logo search
_Сальваторе Мадди, Теории личности - сравнитель

Позиция Салливана

Так же, как и Мюррей, Гарри Стэк Салливан (родился в Норвиче, штат Нью-Йорк, в 1892 г., умер в Париже, Франция, в 1949 г.) был американцем, начавшим свою профессиональную карьеру в качестве врача, не обладавшего соответствующей психологической квалификацией. В течение своей жизни он внес значительный вклад в развитие общественных служб. Прежде чем заняться психиатрической практикой, во время Первой мировой войны он был военным врачом, потом работал в ряде других организаций в сфере общественного здравоохранения. В это время на него оказывали большое влияние идеи Вильяма Алансона Уайта, выдающегося нейропсихиатра. Салливан начал интересоваться исследованиями шизофрении, и с данного момента он посвятил себя изучению и лечению различных психических заболеваний. Будучи эффективным руководителем и активным общественным деятелем, он стал главой Фонда Вильяма Алансона Уайта, директором Вашингтонской школы психиатрии и издателем журнала "Психиатрия", основанного специально для того, чтобы пропагандировать его теорию межличностных отношений. В более поздний период своей жизни Салливан стал весьма заметным деятелем в этой области, принимая участие в таких мероприятиях, как конференции ЮНЕСКО и Международный конгресс по проблемам психического здоровья.

Будучи выдающимся психотерапевтом, Салливан практически не оставил формализованного описания своей теории. Он написал всего одну книгу, его публикации – это в основном доклады, написанные в разговорной форме, темы которых выбирались в соответствии с конкретными запросами аудитории. К счастью, идеи Салливана были достаточно оригинальны, а его личность интересна, что привлекало к нему многих людей, ставших его собеседниками, учениками, коллегами и друзьями. Некоторые из этих людей и переложили его идеи в тексты.

Какими бы яркими ни были отдельные части теории Салливана, я вынужден сказать, что в целом она довольно туманна и противоречива. И я не одинок в своем мнении на сей счет (например, Monroe, 1955). Некоторые из неясностей могут быть неизбежным следствием того, что идеи человека всегда теряют часть своей убедительности в пересказе других людей. Независимо от того, как много усилий они приложили, чтобы передать мысль, они все же искажают ее, рассматривая через призму собственных представлений и потребностей. Однако до некоторой степени неясность теории можно поставить в вину и самому Салливану. Он был очень занятым человеком, уделявшим гораздо больше внимания и сил задачам и обязанностям общественной жизни, нежели рефлексивному и отстраненному теоретизированию. Кроме того, на него оказывали влияние самые разные люди, не связанные с персонологией. В психиатрии он перенял идеи не только Уайта, но и Фрейда. В действительности, на мой взгляд, Фрейд оказал на него гораздо больше влияния, чем принято полагать. Салливан также близко воспринял многие из разработок культуральных антропологов, таких, как Эдвард Сэпир, и философов, в частности Джорджа Герберта Мида. Столь различные влияния не могли не сказаться на содержании его теории. В его рассуждениях можно найти зачатки всех трех персонологических моделей – конфликта, самореализации и согласованности. Кроме того, в ней представлены и те идеи, которые невозможно подвести ни под одну из этих моделей. И все же я решил включить теорию Салливана в свой обзор, несмотря на все эти сложности и на неизбежность недосказанности, и я надеюсь, что по ходу дела его интересная, хотя и неструктурированная позиция станет более понятной.

По результатам длительных рассуждений я пришел к выводу, что Салливана можно отнести к представителям теории психосоциального конфликта наряду с Фрейдом, Мюрреем и эго-психологами. Моя неуверенность относительно того, что именно он хотел сказать, вынуждает меня следовать более безопасным (или, по крайней мере, более туманным) путем, рассматривая его теорию как разновидность модели конфликта. Но в действительности, если я правильно понимаю то, что он имел в виду, его и правда следует отнести именно к этому направлению персонологии. В рассуждениях Салливана довольно просто выделить тенденцию ядра. На самом деле этих тенденций две, причем одна более важна, чем другая. Тенденции эти таковы: 1) стремление к удовлетворению (имеющее биологическую природу) и 2) стремление к защищенности, или безопасности (имеющее социальную природу). Интроспективные основания для принятия этих двух тенденций столь очевидны, что практически не требуют дополнительных разъяснений. Просто попробуйте припомнить, когда у вас возникала какая-то биологическая нужда, которую вы пытались удовлетворить, и чувство незащищенности, с которым вы пытались справиться. На первый взгляд эти тенденции ядра не напоминают по форме те, что были выделены Фрейдом. Тенденции, описанные Салливаном, кажутся ненаправленными: у вас просто есть биологическая нужда или чувство незащищенности и вы стремитесь от них избавиться. Нельзя сказать, что две противоборствующие силы тянут вас в разные стороны и вы вынуждены искать компромисс, как это было в случае с тенденциями ядра, выделенными Фрейдом. И все же я склонен считать Салливана представителем теории конфликта. Ясно, что мне нужно обосновать мою позицию, поскольку моя правота пока неочевидна. Позвольте мне более формализованно подойти к описанию теории Салливана, рассмотрев некоторые моменты, а именно: 1) природу тенденций ядра, 2) выделяемые характеристики ядра и 3) эффекты социального взаимодействия.

