logo
_Сальваторе Мадди, Теории личности - сравнитель

Различия между числом испытуемых с высокими и с низкими показателями антисемитизма по каждой из личностных переменных

Личностные переменные

Число высоких показателей *

Число низких показателей *

р **

Смерть матери, отца либо обоих

25

13

0,01

Пренебрежительные высказывания о матери

19

11

0,04

Пренебрежительные высказывания об отце

12

6

0,05

Уничижительные высказывания о доме и семейной жизни

8

5

0,13

Страх родительского неодобрения

6

2

0,05

Благоприятные замечания о матери

16

32

0,09

Благоприятные замечания об отце

5

11

0,15

Благоприятные замечания о доме и семейной жизни

8

19

0,08

Самоотрицание

15

6

0,01

Страх перед будущим

5

1

0,04

Страх быть отвергнутым другими

12

5

0,03

Признание психического стресса

21

13

0,05

Самоуничижительные высказывания

20

21

0,34

Агрессия на себя

0

4

0,05

Отсутствие страхов

2

7

0,09

Ьлагоприятные замечания о себе

5

11

0,15

Пассивность в ответ на агрессию

20

12

0,05

Подавление желаний отомстить за агрессию

3

0

0,05

Обращение враждебности на себя

9

4

0,05

Активное отмщение в ответ на агрессию

14

31

0,06

* Для переменных, основанных на ТАТ, эти различия представляют собой сравнение между 43 высокими и 54 низкими показателями. Три из 100 протоколов ТАТ были либо утеряны, либо исключены из анализа в связи с тем, что испытуемые не следовали инструкциям.

** Так как все наши специфические предсказания сделаны с опорой на априорную основу, принимавшую во внимание направленность различий, только половина вероятностной кривой используется для определения уровня значимости. Уровень значимости этих результатов был получен с уменьшением в 2 раза вероятности по традиционным таблицам критерия "t", так как эти таблицы основаны на обеих половинах вероятностных кривых.

Сост. по: Sarnoff I. Identification with the aggressor; some personality correlates of anti-semitism among Jews // J. Pers., 1951.

В данном исследовании евреи-антисемиты (высокие показатели) показали себя неуверенными, хронически боязливыми людьми, грубо отвергаемыми своими родителями. Они имели тенденцию не нравиться себе, испытав неприязнь со стороны родителей. Они ненавидели и своих родителей. Будучи не способными принять самих себя, эти евреи, по-видимому, были вынуждены искать окольные средства повышения своей адекватности и в то же время реализовывали побуждения к самоотрицанию. Процитируем автора еще раз: "Становясь антисемитами, эти евреи, возможно, в порядке замещения усваивали сильную позицию шовинистов группового большинства и одновременно получали средство для увековечивания негативных образов себя и своих родителей". Хотя это исследование дает некоторые доказательства валидности концепта идентификации с агрессором, оно не связывает данную характеристику личности с оральной стадией развития.

Существует немного исследований, релевантных оральному типу личности, которые заслуживают упоминания. То тут, то там попадаются исследования защитных реакций, связанных с этим типом (Sarnoff and Katz, 1954; Sarnoff and McClintock, 1956). Так были получены результаты, показывающие, что чем сильнее тенденция к использованию проекции (защитная реакция, считающаяся оральной по своей природе), тем меньше вероятность смены позиции в случае приведения рациональных аргументов в пользу такой перемены. Такие исследования дают некоторую эмпирическую опору для конкретных периферических характеристик, предполагаемых в качестве характеристик орального типа, но, однако, не дают эмпирического подтверждения существованию орального типа личности и его постулируемого развития.

Частный вид оральной активности – курение – легко измерим и привлек к себе в последнее время значительное внимание исследователей. Главным образом эти исследования были посвящены определению природы общих различий между курящими и некурящими. Матараццо и Саслоу (Matarazzo and Saslow, 1960) тщательно проанализировали 44 исследования такого рода и пришли к выводу, что, несмотря на многочисленные спекуляции в литературе относительно связей между ранним младенческим опытом и курением, четкий образ типа личности курильщиков пока выявить невозможно. Хотя курильщики кажутся более экстравертированными, что звучит правдоподобно в качестве оральной черты, они также более тревожны, чем некурящие. В довольно объемистом исследовании Шуберт (Schubert, 1959a; 1959b) проверял гипотезы, вытекающие из работ Фрейда и Феничела, касающиеся курения как выражения оральной фиксации, но обнаружил лишь, что курильщики в выборке из 1500 студентов колледжа продемонстрировали такую же выраженность возбуждения или активации, как и принадлежность к оральному типу. Резонным представляется предположение о том, что, если необходимо найти четкие эмпирические подтверждения концепции орального типа личности, их следует искать не в литературе по курению.

