logo
_Сальваторе Мадди, Теории личности - сравнитель

Модель самореализации

Чтобы понять модель самореализации, нужно осознать, что она признает существование только одной основной силы в жизни, а не двух, как это было в теориях конфликта. Хотя теории самореализации иногда пытаются осознать, как человек может попасть в конфликт, этот конфликт не является неизбежным или базовым. Поэтому с точки зрения модели самореализации жизнь – это вовсе не обязательно компромисс. Скорее, они видят жизнь как процесс развертывания одной основной силы, и наиболее успешная жизнь подразумевает наиболее активное проявление этой силы. В модели самореализации чем активнее проявляется сила, тем сильнее переживание напряжения. Однако напряжение не связано неизбежно с тревогой, как это характерно для модели конфликта. Хотя, строго говоря, теории самореализации не полагают, что человек стремится нарастить напряжение само по себе, такое нарастание является составной частью проявления основной силы и в любом случае не переживается как нечто очень неприятное.

В одном варианте модели самореализации акцент делается на реализации врожденных потенциальных возможностей человека. Здесь вспоминаются актуализационные теории Роджерса и Маслоу. Адлер, Уайт, Олпорт и Фромм представляют другой вариант модели самореализации, в котором главное внимание уделяется совершенствованию жизни посредством стремления к идеалам. Не рассматривая уникальные потенциальные возможности индивидуальности, как это делали бы сторонники актуализационного подхода, приверженцы модели совершенствования подчеркивают возможности особи, человека. Это можно увидеть в том акценте, который Фромм делает на человеческой природе, а Адлер и Уайт – на мастерстве и компенсации первоначальной неполноценности.

Обратившись к более конкретному рассмотрению содержания основной силы, мы обнаружим, что сторонники модели самореализации согласны в том, что она глубоко психологична по природе. Она ориентирована не столько на простое выживание посредством использования возможностей, сколько на улучшение жизни, за пределами выживания, что может проявиться в совершенстве или проявлении способностей. Многие сторонники теории самореализации, такие, как Маслоу, Олпорт и Фромм, действительно отделяют животную природу человека от его человеческой природы. Устремление животной природы, ведущее к выживанию, в действительности относительно маловажно при сравнении с устремлением человеческой природы. Хотя общей тенденцией является идентификация основной силы лишь с одной человеческой природой, среди сторонников модели самореализации в этом вопросе есть и исключения. Роджерс – это единственный ученый в этой группе, который не делает большого различия между животной и человеческой природой, предпочитая считать, что основная сила лежит в основании как улучшения жизни, так и выживания.

Хотя основная сила в теориях самореализациях – это сила по своей природе скорее индивидуалистичная, она понимается не так, как в теориях конфликта. Сторонники модели самореализации обычно не видят особой разницы между успешной жизнедеятельностью индивида и группы. Если основная сила человека активно выражается, его жизнь с самим собой будет богатой, разнообразной и приносящей удовлетворение. Адлер, возможно, наиболее формально постулирует это положение, описывая как власть, так и социальный интерес в качестве сторон тенденции ядра личности. Поскольку требования индивидуального и группового существования никоим образом не различны, с точки зрения сторонников теории самореализации, они не говорят здесь ни о каком неизбежном конфликте.

Но конфликт может возникнуть между человеком и его социальным окружением. Те ученые, кто разрабатывал эту проблему, в особенности Роджерс, Маслоу и Фромм, ясно показывают, что, когда конфликт возникает, он обусловлен существованием социального окружения, которое стало каким-то образом бесчеловечным или принудительным. Только по вине общества проявление основной силы может привести к конфликту. Хотя сторонники модели самореализации немного неопределенны в том, как именно общество может стать бесчеловечным и принудительным, они склонны наряду с Роджерсом говорить о значимых людях в жизни человека, которые слишком критичны, чтобы полностью и с любовью его принять, и наряду с Фроммом предполагают, что корни подобных затруднений – в экономической, политической и культурной среде.

Подобный конфликт, с точки зрения приверженцев модели самореализации, ставит под угрозу активное выражение основной силы, что приводит к излишне ограниченной, конформной жизни, не приносящей удовлетворения. Психическое заболевание определяется сторонниками этого подхода как попытка жить так, как если бы основной силы не существовало, чтобы избежать конфликта между ней и социальным окружением. Как вы видите, способ определения психического заболевания сходен в теориях самореализации и конфликта, конечно же, с той разницей, что с точки зрения теории самореализации существует только одна основная сила, от которой можно отказаться, и поэтому есть только один вид заболеваний, в то время как теория конфликта, в которой есть две основные силы, потенциально подверженные отрицанию, говорит о двух путях возникновения болезни. Достаточно интересно, что некоторые сторонники теории самореализации, рассматривая конфликт между личностью и бесчеловечным социальным окружением, обратились к понятию защиты. Наиболее заметно это у Роджерса, но встречается и у Маслоу, Фромма и Олпорта. Можно отчасти сказать, что используемое ими понятие защиты действует так же, как подобное понятие в психоаналитической теории. Говоря о принудительном, бесчеловечном обществе, сторонники модели самореализации постулируют существование разумной силы, нацеленной на обнаружение и пресечение части основной силы или ее в целом. Человек может быть наказан и почувствовать боль и вину. Поэтому он защищает себя, используя защитные процессы, посредством которых (1) он не видит составляющих основной силы, которые испугали бы его, поскольку они связаны с наказанием, и (2) переводит действие основной силы в социально приемлемое русло.

Хотя понятие защиты действует так же и имеет цель, сходную с той, что и в теории конфликта, здесь есть важное различие, которое нельзя упустить из виду. С точки зрения сторонников модели самореализации, конфликт не является неизбежным, а высшая форма жизни – это не компромисс. Поэтому в их теории защита выполняет логическую функцию, если и когда конфликт в действительности развивается. Даже если обнаруживается, что конфликт развивается достаточно часто, это не значит, что у сторонников модели самореализации нет причин рассматривать защитность как часть высшей формы жизнедеятельности или психического здоровья. В этом основное значение различий между теориями конфликта и самореализации. Это означает, что модель самореализации определяет высшую форму жизни скорее на основе выхода за рамки общества, а не приспособления к нему. Акцент в идеальном существовании делается на богатом воображении, спонтанности, индивидуальности, уверенности в себе, открытости к переживаниям и на твердом знании своей сокровенной сути. Этот акцент резко отличается от понятия о хорошем гражданине, с которым мы сталкивались в модели конфликта.

Рассматривая всю продолжительность жизни, сторонники теории самореализации говорят о практически постоянном процессе развития, в ходе которого личность изменяется в течение детства, периодов юности и взрослости. Считается, что эти изменения свидетельствуют о возрастающей дифференциации и интеграции или психологическом росте, по крайней мере когда этому не мешает конфликт и защиты. Этот акцент на изменении личности в направлении роста легко понять, учитывая, что приверженцы модели самореализации признают существование только одной основой силы, которая при нормальных условиях ведет личность к стремлению реализовать свои возможности и самосовершенствоваться. Постоянные личностные изменения – это в той же степени логическая часть теории самореализации, как и акцент теории конфликта на стабильности личности после завершения периода детства.