Согласованность оценок спонтанного рассказа
Параметры | Полученный% согласованности оценок | %, ожидаемый при случайном совпадении |
| |
Оральный эротизм | 100 | 56 |
| |
Оральный садизм | 96 | 61 |
| |
Анальная экспульсивность | 84 | 43* |
| |
Анальная ретенсивность | 96 | 44 * |
| |
Эдипова интенсивность | 96 | 53 |
| |
Мастурбальная вина | 84 | 50 |
| |
Страх кастрации (муж.) | 100 | 56 |
| |
Зависть к пенису (жен.) | 76 | 53 |
| |
Положительная идентификация | 100 | 79 |
| |
Сиблинг-соперничество | 92 | 56 |
| |
Чувство вины | 80 | 51 |
| |
Положительный Я-идеал | 100 | 92 |
| |
Нарциссический объект любви | 92 | 54 |
| |
Анаклитический объект любви | 100 | 85 |
| |
|
| Полученные | Случайные | |
| Среднее | 92,6% | 59,5% | |
| Медиана | 96,0% | 55,0% | |
| Диапазон | 76% – 100% | 43% – 92% |
* Эти два параметра оценивались по четырехбалльной, а не по двухбалльной шкале, поэтому вероятность случайности получения согласованности несколько ниже.
Сост. по: Blum G.S. A study of the psychoanalytic theory of psychosexual development // Genet. Psychol. Monogr., 1949.
С этой неопределенностью согласуется и необходимость глобальной интуитивной оценки этих параметров. Но даже при интуитивной оценке Блум (1949) говорит о приемлемом уровне согласованности между ним и другим психологом, независимо обрабатывавшим те же самые протоколы. Как видно из табл. 10.1, процент согласованности по разным параметрам варьируется от 76 до 100 со средним 92,6. Процедура оценки сводится в основном к принятию решения о том, насколько сильно в рассказе проявляется тот или иной параметр. Например, Блум (1949) приводит рассказ по карточке о вскармливании Блэкки, говоря о сильной выраженности Орального эротизма:
"Блэкки только что открыла, какой чудесный нектар может давать мама: это нескончаемый источник, и она наслаждается им. Она не знает, откуда он берется, но ей нет до этого дела. Мама в это время спокойна – ей не особо нравится быть источником молока, но она смирилась с этим. Погода хорошая, и они обе спокойны и счастливы".
Для контраста рассмотрим рассказ по той же карточке, где выраженность Орального эротизма низкая (Блум, 1949):
"Блэкки, щенок нескольких недель от роду, обедает. Маме эта процедура надоела, но, как мать с ее материнским инстинктом, она дает Блэкки пообедать до полного его удовлетворения".
В этом рассказе нет тех деталей, которые показательны в отношении застарелого орального конфликта и которые видны в первом рассказе.
Получив по крайней мере некоторые доказательства того, что хорошо подготовленные исследователи могут дать согласованные оценки этих рассказов, нам следует обратить теперь внимание на то, имеют ли заключенные в тексте параметры достаточную внутреннюю согласованность и стабильность, чтобы можно было считать их эмпирически истинными. В исследовании Чарен (Charen, 1956) коэффициенты стабильности для этих 13 параметров варьируют от максимума в 0,52 до крайне низких положительных и даже нескольких отрицательных значений. Был сделан вывод, что низкие и отрицательные корреляции наблюдаются потому, что ответы испытуемых почти полностью меняются от первого ко второму тестированию. Целесообразно, однако, более тщательно проанализировать вопрос о надежности, так как в исследовании Чарена имел место достаточно долгий промежуток времени между тестированиями, равный четырем месяцам, что позволяет предположить наличие неких реальных перемен в личности, не зависимых от степени адекватности теста. Эта вероятность наличия действительных перемен в личности усиливается тем, что в течение этого четырехмесячного периода испытуемые проходили реабилитацию от серьезного заболевания – туберкулеза.
