logo
_Сальваторе Мадди, Теории личности - сравнитель

Позиция Олпорта

Гордон В. Олпорт (Gordon W. Allport) (родился в Индиане в 1897 г., умер в Кембридже, Массачусетс, в 1967 г.) получил степень доктора психологии в 1922 г. Помимо психологии, он изучал философию и преподавал социологию, с самого начала демонстрируя заинтересованность в этических и социальных проблемах, что впоследствии наложило отпечаток на его теорию личности. Он был необычайно образованным человеком, интересовался тем, что происходит во многих смежных областях. В течение долгой и плодотворной профессиональной жизни Олпорт удостоился многих почестей, в том числе был избран президентом Американской психологической ассоциации и нескольких других психологических организаций. Кроме того, в течение двенадцати лет он был редактором влиятельного "Журнала аномальной и социальной психологии". Олпорт никогда не занимался психотерапией и не считал, что данные, полученные из этой сферы, можно использовать для построения теории личности. Более важными для него были данные наблюдений за выдающимися, способными, одаренными людьми.

В течение длительной профессиональной жизни Олпорт много писал о проблемах личности, социальной психологии, религии и этики. Во всех этих областях его взгляды претерпели значительную эволюцию. Эти изменения в совокупности с разнообразием интересов делают задачу обобщения его теории трудной. Как и при описании концепции Фрейда, мне придется сосредоточиться на тех утверждениях Олпорта, которые появились позже всего или высказывались наиболее постоянно. Даже выбрав такую стратегию, сформулировать точку зрения Олпорта на тенденцию ядра гораздо труднее, чем в случае с Фрейдом. На ранних стадиях выражения своей позиции Олпорт уделял больше внимания личностным чертам и другим периферическим характеристикам, чем анализу ядра. Но с тех пор он разработал понятия, более важные для понимания базовых тенденций ядра личности. Тем не менее все еще трудно указать на какую-либо конкретную тенденцию ядра. Временами Олпорт, видимо, принимает за отправную точку тенденцию актуализации, хотя в действительности он не делает это допущение открыто. Кроме того, он, по-видимому, допускает важность мотивации компетентности и сходных с ней понятий. Поразмышляв над этим в течение некоторого времени, я пришел к твердому убеждению, что, когда Олпорт обращается к таким понятиям, как самоактуализация и мотивация компетентности, он придаст им статус примеров сложившегося у него образа человека. Ни одно из этих понятий нельзя рассматривать в качестве тенденции ядра в сколь-нибудь четком виде. В представлении Олпорта тенденция ядра должна быть более общей, чем эти примеры.

Мне представляется, что можно наиболее точно передать его мысли, утверждая, что тенденция ядра – это функционирование таким образом, который способствует выражению самости. Олпорт ввел специальное название для самости – проприум, поэтому тенденцию ядра можно назвать проприативным существованием (Allport, 1955). Поскольку жизнь – это процесс развития, направления которого во многом определяются самостью, или проприумом, точку зрения Олпорта правомерно рассматривать в качестве позиции самореализации. Как я покажу ниже, хотя здесь и представлены элементы актуализационного подхода, его теорию правильнее всего считать примером варианта совершенствования. Но вначале я должен отметить, что в системе Олпорта есть еще одна тенденция ядра. Как и у Маслоу, это тенденция удовлетворения биологических потребностей выживания. Совершенно очевидно, что эта тенденция считается отличной от проприативного существования, хотя и вполне с ним совместимой. Кроме того, несомненно считается, что удовлетворение биологических потребностей менее важно в определении ценности и осмысленности жизни, чем глубоко психологическое проприативное существование. Таким образом, теория Олпорта является вариантом позиции самореализации и имеет значительное сходство с теорией Маслоу и с тем, во что может превратиться концепция Уайта. Как и во всех вариантах модели самореализации, в теории Олпорта предполагается, что одна тенденция ядра – проприативное существование – служит высшему развитию человека, в то время как другая тенденция ядра – удовлетворение биологических потребностей – просто обеспечивает выживание организма. Фактически для обозначения тенденции к биологическому выживанию Олпорт (1955) использует пренебрежительное название оппортунистическое существование.

