Позиция Адлера
Альфред Адлер (Alfred Adler) (родился в Вене, Австрия, в 1870 году; умер в Шотландии в 1937 году) получил степень доктора медицины в 1895 году и в начале своей профессиональной деятельности практиковал как врач общего профиля. Вскоре, однако, он занялся психиатрией и стал одним из основателей Венского психоаналитического общества. По иронии судьбы, когда он стал президентом этого прославленного кружка, развиваемые Адлером идеи показались настолько еретическими, что он был сурово раскритикован и осужден, пос-ле чего оставил свой пост и вышел из сообщества. Затем он организовал свою собственную группу, известную как Общество индивидуальной психологии, которое стало достаточно активным. После Первой мировой войны, во время которой он работал военным врачом, Адлер проявил свою приверженность общественной работе, организовав первый консультативный центр по работе с детьми в сотрудничестве с органами школьного образования Вены. В 1935 году Адлер переехал в Соединенные Штаты, где преподавал свою теорию в медицинском колледже в Лонг-Айленде и продолжал быть плодовитым и влиятельным писателем.
Хотя через работы Адлера различных периодов жизни проходит четкая нить преемственности, все же его взгляды претерпели значительную эволюцию. Поэтому я, сосредоточившись на его последних воззрениях, все же постараюсь дать вам почувствовать, как они сформировались.
Достаточно просто сформулировать тенденцию ядра личности в представлении Адлера. Это стремление к превосходству или совершенству. С поверхностной точки зрения эта тенденция ядра представляется сходной с тем, что постулировали сторонники актуализационного подхода, но в действительности она совершенно иная. Если бы вам нужно было соотнести тенденцию актуализации с собственным интуитивным опытом, вы могли бы сделать это, вспомнив, когда у вас было живое ощущение того, кто вы и какой вы и как вы пытались действовать в соответствии с этим. Но когда вы думаете о стремлении к превосходству или совершенству, вы неизбежно вспоминаете те моменты, когда вы были не удовлетворены своими способностями и возможностями, тем, как вы их видели, и активно пытались их превысить.
Источники стремления к превосходству. Было бы правильно начать этот раздел с приобретения более полного понимания теории Адлера в том, что касается описанной им тенденции ядра личности. Хотя изначально Адлер принадлежал к внутреннему кружку Фрейда, в ходе своей профессиональной жизни он довольно рано убедился, что агрессивные побуждения более важны в жизни, чем сексуальные. Он развил это убеждение, определив основную потребность человека как знаменитое теперь стремление к власти. На среднем этапе разработки своей теории Адлер определяет в качестве основных течений жизни эгоизм и макиавеллизм. Но, становясь старше и пытаясь достичь большей согласованности между своими теоретическими взглядами на человека и своей личностной приверженностью общественной работе, при определении тенденции ядра он перенес акцент с власти на превосходство и совершенство. Общественное признание или позиция власть предержащего в этом мире не являются целью стремления к превосходству. Это скорее полная реализация идеальной жизни. Описывая стремление к совершенству, Адлер (1930, с. 398) говорит:
"В каждом психологическом феномене я начал ясно видеть стремление к превосходству. Оно идет параллельно физическому росту и представляет неотъемлемую необходимость самой жизни. Оно лежит в основании разрешения всех жизненных проблем и проявляется в том, как мы реагируем на эти проблемы. Все наши функции следуют его направлением. Они стремятся к победе, безопасности, росту в правильном либо неправильном направлении. Импульс от минуса к плюсу никогда не прекращается. Побуждение двигаться снизу вверх никогда не пропадает. Все те допущения, о которых грезят наши философы и психологи – самосохранение, принцип удовольствия, стремление к равновесию, – все это не что иное, как попытки выразить величайшее стремление ввысь".
