Позиция Олпорта
Можно было бы легко пройти мимо Олпорта, не обратив на него никакого внимания, поскольку он крайне не специфичен в отношении периферии личности. Тем не менее он в действительности дает нам некий намек на свою точку зрения относительно периферии, формулируя критерии зрелости. Даже в такой рудиментарной стадии его периферических взглядов возможно проведение исследований с целью определения того, применимы ли эти критерии зрелости к людям успешным, проактивным и проприативным, в отличие от людей неудовлетворенных, реактивных и оппортунистичных. Хотя непосредственно такого рода исследований проведено не было, в литературе имеются некоторые данные, которые могут быть проинтерпретированы как релевантные.
Например, ранее упомянутые работы (Gore and Rotter, 1963; Strickland, 1965), в которых было продемонстрировано, что негры, обладающие достаточным самоуважением для того, чтобы считать себя локусом контроля над собственной жизнью, действительно ведут себя именно так, более решительно посвящая себя борьбе с сегрегацией, чем это делают те, кто видит себя объектом манипуляции общественных сил. Зрелое самоуважение может также быть фактором, лежащим в основе проактивности, с сопутствующими ей инициативой и независимостью. Можно прийти к подобному заключению и на основе работы Гельфанда (Gelfand, 1962) по измерению уровня самоуважения у детей и последующему созданию для детей с высоким и низким уровнем самоуважения ситуаций, где они испытывают успех либо неудачу. Зависимой переменной была подверженность убеждению. Результаты показывают, что дети с высоким самоуважением менее поддаются убеждению, чем дети с низким самоуважением. Сопротивление к воздействию у детей с высоким самоуважением усиливается при переживании успеха и уменьшается при неудаче. Но даже те, кто испытал неудачу, более устойчивы к воздействию, чем дети с исходно низким самоуважением. Эти результаты подтверждаются и другими работами (например, Rosenbaum, Home and Chalmers, 1962; Stotland and Cottrell, 1961), показывающими, что люди, обладающие высоким самоуважением, менее склонны имитировать поведение других, чем люди с низким самоуважением.
Олпорт включил в свой критерий зрелости и чувство юмора. Хотя юмор оказался довольно неуловимым объектом исследования, О'Коннел (O'Connell, 1960) представил результаты, показывающие, что чувство юмора действительно связано с успешностью жизни. Работая с 332 студентами колледжа, у которых были измерены рассогласования с Я-идеалом, он обнаружил, что те, кто имеет малые рассогласования, ценят юмор больше, чем те, у кого эти рассогласования велики. Кроме того, имеющие малые рассогласования более ценят безобидное остроумие, а обладающие большими рассогласованиями – злой юмор.
И наконец, особо подчеркиваемое Олпортом периферическое утверждение гласит, что существуют не только динамические (мотивационные), но также и экспрессивные (стилистические) черты личности. Возможно, именно это утверждение стимулировало Мак-Клелланда к различению мотивов и черт. Как бы там ни было, Олпорт и Вернон (Allport and Vernon, 1933) провели новаторское исследование поведенческих проявлений (в пику самоотчетам и проективным методам), направленное на определение того, имеется ли достаточная для подтверждения мнения о важности экспрессивных черт согласованность с экспрессивными движениями. В одном из разделов этой обширной программы исследования группа из 25 испытуемых подвергалась тестированию в три этапа, отделенных друг от друга приблизительно четырьмя неделями. В каждой экспериментальной сессии испытуемый выполнял множество разных тестов, включающих в себя показатели скорости чтения и счета, скорости ходьбы, длины шага; оценки привычных размеров и дистанций, оценки веса, силы рукопожатия, скорости и силы давления при теппинге пальцев, рук и ног, рисования квадратов, кругов и других фигур, различных параметров почерка, напряжения мышц и т.д. Кроме того, были получены экспертные оценки различных показателей, таких, как сила голоса, беглость речи, количество движений при обычном разговоре и опрятность внешнего вида.