Для того чтобы начать следить за ходом мысли Олпорта, стоит обратиться к повседневному личному опыту, закладывающему основу интуитивного понимания проприативного существования. Вспомните, когда последний раз вы хотели сделать что-то особенное или стать кем-то особенным, потому что вы на самом деле чувствовали, что это будет выражением того, что является самым важным в вашей личности. Подобные идеалы, согласно Олпорту, являются важной частью самости. Если желание достичь идеала было достаточно сильным, вполне возможно, вы также испытали энергию и решимость, достаточные, чтобы двигаться к этим идеалам. Такое значимое для человека стремление, с точки зрения Олпорта, также является частью самости. И наконец, некоторые из вас, возможно, время от времени осознавали ту глубинную область, которая является источником идеалов и стремлений, относящихся к наиболее личностному, не всегда даже выражаемому вовне ощущению, кто вы и какой вы. Эти ощущения самости важны не в меньшей степени. Конечно, мне придется еще раз описать аспекты самости более формально, но пока будет достаточно, если у вас сложится интуитивное представление о том, что такое проприативное существование. Олпорт считает, что такое существование подталкивает человека к будущему, в то время как оппортунистическое существование переживает успокоение своих внутренних биологических сил, не имеющих прямого отношения к важным жизненным целям и событиям.

Специфические проприативные и оппортунистические функции

Поскольку Олпорт (1955, 1961) очень мало говорит об оппортунистических функциях, мы начнем именно с них. Практически все, что можно отметить относительно их содержания, – это то, что он вполне готов принять любые биологические потребности, открытые другими физиологами и психологами. Потребности в пище, воде, воздухе, избегание боли – все это можно считать важным. Если существует какой-либо определительный признак класса потребностей, указывающий на оппортунистическое существование, он заключается в том, что все эти потребности нацелены на снижение физиологического напряжения. Именно поэтому Олпорт считает такое существование оппортунистическим. Если человека мотивирует бурлящее в нем напряжение и дискомфорт, так что его действия направлены на снятие этого напряжения, причем неважно, что он для этого делает, то его существование является оппортунистическим, поскольку такие психологические образования, как ценности и принципы, здесь не являются детерминантами поведения. Насколько бы такое существование ни было полезно в обеспечении психологического выживания, оно оппортунистично с психологической точки зрения, поскольку, по мнению Олпорта (см. Maddi, 1963), оно не отражает психологические образования.

Позиция Олпорта (1955, 1961) достаточно ясно показывает значимость проприативного существования. Именно самость определяет пути осмысленного протекания жизни, а самость мало связана с вопросами биологического выживания. Можно умереть физически, проживая жизнь, наполненную смыслом; именно так произошло со многими мучениками. Осмысленность жизни – это психологическая категория, а психологический уровень понимания нельзя вывести из биологического. В этом Олпорт полностью расходится с Фрейдом и другими сторонниками теории инстинктов. И, как вы начинаете понимать, его точка зрения на проприативное существование даже не имеет организменной или биологической основы, подобно тенденции ядра в теориях актуализации. Его позиция – это, по существу, теория совершенствования.

Как вы можете представить, учитывая все вышесказанное, Олпорт многое может сказать о содержании проприативного существования (то есть характеристиках ядра личности). Среди всех ученых, признающих важность самости, Олпорт выделяется своей детальной разработкой того, что, по его мнению, составляет этот аспект личности. Олпорт полагает, что подробное описание важно не только потому, что позволяет более глубокое понимание проблемы, но еще и потому, что понятие самости служило источником трагического недопонимания и споров между психологами в прошлом. Многим казалось, что понятие самости – это не что иное, как слегка принаряженное старое представление о душе, со всеми сопутствующими утверждениями о божественном происхождении и независимости от безжалостных законов, управляющих жизнедеятельностью организма. Героическая попытка Олпорта точно определить, что составляет самость, – это не просто стремление к ясности, это также выражение представления о том, что данное понятие не обязательно должно быть загадочным и сверхъестественным. Скорее, это совокупность функций управления, целиком расположенная в сфере действия психологии.

