Программа семинара по проблеме школьной адаптации для учителей, работающих в параллели десятых классов
Цель: создание условий для успешной адаптации учеников к обучению в старшей школе.
Задачи:
□ просветительская — информирование педагогов об особенностях протекания процесса адаптации к обучению в старшей школе;
□ обучающая — создание условий для лучшего понимания учителями десятиклассников и их специфических возрастных потребностей.
Сроки проведения: сентябрь — октябрь (желательно провести этот семинар параллельно с адаптационными классными часами для десятиклассников).
Участники: все учителя, работающие в параллели десятых классов.
Необходимые материалы: результаты анкетирования десятиклассников, «Список прав старшеклассников и учителей», составленный десятиклассниками в ходе работы на классных часах, бумага для записей.
План семинара
1. Вводное упражнение. После краткого вступительного слова ведущего, в котором сообщаются основные цели и задачи семинара, присутствующим учителям предлагается по очереди сказать, как
они могли бы одним словом или словосочетанием определить основную черту психологического облика старшеклассника. Ведущий обобщает сказанное учителями, отмечая, что ранняя юность — это качественно новый этап возрастного развития, характеризующийся формированием важнейших психологических образований (в частности, личностного и профессионального самоопределения).
2. Информирование об особенностях протекания процесса адаптации к обучению в старшей школе. Ведущий выступает с кратким информационным сообщением, в котором важно осветить следующие моменты.
С точки зрения возрастной психологии, старшеклассники вступают на особую ступень возрастного развития — период ранней юности. Юношеский возраст — это переходный период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью. Физическое развитие в юношеском возрасте в основном завершается, заканчивается половое созревание — большинство юношей и девушек этого возраста находятся уже в постпубертатном периоде, но с точки зрения развития психики, ранняя юность — время важнейших и принципиальных изменений. Самые серьезные изменения происходят в это время в сфере развития самосознания и идентичности. Это связано как с внутренними, так и с внешними причинами, а именно со спецификой социальной ситуации развития, суть которой на данном возрастном этапе состоит в том, что общество ставит молодого человека в условия настоятельной необходимости совершить профессиональное самоопределение, причем не только во внутреннем субъективном плане сознания (в виде мечты или намерения), но и в условиях реального выбора. Старшеклассники испытывают серьезную потребность в том, чтобы школа помогла им определиться с выбором будущей профессии. К сожалению, эта потребность зачастую оказывается неудовлетворенной. Кроме того, у совершивших профессиональный выбор десятиклассников возрастает критичность в отношении школьной программы, они четко делят для себя предметы на «нужные» и «ненужные», что не может не сказываться на эффективности учебы. Самоопределение связано с потребностью старшего школьника занять позицию взрослого человека. Очень часто переход в старшую школу связан с надеждами на приобретение особого статуса, и когда новоиспеченные старшеклассники не видят особых изменений в отношении к ним со стороны учителей, зачастую возникают непонимание и конфликты.
Главное психологическое приобретение данного возраста — это открытие своего внутреннего мира. Самосознание переходит на качественно новый уровень. Это проявляется в повышении значимости собственных ценностей, в перерастании частных самооценок отдельных черт личности в общее, целостное отношение к себе. Важнейшая особенность юношеского самосознания — формирование временной перспективы, обращенность в будущее. Нередко в своих мыслях и ощущениях старшеклассники находятся уже вне школы, воспринимают обязанность ее посещения как досадную необходимость.
Наконец, большинство десятиклассников сталкиваются с резким увеличением учебной нагрузки, что зачастую приводит к различным нарушениям как в физическом, так и в психологическом самочувствии. Особую роль здесь может сыграть обучение навыкам распределения времени и планирования собственной деятельности.
При подготовке к семинару можно воспользоваться следующей литературой:
□ Битянова М. Р, Организация психологической работы в школе. М., 1997.
□ Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989.
□ Кон И. С. Психология старшеклассника. М., 1982.
□ Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1997.
□ Формирование личности старшеклассника / Под ред. И. В. Дубровиной. М.,.1989.
4. Обсуждение данных анкетирования десятиклассников. Учителя разбиваются на малые группы по 4-5 человек. Каждой группе выдается бланк анкеты для десятиклассников и предлагается подумать, как, по мнению учителей, могли примерно распределиться ответы на данные вопросы. После того как каждая группа представляет результаты своей работы, ведущий описывает реальные результаты анкетирования десятиклассников, особенно останавливаясь на выявленных проблемных моментах. Затем проводится обсуждение, в ходе которого важно подумать, с чем связаны выявившиеся совпадения и несовпадения в реальных ответах старшеклассников и какими ответы могли бы быть, по мнению учителей.
