Позиция Мак-Клелланда
Дэвид С. Мак-Клелланд (David С. McClelland) родился в Иллинойсе в 1917 году, степень доктора психологии получил в Иельском университете в 1941 году. Сын протестантского священника, Мак-Клелланд провел свою профессиональную жизнь в обстановке университета, занимаясь преподавательской деятельностью и исследованиями личности. Он проявил свои лидерские способности и интерес к общественной деятельности, занимая пост декана факультета психологии Университета Веслияна и заместителя директора отдела науки о поведении фонда Форда. Вслед за этими постами он получил должность главы Центра исследований личности, а затем – руководителя отдела общественных связей Гарвардского университета. Находясь под глубоким впечатлением от работ Мюррея и от того внимания, которое уделяется социальным наукам в Гарвардском университете, Мак-Клелланд в начальный период своей профессиональной деятельности разрабатывал и проверял собственную теорию личности, а в последнее время исследовал возможности ее социального приложения в неразвитых обществах по всему миру.
Для Мак-Клелланда, так же как для Келли и Фестингера, согласованность или расхождения между ожиданиями и реальными событиями являются основой для понимания поведения. Но если Келли и Фестингер полагают, что любая рассогласованность ведет к отрицательным переживаниям и избежанию, Мак-Клелланд считает, что такое случается, только если степень рассогласованности велика. Для него в качестве результата маленьких расхождений между ожиданиями и реальными событиями правильнее рассматривать положительные эмоции и поведения приближения. Его позиция – это вариант модели согласованности, где тенденцию ядра личности можно сформулировать как минимизацию больших расхождений между ожиданиями и событиями и в то же время максимизацию маленьких расхождений между ожиданиями и событиями.
Чтобы найти в своем собственном жизненном опыте базу для интуитивного понимания позиции Мак-Клелланда, вам лучше всего обратиться к моментам, когда вы испытывали неуверенность, и к моментам, когда вы испытывали скуку. В жизни каждого из нас бывают моменты, когда мы ощущаем полнейшую неспособность определить, что случится в следующий момент, и связанную с этим неспособность точно разобраться, что же происходит в данный момент. Эти переживания служат реальным источником ощущений угрозы и дискомфорта. В жизни каждого из нас также бывают моменты, когда все настолько предсказуемо и ясно, что мы мечтаем, чтобы случилось что-нибудь новое и неожиданное. Факт самонаблюдения, говорящий о том, что иногда люди хотят повысить предсказуемость, а иногда снизить ее, и послужил отправной точкой рассуждений Мак-Клелланда. Как представлено в тенденции ядра, он полагает, что люди жаждут небольшой степени непредсказуемости, а значительной – избегают. Я могу представить, что по крайней мере для некоторых из вас такое интроспективное доказательство не является приемлемым. Поэтому будет полезно теперь перейти к более рациональному анализу этой позиции, позднее вернувшись к взаимосвязям между разумом и интуицией.
Характеристики ядра, связанные с его тенденцией
С точки зрения Мак-Клелланда (McClelland, Atkinson, Clark and Lowell, 1953), у ядра существуют врожденные характеристики и характеристики, приобретаемые путем научения. Врожденные характеристики лежат в основе стремления ядра, а приобретенные – нет. Позвольте мне выразиться менее абстрактно. В силу появления на свет человек приобретает способность испытывать приятные переживания, или позитивный аффект, и неприятные переживания, или негативный аффект. Мак-Клелланд не сосредоточивается на различиях между конкретными эмоциями, такими, как любовь и радость в группе положительных или гнев и страх в группе отрицательных. Двух больших групп достаточно для его научных целей, и, хотя он этого не говорит, создается впечатление, что он, возможно, даже полагает, что врожденный аппарат, предназначенный для переживания аффекта, настолько прост и не-дифференцирован, что позволяет ощущать только два аффективных состояния, которые, несмотря на аморфность и нечеткость, все же четко распознаются как приятные или неприятные. Другое положение, взаимосвязанное с этим, касается врожденной основы для переживания позитивного и негативного аффекта и заключается в том, что люди находят последнее, аффективное, состояние отвратительным настолько, чтобы его избегать, а первое – настолько приятным, чтобы к нему стремиться. Во врожденном стремлении избегать негативного аффекта и добиваться позитивного нет, однако, ничего, что объясняло бы конкретные способы избегания и стремления, которые можно наблюдать у человека. Конкретные способы приобретаются пугем научения.
