Позиция Мюррея
Мюррей (Murray, 1938) первым сделал акцент на эмпирическое измерение и валидизацию конкретных периферических характеристик, описанных в соответствующей части теории личности. Он и группа одаренных персонологов собрали огромное количество данных, имеющих отношение к его перечню потребностей (например, в достижении, аффилиации, власти, воспитании, помощи, переменах), на небольшой группе мужчин – студентов колледжа. В течение приблизительно шести месяцев эти исследователи использовали все возможные методы измерения: самоотчеты, проективные методики и оценку поведения – с целью объяснения периферической стороны личности этих молодых людей.
Чтение результатов этого экстраординарного предприятия сегодня вызывает смешанное чувство благоговения перед новаторскими усилиями этой группы и определенного ощущения бесхитростности той манеры, в которой происходил процесс измерений. Вместо того чтобы удостовериться в достаточной объективности методик, позволяющей независимо работающим исследователям приходить к согласованным результатам, Мюррей учредил диагностический совет. В этом совете проходило обсуждение того, что же на самом деле наблюдалось у испытуемого, и в конечном итоге к заключению приходили путем голосования. Похвально, что такая процедура демократична, но она не совсем объективна в научном смысле из-за различий в способности людей наблюдать одно и то же независимо друг от друга. Однако мне очень трудно быть критичным, так как я искренне верю в то, что подход Мюррея был наиболее конструктивным из всех возможных в то время. Измерение личности было слишком новым делом, чтобы кто-то успел преуспеть в нем. Исследования Мюррея были смелыми начинаниями, хотя его результаты и не могут считаться демонстрацией эмпирического существования и валидности его концепции. Мерилом его влияния может послужить то, что некоторые методики, разработанные им и его коллегами, такие, как тест тематической апперцепции (Murray, 1943), все еще весьма популярны.
Другим показателем его влияния является то, что его взгляды на периферию личности оказали сильнейшее влияние на тех персонологов, которые занимаются в основном разработкой тестов для оценивания личности. Перечень потребностей, по Мюррею являлся готовой отправной точкой для многих исследователей, желавших создать исчерпывающий тест для конкретных периферических характеристик. Хотя этот факт весьма драматичен, следует быть осторожным, чтобы в отсутствие дополнительной информации не прийти к выводу о том, что теория Мюррея гораздо более адекватна реальности, чем теории прочих персонологов. Популярность его списка потребностей, возможно, обусловлена их апелляцией к здравому смыслу, а также вниманием Мюррея к их операциональному определению.
Под влиянием идей Мюррея был создан тест индекса активности (Stern, 1958). Этот тест состоит более чем из 300 пунктов, описывающих виды деятельности, в отношении которых испытуемый должен указать свои предпочтения или неприязнь. В этот тест входят 30 потребностей из списка Мюррея, каждая из которых измеряется десятью пунктами. Штерн разработал исходные пункты теста на основе описаний Мюрреем этих потребностей и использовал ряд процедур, включая факторный анализ, чтобы сократить число пунктов по каждой из потребностей до тех из них, которые имеют высокие взаимные корреляции и относительно независимы от пунктов, относящихся к другим потребностям. Итоговые показатели потребностей имеют адекватную внутреннюю согласованность и стабильность. Поэтому можно утверждать, что большинство потребностей, постулированных Мюрреем в периферическом разделе его тории личности, вполне может существовать в реальности.
