logo
_Сальваторе Мадди, Теории личности - сравнитель

Кеттел, Гилфорд и Айзенк

Среди работ факторных аналитиков работы Кеттела, Гилфорда и Айзенка наиболее уместны для оценки теоретических положений о периферии личности. Сперва я вкратце опишу использованные ими процедуры, потом перейду к описанию полученных результатов.

Факторный анализ в работе Реймонда Кеттела близок к индуктивной процедуре, упомянутой в предыдущем разделе этой главы. Кеттел пытался получить исчерпывающую информацию, такую информацию о поведении, которая даст возможность ответить на вопрос, выделение каких конкретных периферических характеристик является наиболее плодотворным. В действительности, подобно многим из факторных аналитиков, Кеттел уделял особое внимание конструированию исчерпывающих валидных личностных тестов. Решение этой задачи, по сути, не слишком отличается от выяснения того, какие из конкретных периферических характеристик должны быть представлены в теории личности. Чтобы получить исчерпывающие сведения о поведении, Кеттел (Cattell, 1946, 1957) проанализировал все названия характеристик личности, имевшиеся в словаре (составленном Олпортом и Одбертом в 1936 г.) и в психологической литературе. Этот список сперва был сведен к 171 имени переменных путем объединения очевидных синонимов. Затем он взял разнородную выборку из 100 взрослых людей. Близкие знакомые этих людей оценивали их по этой 171 переменной. За корреляционным и факторным анализом полученных данных последовала оценка еще 208 человек по сокращенному списку переменных. Факторный анализ этих оценок привел к созданию того, что Кеттел назвал "первоисточником черт личности". Затем Кеттел и его сторонники начали построение теста, который измерял бы эти исходные черты. Конечным результатом такого солидного исследования явился "Шестнадцатифакторный личностный опросник" (Cattell and Stice, 1957), составленный из множества пунктов, касающихся жизненных ситуаций, о которых респондент должен сказать, нравятся они ему либо нет. 12 из 16 факторов, полученных при факторном анализе ответов многих людей на эти пункты, оказались схожими с факторами, выявленными на предыдущем этапе работы, в то время как 4 фактора появились лишь в этом тесте.

Рассматривая результаты, наиболее соответствующие задаче эмпирической оценки периферических воззрений в теориях личности, нам следует сосредоточиться на этих 16 факторах теста Кеттела. Каждый из них можно считать отражением некой конкретной периферической характеристики. Кеттел также провел факторный анализ 16 первичных факторов, или исходных черт, как он их назвал, получив 7 вторичных факторов, связывающих вместе первичные факторы. Вторичные факторы можно рассматривать как отражение организации конкретных периферических характеристик в типы.

Прежде чем перейти к реальной сущности найденного Кеттелом, на очереди у нас краткое изложение процедур, использованных Гилфордом и Айзенком. В процессе поиска поведенческих данных, по которым следует провести факторный анализ, Гилфорд и его коллеги (Guilford and Zimmerman, 1956; Guilford, 1959) скомпилировали пункты из ряда тестов личности, которые к тому времени уже широко использовались. Эти тесты в общем и целом основывались скорее на рациональных, теоретических гипотезах, нежели на каких-либо процедурах эмпирической группировки типа факторного анализа. Испытуемые из выборки Гилфорда отвечали на все пункты этих тестов (в основном они указывали, нравятся им или нет различные виды деятельности). Затем ответы испытуемых были подвергнуты корреляционному и факторному анализу. В процессе длительного рафинирования, сокращения и интерпретации полученных факторов, был создан ряд тестов личности. Наибольшей известностью пользуется последний из них. Он называется "Обозрение темперамента Гилфорда-Циммермана" (Guilford and Zimmerman, 1949) и включает в себя большое количество пунктов, которые следует оценить как "нравится/не нравится" и которые группируются в 10 шкал. Эти шкалы, так же как и шкалы теста Кеттела, можно рассматривать в качестве отражения конкретных периферических характеристик. Относительно вторичных факторов Гилфорд не дает никакой информации.

Из трех рассматриваемых нами аналитиков Айзенк проводил отбор испытуемых в потенциальном диапазоне поведенческих проявлений наиболее узко. И хотя поэтому его работа менее ценна для нас, чем работы двух других авторов, тем не менее кое-чему она может нас научить. В его первом исследовании (Eysenck, 1947) выборкой служили 700 солдат, страдающих неврозом. Поведенческие данные в этом исследовании включали некоторые ответы солдат на конкретные вопросы о них самих, а также результаты психиатрической диагностики этих солдат. Общее число информационных пунктов, по которым проводился факторный анализ, составило лишь 39. Айзенк обнаружил два фактора, то есть конкретные периферические характеристики, достаточные для объяснения группировки исходных пунктов. Впоследствии Айзенк (1947) увеличил исходную выборку, чтобы определить, достаточно ли полно эти факторы описывают людей, то есть можно ли считать эти факторы базовыми. Теперь выборка включала около 10 000 здоровых людей и невротиков, а информация о них варьировалась от ответов на пункты тестов до типов поведения в заданных ситуациях. В результате этого исследования Айзенк пришел к выводу, что те же два фактора, которые описывали исходных 700 солдат-невротиков, продолжают быть дескрипторами и для расширенной выборки.

Мы затрудняемся оценить релевантность работы Айзенка относительно проводимого нами анализа. В целом он включил в свои исследования больше видов поведенческих проявлений, чем два других факторных аналитика, полагавшихся в основном на ответы по пунктам тестов. Но, проводя исходное исследование, Айзенк использовал процедуру, называемую критериальным анализом, который в основе своей более дедуктивен, нежели индуктивен (Anastasi, 1961). При критериальном анализе вы уже имеете некую гипотезу относительно того, что представляют собой основные факторы, и поэтому планируете ваше исследование с целью проверки этой гипотезы. Одним из следствий является то, что вы отбираете такие поведенческие проявления, которые теоретически релевантны тем факторам, что вы считаете значимыми. Другое следствие заключается в том, что вы проектируете в своем исследовании критериальные группы, то есть группы, которые должны обладать заметным отличием их нагрузки по предполагаемому фактору от прочих групп. В результате такой процедуры вы получаете информацию, релевантную в основном лишь вашей гипотезе, а отнюдь не более общую. Поскольку два заинтересовавших Айзенка фактора первоначально были выделены на солдатах-невротиках, то есть на довольно необычной группе людей, все обобщения этих результатов, распространенные на другие группы, могут означать лишь то, что некоторые признаки этих факторов могут быть найдены у всех людей вообще. Это вовсе не означает, что эти два фактора являются столь же базовыми для всех людей, какими они, возможно, были в описании солдат-невротиков. Заключение о том, что люди в общем могут быть описаны адекватно и исчерпывающе лишь этими двумя факторами, может оказаться абсолютно ошибочным. Но в действительности можно еще поинтересоваться тем, будут ли эти же два фактора столь же адекватными для описания даже тех же самых солдат-невротиков, если включить в анализ более 39 исходных поведенческих переменных. В конце концов Гилфорд включал в свое исследование сотни пунктов, а Кеттел – 171 название черт. И неудивительно: чем меньше информации вы закладываете в ваш факторный анализ, тем меньше информации вы получаете в его результате!