия (ассимиляция опыта, выход из занятия). Занятие 8. Закрепление позитивного отношения к школе
- 1. Ритуал приветствия (включение в работу).
- 5. Ритуал завершения занятия (ассимиляция опыта, выход из занятия).
- 1. Ритуал приветствия (включение в работу).
- 5. Ритуал завершения занятия (ассимиляция опыта, выход из занятия).
- 1. Ритуал приветствия (включение в работу).
- Занятие 11. Закрепление представлений о бесконфликтном общении
- Занятие 12. Подведение итогов
- Занятие 1. Выработка правил работы в группе, сплочение участников
- Занятие 2. Осознание проблем, Связанных со школьной тревожностью
- Занятие 3. Школьные страхи
- Занятие 4. Школьные страхи
- Занятие 5. Школьные страхи
- Занятие 6. Агрессивность
- Занятие 7. Агрессивность
- 5. Упражнение «Спустим пары». См. Занятие 6.
- Занятие 8. Принятие себя
- Занятие 9. Принятие себя
- Занятие 10. Принятие себя, интеграция полученного опыта
- Программа групповой работы по проблеме школьной тревожности для учащихся восьмого класса Занятие 1. Установление правил, создание рабочей атмосферы
- Занятие 2. Сплоченность группы, закрепление правил
- Занятие 3. Закрепление мотивации групповой работы, формирование чувства успешности, осознание личных целей
- 1. Ритуал приветствия (цель — включение в работу).
- Занятие 4. Вербализация переживания школьной тревожности
- Занятие 5. Разрядка школьной тревожности
- Занятие 6. Проработка школьных страхов путем разыгрывания ситуаций
- Занятие 7. Тренировка гибкости поведения
- Занятие 8. Закрепление позитивного опыта эмоционального самоконтроля
- Занятие 9. Повышение самооценки участников группы
- Занятие 10. Развитие коммуникативных навыков участников
- Занятие 11. Закрепление представлений о бесконфликтном общении
- Занятие 12. Подведение итогов
- Глава 5 программы работы по психопрофилактике школьной тревожности
- Занятие 1. Кто такой школьник?
- Занятие 2. Школьный распорядок
- Занятие 3. Школьные правила
- Занятие 4. Предметы и учителя
- Занятие 5. Наш класс
- Занятие 6. Наша школа
- Занятие 1. Пятый класс: что нового?
- Занятие 2. Правила школьной жизни
- Занятие 3. Наш класс
- Занятие 4. Наши учителя
- Занятие 5. Школьные предметы
- Занятие 6. Психологическая аптечка
- Занятие 1. Что такое экзамен?
- Занятие 2. Как отвечать на экзамене
- Занятие 3. Экзаменационные оценки
- Занятие 4. Экзамен и здоровье
- Занятие 5. Как готовиться к экзамену?
- Занятие 1. Знакомство
- Занятие 2. Первые впечатления от старшей школы
- Занятие 3. Цели обучения в старшей школе
- Занятие 4. Мое время
- Занятие 5. Права и обязанности десятиклассника
- План обучающего семинара для педагогов — ведущих классных часов
- Семинары для педагогов в контексте психопрофилактики школьной тревожности Программа семинара по проблеме школьной адаптации для учителей, работающих в параллели первых классов
- Программа семинара по проблеме школьной адаптации для учителей, работающих в параллели пятых классов
- Программа семинара по проблеме школьной адаптации для учителей, работающих в параллели девятых и одиннадцатых классов
- Программа семинара по проблеме школьной адаптации для учителей, работающих в параллели десятых классов
- Родительские собрания в структуре психопрофилактических мероприятий
- Заключение
- Приложение 3 Результаты стандартизации процедуры обработки проективного рисунка «Школа зверей»
- Данные по надежности методики «Школа зверей»
- Приложение 4 Материалы к программам групповой работы по проблеме школьной тревожности
- Приложение 5 Материалы для проведения адаптационных классных часов