Но этот вывод следует некоторым образом ограничить, во-первых, в связи с несколько смущающим фактом, что показатели некоторых потребностей довольно высоко коррелируют друг с другом. Это может поставить вопрос о том, действительно ли постулированные потребности столь сильно отличаются друг от друга. Второе ограничение касается того факта, что тест Штерна использует лишь самоотчеты в форме ответов на вопросы. Хотя Мюррей и отстаивал возможность применения самоотчетов при измерении потребностей, он настаивал также и на том, что дополнительно следует применять соответствующие проективные и даже поведенческие данные, чтобы получить более точную картину. Решение Штерна использовать только самоотчеты отражает мнение разработчика теста о том, что такая информация является более объективной и лучше поддается количественной обработке, чем фантазии. Если верно предположение Мак-Клелланда о том, что самоотчет выявляет в большей степени схемы, нежели мотивы, мы можем ожидать, что тест Штерна неадекватен, поскольку в действительности он отражает в большей степени культурно усвоенные личностные образцы, чем истинные личные цели человека. Действительно, современная тестологическая литература насыщена доказательствами того, что самоотчет, используемый как метод получения информации о чертах и мотивах, подвержен эффекту, называемому стилем ответов (например, Jackson and Messick, 1958). Самым распространенным стилем ответов, похоже, является тенденция со стороны испытуемого отвечать на вопросы социально одобряемым образом (например, Edwards, 1957). Нет ни малейшей гарантии того, что человек, проходящий тест Штерна, отвечает с позиции своих действительных личных целей, а не исходя из того, какие, как ему кажется, цели прилично и социально желательно иметь. Будь индекс активности единственным эмпирическим доказательством осязаемости измерений потребностей по Мюррею, мы не смогли бы с уверенностью утверждать, что имеется доказательство их эмпирической реальности. Существует, однако, еще один тест, основанный на этих потребностях, который, хотя и использует формат самоотчета, но делает это особым способом, направленным на избежание риска получения социально желательных ответов. Этот тест называется "Каталог личностных предпочтений Эдвардса" (Edwards, 1953). Эдвардс начал с 15 потребностей, взятых из списка Мюррея, и создал наборы вопросов, содержание которых, по-видимому, подходило к каждой из соответствующих потребностей. Сперва он протестировал по этим вопросам группу студентов колледжа в том же виде, как это делал Штерн, а именно посредством описания видов деятельности, которые оценивались как нравящиеся или не нравящиеся. Сознавая наличие проблемы, заключающейся в тенденции отвечать в социально желаемой манере при оценке личностных целей, Эдвардс получил в другой группе испытуемых оценки каждого из вопросов по критерию их социальной желательности. Он получил крайне высокую корреляцию (0,87) между частотой, с которой студенты колледжа указывали на предпочитаемые ими пункты, и оценкой этих пунктов как социально желательных! На основе этого обескураживающего открытия Эдварде применил для предъявления вопросов так называемый формат вынужденного выбора. Другими словами, он предъявлял пункты не поодиночке, а парами, тщательно удостоверившись в том, что каждый пункт в паре сходен с другим по уровню своей социальной желательности. После этого респонденты решали, какой из пунктов каждой пары они предпочитают. Предполагается, что оценка силы потребности, получавшаяся суммированием числа выбранных пунктов, релевантных данной потребности, свободна от влияния социальной желательности ответов. Итоговые оценки потребностей были прокоррелированы с отдельной шкалой, разработанной ранее для измерения тенденции людей отвечать в социально желательной манере. Корреляция между оценками потребностей и социально желательными ответами была достаточно мала, демонстрируя тем самым успешность процедуры Эдвардса.
Табл. 10.6 показывает, что 15 показателей потребностей данного теста обладают неплохой внутренней согласованностью (корреляции между половинами теста – от 0,60 до 0,87) и стабильностью (тест-ретестовые корреляции от 0,74 до 0,88). Табл. 10.7 также показывает, что взаимные корреляции между показателями потребностей достаточно низкие: наибольшая равна 0,46, а наименьшая близка к нулю.
Таблица 10.6
- Личность: от мифологии к науке
- Предисловие
- Глава 1 Личность и персонология
- Чем занимаются персонологи
- Что такое личность
- Три типа знания персонолога
- Ядро и периферия личности
- Подбор теорий личности для включения в данную книгу
- Глава 2 Ядро личности: модель конфликта
- Модель конфликта: психосоциальный подход
- Позиция Фрейда
- Позиция Мюррея
- Позиция Салливана
- Модель конфликта: интрапсихический подход
- Позиция ранка
- Позиция Ангьяла и Бейкана
- Глава 3 Ядро личности: модель самореализации
- Модель самореализации: актуализация
- Позиция Роджерса
- Позиция маслоу
- Модель самореализации: совершенствование
- Позиция Адлера
- Позиция Уайта
- Позиция Олпорта
- Позиция Фромма
- Глава 4 Ядро личности: модель согласованности
- Модель согласованности: вариант когнитивного диссонанса
- Позиция Келли
- Позиция Мак-Клелланда
- Модель согласованности: вариант активации
- Позиция Фиске и Мадди
- Глава 5 Теоретический и эмпирический анализ представлений о ядре личности
- Важнейшие черты трех моделей Модель конфликта
- Модель самореализации
- Модель согласованности
- Некоторые вопросы, возникающие при анализе трех моделей
- Первый вопрос: надежно ли понятие защиты?
- Сводная таблица сырых данных и значений статистических критериев для всех испытуемых по кожно-гальванической реакции и порогам распознавания нейтральных и критических слов-стимулов
- Коэффициенты корреляции показателей ассоциативного эксперимента и перцептивного распознавания для трех потребностных областей *
- Сравнение показателей рационализаторов и репрессоров в перцептивном распознавании и тесте незаконченных предложений
- Второй вопрос: все ли поведение носит защитный характер?
