logo
_Сальваторе Мадди, Теории личности - сравнитель

Модель самореализации: вариант совершенствования Позиция Адлера

Точка зрения Адлера на периферию личности содержится в его понятии стиль жизни. Стиль жизни человека, или тип, по нашей терминологии, – это паттерн взаимосвязанных конкретных периферических характеристик, которые постоянно в нем проявляются и определяют его индивидуальность. Основы стиля жизни закладываются к пяти годам, после чего коренных изменений уже не происходит, за исключением случаев такого специфического воздействия, как психотерапия. Адлер (Ansbacher and Ansbacher, 1956) ясно определяет отношение между ядром и периферией личности, когда показывает, что стиль жизни человека – это конкретный результат того направления, которое принимает тенденция ядра (стремление к превосходству) на фоне существующих и воображаемых недостатков и существующей в семье атмосферы. Реальные и воображаемые недостатки берут свое начало в основном в неполноценности органов и особенностях семейной констелляции (Dreikurs, 1963). Я полагаю, что вопрос неполноценности органов достаточно ясен, несмотря на деликатную проблему диагностики. Неполноценностью органа может быть все что угодно, от слишком маленьких рук до порока сердца. Под семейной констелляцией адлерианцы обычно понимают положение человека относительно его братьев и сестер. Считается, что единственный ребенок будет иметь проблемы, отличные от тех, что характерны для младшего ребенка, или среднего ребенка, или старшего. Предполагается, что относительное превосходство и более низкое положение детей в семье стимулируют сложную систему соперничества, носящего различный характер в зависимости от порядка рождения. Так, например, старший ребенок с сильными интеллектуальными способностями может породить чувство соперничества в младшем ребенке, и это соперничество может проявиться в прямой интеллектуальной борьбе, а может – в избегании интеллектуальной области и предпочтении ей другой сферы, в которой господство старшего не так заметно.

Ощущение человеком своих недостатков и его способы обойти или преодолеть их необходимо понимать как выражение тенденции ядра стремиться к превосходству. Но об этом следует сказать больше. Стиль жизни разовьется из содержания недостатков и из содержания способов, которыми они преодолеваются или обходятся. У сторонников этой теории нет никакого перечня или классификации типов недостатков, и, конечно же, это слабое место с точки зрения точности описания и определения конкретных стилей жизни. Но Драйкурс (Dreikurs, 1963) предложил классификацию способов проявления стремления к превосходству, которая, несмотря на свою отрывочность, является довольно многообещающей. Стремясь преодолеть свою неполноценность, вы можете проявлять активность или пассивность, соперничество или сотрудничество. Конкретная комбинация способов, принимаемых ребенком, частично определяется тем, что адлерианцы называют семейной атмосферой. Если создаваемая родителями атмосфера предполагает сотрудничество, взаимное доверие и уважение, тогда ребенка будут поощрять к проявлению попыток преодолевать свою неполноценность в манере, конструктивной по отношению к себе самому и другим. И наоборот, если семейная атмосфера – это атмосфера соперничества и недоверия, ребенок, пытаясь преодолеть свою неполноценность, будет вести себя деструктивно. Будет ли ребенок активным или пассивным в этих попытках, зависит от того, поощряется ли семейной атмосферой личная инициативность.

Из того, что я сказал, можно сделать вывод, что семейная атмосфера полностью формирует конструктивность либо деструктивность, активность либо пассивность личности. Хотя на самом деле именно эта позиция, в моем представлении, наиболее соответствует структуре адлерианского мышления. Я должен отметить, что некоторые выдающиеся адлерианцы (например, Dreikurs, 1963) считают семейную атмосферу лишь частью истории и также придают значение свободной воле. Согласно им, человек обладает свободой выбора сущности своих установок относительно собственной неполноценности, но прошлый опыт оказывает влияние на этот выбор. Драйкурс (1963, с. 247) говорит:

"Это обеспечивает способность ребенка решать, что делать с теми препятствиями, с которыми он сталкивается, хотя такое решение и не принимается на сознательном уровне, поскольку у ребенка, к тому моменту как это решение становится необходимо, возможно, развиваются лишь зачатки вербальных способностей. Точка зрения Адлера на такую свободу воли являлась – и до сих пор является – не понятой большинством изучающих психологию студентов. Они хотят знать, что заставляет одного ребенка сдаться, другого прибегнуть к компенсации, а еще одного – к гиперкомпенсации. Они не могут поверить, что ничто не "заставляет" ребенка поступить так, это его личное решение, его личная реакция, его собственная оценка значимой ситуации. Это акт творчества, который сам по себе является феноменом, с трудом понимаемым нашими детерминистически ориентированными современниками".

Если под "актами творчества" понимается что-то божественное, что-то, что не имеет истоков в прошлом опыте или в самой личности, тогда Драйкурс определенно покинул бы храм науки. Но если сами "акты творчества" можно объяснить как конечные результаты определенного паттерна прошлого опыта, тогда здесь нет большой проблемы, за исключением путаницы, возникающей из-за употребления таких слов, как "свободная воля". Я предполагаю, что на самом деле Драйкурс разделяет эту последнюю точку зрения, а его вводящая в заблуждение терминология связана со страстным стремлением убедить читателей в том, что ребенок на самом деле обладает формой и содержанием. Однако если я прав в своей интерпретации, то семейная атмосфера – это единственное понятие, необходимое для объяснения средств, посредством которых ребенок научится стремиться к превосходству.

