Форма регистрации участников группы
Фамилия, имя | Даты занятий | Содержание занятия |
| ||||||||||
1.10 | 3.10 | 8.10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
1.П.Г. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1.10. Тема 1 | |
2. С. Ю. |
| н |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3.10. Тема 2 | |
3. Т. Р. |
|
| н |
|
|
|
|
|
|
|
| 8.10. Тема 2 (повторение) | |
4.... |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Кроме того, для анализа работы группы полезно вести протокол занятий (в идеале — параллельно с работой, тогда это становится функцией ассистента; в реальности чаще всего — после завершения очередного занятия, ретроспективно).
На завершающем этапе групповой работы проводится контрольная диагностика уровня школьной тревожности у участников группы, позволяющая оценить эффективность работы. Желательно проводить контрольную диагностику отсроченно, по прошествии 3—4 недель с момента окончания работы группы, чтобы приобретенные в «тепличных» условиях развивающей группы учащимися навыки совладения с тревожностью «прошли коррекцию жизнью». Для ее проведения необходимо использовать проективные методы, поскольку, многократно вербализовав различные аспекты проблемы школьной тревожности, учащийся может (осознанно или неосознанно) «скорректировать» свои ответы на вопросы опросников соответственно социально желательному (в данном случае — ожидаемому психологом и самим учащимся) образцу.
Кроме того, на этом этапе проводятся консультации с педагогами и родителями по результатам работы.
Ниже приводятся сценарии занятий по программам для учащихся первого, пятого и восьмого классов. Опыт проведения программ позволил описать возможные трудности реализации каждого элемента. Они отражены в тексте программ. Хочется отметить, что при разработке программ использовалась приведенная ниже методическая литература.
1. Алиева М. А. и др. Я сам строю свою жизнь. СПб., 2000.
2. Арнелл А. Когда мама или папа пьет. Б/г.
3. Битянова М. Р. Социальная психология. М., 2001.
4. Большаков В. Ю. Психотренинг. Социодинамика. Упражнения. Игры. М., 1994.
5. Бретт Д. Жила-была девочка, похожая на тебя... Психотерапевтические истории для детей. М., 1996.
6. Бачков В. И. Основы технологии группового тренинга. М., 1999.
7. Григорьева Т. Г. и др. Основы конструктивного общения. В 3-х частях. Новосибирск, 1997.
8. Зинкевич Т. Д., Михайлов А. М. Волшебный источник. Теория и практика сказкотерапии. СПб., 1996.
9. Клюкина И. А. и др. Я в этом мире. СПб., 1998.
10. Конфликт и общение. Кишинев, б/г.
11. Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. М., 1996.
12. Применение методики ДИАТРЭК в психокоррекционной работе. Магнитогорск, 1994.
13. Прихожан А. М. Психология неудачника. М., 1996.
14. Прутченков А. С. Свет мой зеркальце, скажи... М., 1996.
15. Рейнуотер Д. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом. М., 1993.
16. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1996.
17. Ротенберг В. С, Бондаренко С. М. Мозг. Обучение. Здоровье. М., 1989.
18. Соколов Д. Сказки и сказкотерапия. М.,1997.
19. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. Вып. 1-4. М., 1999.
20. Фопель К. Психологические группы. М., 2000.
21. Фурманов И. А. Детская агрессивность. Психодиагностика и коррекция. Минск, 1996.
22. Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. М., 1995.
23. Чистякова М. Психогимнастика. М., 1995.