Постулировав наличие врожденной основы для переживания негативного и позитивного аффекта, Мак-Клелланд должен рассказать нам, что "запускает" одну реакцию, а не другую. Как можно понять по сформулированному ранее стремлению ядра, он отдает эту роль совпадению между ожиданиями и реальными событиями. Ожидание – это когнитивный элемент или мысль, содержащая ваше представление относительно содержания и момента наступления событий в будущем. Очевидно, что понятие "ожидание" близко к конструктам Келли и представлениям Фестингера. Подобно Келли и Фестингеру, Мак-Клелланд считает события реальными аспектами мира, хотя, конечно же, они должны подвергаться оцениванию со стороны человека, чтобы иметь какую-то значимость для его жизни. Подобно Келли и Фестингеру Мак-Клелланд признает, что ожидания формируются на основе прошлого опыта и что разные люди вполне могут сформировать разные ожидания в силу особенностей своей биографии. Мак-Клелланд предполагает, что ожидания усваиваются путем ассоциативного механизма. Другими словами, если определенная совокупность событий достаточно часто происходит в одной и той же последовательности, вы извлечете из своего опыта ожидание, что то же самое произойдет в будущем. Поэтому всегда, когда вы сталкиваетесь с первым событием из этой серии, вы с уверенностью можете сказать, что произойдет дальше. С точки зрения Мак-Клелланда, в конце этих серий вовсе не должно быть никаких наград типа общеизвестного горшочка на краю радуги, чтобы вы запомнили последовательность. Вы запоминаете ее просто потому, что она существует и повторяется в вашем опыте достаточно часто. Такое научение без подкрепления также напоминает то, что мы видели у Келли, хотя вы должны понимать, что для обоих ученых то, оказывается ли приобретенное ожидание точным, очень важно для понимания того, когда оно сохраняется, отбрасывается или изменяется.
В этой связи мы видели, что для Келли любая степень неточности ожиданий ведет к тревоге и отказу от ожидания или изменению его. Мак-Клелланд с этим не согласен. Только значительные расхождения между ожиданиями и событиями имеют такие последствия. И напротив, маленькие расхождения приводят к позитивному аффекту и сохранению ожидания. Именно этот акцент на приятном, притягательном эффекте маленьких неточностей в прогнозах в контексте концепции, которая одновременно сходится с теориями Келли и Фестингера по поводу важности для жизни рассмотрения соответствия того, что ты ждешь, тому, что происходит, и делает подход Мак-Клелланда вариантом модели соответствия.
Хотя то, что Мак-Клелланд уделяет особое внимание измерению совпадения или несовпадения между ожиданием и событием, выглядит многообещающим, возникает вопрос, как должно происходить такое измерение, ведь здесь существует множество различных возможностей. У Мак-Клелланда здесь нет никакой определенности даже в том, что касается демаркационной линии между большими и маленькими расхождениями. Хотя он, несомненно, не дает здесь определенного ответа не потому, что не осознает важности этого вопроса, а потому, что понимает всю его сложность, мне кажется, мы должны рассмотреть этот вопрос подробнее, чтобы на самом деле понять эту концепцию. Возможно, наиболее очевидный путь измерить степень согласия между ожиданием и действительностью заключался бы в том, чтобы определить число элементов или частей ожидания, число элементов или частей соответствующего события и затем сосчитать количество совпадающих элементов. Эта техника со всей ее массивностью была бы полезной для ожиданий хотя бы средней степени сложности. Ожидания, относящиеся к пропозициональной речи, могли бы послужить хорошим примером. Предложение "роза – это роза – это роза" поразительно, потому что это действительность, расходящаяся с ожиданием относительно последовательности частей речи во вразумительном высказывании. Пытаясь определить элементы с целью измерения степени расхождения, можно было бы использовать в качестве них части речи.
