logo
_Сальваторе Мадди, Теории личности - сравнитель

Позиция Ангьяла

Нелегко понять взгляды Ангьяла (Angyal) на периферию личности. Поначалу у вас создается впечатление, что он очень многое может сказать по этому поводу. Действительно, в своей теории он даже довольно ясно различает ядро и периферию. Но, глубже ознакомившись с его позицией, мы понимаем, что о природе периферии он может сказать гораздо меньше, чем мы ожидали. Например, в его теории нет практически ничего, что помогает понять индивидуальные различия, или чего-нибудь такого же конкретного. Странность его позиции в том, что он говорит о периферии, даже не объясняя, что это такое.

Давайте будем более конкретными. Как вы помните, Ангьял полагает, что человек вместе с окружающей средой образуют биосферу, и считает, что в биосфере можно выделить с целью лучшего понимания составляющие ее системы. Кроме того, существуют три основных измерения структуры личности: вертикальное, прогрессивное и поперечное. Вертикальное измерение, обозначающее разделение, сходное с привносимым делением на ядро и периферию, имеет одним полюсом реально существующее, открытое поведение, а другим – глубокие внутренние силы. Агрессивный поступок, например, может быть поверхностным (периферическим) проявлением лежащей в основе (в ядре) враждебности. Но, хотя Ангьял говорит о вертикальном измерении и, следовательно, о чем-то вроде различия между ядром и периферией, он не предоставляет никакой схемы для понимания содержания измерений, которые можно обнаружить в личности. Ближе всего он подходит к выявлению содержания, когда дает некоторые примеры, а этого недостаточно. Его рассуждения оставляют тебя с чувством некоторого замешательства, поскольку, хотя ты и поговорил о периферии личности, все же ничуть не продвинулся в вопросе распознавания определенных стилей жизни и отделения их друг от друга. Самое большее, что мы узнаем от Ангьяла, – это то, что такие распознавания и отделения нужно частично производить путем поиска "вертикальных измерений".

Остальные два вида измерений также бессодержательны и еще меньше соотносятся с разделением между ядром и периферией. Прогрессивное измерение включает в себя серии внешних действий, которые организованы таким образом, чтобы подвести человека ближе к цели. Поперечное измерение заключает в себе координацию отдельных поступков в больший, лучше интегрированный и более эффективный элемент поведения. Цель Ангьяла состоит в разработке метода анализа личности, с помощью которого отдельные поступки можно было бы описывать в нескольких понятийных структурах. Например, сдача экзамена представляет собой открытую деятельность на поверхности биосферы, которая удовлетворяет глубокую потребность подтвердить свою интеллектуальную состоятельность (вертикальное измерение). В то же время это шаг вдоль прогрессивного измерения по направлению к конечной цели стать полностью образованным человеком. Это также представляет собой координацию многих отдельных фактов, усвоенных в процессе обучения (поперечное измерение). Хотя эта схема интересна и потенциально полезна, она мало поможет нам решить актуальную задачу распознавания и различения наблюдаемых способов существования. Успешное обращение к этой задаче требует большей осмысленности, чем ее содержится в позиции Ангьяла.

То, что я сказал, в значительной степени можно отнести и к остальным его взглядам. Он говорит о символическом "Я" как о сумме всех представлений личности о себе, но не видит достаточную теоретическую основу для понимания того, каким содержанием наполнены эти представления. Он также предлагает ряд принципов движения или динамики в добавление к описанному ранее стремлению ядра попытаться достичь максимума как в независимости, так и в подчинении. Эти динамические принципы описывают, скорее, то, что происходит в системах, а не в личности самой по себе, поэтому они представляют здесь относительно небольшой интерес. Но даже если бы они представляли больший интерес, мы вновь обнаружили бы, что их сущность мало обозначена за пределами того, что содержится в их определениях. Мы видим, например, что система собирается из ряда частей посредством механизма установки. Распад установленной ранее системы и формирование новой системы достигаются с помощью механизма смещения. Существует еще и ряд динамических понятий, но они, подобно этим, бессодержательны. Кроме того, Ангьял не объединяет их так, чтобы можно было предсказать, когда один, или другой, или какая-либо их комбинация будут иметь место.