Природа тенденций ядра

Тенденция к удовлетворению проистекает из необходимости биологического выживания организма, речь о котором пойдет в следующем подразделе. Чем больше депривированы эти биологические нужды, тем сильнее будет выражена тенденция к их удовлетворению. Состояние депривации характеризуется высоким напряжением, и цель, преследуемая этой тенденцией, сводится к редукции напряжения. Это положение ясно постулируется Салливаном (Sullivan, 1947, с. 43), когда он говорит:

"В ходе жизни стремление к удовлетворению физиологически обусловливается повышением тонуса определенных групп мышц; удовлетворение предполагает ослабление тонуса, тенденцию к ослаблению внимания, бдительности, настороженности, переход к сонному состоянию".

Он видит человека стремящимся к достижению состояния эйфории, отсутствия напряжения, максимально близким к которому является глубокий сон без сновидений.

Стремление к защищенности имеет скорее психологические, нежели биологические корни, и эти корни лежат в сфере человеческих взаимоотношений. Чуть дальше мы более подробно остановимся на тех характеристиках, которые возникают, как считает Салливан, из стремления к защищенности. Сейчас же достаточно будет сказать, что беспокойство по поводу собственной безопасности проявляется на уровне сознания как сильное чувство тревоги. Стремление к защищенности не является личностно направленным, так же как и беспокойство или страх неодобрения. Человек эмпатически, то есть интуитивно, отзывается на отношение к себе других людей. Если эти отношения враждебны или неодобрительны, то он ощущает их как внутреннее напряжение. Чтобы снизить возникшее напряжение, он будет предпринимать попытки получить одобрение окружающих.

Стремление к удовлетворению представляет собой проявление тенденции ядра, поскольку, будучи врожденным, оно присутствует у всех людей. Именно оно и обеспечивает систему, в рамках которой функционирует человечество. В самом начале жизни желание удовлетворения – наиболее сильное стремление ребенка, которого в этот период его жизни стоит рассматривать как биологическое существо с неразвитым еще сознанием. Младенец еще не начал отделять себя от окружающих людей, а ведь именно такое разделение, по всей вероятности, представляет собой необходимое условие для возникновения стремления к защищенности. Хотя оно проявляется только по окончании младенческого возраста, оно между тем, по мнению Салливана, является наиболее важным. Стремление к защищенности сложнее, оно играет значительную роль в формировании личности и требует больше временных и энергетических затрат, чем стремление к биологическому удовлетворению. Подчеркивая в основном психологические, а не биологические факторы, Салливан по своим взглядам напоминает таких персонологов, как Мюррей или Олпорт, речь о которых пойдет в главе 3, и принципиально расходится с классической фрейдистской точкой зрения. Взгляды Мюррея и эго-психологов на эту проблему также отличны от взглядов Фрейда, но не настолько явно, как в случае с Салливаном.

До сих пор мы рассматривали два ядерных стремления по отдельности. Салливан, по-видимому, и правда считает их таковыми даже в отношении взрослого человека. Но при этом, противореча сам себе, Салливан отмечает не до конца определенный характер различий между ними (см. Monroe, 1955). Очевидно, что эти стремления находятся в постоянном взаимодействии. Их изолированные проявления достаточно редки. Я останавливаюсь на этом вопросе только в целях большей ясности изложения. Подчеркивая связь этих двух стремлений, Салливан, на мой взгляд, закладывает фундамент для восприятия его как сторонника психосоциальной версии модели конфликта. При анализе Салливаном ядерных характеристик личности и ее отношений с обществом остается ряд неясностей в том, что касается идентификации им двух ядерных тенденций и эффектов их взаимодействия. Имеет смысл обсудить это подробнее.