Переходя к анальному типу личности, мы наталкиваемся на другое исследование Сарноффа (Sarnoff, 1960). Его целью было изучение эмпирической валидности защитного механизма образования реакции, являющейся краеугольным камнем точки зрения Фрейда на анальный тип личности. Сарнофф предполагал, что теплые чувства любви и приятия к другим вызывают чувство тревоги, так как они социально неприемлемы в нашем грубом, ориентированном на рынок обществе. Следовательно, когда подобные теплые чувства возникают, люди, склонные использовать защитный механизм образования реакции, больше проявят циничных, критических чувств к другим. Чтобы проверить эту гипотезу, Сарнофф поставил своих 81 студента-выпускника (мужчин) в одну из двух экспериментальных ситуаций. Одна из этих ситуаций, спроектированная для того, чтобы вызвать сильные чувства приязни, включала просмотр инсценировки пьесы Уильяма Сарояна "Эй, вы, привет". Другая ситуация включала прослушивание той же самой инсценировки в аудиозаписи и предназначалась для побуждения лишь к умеренным чувствам приязни. До прослушивания фрагментов инсценировки все испытуемые заполняли опросники, измеряющие цинизм и склонность к образованию реакции. После пьесы испытуемые снова заполняли опросник для измерения цинизма. Результаты показали, что, вопреки ожиданиям, безотносительно к силе тенденции использовать образование реакции и к степени возбуждения приязни у всех испытуемых цинизм ослаб. На самом деле люди, имеющие тенденцию к образованию реакций, в меньшей степени редуцировали свой цинизм, но это является весьма слабым подтверждением гипотезы. Данное исследование можно критиковать по множеству оснований, не самым малым из которых является теоретически неубедительное предположение о том, что чувство приязни не относится к числу социально одобряемых. Кроме того, измерение защитных тенденций посредством самоотчетов в форме ответов на вопросы едва ли согласуется с фрейдистской традицией. В конце концов не предполагается, что человек осознает свои защитные реакции. Лишь немногие работы анализируют черты, соответствующие фаллическому типу личности. Однако имеется несколько исследований, посвященных одной из защит или черт, присущих этому типу. Это исследования, касающиеся реакции вытеснения, уже рассмотрены в 5-й главе. В общем они довольно убедительны, хотя многие из них можно подвергнуть сильной критике. Из исследований, касающихся единичных черт, релевантными теории Фрейда являются исследования страха кастрации, желания кастрации и зависти к пенису, всего того, что, как предполагается, черпает свою значимость для взрослой личности из событий, происходящих на фаллической стадии развития. Фактически все эти исследования используют показатели фантазий на различные темы, относящиеся к кастрации и зависти. Этот способ измерений является вполне подходящим, так как предполагается, что подобные темы лежат в подсознании. Блум (Blum, 1949) получил значительно больше ответов на тест "Блэкки", указывающих на страх кастрации, от мужчин, чем от женщин, и этот результат, очевидно, поддерживает фрейдистские позиции. Шварц (Schwartz, 1955, 1956) разработал способ оценки страха кастрации по ТАТ и нашел, что мужчины-гомосексуалисты демонстрируют значительно больший страх кастрации, чем мужчины с обычной ориентацией. Кроме того, мужчины получили более высокие оценки по страху кастрации, чем женщины. В единственном исследовании, использовавшем метод самоотчетов, Сарнофф и Корвин (Samoff and Corwin, 1959) применили многоальтернативный опросник определения страха кастрации, показав, что после предъявления им сексуально возбуждающих стимулов мужчины с высокими оценками по страху кастрации демонстрируют значительно более высокий прирост страха смерти, чем мужчины с низкими оценками по соответствующей шкале. Этот результат подтверждает фрейдистскую мысль о том, что сексуально возбуждающие стимулы должны вызывать чувство вины и страха наказания в основном у тех мужчин, которые испытали фиксации на фаллической стадии из-за жестких наказаний за свои сексуальные мысли в отношении матери. Предполагается, что страх кастрации явно соотносится со степенью суровости подобных наказаний. Хотя этот результат является весьма интересным, он потребовал значительных интерпретаций и предположений для того, чтобы быть истолкованным как поддержка фрейдистской позиции.

И наконец, Холл и ван де Касл (Hall and van de Castle, 1965) искали доказательства страха кастрации, желания кастрации и зависти к пенису в рассказах о сновидениях. Их исследование было особенно тщательным. Оценочная система для страха кастрации включала в себя такие предметы, как проблемы с пенисом, смену мужского пола на женский, а также угрозу либо реальное повреждение или утрату части тела. Критерии для желания кастрации были теми же самыми, кроме того, что события происходили не с самим субъектом, а с другим человеком из его сна. Оценочная система для зависти к пенису включала в себя превращение женщины в мужчину, восхищение физическими характеристиками мужчин и приобретение мужских вещей. Поскольку оценка снов по таким характеристикам предполагает некоторую интерпретацию, важно показать, что оценочная система может быть использована разными исследователями с адекватной степенью согласованности. Холл и ван де Касл указывают, что по каждой из трех оценочных систем межэкспертная согласованность превышала 95%. Испытуемыми были студенты и студентки колледжа, которые описывали свои недавние сны в качестве классной работы. Результаты этого исследования показывают, что существует больше свидетельств страха кастрации среди мужчин, чем среди женщин, и что женщины проявляют больше зависти к пенису и желания кастрации, чем мужчины. Результаты этого и прочих вышеупомянутых исследований вполне соответствуют фрейдистским идеям относительно фаллического типа личности. Но следует сказать, что нет ничего, что могло бы проверить адекватность точки зрения Фрейда на развитие.

Я не знаю, что можно было бы сказать относительно исследований, релевантных генитальному типу личности. Фрейдисты, похоже, сами не проводили таких исследований, возможно, потому, что этот тип представляется им идеальным. Согласно фрейдистам, полностью генитальных людей в реальности не существует. Кроме того, конкретные периферические характеристики генитального типа личности вряд ли специфичны для теории Фрейда, и, следовательно, исследования, касающиеся их, не принесут яркого подтверждения или опровержения этой точки зрения. Персонологи нефрейдистских убеждений, особенно последователи теории актуализации, проводили исследования, имеющие отношение к типам акцентов, которые можно найти в описаниях генитального типа личности. Но результаты их исследований более уместны в других частях данного обозрения и будут описаны там.

Теперь мы можем оставить фрейдистские позиции и перейти к концепциям других персонологов. Вам следует помнить, что рассмотренные нами исследования имеют тенденцию подтверждать теорию Фрейда лишь в общем, иногда в недостаточной степени оправдывая наши ожидания относительно своей широты и четкости.