Граник и Шефлен (Granick and Scheflen, 1958) провели исследование, касающееся стабильности, внутренней согласованности и согласованности между экспертами для теста Блэкки. Их данные по межэкспертной согласованности, которая варьирует по 13 карточкам от 58 до 95% со средним 77,5%, показывают меньшую ее величину по сравнению с полученной Блумом, правда, такой результат все еще приемлем. Рассматривая стабильность и устойчивость во времени, данные исследователи использовали нетрадиционный подход, который в действительности не совсем релевантен этим 13 параметрам. В отношении внутренней согласованности они, очевидно, сочли достаточным продемонстрировать неизменность от рассказа к рассказу уровня вербальной гибкости и согласованности темы карточки с сочинением по ней. В отношении стабильности они предлагают свидетельства того, что рассказы, полученные от одних и тех же испытуемых в разное время, могут быть сопоставлены исследователем друг с другом с большей, чем случайная, вероятностью, а также того, что тематическое содержание рассказов, написанных одними и теми же испытуемыми в два промежутка времени, имеют большее сходство, чем рассказов, написанных группой испытуемых и сопоставленных с ней контрольной группой. Если бы отсутствовали иные доказательства относительно надежности параметров "Блэкки", нам пришлось бы сделать вывод, что мы не можем быть уверены в их эмпирической достоверности, так как подход Граника и Шефлена попросту крайне далек от предполагаемого применения этих параметров. К счастью, Бергер и Эверстин (Berger and Everstine, 1962) исследовали стабильность более непосредственным способом. Делая четырехнедельные перерывы между тестированиями, они получили коэффициенты стабильности по 50 студентам колледжа (мужчинам) для 13 параметров, варьирующие от 0,20 до 0,54 со средним 0,44. Стабильность этих параметров кажется довольно умеренной, особенно для теории, которая полагает, что развитие и изменение личности в основном заканчиваются ко времени достижения пубертата. Конечно, проблема может крыться не столько в теории, сколько в самом тесте. В конце концов, эти параметры действительно разнородны и неоднозначны и мы об этом уже говорили. Анализ внутренней согласованности может оказаться полезным при определении того, является ли это источником проблемы. К сожалению, обширных исследований внутренней согласованности практически нет. Я предлагаю перейти к рассмотрению исследований валидности, помня о том, что здесь мы вряд ли имеем дело со стабильными характеристиками, нарисованными воображением сторонников психоаналитической теории.
Во-первых, нам надо рассмотреть два факторно-аналитических исследования, проведенных на основе одних и тех же данных. Эти данные были получены Блумом (1949) в исследовании тестом "Блэкки" 119 мужчин и 90 женщин – студенток колледжа. На основе оценок, полученных этими испытуемыми, Блум рассчитал корреляционную матрицу для параметров отдельно по мужчинам и женщинам и пришел к выводу, что нашел солидную опору для психоаналитической теории. Но вместо того чтобы рассказать о его результатах и выводах, я уделю внимание двум исследованиям данных Блума с помощью факторного анализа, проведенным другими исследователями, поскольку они использовали более надежные статистические процедуры, чем он сам. Целью обоих факторно-аналитических исследований было выяснение кластеризации размерностей. Если эти параметры действительно представляют собой конкретные периферические характеристики, то такие исследования должны дать информацию о том, точна ли психоаналитическая точка зрения на категоризацию характеристик в типы (вспомните о втором шаге идеальной стратегии). Однако трудности в определении того, являются ли эти параметры достаточно унитарными, чтобы представлять собой конкретные периферические характеристики, придают этому начинанию некоторую двусмысленность. Тем не менее давайте продолжим.
Первое факторно-аналитическое исследование было проведено Нойманом и Сальваторе (Neuman and Salvatore, 1958), а второе – Робинсон и Хендриксом (Robinson and Hendrix, 1966). Нойман и Сальваторе получили для мужчин шесть факторов, которые достаточно хорошо соответствовали оральному, анальному, фаллическому, латентному и генитальному типам характера. Но шесть факторов, полученных на женской выборке, показались им противоречащими психоаналитической теории. Они не смогли в своих выводах допустить что-либо большее, чем лишь частичное подтверждение теории типов характера. Работая с теми же данными, Робинсон и Хендрикс применили технику факторного анализа, которая считается более глубокой и точной, чем использовавшаяся в первом исследовании. Полученные ими факторные матрицы приводятся для мужчин – в табл. 10.2, а для женщин – в табл. 10.3.
Как видно из табл. 10.2 параметров указаны справа в таблице, в то время как выделенные факторы перечислены сверху. Термины в скобках под номерами факторов представляют интерпретацию, по мнению исследователей, наиболее подходящую к представленным в столбце таблицы результатам. Чтобы проследить логику этой интерпретации, надо знать, что числа в таблице обозначают корреляции и чем они больше (по абсолютному значению), тем больше соответствующий параметр участвует в объяснении данного фактора.
Таблица 10.2
- Личность: от мифологии к науке
- Предисловие
- Глава 1 Личность и персонология
- Чем занимаются персонологи
- Что такое личность
- Три типа знания персонолога
- Ядро и периферия личности
- Подбор теорий личности для включения в данную книгу
- Глава 2 Ядро личности: модель конфликта
- Модель конфликта: психосоциальный подход
- Позиция Фрейда
- Позиция Мюррея
- Позиция Салливана
- Модель конфликта: интрапсихический подход
- Позиция ранка
- Позиция Ангьяла и Бейкана
- Глава 3 Ядро личности: модель самореализации
- Модель самореализации: актуализация
- Позиция Роджерса
- Позиция маслоу
- Модель самореализации: совершенствование
- Позиция Адлера
- Позиция Уайта
- Позиция Олпорта
- Позиция Фромма
- Глава 4 Ядро личности: модель согласованности
- Модель согласованности: вариант когнитивного диссонанса
- Позиция Келли
- Позиция Мак-Клелланда
- Модель согласованности: вариант активации
- Позиция Фиске и Мадди
- Глава 5 Теоретический и эмпирический анализ представлений о ядре личности
- Важнейшие черты трех моделей Модель конфликта
- Модель самореализации
- Модель согласованности
- Некоторые вопросы, возникающие при анализе трех моделей
- Первый вопрос: надежно ли понятие защиты?