Характеристики ядра

Салливан выдвинул ряд предположений относительно тех характеристик, что присущи всем без исключения людям. В действительности он более охотно и прямо делал свои предположения в том случае, когда речь шла о биологических нуждах организма, нежели тогда, когда дело касалось стремления к защищенности. Иногда создается впечатление, что Салливан склонялся к тому, что чувство незащищенности никак не связано с характеристиками личности и имеет исключительно интерактивную природу. Я думаю, что такой подход крайне двусмыслен, и убежден в том, что в действительности он говорил о характеристиках личности, связанных с чувством незащищенности. Однако я забегаю вперед.

Салливан высказывается достаточно определенно о тех биологических потребностях, которые релевантны стремлению к удовлетворению. Он включает туда инстинкты или нужды в обычном понимании термина, такие, как потребность в воде, пище, воздухе, сексе и выделении. Хотя иногда он говорит о потребности в пище и воде как оральных, о потребности в выделении как анальной, и о потребности в сексе как генитальной, эти определения далеки от того смысла, что вкладывал в них Фрейд. Салливан не придает сексуальной потребности столь большой значимости, и в этом заключается самое принципиальное их различие. Для Салливана сексуальная потребность становится важной лишь с наступлением половой зрелости и определяется лишь в терминах напряжения и действий, непосредственно связанных с сексуальным контактом и оргазмом. Однако на обсуждении биологических нужд организма вся ясность идей относительно характеристик ядра Салливана исчерпывается. К примеру, он говорит о мотиве могущества, который, по-видимому, связан с организмическими возможностями человека, тем самым подчеркивая его биологическую природу. Но очень скоро становится очевидно, что мотив могущества психологичен по своей сути. Салливан говорит о состоянии, "характеризующемся чувством способности или могущества", и предполагает, что "в нас, по-видимому, от рождения заложен этот мотив могущества" (Sullivan, 1947, с. 6). Он описывает, как этот мотив, напоминающий волю к власти Адлера (см. гл. 3), заставляет ребенка, наивного в своей уверенности в собственном всемогуществе, стремиться достичь Луны и в конце концов осознать, что это невозможно. Эта фрустрация приводит к пониманию своей беспомощности и началу "размышлений, предвидений и т.д., предназначенных для того, чтобы избавиться от чувства незащищенности и беспомощности в возникающих ситуациях" (Sullivan, 1947, с. 6). По-видимому, выражение мотива могущества приводит, помимо всего прочего, к возникновению чувства незащищенности. В этом смысле данный мотив также можно рассматривать как характеристику ядра личности, релевантную стремлению к защищенности. Важно отметить тот факт, что мотив могущества, берущий свое начало в биологии организма, обречен на поражение. А поскольку жизнь по сути своей интерперсональна, это поражение должно быть спровоцировано какими-то ограничениями, накладываемыми на личность ее отношениями с другими людьми.

В теории Салливана есть и еще один пример характеристики ядра личности, которая, очевидно, является обусловленной биологически, но связана с потребностью в защищенности. Эта характеристика – желание прикасаться к окружающим и быть физически близким, которое считается врожденным и далеко не всегда имеет отношение к сексуальной сфере. Несмотря на то что Салливан описывает эту характеристику как более или менее биологическую (см. Monroe, 1995, с. 360), ее фрустрация достигает максимума в чувстве одиночества – одной из основных составляющих состояния незащищенности. Таким образом, потребность физической близости также связана с чувством безопасности. Чувство одиночества, по мнению Салливана, является настолько важной и устойчивой характеристикой, что становится ясно, что потребность в близости не может быть удовлетворена, равно как и потребность могущества. Я снова вынужден прийти к заключению, что, поскольку жизнь для Салливана в значительной степени сводится к взаимоотношениям, невозможность удовлетворить потребность физической близости должна проистекать из ограничений, накладываемых на личность требованиями взаимоотношений.