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Введение
- Глава 1 школьная тревожность как «мишень» работы психолога
- Тревога и тревожность у детей
- Психологическая специфика школьной тревожности Причины школьной тревожности
- Динамика школьной тревожности
- Проявление школьной тревожности в поведении учащихся
- Типичные проявления школьной тревожности на различных этапах школьного обучения
- Глава 2 основные направления работы школьного психолога в контексте проблемы школьной тревожности учащихся
- Глава 3 методы психологической диагностики школьной тревожности
- Наиболее распространенные методы диагностики школьной тревожности на различных этапах школьного обучения
- Наблюдение как метод определения уровня школьной тревожности учащихся
- Карта наблюдения (бланк)
- Результаты наблюдения на уроке
- Метод экспертных опросов педагогов и родителей учащихся
- Результаты оценивания
- Проективная методика для диагностики школьной тревожности
- Наиболее типичные «благополучные» и «неблагополучные» ответы детей по картинкам Проективной методики для диагностики школьной тревожности
- Опросник школьной тревожности Филлипса
- Шкала тревожности
- Тестовые нормы для Шкалы тревожности (Рогов е. И., 1998)
- Тестовые нормы для Шкалы тревожности (7 и 11 классы)
- Проективные рисунки как средство диагностики школьной тревожности
- Качественная обработка результатов диагностики школьной тревожности с помощью проективных рисунков
- Метод незаконченных предложений
- Наиболее типичные «благополучные» и «неблагополучные» ответы детей при выполнении задания «Незаконченные предложения»
- Цвето-ассоциативная методика а. М. Парачева
- Отчет о результатах психодиагностического обследования учеников 10-б класса
- Значения коэффициента комфортности
- Значения коэффициента самочувствия
- Отчет о результатах исследования эмоционального отношения учеников 10-б к классному руководителю
- Глава 4 развивающая работа психолога с детьми, характеризующимися высоким уровнем школьной тревожности
- Индивидуальная работа по проблеме школьной тревожности
- Программы групповой работы по проблеме школьной тревожности для детей разных возрастов
- Форма регистрации участников группы
- Программа групповой работы по проблеме школьной тревожности для учащихся первого класса Занятие 1. Установление правил, создание рабочей атмосферы
- Занятие 2. Сплоченность группы, закрепление правил
- Занятие 3. Закрепление мотивации групповой работы, осознание личных трудностей
- 4. Ритуал завершения занятия (ассимиляция опыта, выход из занятия). Занятие 4. Вербализация содержания школьной тревожности
- 1. Ритуал приветствия (включение в работу).
- 4. Ритуал завершения занятий (ассимиляция опыта, выход из занятия). Занятие 5. Разрядка школьной тревожности
- 1. Ритуал приветствия (включение в работу).
- 5. Ритуал завершения занятия (ассимиляция опыта, выход из занятия). Занятие 6. Проработка школьных страхов путем разыгрывания тревожащих ситуаций
- 1. Ритуал приветствия (включение в работу).
- Занятие 8. Закрепление позитивного отношения к школе
- Занятие 9. Повышение самооценки участников группы
- Занятие 10. Развитие коммуникативных навыков участников
- 4. Ритуал завершения занятия (ассимиляция опыта, выход из занятия). Занятие 12. Подведение итогов
- 1. Ритуал приветствия (включение в работу).
- 2. Разминка для создания рабочего настоя — по выбору участников.
- Программа групповой работы по проблеме школьной тревожности для учащихся пятого класса (вариант 1) Занятие 1. Установление правил, создание рабочей атмосферы
- 1. Вводное слово ведущего с целью информирования участников группы о целях и форме проведения занятий.
- Занятие 2. Сплоченность группы, закрепление правил
- Занятие 3. Закрепление мотивации групповой работы, формирование чувства успешности, осознание личных целей
- 4. Ритуал завершения занятия (ассимиляция опыта, выход из занятия). Занятие 4. Вербализация содержания школьной тревожности
- 1. Ритуал приветствия (включение в работу).
- 4. Ритуал завершения занятий (ассимиляция опыта, выход из занятия). Занятие 5. Разрядка школьной тревожности
- 1. Ритуал приветствия (включение в работу).
- 6. Ритуал завершения занятия (ассимиляция опыта, выход из занятия). Занятие 6. Проработка школьных страхов путем разыгрывания страшилки
- 1. Ритуал приветствия (включение в работу).
- 5. Ритуал завершения занятия (ассимиляция опыта, выход из занятия).
- 1. Ритуал приветствия (включение в работу).