Но здесь мы сталкиваемся с неприятной проблемой. Не все части речи одинаково важны. На самом деле, практически в каждом примере естественно происходящей последовательности событий некоторые события будут более значимы для человека, чем другие. Тогда, возможно, другой и более осмысленный способ измерить степень расхождения между ожиданием и действительностью будет заключаться в том, чтобы расположить элементы ожидания и действительности по их важности. Затем можно было бы сказать, что чем важнее неточно предсказанное событие, тем больше расхождение между ожиданием и действительностью .
Боюсь, мы не сможем решить здесь проблему измерения. Я просто хочу, чтобы вы поняли, что эта проблема важна и еще не разрешена. Теория, которая не может сказать, как большие расхождения отличить от маленьких, когда считается, что эти две степени несоответствия производят принципиально различный эффект, никак не может представить правдоподобное объяснение исследуемого явления. Но, несмотря на этот недостаток, она все же полезна, и я покажу это в следующей главе. Пока я просто пытался призвать вас оценить попытки разработать такую теорию, которая была бы когда-нибудь в будущем способна представить непротиворечивую, реальную основу для измерения.
Влияние тенденции ядра на развитие личности
Существуют два важных отличия теории Мак-Клелланда от рассмотренных ранее вариантов теорий согласованности. Первое мы уже упомянули – это акцент скорее на средней, а не на абсолютной точности прогнозирования как конечной цели жизни. Другое важное отличие касается того внимания, которое Мак-Клелланд уделяет действию в дополнении к исключительно когнитивно-аффективному пониманию соответствия. Эти два акцента теории Мак-Клелланда полезно рассмотреть вместе, пытаясь понять, как выражение тенденции ядра приводит к развитию личности.
Хотя позиция Мак-Клелланда вначале может показаться странной, я попросил бы вас задуматься над проблемой скуки. Я уже показал, что подходы, подобные теории Келли, не могут логически рассматривать скуку в качестве важного жизненного фактора. Мак-Клелланд считает идеалом умеренную точность, поскольку полагает, что полная точность в течение некоего длительного периода времени сделает жизнь слишком монотонной и скучной, чтобы она могла казаться комфортной. Если вы считаете скуку неприятным состоянием, у вас есть основа для интуитивного понимания позиции Мак-Клелланда, хотя в первый момент она может выглядеть странно. По сути, концепция Мак-Клелланда дарит человеку смелость и живость, которые по-настоящему трудно найти в других моделях согласованности. С точки зрения Мак-Клелланда, как и для других сторонников теорий согласованности, чем больше расхождение между ожиданием и действительностью, тем сильнее организменное напряжение. Но эта концепция не просто вариант модели напряжение-расслабление, как другие. Мак-Клелланд, скорее, склонен считать, что умеренное напряжение, связанное с умеренной неточностью прогнозов, является идеалом. Избегается не только слишком большое, но и слишком маленькое напряжение. Мы впервые сталкиваемся с позицией, которая открыто занимает такую точку зрения.
Из всех теорий соответствия Мак-Клелланд более всего ориентирован по направлению к действию. Как вы помните, в теории Келли действия рассматриваются более или менее синонимичными ожиданиям. Хотя это, возможно, понятно для позиции, которая подчеркивает абсолютную точность прогноза как основной цели жизни, здесь все же остается насущная проблема, созданная недостаточным разграничением ожидания и действия, поскольку логически становится невозможно рассматривать способы действий, нацеленных на проверку ожиданий, а не являющихся простым их продолжением.