Первый шаг, который Олпорт делает на пути подробного изложения содержания самости, заключается в утверждении того, что сюда входят только те аспекты жизненного опыта, которые представляются человеку значимыми и очень важными. Таким образом, Олпорт определяет самость феноменологически, то есть следует тому, что сам человек считает важным. Следующий шаг Олпорта заключается в детализации совокупности функций самости, которые являются общими для всех здоровых взрослых. В том, что было, возможно, излишне экстремальной попыткой продемонстрировать немистическую сущность самости, Олпорт (1955, с. 41-56) вначале рассматривает проприум как совокупность действующих функций без опоры на нижележащие структуры. Затем, однако, он (Allport, 1961, с. 110-138) показал, что готов признать, что функция необходимым образом подразумевает структуру, хотя акцент все же делается на функции. В любом случае функциями проприума являются ощущение тела, самоидентичность, самоуважение, расширение самости, рациональное управление самим собой, образ себя и проприативное стремление.

Вы легко можете продемонстрировать самим себе распространенность и важность своего ощущения тела даже несмотря на то, что обычно оно непроизвольно и находится за пределами фокуса внимания, проделав маленькое упражнение, предлагаемое Олпортом. Представьте, что вы сплевываете слюну в стакан и выпиваете. Вы можете почувствовать протест, хотя все время глотаете во рту слюну. Слюна в вашем рту – это часть вашего тела, в то время как та же слюна за пределами границ вашего тела становится чужеродным элементом. Менее ошеломляющим образом боль, ранения и тому подобное может заставить вас осознать ощущение своего тела, которое всегда переживается на периферии внимания. Олпорт утверждает, что ощущение тела – фактор, участвующий в принятии жизненных решений, хотя в действительности он представляет собой наиболее элементарную из проприативных функций.

В то время как ощущение тела поддерживается посредством кинестетических, проприоцептивных и тактильных сигналов, проприативная функция самоидентичности – это совокупность идей, которые вы используете для определения самого себя. Вы можете убедить себя, что являетесь юристом или щедрым человеком, или великолепным любовником, но какова бы ни была совокупность представлений о самом себе, самоидентичность составляют только наиболее существенные и важные из них. Самоуважение – другая проприативная функция, тесно связанная с самоидентичностью. Самоуважение определяет основу для ощущения человеком собственной ценности. Этой основой будут представления о себе, во многом похожие на представления, составляющие самоидентичность, с добавлением того, что самоуважение более непосредственным образом задает жизненные ориентиры. Если у вас есть определенная самоидентичность, вы будете стараться действовать в соответствии с этой идентичностью. Но действия, противоречащие идентичности, не обязательно будут источником боли. Однако, когда вы обретаете представления о себе, связанные с собственной ценностью, у вашего поведения становится меньше степеней свободы.

Включив расширение самости в проприативные функции, Олпорт признает важность вещей, людей и событий, которые на самом деле отличаются от нас, но тем не менее занимают важное место в нашей жизни. Мы как бы расширяем себя или, по крайней мере, наше определение себя, так чтобы включить другие элементы мира. Так, для какого-то человека его машина, жена, дочь или коллекция марок могут быть важными частями его самости. Это не просто означает, что эти вещи важны в каком-то обычном смысле. Они являются частью его самости, если он считает эти вещи действительно неотделимыми от себя, если они подчиняются тем же законам, что и сам человек, и, следовательно, если их судьба и его судьба – это одно и то же. Так, вмятина на крыле автомобиля человека будет в каком-то смысле такой же болезненной, как нанесение повреждения его собственному лицу; неудовлетворительная оценка, поставленная в школе дочери, наносит удар его собственному уважению, а неверность жены воспринимается так же, как если бы он предал свои собственные принципы.