Как вы могли догадаться на основе предшествовавшего обсуждения, адлерианцы выделяют четыре типа периферии личности, или стиля жизни. Это активно конструктивный, пассивно конструктивный, активно деструктивный и пассивно деструктивный стили. Эти стили устанавливаются в детстве, и считается, что в дальнейшем они не сильно изменяются. Можно предположить, что, с точки зрения адлерианцев, каждая из этих ориентации составляет совокупность целей или финализмов. Но эти финализмы случайны и субъективны, и поэтому их следует считать фикциями. Но несмотря на странный характер термина фикционный финализм, мне кажется, что адлерианцы просто подчеркивают мотивационный характер явлений или признаков, составляющих стили жизни.

Чтобы понять четыре стиля жизни, вы должны помнить, что существуют четыре вида фикционных финализмов, или целей. Этими четырьмя целями являются: 1) получение внимания и помощи, 2) отвержение власти, 3) достижение отмщения и 4) требование оставить себя в покое. На самом деле только первый вид целей соотносится с двумя конструктивными стилями жизни. Вы поймете, почему это так, если вспомните, что конструктивные стили подразумевают сотрудничество и уважение к другим и к себе. Поэтому проблемы власти, мести и изоляции не могут здесь иметь место. Признаком активно конструктивного

Стиля жизни является честолюбие, или направленность на успех, в то время как признак пассивно конструктивного стиля – обаяние, то есть получение особого внимания скорее за то, какой человек, а не за то, что он делает. Как показано выше, все четыре вида целей могут иметь отношение к двум деструктивным, или соперничающим и недоверяющим типам. В активно деструктивном стиле цель получения внимания Принимает форму надоедливости, в то время как цели власти, мести и изоляции принимают формы непокорства, злобы и клеветы соответственно. Цели получения внимания, власти, мести и изоляции в пассивно деструктивном типе принимают форму лени, упрямства, пассивной агрессивности и отчаяния соответственно.

Чтобы достичь здесь лучшего понимания, давайте обратимся к гипотетическим рассуждениям о том, каким образом могла бы сориентироваться упомянутая раньше неполноценность органа – слишком маленькие руки – в каждом из четырех стилей жизни. Человек с активно конструктивным стилем жизни мог бы попытаться преодолеть маленький размер рук в прямой, бескомпромиссной и социально полезной манере. Он мог бы, обладая музыкальным талантом и склонностями, постараться стать концертирующим пианистом, пытаясь достичь совершенства, опираясь на ловкость и долгие тренировки. Преодоление неполноценности органа произошло бы в контексте честолюбия и успеха. И наоборот, человек пассивно конструктивного типа мог бы как-то украсить свои руки, так, что то, что изначально было неполноценным, теперь стало бы объектом восхищения. Он бы достиг превосходства посредством обаяния. Активно деструктивная личность могла бы надоедливо ныть в обществе других людей по поводу своего недостатка, добиваться власти, мстить или клеветать, заставляя людей с нормальными руками чувствовать себя виноватыми за то, что они так хорошо обеспечены и удовлетворены собой. И наконец, пассивно деструктивная личность могла бы проявлять лень, не работая, объясняя это своим недостатком, и демонстрировать упрямство, пассивную агрессивность и отчаяние, отказываясь от благотворительных пожертвований и других попыток ему помочь. Хотя мой пример касался реальной неполноценности органа, тот же самый подход приложим и тогда, когда речь идет о вымышленной или психологически обусловленной неполноценности. Я также хотел бы, чтобы вы отметили один момент, связанный с разделением деструктивности и конструктивности. Две деструктивные ориентации являются, с точки зрения адлерианцев, психопатологией, в то время как две конструктивные – здоровыми. Если попытки достичь превосходства происходят за счет других людей – это патология, в то время как если они протекают в сотрудничестве с другими людьми и в их окружении, это свидетельствует о здоровье.

Хотя эту точку зрения на конкретные признаки определенных стилей жизни едва ли можно считать достаточно разработанной, чтобы убедить нас в возможности ее реального применения и изучения, тем не менее это хорошее начало. Описанные цели вполне согласуются с тем, что можно было бы ожидать, изучив общий акцент, который делается в теории Адлера на болезненности неполноценности и стремлении ее преодолеть. И конечно, свойства обыденной жизни, рассмотренные этой теорией, в чем-то отличаются – и поэтому особенно интересны – от тех, что описывали Роджерс и Фрейд.

В этой связи и в заключение данного раздела вы должны осознать, что, хотя с точки зрения теории Адлера периферия личности – это нечто, формирующееся посредством научения в течение нескольких первых лет жизни, он, в отличие от Фрейда, не выделяет типы личности на основе стадий развития. В качестве основания для разграничения типов Адлер использует структуру семьи, неполноценность и семейную атмосферу. Это согласуется с тем вниманием, которое Адлер уделяет целостности и всеобщности, когда неравное отношение ко второму году жизни по сравнению с третьим или четвертым не выглядит оправданным. С точки зрения Адлера, обстоятельства, подобные семейной атмосфере, едва ли могут измениться столь кардинально, что можно было бы приписать определенные формы личности взрослого особенностям развития в течение кратких периодов раннего детства.