- Третий вопрос: высшая форма жизни – это трансцендирование или адаптация?
- Четвертый вопрос: действительно ли когнитивный диссонанс всегда неприятен и избегается?
- Средние оценки, полученные в ходе ответа на вопросы интервью у испытуемых каждой экспериментальной группы
- Групповые средние и различия между группами в отношении к запрещению кувшинов с розами
- Корреляции смешанного момента между оригинальностью продуктов деятельности и переменными, отражающими склонности к разнообразию
- Пятый вопрос: все ли поведение направлено на снижение напряжения?
- Шестой вопрос: изменяется ли личность коренным образом после завершения периода детства?
- Основные изменения интересов от 15 до 25 лет и от 25 до 55 лет в% предпочтений
- Вместо заключения
- Глава 6 Периферия личности: модель конфликта
- Модель конфликта: психоаналитический подход Позиция Фрейда
- Позиция Мюррея
- Позиция Эриксона
- Позиция Салливана
- Модель конфликта: интрапсихический подход Позиция Ранка
- Позиция Ангьяла
- Позиция Бейкана
- Позиция Маслоу
- Модель самореализации: вариант совершенствования Позиция Адлера
- Позиция Уайта
- Позиция Олпорта
- Позиция Фромма
- Рецептивная ориентация
- Эксплуатирующая ориентация
- Накапливающая ориентация
- Рыночная ориентация
- Глава 8 Периферия личности: модель согласованности
- Модель согласованности: вариант когнитивного диссонанса Позиция Келли
- Позиция Мак-Клелланда
- Модель согласованности: вариант активации Позиция Мадди
- Глава 9 Теоретический анализ подходов к периферии личности
- Различные виды конкретных периферических характеристик
- Мотивы и черты
- В защиту понятия мотивации
- Проблема бессознательного
- Периферическая концепция типа
- Проблема индивидуальности
- Содержание периферии личности
- Модель конфликта
- Модель самореализации
- Модель согласованности
- Глава 10 Эмпирический анализ теоретических подходов к периферии личности
- Идеальная стратегия Шаг первый: измерение конкретных периферических характеристик
- Шаг второй: взаимосвязь между показателями
- Шаг третий: конструктная валидность теоретических положений, касающихся периферии личности
- Практическое замечание
- Исследования с помощью факторного анализа
- Кеттел, Гилфорд и Айзенк
- Число факторов
- Типы факторов
- Содержание факторов
- Другие исследования периферии личности
- Позиция Фрейда
- Согласованность оценок спонтанного рассказа
- Анализ методом главных компонент, "Блэкки" для 119 мужчин
- Анализ методом главных компонент, варимакс вращение 13 параметров "Блэкки" для 90 женщин
- Различия между числом испытуемых с высокими и с низкими показателями антисемитизма по каждой из личностных переменных
- Позиция Мюррея
- Коэффициенты внутренней согласованности и стабильности переменных клп
- Коэффициенты корреляции между переменными клп
- Различия между зависимыми и независимыми по оценкам внушаемости и поддержки
- Позиция Эриксона
- Корреляции между показателями разных аспектов диффузии идентичности
- Позиция Салливана
- Позиция Ранка
- Позиция Ангьяла и Бейкана
- Позиция Роджерса
- Корреляции "я" с идеалом в группе пациентов
- Корреляции "я" с идеалом в контрольной группе
- Корреляции между соответствием я-идеалу, выраженным в значениях z, и чертами, измеренными "Обозрением темперамента" Гилфорда-Циммермана
- Позиция Маслоу
- Позиция Адлера
- Позиция Уайта
- Позиция Олпорта
- Три фактора, лежащие в основе экспрессивных движений
- Позиция Фромма
- Позиция Келли
- Позиция Мак-Клелланда
- Корреляции между оценками уровня потребности в достижении по хрестоматиям и отклонениями от ожидаемого экономического прироста
- Позиция Мадди
- Избранные корреляты новизны произведения, любопытства и желания новизны
- Заключительные замечания
- Глава 11 Формальные и содержательные характеристики хорошей теории личности
- Формальные характеристики
- Составляющие теории личности
- Общий критерий формальной адекватности
- Содержательные характеристики
- Заключительные замечания
- Теория Фрейда Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Мюррея Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Эриксона Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Салливана Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Ранка Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Ангьяла Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Бейкана Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Маслоу Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Адлера Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Уайта Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Фромма Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Келли Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Мак-Клелланда Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Фиске и Мадди Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Читая Мадди...
- Список литературы
- Список дополнительной литературы на русском языке