Включая рациональное управление самим собой в проприативные функции, Олпорт показывает, что для человека важно думать о проблемах и задачах и разрешать их логически, рационально. Олпорт утверждает, что люди в действительности определяют себя как рациональные существа и что этот аспект самоопределения очень важен для понимания того, какую жизнь они ведут. Если бы вы определяли себя как иррациональное существо, вы на самом деле были бы совершенно другим человеком, оппортунистическим, в терминологии Ол-порта.

С точки зрения Олпорта, проприативные функции, или характеристики ядра личности, не действуют независимо друг от друга. Скорее, они смешиваются, порождая жизнь, выражающую тенденцию ядра личности, то есть проприативное существование. Как можно понять из характеристик ядра, проприативное существование подразумевает способность усердно трудиться, добиваясь того, чего ты хочешь, причем то, что ты хочешь, определяется совокупностью ценностей и принципов, а также менее абстрактным, хотя и обобщенным, ощущением того, кто ты есть, причем все это управляется весьма рационально. Таким образом, проприативное существование проактивно, ориентировано на будущее и психологично.

Называя проприативное существование проективным, Олпорт противопоставляет его реактивному существованию, которое, с его точки зрения, является оппортунистическим. Выделяя проактивное поведение, Олпорт (см. Maddi, 1963) отмечает, что в психологии сложилась пагубная тенденция рассматривать только то поведение, которое является ответом на какое-либо давление со стороны внешней среды. Даже то, что психологи обозначают поведение специальным термином реакция, показывает, что для них жизнь – это ответ на внешние для человека влияния. С точки зрения Олпорта, реактивное поведение – последнее, на что надо обращать внимание при объяснении функционирования здоровых, зрелых людей. Для таких людей только поведение, нацеленное на удовлетворение потребностей биологического выживания, реактивно по своей природе. Такое оппортунистическое существование определяется биологическими потребностями организма в совокупности с особенностями внешней среды, которые либо фрустрируют, либо удовлетворяют эти потребности. При оппортунистическом существовании у человека мало возможностей для того, чтобы сделать выбор или проявить гибкость или индивидуальность. И наоборот, существование, выражающее проприум или самость, является проактивным, потому что оно, скорее, само оказывает влияние на внешнюю среду, чем подвергается ее влиянию. Когда вы выражаете свое собственное ощущение самого себя, ваше поведение демонстрирует выбор, гибкость и индивидуальность, поскольку все-таки ваше ощущение себя не привязано к непоколебимым биологическим факторам. Проприум развивается на основе обширного запаса психологического опыта, получаемого посредством воображения, оценивания, социального взаимодействия и ознакомления с культурой и историей человека. Содержащиеся в проприуме устремления и убеждения заставляют человека так воздействовать на мир, что эти устремления и убеждения становятся реальностью. Называть такое поведение реактивным – значит упускать из виду ту роль, которую человек может сыграть в своей собственной судьбе.

Называя проприативное существование ориентированным на будущее, Олпорт хочет противопоставить его оппортунистическому существованию еще по одному критерию. Оппортунистическое существование управляется неизменяющимися биологическими потребностями и поэтому характеризуется развитием привычек. Если вы голодны, вы научаетесь наиболее эффективным способам получить пищу из окружающей среды, и затем всякий раз, испытывая чувство голода, вы реагируете так же, как это было эффективно раньше. Оппортунистическое существование ориентировано в прошлое в том смысле, что оно приводит в действие длительно существующие привычки, которые доказали свою плодотворность для обеспечения биологического существования. Каждый раз при возникновении биологической потребности человек сталкивается с задачей свести на нет состояние напряжения, чтобы вернуться обратно в относительно ненапряженное состояние. Согласно Олпорту, проприативное существование совершенно иное. Цели проприативного существования подразумевают появление состояний, с которыми раньше человек не встречался. Подумайте об устремлениях: они являются попыткой пережить экзистенциальные состояния, неизведанные ранее, по крайней мере самим человеком. Тот факт, что проприативное существование во многом основывается на воображении как ориентире для действий, означает, что человек будет прибегать к привычным способам поведения и держаться за то, что происходило в прошлом. Кроме того, проприативное существование – это не попытка возвратиться к прошлому состоянию сниженного напряжения. На самом деле, вполне вероятно, что оно приведет к возрастанию напряжения, поскольку проприум вовсе не обязательно дополняет биологические потребности. Выражаясь поэтически, человека, движимого проприативным стремлением, можно сравнить с путником, идущим по длинной ночной дороге, не несущим с собой много припасов, чтобы сполна испытать напряжение, вызванное недостатком пищи и физическим утомлением. Основное здесь заключается в том, что проприативное существование нацелено на будущее, на ранее не испытанные состояния, а оппортунистическое функционирование, наоборот, стремится восстановить "старые добрые времена".

