Третий вопрос: высшая форма жизни – это трансцендирование или адаптация?
Как вы помните, с точки зрения психосоциальной версии модели конфликта в ее чистом виде высшей формой жизни является та, что включает приспособление к требованиям общества. Естественно, эта позиция связана с предположением о неизбежности конфликта между индивидом и обществом, и защитные механизмы выступают здесь единственным прикрытием личности. В соответствии с этими взглядами зрелость включает такие личностные черты, как надежность, великодушие, преданность, уважение к другим людям и обществу, постоянную продуктивность и уравновешенность. Незрелое поведение включает импульсивность, непокорность, неуважение к другим людям и социальным институтам и общую непредсказуемость. И совсем наоборот, модель самореализации рассматривает повторяющееся, конформистское, неизобретательное поведение как признак проявления защит и незрелости. Это согласуется с тем, что адаптация к обществу не рассматривается в качестве достойной цели жизни. Преодоление условностей общества (они не считаются требованиями, обязательными для исполнения) совершенно необходимо для активного, зрелого существования. Вполне понятно, что свойством зрелости с точки зрения модели самореализации является освобождение от защит и психосоциального конфликта. Другие подходы и варианты модели конфликта оказываются где-то между теми двумя крайними полюсами, что я обозначил. Модель согласованности не имеет особого отношения к этому третьему вопросу, хотя вариант когнитивного диссонанса в своем чистом виде склонен приветствовать надежное, повторяющееся поведение, в то время как подход Мак-Клелланда и теория активации включают некоторый акцент как на повторяющихся, так и на новых формах жизнедеятельности.
Хотя третий вопрос можно точно сформулировать, мне неясно, можно ли его разрешить посредством эмпирического анализа. Конечно, мы вполне можем ожидать, что найдем подтверждения существованию у людей как приспособительного, так и трансцендентного поведения. Но какое из них лучше – это неизбежно вопрос личного мнения. Сторонник теории конфликта может убедительно доказывать, что некто, являющийся хорошим гражданином, – это превосходная личность, в то время как сторонник теории самореализации с тем же красноречием может рассказывать о человеке, чьи художественные наклонности вывели его за пределы социальных условностей. Чтобы эмпирические данные могли определенно разрешить этот вопрос, сторонники теорий конфликта и самореализации должны прийти к согласию относительно достойных восхищения качеств одного из выделяемых типов личности. Последующее рассмотрение поведенческих черт личности такого типа могло бы прояснить, являются ли они адаптивными или трансцендентными. Пожалуй, ближе всего мы можем подойти к такому соглашению, если обратимся к творческой личности. Творческие люди обычно приветствуются в нашей культуре, считается, что они достигли вершин жизнедеятельности. Их превозносят, им завидуют, с ними соревнуются, их поддерживают государственными субсидиями. Сторонники как теории конфликта, так и самореализации признали бы их замечательными людьми. Однако нам нужно соблюдать некоторую осторожность, поскольку есть люди, до сих пор склонные подозревать, что творческая личность на самом деле вздорна, опасна и ленива. Кроме того, если бы вы попросили кого-нибудь определить творческие способности членов вашей группы, вы бы обнаружили значительные расхождения в оценках. Тем не менее, изучая поведенческие черты творческих людей, мы, возможно, подходим максимально близко к эмпирическому основанию разрешения третьего вопроса.
Хотя за последнее время было проведено несколько исследований творческих личностей, пожалуй, наиболее тщательно выполненной и всесторонней из них является работа Мак-Киннона (MacKinnon, 1962; 1965). Остановив свой выбор на архитекторах, Мак-Киннон попросил выдающихся администраторов и теоретиков в этой области назвать самых творческих представителей своей профессии. Объединив полученную таким образом информацию, Мак-Киннон смог отобрать группу архитекторов, которые, по общему мнению, являются творческими людьми. По сравнению с контрольной группой случайно выбранных архитекторов творческая группа включала гораздо большее количество призеров различных конкурсов и руководителей. Хотя не совсем понятно, что обозначает выбранная в этом исследовании мера креативности, не похоже, что она не согласуется с современными взглядами психологии. С общепринятой точки зрения творческий акт порождает что-то новое и важное, а творческий человек – это тот, кто постоянно производит творческие акты (Bruner, 1926b; Jackson and Messick, 1965; Maddi, 1965).
