logo
266495_ADD32_miklyaeva_a_v_rumyanceva_p_v_shkol

Метод экспертных опросов педагогов и родителей учащихся

Метод экспертных опросов позволяет получить информацию о симптомах школьной тревожности, проявляющихся во взаимодей­ствии с учителями и родителями. Такой подход обеспечивает «вне­шний» взгляд на отношение учащегося к различным компонентам образовательной среды, что является ценным диагностическим материалом. В то же время, при обследовании следует помнить, что результаты подобной диагностики во многом зависят от особенно­стей социально-перцептивной и мотивационной сфер субъекта оценивания. Некоторые родители или учителя могут быть склон­ны «катастрофизировать» состояние ребенка, или, напротив, скрывать те или иные особенности его поведения. Поэтому метод экспертных опросов желательно применять в сочетании с другими ди­агностическими средствами.

Цель методики. Цель метода экспертных опросов — диагности­ка школьной тревожности путем анализа ее поведенческих прояв­лений.

Возрастные ограничения. Методика может использоваться для диагностики школьной тревожности в 1-11 классах.

Процедура диагностики. Опрос может проводиться индивидуаль­но, в режиме беседы, или же в групповой форме (например, на ро­дительском собрании). В последнем случае он проводится путем анкетирования. В авторской анкете содержится 16 вопросов.

Необходимые материалы. Бланк опроса.

Инструкция. «Отметьте, пожалуйста, варианты поведения, ха­рактерные для вашего ребенка» (для родителей).

«Отметьте, пожалуйста, варианты поведения, характерные для... (имя и фамилия ребенка)» (для учителей).

Текст методики. Текст методики (авторская разработка) вклю­чает в себя 16 вопросов.

Признак

Да

Нет

1. Высказывает нежелание ходить в школу

2. Боится опоздать в школу

3. Не заходит в класс, если опоздал на урок

4. Старается получить хорошую оценку, плохая оценка вызывает сильные эмоции, иногда слезы

5. Часто появляются головные боли, головокружение, боли в животе

6. Относится к заданиям с чрезмерным усердием, тратит на учебу много времени

7. Если задание кажется слишком сложным, может бросить его, не доделав

8. Часто бывает раздражительным, легко «заводится» при разговоре о школьных делах

9. На уроках рассеян

10. Боится потерять школьные принадлежности или испортить их

11. Рассказывает, что ему снятся страшные сны, связанные со школой

12. На уроках отвечает тихо, иногда с вопросительными интонациями

13. Высказывает обеспокоенность перед контрольными или проверочными работами

14. На контрольных работах, при ответе у доски теряется, не может продемонстрировать все свои знания

15. На уроках кривляется, пытается рассмешить одноклассников или нарушить ход урока другими способами

16. Нет друзей среди одноклассников

17. Дополнительная информация, которая кажется Вам важной

Итого

Обработка результатов. При обработке результатов учитывает­ся количество «неблагоприятных» оценок, данных родителями или педагогами.

Интерпретация результатов. Математическая стандартизация анкеты не проводилась. Практика ее применения показывает, что на наличие у ребенка школьной тревожности указывают 5—6 и бо­лее признаков, отмеченных в колонке «да» при ответах на вопросы 1-16. Вопрос 17 в некоторых случаях также может предоставить психологу ценную дополнительную информацию.

Ниже приведены варианты оценок поведения К. М. и И. А., уча­щихся 2-го класса, учителем. Для И. А. характерна повышенная школьная тревожность, для К. М. — соответствующая возрастной норме (табл. 6).

Таблица 6