Еще нужно объяснить, почему Олпорт считает проприативное существование психологическим по своей природе. Оппортунистическое существование определяется биологическими задатками организма. И наоборот, проприативное существование гораздо теснее связано с представлениями, чувствами, данными самонаблюдения и другими явлениями, которые уместнее рассматривать на психологическом, а не на биологическом уровне переживаний. Это не означает, что у мышления и эмоций нет физиологического субстрата. Скорее, следует говорить о том, что проприативное существование невозможно понять, не приняв точку зрения, согласно которой представления и чувства являются реальными и важными детерминантами поведения и что таким образом детерминированное поведение должно отличаться от поведения, детерминированного непосредственно соображениями биологического выживания. Подчеркивая эти различия между психологическими и биологическими сторонами жизни, Олпорт подходит ближе к модели конфликта, нежели к модели самореализации. Но я думаю, что его позицию правильнее рассматривать как вариант теории самореализации, поскольку оппортунистическое существование может дополнять проприативное существование, так же как и противостоять ему, и поскольку считается, что оппортунистическое существование играет незначительную роль в жизни здорового, социализированного человека.

Среди представителей направления самореализации Олпорт уникален своей тщательностью описания содержания характеристик ядра. Как вы помните, сторонники теории актуализации не предоставили нам подробной информации о содержании врожденных способностей человека, а Адлер сделал лишь ненамного больше, снабдив нас устройством для диагностики – чувством неполноценности – посредством которого мы могли бы определять те конкретные направления, которые принимает стремление к превосходству в частных случаях. Олпорт еще дальше продвинулся на пути определения содержания проприативных функций. Основываясь на его утверждениях (если эта теория верна), мы можем ожидать, что обнаружим у всех людей ощущение тела, самоидентичность, самоуважение, рациональное управление самим собой, расширение самости и проприативное стремление. Точнее, эти характеристики ядра могут принимать различную форму у разных людей, что связано с различиями в предшествующем опыте и даже в генетическом строении, но тем не менее Олпорт определил направления, по которым будет проходить жизнь, гораздо четче и яснее, чем другие сторонники модели самореализации.

Конечно, необходимо сказать, что жизнь, основанная на проявлении проприативных функций (проактивная, ориентированная на будущее, психологическая), очень похожа на образы, складывающиеся в воображении других сторонников моделей актуализации и совершенствования. Еще одно сходство заключается в том, что эти ученые также подчеркивают самость и интроспекцию в качестве факторов, определяющих направленность жизни. Но, если мы постараемся рассмотреть самую сущность этих теорий, помня о возможности совершить ошибку из-за недостаточной четкости большинства из них, мы увидим определенные различия в расстановке акцентов. Из проприативных функций лишь ощущение тела, как представляется, прочно укоренено во врожденной природе организма. У остальных проприативных функций не существует обязательных взаимосвязей с врожденными потенциальными возможностями. Добавьте к этому и то, что Олпорт уделяет большое внимание стремлениям (образу себя) и активным усилиям их реализовать (проприативное стремление), и станет ясно, что его позиция ближе к позиции сторонников модели совершенствования (Адлеру и Уайту), чем к позиции сторонников актуализационной позиции. Конечно, не стоит даже говорить о том, что позиция Олпорта диаметрально противоположна взглядам Фрейда. Проприативные функции не инстинктивные, сознательные, рассудочные процессы, посредством которых жизнь следует вечно изменяющимся курсом, демонстрируя проактивность, ориентированность на будущее и выбор. Фрейд же считал неосознаваемые, неизменяемые биологические инстинкты единственными реальными детерминантами жизни.