5. Обсуждение «Кодекса прав десятиклассников и учителей». Ведущий знакомит учителей со списком прав, составленным десятиклассниками во время работы на классных часах. В малых группах учителя обсуждают список, вносят в него свои предложения и коррективы. Затем каждая группа представляет итог своей работы и проводится общее обсуждение.
6. Подведение итогов семинара. Семинар оканчивается общим подведением итогов, обсуждением результатов.
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Введение
- Глава 1 школьная тревожность как «мишень» работы психолога
- Тревога и тревожность у детей
- Психологическая специфика школьной тревожности Причины школьной тревожности
- Динамика школьной тревожности
- Проявление школьной тревожности в поведении учащихся
- Типичные проявления школьной тревожности на различных этапах школьного обучения
- Глава 2 основные направления работы школьного психолога в контексте проблемы школьной тревожности учащихся
- Глава 3 методы психологической диагностики школьной тревожности
- Наиболее распространенные методы диагностики школьной тревожности на различных этапах школьного обучения
- Наблюдение как метод определения уровня школьной тревожности учащихся
- Карта наблюдения (бланк)
- Результаты наблюдения на уроке
- Метод экспертных опросов педагогов и родителей учащихся
- Результаты оценивания
- Проективная методика для диагностики школьной тревожности
- Наиболее типичные «благополучные» и «неблагополучные» ответы детей по картинкам Проективной методики для диагностики школьной тревожности
- Опросник школьной тревожности Филлипса
- Шкала тревожности
- Тестовые нормы для Шкалы тревожности (Рогов е. И., 1998)
- Тестовые нормы для Шкалы тревожности (7 и 11 классы)
- Проективные рисунки как средство диагностики школьной тревожности
- Качественная обработка результатов диагностики школьной тревожности с помощью проективных рисунков
- Метод незаконченных предложений
- Наиболее типичные «благополучные» и «неблагополучные» ответы детей при выполнении задания «Незаконченные предложения»
- Цвето-ассоциативная методика а. М. Парачева
- Отчет о результатах психодиагностического обследования учеников 10-б класса
- Значения коэффициента комфортности
- Значения коэффициента самочувствия
- Отчет о результатах исследования эмоционального отношения учеников 10-б к классному руководителю
- Глава 4 развивающая работа психолога с детьми, характеризующимися высоким уровнем школьной тревожности
- Индивидуальная работа по проблеме школьной тревожности
- Программы групповой работы по проблеме школьной тревожности для детей разных возрастов
- Форма регистрации участников группы
- Программа групповой работы по проблеме школьной тревожности для учащихся первого класса Занятие 1. Установление правил, создание рабочей атмосферы
- Занятие 2. Сплоченность группы, закрепление правил
- Занятие 3. Закрепление мотивации групповой работы, осознание личных трудностей
- 4. Ритуал завершения занятия (ассимиляция опыта, выход из занятия). Занятие 4. Вербализация содержания школьной тревожности
- 1. Ритуал приветствия (включение в работу).
- 4. Ритуал завершения занятий (ассимиляция опыта, выход из занятия). Занятие 5. Разрядка школьной тревожности
- 1. Ритуал приветствия (включение в работу).
- 5. Ритуал завершения занятия (ассимиляция опыта, выход из занятия). Занятие 6. Проработка школьных страхов путем разыгрывания тревожащих ситуаций
- 1. Ритуал приветствия (включение в работу).
- Занятие 8. Закрепление позитивного отношения к школе
- Занятие 9. Повышение самооценки участников группы
- Занятие 10. Развитие коммуникативных навыков участников
- 4. Ритуал завершения занятия (ассимиляция опыта, выход из занятия). Занятие 12. Подведение итогов
- 1. Ритуал приветствия (включение в работу).
- 2. Разминка для создания рабочего настоя — по выбору участников.
- Программа групповой работы по проблеме школьной тревожности для учащихся пятого класса (вариант 1) Занятие 1. Установление правил, создание рабочей атмосферы
- 1. Вводное слово ведущего с целью информирования участников группы о целях и форме проведения занятий.
- Занятие 2. Сплоченность группы, закрепление правил
- Занятие 3. Закрепление мотивации групповой работы, формирование чувства успешности, осознание личных целей
- 4. Ритуал завершения занятия (ассимиляция опыта, выход из занятия). Занятие 4. Вербализация содержания школьной тревожности
- 1. Ритуал приветствия (включение в работу).
