logo
266495_ADD32_miklyaeva_a_v_rumyanceva_p_v_shkol

Наиболее типичные «благополучные» и «неблагополучные» ответы детей при выполнении задания «Незаконченные предложения»

Предложение

«Благополучные ответы»

«Неблагополучные ответы»

1. Когда я иду в школу...

... каждый день

. ...я иду учиться

... меня все бесит.

...не хочу туда идти

2. На контрольной...

... все решают задания.

... я всегда получаю «четверку» или «пятерку», потому что готовлюсь

... люди чувствуют себя дураками.

... даже если что-то знаю, сразу забываю

3. Наверно, на экзамене...

... все будет нормально. ... ничего особенного не случится

... я с треском провалюсь.

... люди могут умереть от страха

4. Когда я отвечаю у доспи...

... мне потом ставят оценку.

... всегда сам прошусь

... все надо мной смеются.

... неприятно, как в цирке

5. Если я получу «двойку...

... потом исправлю.

... ну и что?

... мне обидно, потому что я стараюсь.

... меня будут ругать родители и не отпустят гулять

6. Когда учитель задает вопрос, я...

... отвечаю.

... почти на каждом уроке

... хочется залезть под парту.

... не люблю отвечать на уроке

7. Когда после каникул я встречаюсь с однокласниками...

... классно!

... а я с ними вижусь и на каникулах

...думаю: «Ну и уроды!»

... я их давно не люблю

8. Когда я жду родителей с родительского собрания...

... я готовлю ужин.

... смотрю видик

... волнуюсь.

... ожидаю порки

9. Когда я думаю о школе...

... каждое утро.

... для школьника это нормально

... хочется скорее ее окончить.

...меня это бесит!

Интерпретация результатов. Общий уровень тревожности вы­числяется по «неблагополучным" ответам ребенка. Точные коли­чественные критерии оценки проективного метода привести до­вольно сложно, но наш опыт показывает, что тревожные дети дают 6 и более «неблагополучных» ответов.

Анализируя особенности ответов испытуемых на каждый вопрос методики, можно получить интересный материал, касающийся специфики школьной тревожности каждого конкретного ребенка. Этот материал может быть обсужден во время консультации с ре­бенком или в процессе групповой работы с детьми.

В качестве отдельного момента интерпретации необходимо рас­сматривать случаи, в которых испытуемый затрудняется ответить на вопрос методики («отказы»). «Отказы» интерпретируются как результат работы психологических защит (Петренко В. Ф., 1983) или как сознательное стремление испытуемого к защите личност­ных границ (что, впрочем, также предполагает неосознанные эле­менты психологических защит).