Вначале Олпорт и Вернон оценивали стабильность различных показателей экспрессивности на протяжении трех этапов тестирования. В общем эти оценки надежности были достаточно высоки, в том числе относительно стабильности показателей самоотчетов для оценки личности. Похоже, что экспрессивные характеристики заявили свои права на эмпирическое существование. Далее Олпорт и Вернон рассмотрели связь между оценками по одним и тем же тестам разных групп мышц, таких, как левая и правая сторона тела, ноги и руки. Весьма примечательно то, что они обнаружили примерно одинаковый уровень согласованности для одной и той же группы мышц в разные периоды времени. Эта важная находка предполагает наличие общего, или центрального, фактора, который вызывает согласованное проявление независимо от того, каким именно данное периферическое проявление является.
Кроме того, в работе были проанализированы взаимосвязи основных переменных всех задач. Всего исследовалось 38 показателей с помощью кластер-анализа, чем-то сходного с факторным анализом. Были выявлены, как показано в табл. 10.13, три фактора. Первый, фактор ареала, включил такие переменные, как общая площадь письма, площадь рисованных фигур и продолжительность проверки самоотчетов. По-видимому, он может быть назван фактором экспансивности моторики. Второй фактор (названный исследователями центробежно-центростремительным) представляет собой экстраверсию-интроверсию, включая такие показатели, как переоценка расстояния до предметов и недооценка их веса. Третий фактор, названный фактором выразительности, включает такие показатели, как сила голоса, движения во время речи, сила нажима при письме, сила теппинга и давление покоящейся руки. Такого рода исследования составляют основу для определения содержания экспрессивных черт, которое следует включить в теорию о периферической стороне личности. Последующие исследования экспрессивных характеристик (например, Estes, 1938; Allport and Cantril, 1934; Huntley, 1940) не слишком полезны в этом плане, так как в них основное внимание уделяется той степени, в которой люди могут предсказывать другие черты личности человека по его экспрессивным движениям. Эти исследования предполагают, что экспрессивные движения сами по себе не являются личностным аспектом.
Таблица 10.13
- Личность: от мифологии к науке
- Предисловие
- Глава 1 Личность и персонология
- Чем занимаются персонологи
- Что такое личность
- Три типа знания персонолога
- Ядро и периферия личности
- Подбор теорий личности для включения в данную книгу
- Глава 2 Ядро личности: модель конфликта
- Модель конфликта: психосоциальный подход
- Позиция Фрейда
- Позиция Мюррея
- Позиция Салливана
- Модель конфликта: интрапсихический подход
- Позиция ранка
- Позиция Ангьяла и Бейкана
- Глава 3 Ядро личности: модель самореализации
- Модель самореализации: актуализация
- Позиция Роджерса
- Позиция маслоу
- Модель самореализации: совершенствование
- Позиция Адлера
- Позиция Уайта
- Позиция Олпорта
- Позиция Фромма
- Глава 4 Ядро личности: модель согласованности
- Модель согласованности: вариант когнитивного диссонанса
- Позиция Келли
- Позиция Мак-Клелланда
- Модель согласованности: вариант активации
- Позиция Фиске и Мадди
- Глава 5 Теоретический и эмпирический анализ представлений о ядре личности
- Важнейшие черты трех моделей Модель конфликта
- Модель самореализации
- Модель согласованности
- Некоторые вопросы, возникающие при анализе трех моделей
- Первый вопрос: надежно ли понятие защиты?
- Сводная таблица сырых данных и значений статистических критериев для всех испытуемых по кожно-гальванической реакции и порогам распознавания нейтральных и критических слов-стимулов
- Коэффициенты корреляции показателей ассоциативного эксперимента и перцептивного распознавания для трех потребностных областей *
- Сравнение показателей рационализаторов и репрессоров в перцептивном распознавании и тесте незаконченных предложений
- Второй вопрос: все ли поведение носит защитный характер?
- Третий вопрос: высшая форма жизни – это трансцендирование или адаптация?
- Четвертый вопрос: действительно ли когнитивный диссонанс всегда неприятен и избегается?
- Средние оценки, полученные в ходе ответа на вопросы интервью у испытуемых каждой экспериментальной группы
- Групповые средние и различия между группами в отношении к запрещению кувшинов с розами
- Корреляции смешанного момента между оригинальностью продуктов деятельности и переменными, отражающими склонности к разнообразию
- Пятый вопрос: все ли поведение направлено на снижение напряжения?