- 4. Ритуал завершения занятий (ассимиляция опыта, выход из занятия). Занятие 5. Разрядка школьной тревожности
- 1. Ритуал приветствия (включение в работу).
- 6. Ритуал завершения занятия (ассимиляция опыта, выход из занятия). Занятие 6. Проработка школьных страхов путем разыгрывания страшилки
- 1. Ритуал приветствия (включение в работу).
- 5. Ритуал завершения занятия (ассимиляция опыта, выход из занятия).
- 1. Ритуал приветствия (включение в работу).
- 5. Ритуал завершения занятия (ассимиляция опыта, выход из занятия). Занятие 8. Закрепление позитивного отношения к школе
- 1. Ритуал приветствия (включение в работу).
- 5. Ритуал завершения занятия (ассимиляция опыта, выход из занятия).
- 1. Ритуал приветствия (включение в работу).
- 5. Ритуал завершения занятия (ассимиляция опыта, выход из занятия).
- 1. Ритуал приветствия (включение в работу).
- Занятие 11. Закрепление представлений о бесконфликтном общении
- Занятие 12. Подведение итогов
- Занятие 1. Выработка правил работы в группе, сплочение участников
- Занятие 2. Осознание проблем, Связанных со школьной тревожностью
- Занятие 3. Школьные страхи
- Занятие 4. Школьные страхи
- Занятие 5. Школьные страхи
- Занятие 6. Агрессивность
- Занятие 7. Агрессивность
- 5. Упражнение «Спустим пары». См. Занятие 6.
- Занятие 8. Принятие себя
- Занятие 9. Принятие себя
- Занятие 10. Принятие себя, интеграция полученного опыта
- Программа групповой работы по проблеме школьной тревожности для учащихся восьмого класса Занятие 1. Установление правил, создание рабочей атмосферы
- Занятие 2. Сплоченность группы, закрепление правил
- Занятие 3. Закрепление мотивации групповой работы, формирование чувства успешности, осознание личных целей
- 1. Ритуал приветствия (цель — включение в работу).
- Занятие 4. Вербализация переживания школьной тревожности
- Занятие 5. Разрядка школьной тревожности
- Занятие 6. Проработка школьных страхов путем разыгрывания ситуаций
- Занятие 7. Тренировка гибкости поведения
- Занятие 8. Закрепление позитивного опыта эмоционального самоконтроля
- Занятие 9. Повышение самооценки участников группы
- Занятие 10. Развитие коммуникативных навыков участников
- Занятие 11. Закрепление представлений о бесконфликтном общении
- Занятие 12. Подведение итогов
- Глава 5 программы работы по психопрофилактике школьной тревожности
- Занятие 1. Кто такой школьник?
- Занятие 2. Школьный распорядок
- Занятие 3. Школьные правила
- Занятие 4. Предметы и учителя
- Занятие 5. Наш класс
- Занятие 6. Наша школа
- Занятие 1. Пятый класс: что нового?
- Занятие 2. Правила школьной жизни
- Занятие 3. Наш класс
- Занятие 4. Наши учителя
- Занятие 5. Школьные предметы
- Занятие 6. Психологическая аптечка
- Занятие 1. Что такое экзамен?
- Занятие 2. Как отвечать на экзамене
- Занятие 3. Экзаменационные оценки
- Занятие 4. Экзамен и здоровье
- Занятие 5. Как готовиться к экзамену?
- Занятие 1. Знакомство
- Занятие 2. Первые впечатления от старшей школы
- Занятие 3. Цели обучения в старшей школе
- Занятие 4. Мое время
- Занятие 5. Права и обязанности десятиклассника
- План обучающего семинара для педагогов — ведущих классных часов
- Семинары для педагогов в контексте психопрофилактики школьной тревожности Программа семинара по проблеме школьной адаптации для учителей, работающих в параллели первых классов
- Программа семинара по проблеме школьной адаптации для учителей, работающих в параллели пятых классов
- Программа семинара по проблеме школьной адаптации для учителей, работающих в параллели девятых и одиннадцатых классов
- Программа семинара по проблеме школьной адаптации для учителей, работающих в параллели десятых классов
- Родительские собрания в структуре психопрофилактических мероприятий
- Заключение
- Приложение 3 Результаты стандартизации процедуры обработки проективного рисунка «Школа зверей»
- Данные по надежности методики «Школа зверей»
- Приложение 4 Материалы к программам групповой работы по проблеме школьной тревожности
- Приложение 5 Материалы для проведения адаптационных классных часов