- Сводная таблица сырых данных и значений статистических критериев для всех испытуемых по кожно-гальванической реакции и порогам распознавания нейтральных и критических слов-стимулов
- Коэффициенты корреляции показателей ассоциативного эксперимента и перцептивного распознавания для трех потребностных областей *
- Сравнение показателей рационализаторов и репрессоров в перцептивном распознавании и тесте незаконченных предложений
- Второй вопрос: все ли поведение носит защитный характер?
- Третий вопрос: высшая форма жизни – это трансцендирование или адаптация?
- Четвертый вопрос: действительно ли когнитивный диссонанс всегда неприятен и избегается?
- Средние оценки, полученные в ходе ответа на вопросы интервью у испытуемых каждой экспериментальной группы
- Групповые средние и различия между группами в отношении к запрещению кувшинов с розами
- Корреляции смешанного момента между оригинальностью продуктов деятельности и переменными, отражающими склонности к разнообразию
- Пятый вопрос: все ли поведение направлено на снижение напряжения?
- Шестой вопрос: изменяется ли личность коренным образом после завершения периода детства?
- Основные изменения интересов от 15 до 25 лет и от 25 до 55 лет в% предпочтений
- Вместо заключения
- Глава 6 Периферия личности: модель конфликта
- Модель конфликта: психоаналитический подход Позиция Фрейда
- Позиция Мюррея
- Позиция Эриксона
- Позиция Салливана
- Модель конфликта: интрапсихический подход Позиция Ранка
- Позиция Ангьяла
- Позиция Бейкана
- Позиция Маслоу
- Модель самореализации: вариант совершенствования Позиция Адлера
- Позиция Уайта
- Позиция Олпорта
- Позиция Фромма
- Рецептивная ориентация
- Эксплуатирующая ориентация
- Накапливающая ориентация
- Рыночная ориентация
- Глава 8 Периферия личности: модель согласованности
- Модель согласованности: вариант когнитивного диссонанса Позиция Келли
- Позиция Мак-Клелланда
- Модель согласованности: вариант активации Позиция Мадди
- Глава 9 Теоретический анализ подходов к периферии личности
- Различные виды конкретных периферических характеристик
- Мотивы и черты
- В защиту понятия мотивации
- Проблема бессознательного
- Периферическая концепция типа
- Проблема индивидуальности
- Содержание периферии личности
- Модель конфликта
- Модель самореализации
- Модель согласованности
- Глава 10 Эмпирический анализ теоретических подходов к периферии личности
- Идеальная стратегия Шаг первый: измерение конкретных периферических характеристик
- Шаг второй: взаимосвязь между показателями
- Шаг третий: конструктная валидность теоретических положений, касающихся периферии личности
- Практическое замечание
- Исследования с помощью факторного анализа
- Кеттел, Гилфорд и Айзенк
- Число факторов
- Типы факторов
- Содержание факторов
- Другие исследования периферии личности
- Позиция Фрейда
- Согласованность оценок спонтанного рассказа
- Анализ методом главных компонент, "Блэкки" для 119 мужчин
- Анализ методом главных компонент, варимакс вращение 13 параметров "Блэкки" для 90 женщин
- Различия между числом испытуемых с высокими и с низкими показателями антисемитизма по каждой из личностных переменных
- Позиция Мюррея
- Коэффициенты внутренней согласованности и стабильности переменных клп
- Коэффициенты корреляции между переменными клп
- Различия между зависимыми и независимыми по оценкам внушаемости и поддержки
- Позиция Эриксона
- Корреляции между показателями разных аспектов диффузии идентичности
- Позиция Салливана
- Позиция Ранка
- Позиция Ангьяла и Бейкана
- Позиция Роджерса
- Корреляции "я" с идеалом в группе пациентов
- Корреляции "я" с идеалом в контрольной группе
- Корреляции между соответствием я-идеалу, выраженным в значениях z, и чертами, измеренными "Обозрением темперамента" Гилфорда-Циммермана
- Позиция Маслоу
- Позиция Адлера
- Позиция Уайта
- Позиция Олпорта
- Три фактора, лежащие в основе экспрессивных движений
- Позиция Фромма
- Позиция Келли
- Позиция Мак-Клелланда
- Корреляции между оценками уровня потребности в достижении по хрестоматиям и отклонениями от ожидаемого экономического прироста
- Позиция Мадди
- Избранные корреляты новизны произведения, любопытства и желания новизны
- Заключительные замечания
- Глава 11 Формальные и содержательные характеристики хорошей теории личности
- Формальные характеристики
- Составляющие теории личности
- Общий критерий формальной адекватности
- Содержательные характеристики
- Заключительные замечания
- Теория Фрейда Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Мюррея Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Эриксона Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Салливана Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Ранка Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Ангьяла Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Бейкана Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Маслоу Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Адлера Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Уайта Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Фромма Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Келли Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Мак-Клелланда Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Фиске и Мадди Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Читая Мадди...
- Список литературы
- Список дополнительной литературы на русском языке