Как вы уже, вероятно, поняли, характеристики ядра личности, лежащие в основе положения о двух тенденциях, существуют параллельно и рассматривать их по отдельности нецелесообразно. Даже жизненно важные потребности в пище, воде и т.д., упоминавшиеся ранее, имеют отношение к потребности в защищенности, хотя кажутся исключительно биологическими. В самом деле, Салливан упоминает эти биологические потребности только тогда, когда речь идет о динамизме. Даже исходя из определения динамизма как "относительно устойчивой структуры энергии, проявляющейся во взаимоотношениях" (Sullivan, 1938), трудно представить, что нужды, связанные с выживанием, могли бы рассматриваться как динамизм теоретиком, проводившим принципиальное различие между удовлетворением и безопасностью. Но Салливан явно относит эти потребности к динамизму. Он говорит об оральном динамизме, состоящем из голода и удовольствия при стимуляции рта, и динамизме желания, связанном с сексуальными потребностями и удовольствием. Очевидно, Салливан не имеет в виду, что динамизм – личностная характеристика, связанная со стремлением к защищенности, и все же он соотносит биологические потребности со стремлением к удовлетворению. Мне кажется, Салливан хочет, чтобы мы поняли: любая врожденная черта человека, будь она биологической или психологической по своей природе, оказывает крайне важное влияние на поведение личности, на ее отношения с миром. А мир, по мнению Салливана, состоит из взаимоотношений. Такая интерпретация взглядов Салливана на характеристики ядра согласуется с его предположением о взаимосвязи двух тенденций ядра личности. Более детальное обсуждение вопроса изложено ниже.

Человека, обладающего определенным набором личностных характеристик, выталкивают в мир межличностных взаимоотношений; эти характеристики делают его воплощением жизненно необходимых биологических потребностей, а также потребностей могущества и физической близости. Главная цель, которую он преследует в любых отношениях, – удовлетворить свои потребности, не утратив при этом чувства защищенности. Это представляется достаточно ясным, однако давайте все же более подробно рассмотрим потребность в безопасности. Почему Салливан считает ее такой важной? По-видимому, он признает, что личность может получать как одобрение, так и неодобрение от тех, с кем она взаимодействует, но представляется, что Салливан считает неодобрение более типичной реакцией. Однажды проведя принципиальное различие между собой и другими людьми и таким образом выйдя на общественную арену, человек всю жизнь пытается избежать неодобрения, как будто оно является угрозой его безопасности; он приспосабливает свои желания и потребности к желаниям окружающих. Вряд ли Салливан придавал бы такое значение неодобрению, если бы не считал его всеобъемлющим и неизбежным.

Как может быть понято это положение с учетом того, что нам уже известно о теории Салливана? Мы уже почти достигли понимания, выяснив, что две из характеристик ядра личности – стремление к могуществу и к физической близости – неизбежно будут фрустрированы, скорее всего, потому, что так или иначе неприемлемы для окружающих. Какой бы оттенок значения вы ни придали этому утверждению, оно тем не менее подчеркивает, что существует явная несовместимость между людьми, когда они действуют самостоятельно и независимо и группами. Надеюсь, вы понимаете, что речь идет о психологическом конфликте с обществом. Вы можете возразить, что Салливан указывает на возможный конфликт между личностью и ее окружением, но вовсе не считает его неизбежным. Тем не менее это было бы логичным выводом из всех его теоретических построений. Только приняв конфликт в обществе как данность, мы можем понять, почему Салливан так настаивал на том, что страх общественного неодобрения является самым важным определяющим фактором в жизни личности. Он считает, что любой из нас стремится избежать чувства незащищенности. Итак, Салливан представляется мне теоретиком конфликта.

Остается не совсем понятным, какие факторы, помимо несовместимости групп и отдельных людей, делают конфликт практически неизбежным. Из сказанного выше следует, что позиция Салливана в этом вопросе во многом совпадает с позицией Фрейда. Вероятно, Салливан считал, что потребность в удовлетворении, основанная на биологических характеристиках, слишком эгоистична, чтобы согласовываться с жизнью в обществе, и поэтому она неизбежно приводит к конфликту с окружающими. В результате неприкрытого стремления к удовлетворению появляется угроза чувству безопасности, вызванная общественным неодобрением. Такая интерпретация разъясняет довольно неопределенное утверждение Салливана о том, что стремления к удовлетворению и защищенности взаимосвязаны, хотя и принципиально различаются, а стремление к безопасности становится особенно значимым в тот момент, когда человек, дифференцировавшись от окружающих, осознает себя как субъект социума. С определенного момента он прилагает все усилия, чтобы получить одобрение общества. Но биологические характеристики ядра личности, такие, как потребность в пище, воде, сексе, власти и физической близости, – это потребности, обойтись без которых невозможно и которые непременно должны быть удовлетворены. Итак, жизнь, по мнению Салливана, – это компромисс между стремлениями к удовлетворению и защищенности. Моя интерпретация описанных Салливаном личностных тенденций приводит нас к практически аналогичной формулировке, предложенной ранее Фрейдом: максимальное удовлетворение при минимальной незащищенности. Многим персонологам, находящимся под впечатлением идей Салливана, может не понравиться моя, казалось бы, грубая интерпретация. Как я уже говорил, я совершенно не уверен в том, что прав. Но если я действительно не прав, то в теории остается множество неясностей, которые должны быть устранены. Необходимо понять, почему, с точки зрения Салливана, межличностные отношения чреваты конфликтом и какова связь между потребностями в удовлетворении и безопасности. Я попытался ответить на эти вопросы в духе позиции Салливана, и полученные ответы дают мне основания утверждать, что Салливан является сторонником модели психосексуального конфликта.

