Модель согласованности
Чтобы достичь понимания модели согласованности, нужно понять, что в ней не подчеркивается важность конкретного содержания личности и присущих ей сил, вместо этого акцент делается на согласованности, сочетаемости, совместимости различных сторон личности или элементов содержания. В варианте когнитивного диссонанса эти элементы содержания когнитивны по своей природе. Для Келли одним из таких когнитивных элементов является конструкт, или осмысление, а другим – восприятие реальной действительности. Подход Мак-Клелланда очень схож в том, что один вид элементов – это ожидание, а другой – восприятие событий. Теория Фестингера также включает эти два элемента, но, возможно, она шире, поскольку согласованность между двумя представлениями или двумя образами восприятия тоже считается важной. Несмотря на различия между двумя этими теориями, они сходятся в том, что элементы одного вида имеют отношение к представлениям и ожиданиям качеств мира и самого себя, в то время как элементы другого вида имеют отношение к результатам наблюдения и восприятия реальных событий в мире и себе самом. И наоборот, в варианте модели согласованности, предложенной Фиске и Мадди, основное внимание уделяется согласованности между уровнем возбуждения или напряжения, привычным для человека, и тем, что он в действительности переживает в какой-то конкретный момент времени. Тем не менее вариант активации сходен с теорией когнитивного диссонанса в том, что касается понимания роли прошлого опыта в качестве базы для понимания того, что происходит сейчас, и в том, что содержание любого переживания так же важно, как и любое другое содержание.
Теория когнитивного диссонанса в своем чистом виде – это точка зрения, строго придерживающаяся принципа уменьшения напряжения. Ее основной смысл в том, что несоответствие или несогласованность между определенным представлением или ожиданием и определенным наблюдением – это очень неприятное состояние высокого напряжения и тревоги. Настолько неприятное, что вся наша жизнь – это стремление избежать несоответствий и тем самым снизить напряжение. С точки зрения Келли, личность в целом – это или результат попыток избежать и разрешить противоречия или проявление не разрешенных противоречий. Однако, изучая вариант теории когнитивного диссонанса, предложенный Мак-Клелландом, вы обнаруживаете подход, согласующийся с более традиционными теориями только в своем отношении к большим расхождениям, в то время как маленькие расхождения считаются в действительности приятными, следовательно, человек будет к ним стремиться. Несовпадения здесь также считаются состояниями напряжения, но уже не утверждается, что любой уровень напряжения неприятен. Теория Мак-Клелланда изображает человека, который стремится к маленьким приростам напряжения, но избегает большого его увеличения. В том, что касается напряжения, вариант активации модели соответствия ближе в позиции Мак-Клелланда, чем к концепции Келли и других сторонников теории когнитивного диссонанса. Активация описывается как напряжение, но не считается, что человек всегда стремится избежать напряжения или свести его к минимуму. Когда уровень напряжения превышает привычный, человек будет снижать его, но если уровень ниже привычного, человек будет его повышать. С точки зрения человека, слишком низкий уровень напряжения так же неприятен, как и слишком высокий.
С точки зрения модели согласованности только две характеристики человека считаются врожденными и важными для понимания личности: 1) основа для эмоционального реагирования на несоответствия и 2) основные способы ограничения неприятных эмоциональных переживаний. Но содержание мыслей и представлений, а также привычный уровень активации усваиваются в процессе научения. В отличие от теорий конфликта и самореализации, не существует определения основных сил на основе конкретного, неизменного содержания. Этот эклектизм понимания содержания личности – возможно, главная причина того, что в теориях соответствия уделяется такое внимание индивидуальной уникальности и уровню периферии, а не ядра личности.
В теориях соответствия не рассматривается конфликт, в ходе которого одна из двух противостоящих сил может обнаружить и воспрепятствовать другой, поэтому в этих теориях не возникает логической необходимости для привлечения понятия защиты. И они это понятие и не используют! С точки зрения Келли, когда конструкту не удается точно предсказать наблюдаемое событие, конструкт изменяется так, чтобы в будущем он мог лучше прогнозировать реальные происшествия в мире событий. Этот процесс изменений правильнее всего рассматривать как действия интеллектуального метода проб и ошибок. Мак-Клелланд полагает, что человек стремится к тем сферам жизненного опыта, где обычно он сталкивался с небольшими неожиданностями, и избегает тех областей, где обычно он сталкивался со значительными расхождениями. Фактически Мак-Клелланд и Келли ясно дают понять, что понятие защиты ненужно. Здесь это даже очевиднее, чем в теории самореализации, которая, хотя и не признает вездесущесть защит, однако считает, что они иногда важны и что это зависит от обстоятельств жизни.