Вам может показаться, что Адлер имеет в виду что-то, очень похожее на тенденцию актуализации с ее акцентом на врожденных потенциальных возможностях. Но это не так. Адлер приводит аналогию с физическим ростом только для того, чтобы проиллюстрировать свое убеждение относительно неизбежности и повсеместности своего стремления к совершенству. Достижение совершенства, однако, – это вопрос не столько выражения потенциальных возможностей, сколько достижения завершенности. Акцент, который делает здесь Адлер, явно проявляется в его понятии об фикционном финализме, которое выражает цель тенденции ядра. Слово "финализм" просто обозначает достижение цели или целевого состояния и тенденцию двигаться в этом направлении. Слово "фикционный" является здесь ключевым, поскольку оно показывает, что то, чего человек стремится достичь, – это идеал или фикция. Идеалы – это не потенциальные возможности, основанные на генетическом проекте. Наиболее абстрактный и обобщенный идеал – это совершенство, которое является характеристикой ядра, связанной его тенденцией. В главе 7, посвященной периферии личности, я более подробно опишу фикционный финализм, который развивается как функция того или иного направления развития, выделяемого адлерианцами.
Другим важным аспектом тенденции ядра, отраженным в приведенной выше цитате, является то, что Адлер полагает, что все люди стремятся к повышению, а не к снижению напряжения. Ссылки на попытки быть лучшим, на физический рост и на значительное направленное вверх побуждение, идущее от минуса к плюсу, – все это в значительной мере предполагает возрастание сложности, усилий и энергии. Очевидно, по мнению Адлера, человек не стремится к миру, покою и снятию напряжения. В этом акценте на возрастании напряжения мы видим сходство подхода совершенствования модели самореализации с актуализационным подходом.
А сейчас мы должны рассмотреть вопрос о содержании тенденции ядра в той же манере, как мы делали это с теориями Роджерса и Маслоу. Как вы помните, Роджерс считал врожденные потенциальные возможности характеристиками ядра личности, однако не позаботился конкретизировать их содержание. Маслоу попытался произвести такую конкретизацию, но сделал это так неструктурированно, разбросанно и запутанно, что ему удалось пролить немного света на эту проблему. По большому счету ни один из ученых не дает нам достаточных формальных теоретических оснований для определения того, чем являются эти гипотетические врожденные потенциальные возможности, так чтобы мы могли избежать идущих по кругу рассуждений о том, что все, что человек уже сделал, должно быть, произошло благодаря какому-то его потенциалу. Подобная круговая позиция не может быть подвергнута эмпирической проверке и поэтому не может достичь статуса установленного эмпирического знания. Определение содержания для Адлера не менее важно просто потому, что для него характеристиками ядра являются идеалы, или фикционные финализмы, а не потенциальные возможности.
Что Адлер может сказать по поводу содержания характеристик ядра? Прежде всего он показывает, что стремление к превосходству является врожденным и может проявляться различными способами. Продолжая развивать свою теорию, Адлер предлагает несколько идей относительно отдельно взятых источников этого "величайшего стремления ввысь". Он говорит здесь о неполноценности органов, чувстве неполноценности и компенсации, наиболее общие формы которых и нужно рассматривать в качестве характеристик ядра личности. На раннем этапе своей профессиональной деятельности, когда Адлер все еще интересовался медициной, он разработал представление о неполноценности органа для объяснения локализации болезни в одной части тела, а не в другой. Идея заключается в том, что организм ломается в своих слабых местах, а эти слабые места определяются особенностями наследственности или развития. По мере того как взгляды Адлера становились более психологическими по своей ориентации, он разрабатывал идею о том, что люди пытаются скомпенсировать неполноценность органов и что эти попытки компенсации оказывают важное влияние на их жизнедеятельность. Компенсаторное усилие может быть направлено на сам неполноценный орган, как в случае Демосфена, который был в детстве заикой, а затем стал благодаря собственным усилиям одним из величайших ораторов мира, или на усиление других, но связанных с неполноценным, органов, как в случае со слепым человеком, который развивает невероятно чувствительный слух.