Эффект социального взаимодействия

Если же я прав, то, по всей вероятности, личность будет защищаться от неодобрения окружающих, и поэтому все ее действия будут по сути своей защитными. Как вы увидите, Салливан действительно в это верит. Характеристики и тенденции ядра личности проявляются в социальном взаимодействии. Существенный эффект такого взаимодействия заключается в формировании эмпирической базы самодинамизма. Этот динамизм, несмотря на то, что он не является врожденным, превосходит по важности все остальные, поскольку присутствует у всех без исключения людей. Развиваясь в течение жизни, самодинамизм является неизбежным ее результатом. По существу, самодинамизм – это сложное и многофакторное самоопределение, главным образом на бессознательном уровне; оно формируется на основе личного опыта одобрения и неодобрения окружающих и побуждает человека действовать так, чтобы избежать связанной с неодобрением тревоги. Салливан (1947, с. 10, 21) развивает это положение, утверждая, что самодинамизм, "можно сказать, происходит из отраженных оценок" и "воплощается как динамизм, цель которого сводится к поддержанию чувства безопасности". Используя терминологию Фрейда, самодинамизм – это своего рода сочетание эго и суперэго. Он выступает как суперэго в смысле воплощения совести или в совокупности представлений о том, какие мысли, чувства и действия приемлемы, а какие – нет. В основе этих представлений лежат родительские реакции одобрения или неодобрения. Любые чувства, мысли или действия, воспринимающиеся как неприемлемые, будут являться источником тревоги, равно как и ожидание неодобрения от окружающих, предшествующее развитию самодинамизма. Эго представлено в самодинамизме как защитная функция, предназначенная для того, чтобы не допустить неприемлемые мысли, чувства и действия в сознание. Из рассуждений Салливана о самодинамизме становится ясно, что эта исключительно важная характеристика представляет собой определенного рода защитный механизм, обеспечивающий сохранение чувства безопасности. Не совсем понятно, реализует ли самодинамизм еще какие-нибудь функции, но вполне возможно, что такого рода неопределенность связана с неясностью текста, а не теории. Как бы то ни было, мы можем быть уверены в том, что чувство безопасности поддерживается человеком преимущественно благодаря функционированию защитных механизмов.

Салливан выделяет три класса защит, которые здесь я затрону лишь вкратце. Более подробно они будут описаны в главе 6, посвященной периферическим характеристикам личности, поскольку они напрямую связаны с теорией Салливана относительно стадий развития и соответствующих типов личности. Все, что необходимо в данном контексте, – это дать вам некоторое представление, делающее более ярким и четким предложенный выше вывод о том, что стремление к защищенности – самая важная вещь в жизни человека – реализуется главным образом посредством защитных механизмов. Три класса защит, выделяемые Салливаном, – это диссоциация, паратаксическое искажение и сублимация.

Диссоциация, по Салливану, – это почти то же самое, что вытеснение по Фрейду, когда переживания и импульсы, вызывающие тревогу, вытесняются за пределы сознания, поскольку они несовместимы с само динамизмом. Да, Салливан менее конкретен, чем Фрейд, говоря о содержании этих несопоставимых с самодинамизмом переживаний и импульсов, и это может означать, что Салливан не согласен с тем, что психосексуальность так уж значима для личности. Будь это так, из понятия диссоциации как защитного механизма, посредством которого мысли и импульсы, угрожающие образу "Я", формируемому у человека обществом, вытесняются из сознания, логически вытекает тот факт, что такие мысли и импульсы действительно существуют. И как только персонолог начинает замечать в поведении людей частые и явные проявления диссоциации, а именно к такому выводу пришел Салливан, он должен предположить, что социально неприемлемые мысли и импульсы столь же часты и очевидны. И это можно считать убедительным подтверждением концепции психосексуального конфликта, где индивид рассматривается в естественной оппозиции обществу; для того чтобы его жизнь была успешной, необходимо достижение компромисса. Очевидно, что диссоциация и есть такого рода компромисс, потому что, как и любой защитный механизм, она искажает реальность мыслей и импульсов, не совместимых с самодинамизмом.