Суть различий во взглядах в том, что в то время как Келли делает достижение абсолютной точности прогноза бесспорной целью жизни, для Мак-Клелланда точность прогноза – основа развития личностных характеристик, которые, строго говоря, не служат достижению точности прогнозирования. Давайте разберемся поподробнее. Например, в теории Келли конструкты, которые являются элементами личности, формируются, используются и изменяются с единственной целью обеспечить наилучшее прогнозирование. В теории Мак-Клелланда ожидания – это только один из элементов личности. Другим важным элементом являются мотивы (McClelland, 1951). Но, хотя природа и содержание мотивов естественным образом отражают историю прогностической точности и неточностей данного конкретного человека, мотив напрямую не нацелен на повышение или понижение точности ожиданий. Я проясню это позже. А сейчас просто запомните, что мотивы оказывают влияние на действие в направлении определенных целей и имеют мало прямой связи с соображениями точности.
То, что я пытаюсь объяснить, станет понятнее, если мы проследим, как выражение стремления ядра приводит к развитию мотивов. Вспомните, что позитивный аффект, связанный с умеренной неточностью, и негативный аффект, связанный с большой неточностью, ведут, соответственно, к поведению приближения и избегания. Если человек испытал маленькое расхождение между ожиданием и действительностью, он старается каким-то способом приблизиться к соответствующей сфере опыта. А если расхождение велико, он избегает или старается как-то перенестись подальше от соответствующей сферы. Давайте рассмотрим две распространенные сферы: принадлежность к группам людей и достижения в работе.
Предположим, что в области аффилиации наиболее часто переживаемый человеком опыт заключается в сильнейшем нарушении ожиданий со стороны действительности. Это может случиться, если люди, с которыми он общается, сложны и противоречивы настолько, что их поведение трудно прогнозировать. Предположим, что человек, о котором мы говорим, молод и поэтому он впечатлителен и ему нелегко выбирать себе товарищей. Преобладающий аффективный тон его межличностных отношений будет отрицательным. Если такое положение сохранится какое-то длительное время, он усвоит устойчивую ориентацию (или мотив) избегать людей. Каждый раз при возникновении возможности взаимодействия в памяти будет возникать образ болезненных эмоциональных последствий, и человек в результате будет стремиться избежать взаимодействия настолько, насколько это возможно. Но вы должны понимать, что цель мотива – избежать взаимодействия, а не достичь абсолютной точности прогноза. Теперь рассмотрим область достижений в работе. Предположим, что в этой области наш молодой человек чаще всего сталкивается лишь с небольшим нарушением своих ожиданий со стороны действительности. Его ожидания не настолько не подтверждаются, чтобы он впал в уныние, и не столь точны, чтобы ему стало скучно и безразлично. Вместо этого он начинает считать работу источником небольших приятных сюрпризов. Такого рода накопление опыта может произойти в результате действий родителей (McClelland е.а., 1953, с. 62), если они внимательно наблюдают за ребенком и могут определить, когда он справился с заданием, над которым работал, а затем дают ему другое задание, которое немного за пределами его понимания, но не выходит целиком за рамки его возможностей. При таких условиях человек усвоит устойчивую ориентацию (или мотив) стремиться к успеху (или достижениям) в работе. Каждый раз, когда возникает возможность поработать, в памяти также возникает образ приятных эмоциональных последствий, что заставит человека с головой окунуться в работу. И снова цель мотива – приближение к работе или поиск ее, а не достижение абсолютной точности прогноза!
Я должен еще отметить, что если бы родители из примера с аффилиацией были более похожи на родителей из примера с работой, то был бы усвоен мотив стремления к взаимодействию. Точно так же, если бы родители из примера с работой были больше похожи на родителей из примера с аффилиацией, результатом был бы мотив избегания работы. Согласно Мак-Клелланду, в любой области жизненного опыта возможны мотивы приближения и избегания. Но я не буду рассматривать это подробнее, поскольку мотивы в его теории – это в действительности периферические характеристики личности, в основном помогающие понять различия между людьми.