По мере углубления своего психологического опыта Адлер расширил понятие неполноценности органов и включил туда любое чувство неполноценности, вызванное либо реальным физическим недостатком, либо субъективно переживаемым ощущением собственной психологической или социальной несостоятельности. Последним шагом стало принятие точки зрения, в соответствии с которой чувства неполноценности имеют первостепенную значимость и что такие чувства возникают от незавершенности или несовершенства в любой сфере жизни. Для Адлера чувство неполноценности – это субъективно воспринимаемая сторона стремления к превосходству. Таким образом, чувства неполноценности не только являются в жизни созидательными силами, они представляют собой готовую основу для определения направлений, по которым тенденция ядра личности будет выражаться у каждого конкретного человека. Хотя Адлер и не снабдил нас полным перечнем конкретных способов, которыми стремление к превосходству может проявляться у всех людей, он указал на признак, по которому можно определить проявление стремления к превосходству в соответствии с теоретическим замыслом ученого. Определение чувства неполноценности не зависит от достигнутого превосходства. На самом деле чувство неполноценности будет предшествовать попыткам достичь превосходства, и поэтому эти чувства не просто нельзя определить независимо от стремления к превосходству, но их также можно использовать для прогнозирования этого стремления. В своей формулировке теории самореализации Адлеру удалось избежать круговых рассуждений, свойственных актуализационным позициям Роджерса и Маслоу. Адлер очень похож на Гольдштейна в том, как он описывает метод определения содержательных направлений, по которым пойдет тенденция ядра. Я полагаю, что акцент, сделанный Адлером на чувстве неполноценности, справедлив для позиции совершенствования, так же как и акцент Гольдштейна на предпочтении справедлив для актуализационной позиции.
То, как Адлер подчеркивает чувства неполноценности, а Гольдштейн – предпочтения, ярко представляет принципиальные различия между вариантами совершенствования и актуализации модели самореализации. С точки зрения теории актуализации тенденция ядра действует вдоль линий реальных, обьино врожденных потенциальных возможностей организма. Если у человека, например, выраженная склонность к борьбе, с точки зрения актуализационных теорий борьба будет выражать какие-то врожденные потенциальные возможности, к примеру силу, гибкость и эластичность мускулатуры. Но Адлер не пришел бы к такому заключению. С точки зрения Адлера, к выраженной склонности к борьбе привело чувство неполноценности. А чувство неполноценности, вполне возможно, брало свое начало в характеристиках мускулатуры, противоположных упомянутым выше. Чувство неполноценности могло также развиться в результате поражения в борьбе или каком-либо ином физическом поединке. Таким образом, по мнению Адлера, хотя тенденция стремиться к превосходству сама по себе является врожденной, направления, по которым она ведет человека, выражают жизненные идеалы. Фактически наиболее вероятными направлениями являются те, в которых врожденные потенциальные возможности ограничены. Целью тенденции стремиться к превосходству является полное совершенство, что ведет в определенном смысле к преодолению любых ограничений в потенциальных возможностях. Рискнем привести аналогию из игры в бридж: сторонники теорий актуализации склонны рассматривать самореализацию разыгрывания длинной масти, в то время как Адлер склонен рассматривать самореализацию как результат разыгрывания короткой масти, проведенного столь умело, что оно эффективно так же, как и ход длинной мастью.
Итак, при определении направлений, по которым стремление к превосходству найдет свое воплощение, содержание чувства неполноценности обладает диагностической значимостью. Другим аспектом учения Адлера, имеющим отношение к определению содержательного выражения стремления к превосходству, является положение о том, что человек является существом и индивидуальным, и общественным. В сфере индивидуального существования человек будет стремиться к собственному совершенству, а в сфере группового существования – к совершенству общества. Индивидуальные и социальные проявления – это просто разные грани одной и той же тенденции стремиться к превосходству. Соглашаясь со сторонниками теорий актуализации, Адлер видит человека и общество принципиально совместимыми. Интересно отметить, что положение о том, что для самореализации требуется конструктивное функционирование как социальное, так и индивидуальное, появляется в теории Адлера довольно поздно. Порывая с Фрейдом, Адлер перенес акцент в содержании тенденции ядра с сексуальности на агрессивность. Но на раннем и среднем этапах своей профессиональной деятельности Адлер открыто не отвергал фрейдистскую модель неизбежности конфликта между индивидом и обществом. "Стремление к власти" Адлера совершенно очевидно рассматривает социальное взаимодействие как смертельно враждебное по своей сути. Но удивительно, что он сохранял личное, не относящееся к теории убеждение в ценности и полезности общественного существования. Возможно, именно это убеждение заставило его спустя годы отойти от конфликтных аспектов фрейдистской модели. В окончательном варианте теории Адлера человеку присуще как индивидуальное, так и общественное, и между этими двумя сторонами не существует антагонизма. Мне кажется, что именно сильное влияние Фрейда помешало Адлеру быстро и решительно разработать теорию личности, соответствующую его жизненному опыту и убеждениям.