Паратаксическое искажение – это еще один способ защитного избегания реальности, функция которого заключается в том, чтобы сохранить чувство защищенности. В действительности паратаксическое искажение можно рассматривать и как процесс, и как результат защиты, но Салливан не делает такого разграничения. Для того чтобы понять, что он имел в виду, вы должны знать, что паратаксическое переживание предполагает вовлеченность сознания, но такого сознания, которое характерно для человека на ранних стадиях его развития, когда он еще не достиг той рассудительности и рациональности, которая присуща взрослой и зрелой личности. При паратаксическом переживании ребенок начинает использовать слова и другие символы для того, чтобы описать ими свой опыт. Но, в отличие от обычного взрослого, ребенок использует эти символы весьма персонализованным и субъективным образом. Они имеют для него такой смысл, который никак не соотносится с общепринятым. Паратаксическое переживание взрослого человека Салливан называет паратаксическим искажением. Как вы могли заметить, это защитное дополнение диссоциации. При диссоциации вы просто выталкиваете из сознания неприемлемые мысли и импульсы, тогда как при паратаксическом искажении вы меняете их значение на то, которое в большей степени согласуется с вашим самодинамизмом. Паратаксическое искажение напоминает некоторые защиты, в частности проекцию, в классификации Фрейда. Третья защитная процедура получила название сублимации, причем Салливан придает ей тот же смысл, что и Фрейд. При сублимации объекты импульсов, не совместимые с системой "Я", непроизвольно замещаются на социально одобряемые цели так, чтобы импульсы могли быть выражены, хотя бы отчасти, без угрозы чувству безопасности. Я убежден, что вы отметили, что в отношении паратаксического искажения и сублимации верно то же самое, что уже говорилось о диссоциации. Все это способы достижения компромисса между несовместимыми личными и социальными целями за счет перемещения личных целей за пределы сознания. Однако сублимация представляет собой более успешный компромисс, чем два других способа, поскольку неприемлемые мысли и импульсы, по крайней мере, могут получить свое выражение. Салливан считает сублимацию наиболее зрелым видом защиты из всех трех.

С учетом структуры данной книги я, пожалуй, отложу описание частных видов защиты до главы 6, касающейся периферических характеристик личности, но я хотел, чтобы вы поняли, что Салливан рассматривает все существование человека как защитное. Даже зрелый и рационально мыслящий человек использует защитный механизм для искажения реальности, а именно сублимацию. Компромисс между личными и общественными целями необходим для успешной жизнедеятельности, и эта позиция полностью укладывается в рамки психосоциальной теории конфликта.

Читатели, интересующиеся различиями между теориями Салливана и Фрейда, могли быть несколько разочарованы моим рассказом. Обычно акцент делается на том, что Салливана следует считать персонологом, подчеркивавшим формирующее влияние общества и то, что человека следует рассматривать в рамках социальной матрицы. Все действия человека являются реакцией на кого-то другого, и он сам вызывает такие же реакции со стороны окружающих. Обычно принято считать, что Фрейд не до конца признавал межличностную природу жизни; задача убедить нас в этом была возложена на Салливана. Кроме того, обычно подчеркивается и тот факт, что, акцентируя внимание на роли общества, Салливан недооценивал значимость сексуального и других инстинктов, выделяемых фрейдистами. Все это верно, и я вовсе не хочу, чтобы мой анализ теории Салливана каким-то образом противоречил этим рассуждениям или перечеркивал их. Что я действительно хотел вам сказать, так это то, что теория Салливана формально сходна с теорией Фрейда. Этот факт, как правило, ускользает из виду критиков, нацеленных на поиск различий между двумя этими теориями. Оба, и Салливан и Фрейд, являются представителями теории психосоциального конфликта, то есть говорят о принципиальной несовместимости целей индивида и общества и о необходимости достижения компромисса, выражающегося в форме проявления лишь тех инстинктов и лишь с той степенью интенсивности, которая принимается обществом. Только после осознания основополагающего сходства между двумя теоретиками мы сможем глубже понять описанные выше различия.