Хотя Фестингер в своей теории когнитивного диссонанса и разделяет точку зрения на интеллектуальный метод проб и ошибок, он также больше склоняется в сторону использования понятия защиты. Ближе всего он подходит к этому, когда признает, что способы сглаживания противоречий включают не только рациональный вариант изменения представлений человека и избежание определенных областей опыта, но также и более иррациональные методы искажения и отрицания аспектов реального мира. В конце концов, это именно то, что должны делать защиты. Фиске и Мадди также склонны концептуализировать представления о защитах. Они имеют здесь в виду попытки человека исправить ситуации, в которых расхождение между привычным и реальным уровнями активации уже в действительности произошло. Цели такой коррекции достигаются путем фабрикации или отрицания воздействия стимула в зависимости от того, нужно ли поднять или опустить уровень активации. Такая корректировка искажает реальное воздействие стимула. Но, как и Фестингер, Фиске и Мадди открыто не используют понятие защиты и в своем представлении о коррекции не описывают никакого подавления реальных частей природы человека с целью избежания конфликта с обществом. Исходя из всего вышеизложенного кажется возможным сделать вывод, что понятие защиты не является важным в модели согласованности.
Рассматривая весь ход жизни человека, модель согласованности, как и самореализации, изображает личность, находящуюся в процессе практически постоянного изменения. Этот акцент на изменении представляется вполне объяснимым в теории, которая не уделяет особого внимания конфликту, защите или врожденным характеристикам личности с их неизменным содержанием. Изменения личности должны возникнуть как следствие естественного процесса столкновения с различными событиями в мире жизненного опыта. Если и есть какая-то разница в том, как модели самореализации и соответствия рассматривают природу изменений личности, она заключается в том, что первая в большей степени, чем вторая, подчеркивает изменение в форме постоянно увеличивающейся дифференциации и интеграции, или психологического роста. Но это слишком тонкие различия. Все-таки представление о психологическом росте присутствует в теории Келли, а в концепции Фиске и Мадди открыто признается его важность и дается объяснение этого феномена, а не просто постулируется его наличие, как в большинстве теорий самореализации.
- Личность: от мифологии к науке
- Предисловие
- Глава 1 Личность и персонология
- Чем занимаются персонологи
- Что такое личность
- Три типа знания персонолога
- Ядро и периферия личности
- Подбор теорий личности для включения в данную книгу
- Глава 2 Ядро личности: модель конфликта
- Модель конфликта: психосоциальный подход
- Позиция Фрейда
- Позиция Мюррея
- Позиция Салливана
- Модель конфликта: интрапсихический подход
- Позиция ранка
- Позиция Ангьяла и Бейкана
- Глава 3 Ядро личности: модель самореализации
- Модель самореализации: актуализация
- Позиция Роджерса
- Позиция маслоу
- Модель самореализации: совершенствование
- Позиция Адлера
- Позиция Уайта
- Позиция Олпорта
- Позиция Фромма
- Глава 4 Ядро личности: модель согласованности
- Модель согласованности: вариант когнитивного диссонанса
- Позиция Келли
- Позиция Мак-Клелланда
- Модель согласованности: вариант активации
- Позиция Фиске и Мадди
- Глава 5 Теоретический и эмпирический анализ представлений о ядре личности
- Важнейшие черты трех моделей Модель конфликта
- Модель самореализации
- Модель согласованности
- Некоторые вопросы, возникающие при анализе трех моделей
- Первый вопрос: надежно ли понятие защиты?
- Сводная таблица сырых данных и значений статистических критериев для всех испытуемых по кожно-гальванической реакции и порогам распознавания нейтральных и критических слов-стимулов
- Коэффициенты корреляции показателей ассоциативного эксперимента и перцептивного распознавания для трех потребностных областей *
- Сравнение показателей рационализаторов и репрессоров в перцептивном распознавании и тесте незаконченных предложений
- Второй вопрос: все ли поведение носит защитный характер?
- Третий вопрос: высшая форма жизни – это трансцендирование или адаптация?
- Четвертый вопрос: действительно ли когнитивный диссонанс всегда неприятен и избегается?