Результаты выражения стремления к превосходству
Этот последний посвященный Адлеру раздел будет кратким, поскольку рассматриваемые здесь понятия имеют большее отношение к периферии личности. Но чтобы полнее сформировать представление о теории Адлера, вам следует отметить, что выражение стремления к превосходству со временем приводит к формированию стиля жизни. Стиль жизни – это система характеристик, определяемая как чувством неполноценности, так и попытками компенсации, свойственными человеку. Но стиль жизни – это не то же самое, что эти чувства и компенсации, это скорее привычки и личностные черты, сформировавшиеся на их основе. Как понятие о типе характера в психоаналитической теории понятие стиля жизни обозначает различия между людьми и поэтому относится к периферии личности. Одно широкое разграничение между стилями жизни объединяет конструктивные стили в противоположность деструктивным. К развитию конструктивных или деструктивных стилей жизни ведет семейная атмосфера в течение первых лет жизни. Если родители уважают и поощряют ребенка, у него сформируется конструктивный стиль. Деструктивный стиль является результатом неуважения и невнимания, проявляемых родителями. Конструктивные стили, являющиеся высшими формами жизни, определяются в терминах сотрудничества и благородного взаимодействия с людьми в процессе стремления к совершенству. Деструктивные стили определяются в терминах соперничества и зависти по отношению к другим в стремлении к совершенству. Ни в конструктивных, ни в деструктивных стилях жизни не делается значительного акцента на понятии защиты. Совершенно ясно, что защита еще менее важна в теории Адлера, чем в актуализационных подходах Роджерса и Маслоу.
Адлер предлагает родственное понятие – творческое "Я", которое, несмотря на большую популярность у некоторых персонологов, остается достаточно неопределенным. По-видимому, это понятие относится к той же области, что и стиль жизни, но здесь больше внимания уделяется свободной воле самого человека. С одной стороны, в работах, посвященных этому понятию, подчеркивается лишь мнение о человеке как о существе, способном оказывать активное влияние на собственную жизнь. Но с другой стороны, в работах по творческому "Я" описывается по-настоящему мистический процесс, посредством которого может возникнуть поведение, не связанное исторически с предшествующим поведением или развитием. Почти сверхъестественные следствия из этого положения можно рассматривать как страстное желание видеть человека свободным, что объединяет Адлера с Роджерсом. Мы наверняка еще встретимся с подобными взглядами у сторонников теорий самореализации.
- Личность: от мифологии к науке
- Предисловие
- Глава 1 Личность и персонология
- Чем занимаются персонологи
- Что такое личность
- Три типа знания персонолога
- Ядро и периферия личности
- Подбор теорий личности для включения в данную книгу
- Глава 2 Ядро личности: модель конфликта
- Модель конфликта: психосоциальный подход
- Позиция Фрейда
- Позиция Мюррея
- Позиция Салливана
- Модель конфликта: интрапсихический подход
- Позиция ранка
- Позиция Ангьяла и Бейкана
- Глава 3 Ядро личности: модель самореализации
- Модель самореализации: актуализация
- Позиция Роджерса
- Позиция маслоу
- Модель самореализации: совершенствование
- Позиция Адлера
- Позиция Уайта
- Позиция Олпорта
- Позиция Фромма
- Глава 4 Ядро личности: модель согласованности
- Модель согласованности: вариант когнитивного диссонанса
- Позиция Келли
- Позиция Мак-Клелланда
- Модель согласованности: вариант активации
- Позиция Фиске и Мадди
- Глава 5 Теоретический и эмпирический анализ представлений о ядре личности
- Важнейшие черты трех моделей Модель конфликта
- Модель самореализации
- Модель согласованности
- Некоторые вопросы, возникающие при анализе трех моделей
- Первый вопрос: надежно ли понятие защиты?
- Сводная таблица сырых данных и значений статистических критериев для всех испытуемых по кожно-гальванической реакции и порогам распознавания нейтральных и критических слов-стимулов
- Коэффициенты корреляции показателей ассоциативного эксперимента и перцептивного распознавания для трех потребностных областей *
- Сравнение показателей рационализаторов и репрессоров в перцептивном распознавании и тесте незаконченных предложений
- Второй вопрос: все ли поведение носит защитный характер?
- Третий вопрос: высшая форма жизни – это трансцендирование или адаптация?
- Четвертый вопрос: действительно ли когнитивный диссонанс всегда неприятен и избегается?