Итак, о теории Мак-Клелланда можно сказать, что на уровне ядра личности она отмечает важность степени расхождений между ожиданием и действительностью, в то время как на периферическом уровне подчеркивает предрасположенность приближаться к определенным сферам жизненного опыта или избегать их. Келли, наоборот, делает акцент на цели абсолютной точности прогноза на всех уровнях личности. Одна важная причина этих различий заключается в том, что, в то время как Келли признает, что мир событий в действительности является предсказуемым, Мак-Клелланд в этом не уверен. Не случайно в своих примерах я предположил, что родители, влияющие на мотив аффилиации, были противоречивыми, сложными и опрометчивыми, а родители, воздействующие на мотивы достижения, пытались все время давать задания, на шаг опережающие развитие ребенка. С точки зрения Мак-Клелланда, сама неспособность предсказывать события, связанные с родителями, обусловленная, возможно, тем, что родители знают о попытках ребенка прогнозировать, является важной детерминантой развития личности. И наоборот, Келли разделяет гораздо более оптимистическое убеждение: он полагает, что любой, кто старается точно прогнозировать, сможет достичь полного успеха. Поэтому Келли считал более доступным и оправданным разработку теории, в которой всю личность можно понять, исходя из цели абсолютно точного прогнозирования.
В конце я должен прояснить, что отсутствие обращения к понятию защиты – это не моя оплошность. Как и в позиции Келли, в теории Мак-Клелланда нет места для этого понятия. Даже действия и мотивы избегания не являются, строго говоря, защитными, поскольку они не направлены на ограждение содержания психики от сознавания.
- Личность: от мифологии к науке
- Предисловие
- Глава 1 Личность и персонология
- Чем занимаются персонологи
- Что такое личность
- Три типа знания персонолога
- Ядро и периферия личности
- Подбор теорий личности для включения в данную книгу
- Глава 2 Ядро личности: модель конфликта
- Модель конфликта: психосоциальный подход
- Позиция Фрейда
- Позиция Мюррея
- Позиция Салливана
- Модель конфликта: интрапсихический подход
- Позиция ранка
- Позиция Ангьяла и Бейкана
- Глава 3 Ядро личности: модель самореализации
- Модель самореализации: актуализация
- Позиция Роджерса
- Позиция маслоу
- Модель самореализации: совершенствование
- Позиция Адлера
- Позиция Уайта
- Позиция Олпорта
- Позиция Фромма
- Глава 4 Ядро личности: модель согласованности
- Модель согласованности: вариант когнитивного диссонанса
- Позиция Келли
- Позиция Мак-Клелланда
- Модель согласованности: вариант активации
- Позиция Фиске и Мадди
- Глава 5 Теоретический и эмпирический анализ представлений о ядре личности
- Важнейшие черты трех моделей Модель конфликта
- Модель самореализации
- Модель согласованности
- Некоторые вопросы, возникающие при анализе трех моделей
- Первый вопрос: надежно ли понятие защиты?
- Сводная таблица сырых данных и значений статистических критериев для всех испытуемых по кожно-гальванической реакции и порогам распознавания нейтральных и критических слов-стимулов
- Коэффициенты корреляции показателей ассоциативного эксперимента и перцептивного распознавания для трех потребностных областей *
- Сравнение показателей рационализаторов и репрессоров в перцептивном распознавании и тесте незаконченных предложений
- Второй вопрос: все ли поведение носит защитный характер?
- Третий вопрос: высшая форма жизни – это трансцендирование или адаптация?
- Четвертый вопрос: действительно ли когнитивный диссонанс всегда неприятен и избегается?
- Средние оценки, полученные в ходе ответа на вопросы интервью у испытуемых каждой экспериментальной группы
- Групповые средние и различия между группами в отношении к запрещению кувшинов с розами
- Корреляции смешанного момента между оригинальностью продуктов деятельности и переменными, отражающими склонности к разнообразию
- Пятый вопрос: все ли поведение направлено на снижение напряжения?