Здесь следует сделать последнее замечание. Сторонники теории самореализации обычно подчеркивают индивидуальность. Как вы помните, я даже предположил, что свойственная актуализационным теориям неопределенность содержания характеристик ядра и адлеровский акцент на свободе воли могут быть частично обусловлены нежеланием посягать на постулируемую свободу человека быть индивидуальностью. Среди всех сторонников теории самореализации Олпорт традиционно был самым непоколебимым приверженцем доктрины индивидуальности. На самом деле, в начале своей профессиональной жизни он сказал (Allport, 1937), что каждый человек настолько уникален, что используемые для его описания понятия неприменимы к кому-нибудь другому. Хотя в последнее время он принял менее радикальный вариант этой позиции (Allport, 1961), все еще можно сказать, что он придает индивидуальности невероятно большое значение. В главе 7, посвященной периферическим характеристикам личности, мы рассмотрим это подробнее. На самом деле, многие психологи жестко критиковали Олпорта за столь радикальное представление об индивидуальности, не позволяющее делать никаких обобщений. Но, опубликовав свое представление о проприуме, Олпорт явно сделал большой шаг в сторону от своих прежних взглядов. И здесь несущественно, сделал ли он это потому, что его критиковали. Что вы должны понять, так это то, что проприативные функции существуют у всех людей и поэтому они определяют сходство между людьми.

Путь развития проприативных и оппортунистических функций

Олпорт (1955) полагает, что в начале жизни человек – существо в основном биологическое, а психологическая сторона жизни развивается постепенно. Значит, изначально существование человека носит главным образом оппортунистический характер со всеми соответствующими признаками реактивности и ориентированности на прошлое. У младенца личность мало развита, его оппортунистическое поведение определяется происходящими химическими процессами и давлением окружающей среды. Вначале ребенок может лишь выражать дискомфорт рефлекторными способами, когда возникают сильные организменные потребности; его функционирование подчинено исключительно принципу снижения напряжения. В течение этого раннего периода младенец очень сильно зависит от других, особенно от матери, в том, что касается получения заботы и любви.

С точки зрения Олпорта (1955), то, какой станет будущая жизнь ребенка, в значительной мере зависит от того, получает он заботу и любовь или нет. Если да, то удовлетворяются предварительные условия для постепенного развития более дифференцированного и личностью интегрированного стиля жизни. При обеспечении достаточной безопасности зародыши личности начинают развиваться примерно в конце первого года жизни. Первые признаки сознавания принимают форму распознаваемого опыта переживания собственного тела (ощущение тела). На втором и третьем годах начинается формирование самоидентичности и образа себя, а от 6 до 12 лет проявляется способность рационального управления собой. В подростковом возрасте все более очевидными становятся проявления проприативного стремления. Хотя различные проприативные функции начинают развиваться на разных возрастных ступенях, к моменту наступления зрелости все они действуют взаимозависимо.

По мере того как проприативные функции достигают еще более полного и активного выражения, они ведут к развитию постепенно увеличивающейся совокупности периферических характеристик личности. Олпорт называет эти периферические характеристики личностными диспозициями, обозначая этим термином такие конкретные, без труда выражаемые и наблюдаемые свойства людей, как коммуникабельность или честность. Но мы оставим обсуждение личностных диспозиций до 7-й главы. Просто запомните, что по мере развития проприума недифференцированное, реактивное, оппортунистическое поведение, направленное на снижение вызванного потребностями выживания напряжения, уменьшает свою значимость в качестве детерминанты поведения, уступая место проприативному существованию, которое ведет к увеличению напряжения, проактивно и порождает развитие большей чувствительности и способности к сознаванию.

