logo
266495_ADD32_miklyaeva_a_v_rumyanceva_p_v_shkol

Тревога и тревожность у детей

Тревожность как психическое свойство имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее содержании, ис­точниках, формах проявления и компенсации. Для каждого возраста существуют определенные области действительности, которые вызывают повышенную тревогу у большинства детей, вне зависи­мости от реальной угрозы или тревожности как устойчивого обра­зования. Эти «возрастные пики тревожности» детерминированы возрастными задачами развития (Прихожан А. М., 1998).

Среди наиболее общих причин возникновения тревожности у детей дошкольного и школьного возраста можно перечислить:

□ внутриличностные конфликты, прежде всего, связанные с оценкой собственной успешности в различных сферах дея­тельности (Кочубей Б. И., Новикова Е. В., 1988 и др.);

□ нарушения внутрисемейного и / или внутришкольного вза­имодействия, а также взаимодействия со сверстниками (За­харов А. И., 1988; Прихожан А. М., 1998; Спиваковская А. С, 1988 и др.); о соматические нарушения (Щербатых Ю. В., Ивлева П. И., 1998 и др.).

Чаще всего тревожность развивается тогда, когда ребенок нахо­дится в состоянии / ситуации конфликта, вызванного:

□ негативными требованиями, которые могут поставить его в униженное или зависимое положение;

□ неадекватными, чаще всего завышенными требованиями;

□ противоречивыми требованиями, которые предъявляются к ребенку родителями и / или школой, сверстниками (Кочу­бей Б. И., Новикова Е. В., 1988).

В соответствии с онтогенетическими закономерностями пси­хического развития, можно описать специфические причины тре­вожности на каждом этапе дошкольного и школьного детства.

У дошкольников и младших школьников тревожность является ре­зультатом фрустрации потребности в надежности, защищенности со стороны ближайшего окружения (ведущей потребности этого воз­раста). Таким образом, тревожность в этой возрастной группе пред­ставляет собой функцию нарушения отношений с близкими взрос­лыми. В отличие от дошкольников, у младших школьников таким близким взрослым, помимо родителей, может оказаться учитель.

Устойчивым личностным образованием тревожность становится к подростковому возрасту. До этого момента она является произ­водной широкого круга социально-психологических нарушений, представляя собой более или менее генерализованные и типизи­рованные ситуационные реакции. В подростковом возрасте тревож­ность начинает опосредоваться Я-концепций ребенка, становясь тем самым собственно личностным свойством (Прихожан А. М., 1998). Я-концепция подростка часто противоречива, что вызыва­ет трудности в восприятии и адекватной оценке собственных успе­хов и неудач, подкрепляя тем самым отрицательный эмоциональ­ный опыт и тревожность как личностное свойство. В этом возрасте тревожность возникает как следствие фрустрации потребности ус­тойчивого удовлетворительного отношения к себе, чаще всего свя­занного с нарушениями отношений со значимыми другими.

Существенное повышение уровня тревожности в подростковом возрасте может быть связано и с формированием психастенической акцентуации характера, отличительной особенность которой яв­ляются тревожно-мнительные черты. У человека с такими лично­стными особенностями легко возникают опасения, волнения, стра­хи. Недостаток уверенности в себе заставляет заранее отказывать­ся от деятельности, которая кажется слишком трудной. По той же причине занижается оценка достигнутых результатов. При психастенической акцентуации затруднено принятие решений, так как человек чересчур фиксируется на тех неблагоприятных последстви­ях, которые может повлечь за собой то или иное решение. Из-за низкой уверенности в себе часто наблюдаются трудности в обще­нии, особенно при вхождении в новый коллектив. Высокая тре­вожность способствует развитию астении, порождает психосома­тические заболевания (Венгер А. Л., 2000).

Аналогичные тенденции могут сохраняться и в период ранней юности. К старшим классам тревожность дифференцируется, ло­кализуется в отдельных сферах взаимодействия человека с миром: школа, семья, будущее, самооценка и т. д. Ее появление и/или за­крепление связано с развитием рефлексии, осознания противоре­чий между своими возможностями и способностями, неопределен­ностью жизненных целей и социального положения.

Важно, что тревога начинает оказывать мобилизующее влияние только с подросткового возраста, когда она может стать мотивато­ром деятельности, подменяя собой другие потребности и мотивы. В дошкольном и младшем школьном детстве тревога вызывает толь­ко дезорганизующий эффект (Прихожан А. М., 1998). Боясь совер­шить ошибку, ребенок постоянно пытается контролировать себя {«тревожный гиперконтроль»), что приводит к нарушению соот­ветствующей деятельности.

Необходимо также отметить, что тревожности подвержены как Мальчики, так и девочки, но специалисты считают, что в дошколь­ном возрасте более тревожными являются мальчики, к 9-11 годам соотношение становится равномерным, а после 12 лет происходит резкое повышение тревожности у девочек. При этом тревога дево­чек по своему содержанию отличается от тревоги мальчиков: девочек больше волнуют взаимоотношения с другими людьми, маль­чиков — насилие во всех его аспектах (Захаров А. И., 1997; Кочу­бей Б. И., Новикова Е. В., 1988; Макшанцева Л. В., 1998).

В итоге, можно отметить следующее.

□ Детская тревожность на каждом этапе возрастного развития специфична и связана с решением той или иной возрастной задачи развития.

□ Тревожность как устойчивая личностная черта формируется только в подростковом возрасте. До этого она является фун­кцией ситуации.

□ Тревога (тревожность) может выполнять мобилизующую роль, связанную с повышением эффективности деятельно­сти, начиная с подросткового возраста. На деятельность до­школьников и младших школьников она оказывает только дезорганизующее влияние, снижая ее продуктивность.

□ В школьном возрасте уровень тревожности в среднем выше у девочек (по сравнению с мальчиками).

Описанные особенности детской тревожности и ее специфика на каждом этапе онтогенеза определяют характер развития и фе­номенологию особого вида тревожности — школьной тревожности.