- Средние оценки, полученные в ходе ответа на вопросы интервью у испытуемых каждой экспериментальной группы
- Групповые средние и различия между группами в отношении к запрещению кувшинов с розами
- Корреляции смешанного момента между оригинальностью продуктов деятельности и переменными, отражающими склонности к разнообразию
- Пятый вопрос: все ли поведение направлено на снижение напряжения?
- Шестой вопрос: изменяется ли личность коренным образом после завершения периода детства?
- Основные изменения интересов от 15 до 25 лет и от 25 до 55 лет в% предпочтений
- Вместо заключения
- Глава 6 Периферия личности: модель конфликта
- Модель конфликта: психоаналитический подход Позиция Фрейда
- Позиция Мюррея
- Позиция Эриксона
- Позиция Салливана
- Модель конфликта: интрапсихический подход Позиция Ранка
- Позиция Ангьяла
- Позиция Бейкана
- Позиция Маслоу
- Модель самореализации: вариант совершенствования Позиция Адлера
- Позиция Уайта
- Позиция Олпорта
- Позиция Фромма
- Рецептивная ориентация
- Эксплуатирующая ориентация
- Накапливающая ориентация
- Рыночная ориентация
- Глава 8 Периферия личности: модель согласованности
- Модель согласованности: вариант когнитивного диссонанса Позиция Келли
- Позиция Мак-Клелланда
- Модель согласованности: вариант активации Позиция Мадди
- Глава 9 Теоретический анализ подходов к периферии личности
- Различные виды конкретных периферических характеристик
- Мотивы и черты
- В защиту понятия мотивации
- Проблема бессознательного
- Периферическая концепция типа
- Проблема индивидуальности
- Содержание периферии личности
- Модель конфликта
- Модель самореализации
- Модель согласованности
- Глава 10 Эмпирический анализ теоретических подходов к периферии личности
- Идеальная стратегия Шаг первый: измерение конкретных периферических характеристик
- Шаг второй: взаимосвязь между показателями
- Шаг третий: конструктная валидность теоретических положений, касающихся периферии личности
- Практическое замечание
- Исследования с помощью факторного анализа
- Кеттел, Гилфорд и Айзенк
- Число факторов
- Типы факторов
- Содержание факторов
- Другие исследования периферии личности
- Позиция Фрейда
- Согласованность оценок спонтанного рассказа
- Анализ методом главных компонент, "Блэкки" для 119 мужчин
- Анализ методом главных компонент, варимакс вращение 13 параметров "Блэкки" для 90 женщин
- Различия между числом испытуемых с высокими и с низкими показателями антисемитизма по каждой из личностных переменных
- Позиция Мюррея
- Коэффициенты внутренней согласованности и стабильности переменных клп
- Коэффициенты корреляции между переменными клп
- Различия между зависимыми и независимыми по оценкам внушаемости и поддержки
- Позиция Эриксона
- Корреляции между показателями разных аспектов диффузии идентичности
- Позиция Салливана
- Позиция Ранка
- Позиция Ангьяла и Бейкана
- Позиция Роджерса
- Корреляции "я" с идеалом в группе пациентов
- Корреляции "я" с идеалом в контрольной группе
- Корреляции между соответствием я-идеалу, выраженным в значениях z, и чертами, измеренными "Обозрением темперамента" Гилфорда-Циммермана
- Позиция Маслоу
- Позиция Адлера
- Позиция Уайта
- Позиция Олпорта
- Три фактора, лежащие в основе экспрессивных движений
- Позиция Фромма
- Позиция Келли
- Позиция Мак-Клелланда
- Корреляции между оценками уровня потребности в достижении по хрестоматиям и отклонениями от ожидаемого экономического прироста
- Позиция Мадди
- Избранные корреляты новизны произведения, любопытства и желания новизны
- Заключительные замечания
- Глава 11 Формальные и содержательные характеристики хорошей теории личности
- Формальные характеристики
- Составляющие теории личности
- Общий критерий формальной адекватности
- Содержательные характеристики
- Заключительные замечания
- Теория Фрейда Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Мюррея Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Эриксона Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Салливана Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Ранка Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Ангьяла Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Бейкана Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Маслоу Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Адлера Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Уайта Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Фромма Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Келли Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Мак-Клелланда Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Фиске и Мадди Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Читая Мадди...
- Список литературы
- Список дополнительной литературы на русском языке