- Шестой вопрос: изменяется ли личность коренным образом после завершения периода детства?
- Основные изменения интересов от 15 до 25 лет и от 25 до 55 лет в% предпочтений
- Вместо заключения
- Глава 6 Периферия личности: модель конфликта
- Модель конфликта: психоаналитический подход Позиция Фрейда
- Позиция Мюррея
- Позиция Эриксона
- Позиция Салливана
- Модель конфликта: интрапсихический подход Позиция Ранка
- Позиция Ангьяла
- Позиция Бейкана
- Позиция Маслоу
- Модель самореализации: вариант совершенствования Позиция Адлера
- Позиция Уайта
- Позиция Олпорта
- Позиция Фромма
- Рецептивная ориентация
- Эксплуатирующая ориентация
- Накапливающая ориентация
- Рыночная ориентация
- Глава 8 Периферия личности: модель согласованности
- Модель согласованности: вариант когнитивного диссонанса Позиция Келли
- Позиция Мак-Клелланда
- Модель согласованности: вариант активации Позиция Мадди
- Глава 9 Теоретический анализ подходов к периферии личности
- Различные виды конкретных периферических характеристик
- Мотивы и черты
- В защиту понятия мотивации
- Проблема бессознательного
- Периферическая концепция типа
- Проблема индивидуальности
- Содержание периферии личности
- Модель конфликта
- Модель самореализации
- Модель согласованности
- Глава 10 Эмпирический анализ теоретических подходов к периферии личности
- Идеальная стратегия Шаг первый: измерение конкретных периферических характеристик
- Шаг второй: взаимосвязь между показателями
- Шаг третий: конструктная валидность теоретических положений, касающихся периферии личности
- Практическое замечание
- Исследования с помощью факторного анализа
- Кеттел, Гилфорд и Айзенк
- Число факторов
- Типы факторов
- Содержание факторов
- Другие исследования периферии личности
- Позиция Фрейда
- Согласованность оценок спонтанного рассказа
- Анализ методом главных компонент, "Блэкки" для 119 мужчин
- Анализ методом главных компонент, варимакс вращение 13 параметров "Блэкки" для 90 женщин
- Различия между числом испытуемых с высокими и с низкими показателями антисемитизма по каждой из личностных переменных
- Позиция Мюррея
- Коэффициенты внутренней согласованности и стабильности переменных клп
- Коэффициенты корреляции между переменными клп
- Различия между зависимыми и независимыми по оценкам внушаемости и поддержки
- Позиция Эриксона
- Корреляции между показателями разных аспектов диффузии идентичности
- Позиция Салливана
- Позиция Ранка
- Позиция Ангьяла и Бейкана
- Позиция Роджерса
- Корреляции "я" с идеалом в группе пациентов
- Корреляции "я" с идеалом в контрольной группе
- Корреляции между соответствием я-идеалу, выраженным в значениях z, и чертами, измеренными "Обозрением темперамента" Гилфорда-Циммермана
- Позиция Маслоу
- Позиция Адлера
- Позиция Уайта
- Позиция Олпорта
- Три фактора, лежащие в основе экспрессивных движений
- Позиция Фромма
- Позиция Келли
- Позиция Мак-Клелланда
- Корреляции между оценками уровня потребности в достижении по хрестоматиям и отклонениями от ожидаемого экономического прироста
- Позиция Мадди
- Избранные корреляты новизны произведения, любопытства и желания новизны
- Заключительные замечания
- Глава 11 Формальные и содержательные характеристики хорошей теории личности
- Формальные характеристики
- Составляющие теории личности
- Общий критерий формальной адекватности
- Содержательные характеристики
- Заключительные замечания
- Теория Фрейда Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Мюррея Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Эриксона Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Салливана Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Ранка Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Ангьяла Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Бейкана Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Маслоу Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Адлера Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Уайта Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Фромма Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Келли Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Мак-Клелланда Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Фиске и Мадди Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Читая Мадди...
- Список литературы
- Список дополнительной литературы на русском языке