Творческие архитекторы из выборки Мак-Киннона сравнивались с контрольной группой по показателям множества личностных тестов. Один из наиболее очевидных результатов этого исследования заключается в том, что творческие архитекторы гораздо больше склонны переступать общепринятые границы, чем архитекторы из контрольной группы. Творческие архитекторы в своих описаниях говорят о своей незаинтересованности в общении, о том, что их не интересует популярность и признание со стороны других людей, о необычности и уникальности своих привычек и убеждений и в большей заинтересованности в качестве, а не в приемлемости или результативности своей работы. Хотя они считают, что способны к близким отношениям с друзьями, прелести социального взаимодействия мало их привлекают. Кроме того, они не слишком озабочены собственными предрассудками и презирают общественное устройство. Чтобы вы не сомневались, что эти описания имеют какое-то отношение к тому, как другие люди со стороны воспринимают этих творческих архитекторов, позвольте мне заверить вас, что имеют. Психологи, работавшие под руководством Мак-Киннона, на основании личных контактов с испытуемыми на протяжении нескольких дней пришли к выводу, что творческие архитекторы во многом действительно похожи на себя в их описаниях. Творческие архитекторы были менее предсказуемы, типичны и конформны, но в то же время обладали более богатым воображением, проявляли большую впечатлительность и оригинальность, чем архитекторы из контрольной группы. Подтверждение наличия трансцендентных качеств, упомянутых выше, также было получено и при изучении личных историй творческих архитекторов. В общем и целом можно сказать, что они не настолько приспосабливались к социальным институтам, сколько изменяли их или же действовали за их пределами.
Вряд ли есть смысл описывать остальные исследования креативности (см. Razik, 1965), поскольку их результаты согласуются с открытиями Мак-Киннона, указанными выше. Даже исторические исследования жизни людей, прославившихся своим большим творческим потенциалом (например, Maddi, 1965), подтверждают трансцендентный характер их поведения. В великих людях есть даже черта, которую можно было бы назвать эгоизмом. Большинство из них глубоко верили в собственное величие. Даже Фрейд – главный представитель модели конфликта – разделял подобное убеждение (Jones, 1955). Эти свидетельства из различных источников подводят меня к выводу, что высшей формой существования является трансцендентность, а не приспособление.
Очевидно, данный вывод говорит о преимуществе модели самореализации над моделью конфликта в ее психосоциальном варианте. От этих открытий не особенно страдают интрапсихический вариант модели конфликта и модель соответствия. В классической фрейдистской теории, которая является прототипом теории психосоциального конфликта, не приводится более или менее удовлетворительного описания креативности. Последняя рассматривается как нечто, родственное сумасшествию. В соответствии с классической психоаналитической теорией при сумасшествии человек в максимально возможной степени приближается к утрате защит. В этом состоянии жизнедеятельность хаотична, деструктивна и полна тревоги. Инстинкты находят до некоторой степени прямое выражение, что наносит ущерб человеку и его окружающим. Креативность рассматривалась как нечто менее интенсивное – психопатологическое, но находящееся где-то в том же континууме. Акт творчества считался проявлением инстинкта, над которым человек в значительной степени не властен. Очевидно, что эта попытка объяснения креативности не выдерживает никакой критики в свете результатов исследований, подобных тем, что были здесь описаны. Только с появлением эгопсихологии персонологи, принадлежащие к лагерю психоаналитиков, смогли объяснить креативность таким образом, чтобы отличить ее от безумия. Но это объяснение потребовало добавить к модели психосоциального конфликта некоторые аспекты модели самореализации. В результате родилась совершенно новая теория, как я показал в главе 2.
Объяснение креативности, предложенное эгопсихологией, подразумевает регрессию в пользу эго (Kris, 1952). Регрессия – это защитный механизм, с которым мы уже встречались ранее. Но в данном контексте мы обнаруживаем, что отступление на более ранний уровень развития, составляющее этот защитный механизм, это не неизбежная, неосознанная попытка избежать тревоги, а скорее сознательно ускоренное возвращение в более детское состояние, чтобы найти вдохновение, отказавшись на мгновение от той самой социализации, которая считается такой полезной в повседневной жизни. Итак, хотя регрессия в пользу эго и сохраняет сходство с защитами в том, что касается искажения реальности, это не совсем защита, поскольку она совершается сознательно и под контролем со стороны личности. Объяснение креативности, предлагаемое эго-психологией, подходит максимально близко к модели самореализации, однако сохраняет нечто от модели конфликта; креативность с этой точки зрения не обязательно носит защитный характер даже несмотря на то, что она приводит к некоторому отказу от социальной реальности.
- Личность: от мифологии к науке
- Предисловие
- Глава 1 Личность и персонология
- Чем занимаются персонологи
- Что такое личность
- Три типа знания персонолога
- Ядро и периферия личности
- Подбор теорий личности для включения в данную книгу
- Глава 2 Ядро личности: модель конфликта
- Модель конфликта: психосоциальный подход
- Позиция Фрейда
- Позиция Мюррея
- Позиция Салливана
- Модель конфликта: интрапсихический подход
- Позиция ранка
- Позиция Ангьяла и Бейкана
- Глава 3 Ядро личности: модель самореализации
- Модель самореализации: актуализация
- Позиция Роджерса
- Позиция маслоу
- Модель самореализации: совершенствование
- Позиция Адлера
- Позиция Уайта
- Позиция Олпорта
- Позиция Фромма
- Глава 4 Ядро личности: модель согласованности
- Модель согласованности: вариант когнитивного диссонанса
- Позиция Келли
- Позиция Мак-Клелланда
- Модель согласованности: вариант активации
- Позиция Фиске и Мадди
- Глава 5 Теоретический и эмпирический анализ представлений о ядре личности
- Важнейшие черты трех моделей Модель конфликта
- Модель самореализации
- Модель согласованности
- Некоторые вопросы, возникающие при анализе трех моделей
- Первый вопрос: надежно ли понятие защиты?