- Средние оценки, полученные в ходе ответа на вопросы интервью у испытуемых каждой экспериментальной группы
- Групповые средние и различия между группами в отношении к запрещению кувшинов с розами
- Корреляции смешанного момента между оригинальностью продуктов деятельности и переменными, отражающими склонности к разнообразию
- Пятый вопрос: все ли поведение направлено на снижение напряжения?
- Шестой вопрос: изменяется ли личность коренным образом после завершения периода детства?
- Основные изменения интересов от 15 до 25 лет и от 25 до 55 лет в% предпочтений
- Вместо заключения
- Глава 6 Периферия личности: модель конфликта
- Модель конфликта: психоаналитический подход Позиция Фрейда
- Позиция Мюррея
- Позиция Эриксона
- Позиция Салливана
- Модель конфликта: интрапсихический подход Позиция Ранка
- Позиция Ангьяла
- Позиция Бейкана
- Позиция Маслоу
- Модель самореализации: вариант совершенствования Позиция Адлера
- Позиция Уайта
- Позиция Олпорта
- Позиция Фромма
- Рецептивная ориентация
- Эксплуатирующая ориентация
- Накапливающая ориентация
- Рыночная ориентация
- Глава 8 Периферия личности: модель согласованности
- Модель согласованности: вариант когнитивного диссонанса Позиция Келли
- Позиция Мак-Клелланда
- Модель согласованности: вариант активации Позиция Мадди
- Глава 9 Теоретический анализ подходов к периферии личности
- Различные виды конкретных периферических характеристик
- Мотивы и черты
- В защиту понятия мотивации
- Проблема бессознательного
- Периферическая концепция типа
- Проблема индивидуальности
- Содержание периферии личности
- Модель конфликта
- Модель самореализации
- Модель согласованности
- Глава 10 Эмпирический анализ теоретических подходов к периферии личности
- Идеальная стратегия Шаг первый: измерение конкретных периферических характеристик
- Шаг второй: взаимосвязь между показателями
- Шаг третий: конструктная валидность теоретических положений, касающихся периферии личности
- Практическое замечание
- Исследования с помощью факторного анализа
- Кеттел, Гилфорд и Айзенк
- Число факторов
- Типы факторов
- Содержание факторов
- Другие исследования периферии личности
- Позиция Фрейда
- Согласованность оценок спонтанного рассказа
- Анализ методом главных компонент, "Блэкки" для 119 мужчин
- Анализ методом главных компонент, варимакс вращение 13 параметров "Блэкки" для 90 женщин
- Различия между числом испытуемых с высокими и с низкими показателями антисемитизма по каждой из личностных переменных
- Позиция Мюррея
- Коэффициенты внутренней согласованности и стабильности переменных клп
- Коэффициенты корреляции между переменными клп
- Различия между зависимыми и независимыми по оценкам внушаемости и поддержки
- Позиция Эриксона
- Корреляции между показателями разных аспектов диффузии идентичности
- Позиция Салливана
- Позиция Ранка
- Позиция Ангьяла и Бейкана
- Позиция Роджерса
- Корреляции "я" с идеалом в группе пациентов
- Корреляции "я" с идеалом в контрольной группе
- Корреляции между соответствием я-идеалу, выраженным в значениях z, и чертами, измеренными "Обозрением темперамента" Гилфорда-Циммермана
- Позиция Маслоу
- Позиция Адлера
- Позиция Уайта
- Позиция Олпорта
- Три фактора, лежащие в основе экспрессивных движений
- Позиция Фромма
- Позиция Келли
- Позиция Мак-Клелланда
- Корреляции между оценками уровня потребности в достижении по хрестоматиям и отклонениями от ожидаемого экономического прироста
- Позиция Мадди
- Избранные корреляты новизны произведения, любопытства и желания новизны
- Заключительные замечания
- Глава 11 Формальные и содержательные характеристики хорошей теории личности
- Формальные характеристики
- Составляющие теории личности
- Общий критерий формальной адекватности
- Содержательные характеристики
- Заключительные замечания
- Теория Фрейда Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Мюррея Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Эриксона Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Салливана Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Ранка Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Ангьяла Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Бейкана Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Маслоу Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Адлера Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Уайта Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Фромма Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Келли Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Мак-Клелланда Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Фиске и Мадди Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Читая Мадди...
- Список литературы
- Список дополнительной литературы на русском языке