- Шестой вопрос: изменяется ли личность коренным образом после завершения периода детства?
- Основные изменения интересов от 15 до 25 лет и от 25 до 55 лет в% предпочтений
- Вместо заключения
- Глава 6 Периферия личности: модель конфликта
- Модель конфликта: психоаналитический подход Позиция Фрейда
- Позиция Мюррея
- Позиция Эриксона
- Позиция Салливана
- Модель конфликта: интрапсихический подход Позиция Ранка
- Позиция Ангьяла
- Позиция Бейкана
- Позиция Маслоу
- Модель самореализации: вариант совершенствования Позиция Адлера
- Позиция Уайта
- Позиция Олпорта
- Позиция Фромма
- Рецептивная ориентация
- Эксплуатирующая ориентация
- Накапливающая ориентация
- Рыночная ориентация
- Глава 8 Периферия личности: модель согласованности
- Модель согласованности: вариант когнитивного диссонанса Позиция Келли
- Позиция Мак-Клелланда
- Модель согласованности: вариант активации Позиция Мадди
- Глава 9 Теоретический анализ подходов к периферии личности
- Различные виды конкретных периферических характеристик
- Мотивы и черты
- В защиту понятия мотивации
- Проблема бессознательного
- Периферическая концепция типа
- Проблема индивидуальности
- Содержание периферии личности
- Модель конфликта
- Модель самореализации
- Модель согласованности
- Глава 10 Эмпирический анализ теоретических подходов к периферии личности
- Идеальная стратегия Шаг первый: измерение конкретных периферических характеристик
- Шаг второй: взаимосвязь между показателями
- Шаг третий: конструктная валидность теоретических положений, касающихся периферии личности
- Практическое замечание
- Исследования с помощью факторного анализа
- Кеттел, Гилфорд и Айзенк
- Число факторов
- Типы факторов
- Содержание факторов
- Другие исследования периферии личности
- Позиция Фрейда
- Согласованность оценок спонтанного рассказа
- Анализ методом главных компонент, "Блэкки" для 119 мужчин
- Анализ методом главных компонент, варимакс вращение 13 параметров "Блэкки" для 90 женщин
- Различия между числом испытуемых с высокими и с низкими показателями антисемитизма по каждой из личностных переменных
- Позиция Мюррея
- Коэффициенты внутренней согласованности и стабильности переменных клп
- Коэффициенты корреляции между переменными клп
- Различия между зависимыми и независимыми по оценкам внушаемости и поддержки
- Позиция Эриксона
- Корреляции между показателями разных аспектов диффузии идентичности
- Позиция Салливана
- Позиция Ранка
- Позиция Ангьяла и Бейкана
- Позиция Роджерса
- Корреляции "я" с идеалом в группе пациентов
- Корреляции "я" с идеалом в контрольной группе
- Корреляции между соответствием я-идеалу, выраженным в значениях z, и чертами, измеренными "Обозрением темперамента" Гилфорда-Циммермана
- Позиция Маслоу
- Позиция Адлера
- Позиция Уайта
- Позиция Олпорта
- Три фактора, лежащие в основе экспрессивных движений
- Позиция Фромма
- Позиция Келли
- Позиция Мак-Клелланда
- Корреляции между оценками уровня потребности в достижении по хрестоматиям и отклонениями от ожидаемого экономического прироста
- Позиция Мадди
- Избранные корреляты новизны произведения, любопытства и желания новизны
- Заключительные замечания
- Глава 11 Формальные и содержательные характеристики хорошей теории личности
- Формальные характеристики
- Составляющие теории личности
- Общий критерий формальной адекватности
- Содержательные характеристики
- Заключительные замечания
- Теория Фрейда Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Мюррея Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Эриксона Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Салливана Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Ранка Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Ангьяла Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Бейкана Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Маслоу Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Адлера Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Уайта Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Фромма Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Келли Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Мак-Клелланда Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Фиске и Мадди Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Читая Мадди...
- Список литературы
- Список дополнительной литературы на русском языке