- Сводная таблица сырых данных и значений статистических критериев для всех испытуемых по кожно-гальванической реакции и порогам распознавания нейтральных и критических слов-стимулов
- Коэффициенты корреляции показателей ассоциативного эксперимента и перцептивного распознавания для трех потребностных областей *
- Сравнение показателей рационализаторов и репрессоров в перцептивном распознавании и тесте незаконченных предложений
- Второй вопрос: все ли поведение носит защитный характер?
- Третий вопрос: высшая форма жизни – это трансцендирование или адаптация?
- Четвертый вопрос: действительно ли когнитивный диссонанс всегда неприятен и избегается?
- Средние оценки, полученные в ходе ответа на вопросы интервью у испытуемых каждой экспериментальной группы
- Групповые средние и различия между группами в отношении к запрещению кувшинов с розами
- Корреляции смешанного момента между оригинальностью продуктов деятельности и переменными, отражающими склонности к разнообразию
- Пятый вопрос: все ли поведение направлено на снижение напряжения?
- Шестой вопрос: изменяется ли личность коренным образом после завершения периода детства?
- Основные изменения интересов от 15 до 25 лет и от 25 до 55 лет в% предпочтений
- Вместо заключения
- Глава 6 Периферия личности: модель конфликта
- Модель конфликта: психоаналитический подход Позиция Фрейда
- Позиция Мюррея
- Позиция Эриксона
- Позиция Салливана
- Модель конфликта: интрапсихический подход Позиция Ранка
- Позиция Ангьяла
- Позиция Бейкана
- Позиция Маслоу
- Модель самореализации: вариант совершенствования Позиция Адлера
- Позиция Уайта
- Позиция Олпорта
- Позиция Фромма
- Рецептивная ориентация
- Эксплуатирующая ориентация
- Накапливающая ориентация
- Рыночная ориентация
- Глава 8 Периферия личности: модель согласованности
- Модель согласованности: вариант когнитивного диссонанса Позиция Келли
- Позиция Мак-Клелланда
- Модель согласованности: вариант активации Позиция Мадди
- Глава 9 Теоретический анализ подходов к периферии личности
- Различные виды конкретных периферических характеристик
- Мотивы и черты
- В защиту понятия мотивации
- Проблема бессознательного
- Периферическая концепция типа
- Проблема индивидуальности
- Содержание периферии личности
- Модель конфликта
- Модель самореализации
- Модель согласованности
- Глава 10 Эмпирический анализ теоретических подходов к периферии личности
- Идеальная стратегия Шаг первый: измерение конкретных периферических характеристик
- Шаг второй: взаимосвязь между показателями
- Шаг третий: конструктная валидность теоретических положений, касающихся периферии личности
- Практическое замечание
- Исследования с помощью факторного анализа
- Кеттел, Гилфорд и Айзенк
- Число факторов
- Типы факторов
- Содержание факторов
- Другие исследования периферии личности
- Позиция Фрейда
- Согласованность оценок спонтанного рассказа
- Анализ методом главных компонент, "Блэкки" для 119 мужчин
- Анализ методом главных компонент, варимакс вращение 13 параметров "Блэкки" для 90 женщин
- Различия между числом испытуемых с высокими и с низкими показателями антисемитизма по каждой из личностных переменных
- Позиция Мюррея
- Коэффициенты внутренней согласованности и стабильности переменных клп
- Коэффициенты корреляции между переменными клп
- Различия между зависимыми и независимыми по оценкам внушаемости и поддержки
- Позиция Эриксона
- Корреляции между показателями разных аспектов диффузии идентичности
- Позиция Салливана
- Позиция Ранка
- Позиция Ангьяла и Бейкана
- Позиция Роджерса
- Корреляции "я" с идеалом в группе пациентов
- Корреляции "я" с идеалом в контрольной группе
- Корреляции между соответствием я-идеалу, выраженным в значениях z, и чертами, измеренными "Обозрением темперамента" Гилфорда-Циммермана
- Позиция Маслоу
- Позиция Адлера
- Позиция Уайта
- Позиция Олпорта
- Три фактора, лежащие в основе экспрессивных движений
- Позиция Фромма
- Позиция Келли
- Позиция Мак-Клелланда
- Корреляции между оценками уровня потребности в достижении по хрестоматиям и отклонениями от ожидаемого экономического прироста
- Позиция Мадди
- Избранные корреляты новизны произведения, любопытства и желания новизны
- Заключительные замечания
- Глава 11 Формальные и содержательные характеристики хорошей теории личности
- Формальные характеристики
- Составляющие теории личности
- Общий критерий формальной адекватности
- Содержательные характеристики
- Заключительные замечания
- Теория Фрейда Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Мюррея Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Эриксона Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Салливана Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Ранка Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Ангьяла Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Бейкана Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Маслоу Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Адлера Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Уайта Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Фромма Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Келли Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Мак-Клелланда Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Фиске и Мадди Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Читая Мадди...
- Список литературы
- Список дополнительной литературы на русском языке