- 5. Ритуал завершения занятия (ассимиляция опыта, выход из занятия). Занятие 8. Закрепление позитивного отношения к школе
- 1. Ритуал приветствия (включение в работу).
- 5. Ритуал завершения занятия (ассимиляция опыта, выход из занятия).
- 1. Ритуал приветствия (включение в работу).
- 5. Ритуал завершения занятия (ассимиляция опыта, выход из занятия).
- 1. Ритуал приветствия (включение в работу).
- Занятие 11. Закрепление представлений о бесконфликтном общении
- Занятие 12. Подведение итогов
- Занятие 1. Выработка правил работы в группе, сплочение участников
- Занятие 2. Осознание проблем, Связанных со школьной тревожностью
- Занятие 3. Школьные страхи
- Занятие 4. Школьные страхи
- Занятие 5. Школьные страхи
- Занятие 6. Агрессивность
- Занятие 7. Агрессивность
- 5. Упражнение «Спустим пары». См. Занятие 6.
- Занятие 8. Принятие себя
- Занятие 9. Принятие себя
- Занятие 10. Принятие себя, интеграция полученного опыта
- Программа групповой работы по проблеме школьной тревожности для учащихся восьмого класса Занятие 1. Установление правил, создание рабочей атмосферы
- Занятие 2. Сплоченность группы, закрепление правил
- Занятие 3. Закрепление мотивации групповой работы, формирование чувства успешности, осознание личных целей
- 1. Ритуал приветствия (цель — включение в работу).
- Занятие 4. Вербализация переживания школьной тревожности
- Занятие 5. Разрядка школьной тревожности
- Занятие 6. Проработка школьных страхов путем разыгрывания ситуаций
- Занятие 7. Тренировка гибкости поведения
- Занятие 8. Закрепление позитивного опыта эмоционального самоконтроля
- Занятие 9. Повышение самооценки участников группы
- Занятие 10. Развитие коммуникативных навыков участников
- Занятие 11. Закрепление представлений о бесконфликтном общении
- Занятие 12. Подведение итогов
- Глава 5 программы работы по психопрофилактике школьной тревожности
- Занятие 1. Кто такой школьник?
- Занятие 2. Школьный распорядок
- Занятие 3. Школьные правила
- Занятие 4. Предметы и учителя
- Занятие 5. Наш класс
- Занятие 6. Наша школа
- Занятие 1. Пятый класс: что нового?
- Занятие 2. Правила школьной жизни
- Занятие 3. Наш класс
- Занятие 4. Наши учителя
- Занятие 5. Школьные предметы
- Занятие 6. Психологическая аптечка
- Занятие 1. Что такое экзамен?
- Занятие 2. Как отвечать на экзамене
- Занятие 3. Экзаменационные оценки
- Занятие 4. Экзамен и здоровье
- Занятие 5. Как готовиться к экзамену?
- Занятие 1. Знакомство
- Занятие 2. Первые впечатления от старшей школы
- Занятие 3. Цели обучения в старшей школе
- Занятие 4. Мое время
- Занятие 5. Права и обязанности десятиклассника
- План обучающего семинара для педагогов — ведущих классных часов
- Семинары для педагогов в контексте психопрофилактики школьной тревожности Программа семинара по проблеме школьной адаптации для учителей, работающих в параллели первых классов
- Программа семинара по проблеме школьной адаптации для учителей, работающих в параллели пятых классов
- Программа семинара по проблеме школьной адаптации для учителей, работающих в параллели девятых и одиннадцатых классов
- Программа семинара по проблеме школьной адаптации для учителей, работающих в параллели десятых классов
- Родительские собрания в структуре психопрофилактических мероприятий
- Заключение
- Приложение 3 Результаты стандартизации процедуры обработки проективного рисунка «Школа зверей»
- Данные по надежности методики «Школа зверей»
- Приложение 4 Материалы к программам групповой работы по проблеме школьной тревожности
- Приложение 5 Материалы для проведения адаптационных классных часов