Согласно Олпорту (1961), младенец изначально является относительно недифференцированным организмом, реагирующим в большей или меньшей степени как единое целое. По мере развития проприума человек становится все более дифференцированным, что происходит благодаря возрастанию количества личностных диспозиций. По мере дальнейшего накопления опыта и развития образуются еще более крепкие основы для интеграции всех дифференцированных частей. Иначе говоря, Олпорт видит развитие как одновременное нарастание психологической дифференцированности и интегрированности. Он называет это психологическим ростом (см. Maddi, 1963). Дифференциацию, происходящую в системе личностных диспозиций, мы рассмотрим ниже. Интеграция видится в том, что Олпорт зовет психологической зрелостью. Исходя из признаваемых им аспектов психологической зрелости, можно предположить, что они являются структурными или постоянными результирующими истории проявления проприативных функций. Аспектами зрелости являются: 1) расширение границ "Я", 2) надежные способы установления теплых отношений с другими людьми (такие, как терпимость), 3) устойчивая эмоциональная безопасность или самопринятие, 4) склонность к реалистическому восприятию, 5) навыки и умение центрироваться на проблеме, 6) установившееся воплощение самости в форме проницательности и чувства юмора и 7) объединяющая жизненная философия, включающая определенные ценностные ориентации, дифференцированные религиозные чувства и персонализированную совесть. Чем сильнее выражаются проприативные функции, тем более вероятным становится развитие всех аспектов психологической зрелости в период взрослости. Эти аспекты могут выполнять объединяющую функцию, поскольку, как вы видите, они имеют отношение к общим вопросам смысла и ценности жизни, вопросам, над которыми задумывается каждый человек. Именно эти характеристики зрелости позволяют организовывать личностные диспозиции, которые, конечно, представляют собой гораздо более конкретные, привычные установки по отношению к жизни. Очевидно, что психологическая зрелость – это состояние, характеризующееся повышением напряжения, поведением, ориентированным на достижение совершенства. Согласно Олпорту (1995), такое поведение не носит защитного характера. Подчеркивая это, Олпорт близко подходит к взглядам других сторонников модели самореализации.

В предыдущих абзацах описано то направление, которое принимает развитие, если ранняя зависимость ребенка тепло встречается. Но если поддержка и любовь не являются легко достижимыми, у ребенка могут проявиться признаки ощущения небезопасности собственного существования, которые поначалу включают в себя агрессивность и требовательность, а потом – завистливость и эгоизм. Энергичное развитие проприативного функционирования будет поставлено под угрозу, личность останется относительно недифференцированной, а интегративные характеристики зрелости – недостаточно выраженными. Главной целью останется снижение напряжения. Такой взрослый будет демонстрировать защитное поведение, например сопутствующее снижение сознавания себя. Олпорт назвал бы такого человека психически больным, хотя он недостаточно интересуется этой темой, чтобы каким-то образом развивать ее.

Описывая путь развития проприативных и оппортунистических функций, Олпорт вновь сделал это с четкостью и полнотой, не доступной другим сторонникам модели самореализации. И снова, если я не ошибаюсь, по существу он ближе к сторонникам теории совершенствования, а не актуализации. Сторонники актуализационного подхода вряд ли могли бы принять тот сильный акцент, который Олпорт делает на структуре самости, в форме ценностей, принципов и совести, которая достаточно стабильна и выполняет интегративную функцию, упорядочивая и интерпретируя значимость более конкретного опыта. И наоборот, сторонники актуализационного подхода считают Я-концепцию гибким образованием, находящимся в процессе постоянного изменения, и гораздо в меньшей степени осознаваемым. Психологическая зрелость в том виде, как ее описывал Олпорт, могла бы рассматриваться сторонниками теории актуализации как препятствие настоящей открытости к жизненному опыту.