Накапливающая ориентация
Положительная сторона | Отрицательная сторона |
Практичный | Лишенный воображения |
Экономный | Скупой |
Аккуратный | Подозрительный |
Осторожный | Равнодушный |
Терпеливый | Апатичный |
Осмотрительный | Тревожный |
Стойкий, упорный | Упрямый |
Хладнокровный | Ленивый |
Способен контролировать себя в стрессе | Инертный |
Опрятный | Педантичный |
Систематичен | Склонен к навязчивостям |
Преданный | Собственник |
Вероятно, от вашего внимания не ускользнуло, что эти три ориентации в чем-то похожи на фрейдистские характерологические типы. Как рецептивная, так и эксплуатирующая ориентации напоминают оральный тип характера. И действительно, если мы обратимся к некоторым психоаналитикам, например Абрахаму (Abraham, 1927a; 1927b), который разграничивает орально-пассивный и орально-агрессивный типы характера, то тогда сходство станет еще очевиднее. Оральная пассивность напоминает рецептивную ориентацию, а оральная агрессивность – эксплуатирующую. Кроме того, накапливающая ориентация очень похожа на анальный тип характера. Эти сходства не должны вас удивлять, поскольку Фромм начинал как ученый психоаналитической ориентации, хотя постепенно он очень сильно от нее отошел. Присутствие в теории Фромма первых трех ориентации показывает, что он считает справедливыми некоторые из утверждений Фрейда относительно периферии личности. Но, как вы увидите ниже, он тем не менее включил также несколько ориентации, не имеющих аналогов в психоаналитической теории. Если вы добавите сюда тот факт, что Фромм очень сильно расходится с Фрейдом в рассуждениях об уровне ядра личности, вы поймете, что было бы ошибкой считать Фромма ученым психоаналитического направления. Хотя Фромм и признает ценность некоторых утверждений Фрейда о типах характера, он объясняет их развитие на основе, не имеющей ничего общего с психосексуальностью.
Очень скоро мы рассмотрим взгляды Фромма на развитие, но сейчас давайте возвратимся к описанию оставшихся ориентации. Последний непродуктивный стиль жизни – это рыночная ориентация, и в ее описании проявляется в большой мере своеобразие Фромма как ученого-персонолога. Фромм использует современный рынок в качестве модели этой ориентации, в которой человек сводится к товару потребления (Fromm, 1947, с. 68-72):
"Современный рынок – это уже не место общения, а механизм, характеризующийся абстрактным и безличным спросом. Продукция производится для этого рынка, а не для известного круга покупателей, мнение рынка основывается на законах спроса и предложения, и он определяет, может ли товар быть продан и по какой цене... Ориентацию характера, основанную на восприятии себя как товара и своей ценности как обменной стоимости, я называю рыночной ориентацией.
В наше время рыночная ориентация растет быстро, наряду с развитием нового рынка, представляющего собой явление последних десятилетий – "рынка личностей"... Принцип оценивания – один и тот же и для рынка личностей, и для рынка товаров: на одном на продажу выставляются личности, а на другом – товары. Стоимостью в обоих случаях является меновая стоимость, для которой стоимость использования – необходимое, но не достаточное условие... Однако, если мы спросим, каков относительный вес мастерства и личности в качестве условия успеха, мы обнаружим, что только в исключительных случаях успех – это, главным образом, результат мастерства и некоторых других человеческих качеств, таких, как честность, порядочность, нравственная чистота. Хотя соотношение между мастерством и человеческими качествами, с одной стороны, и "личностью" – с другой, в качестве предпосылки успеха варьируется, "личностный фактор всегда играет решающую роль. Успех во многом зависит от того, насколько хорошо человек оценивает себя, насколько хорошо он подает свою личность, насколько хороша его "упаковка", "весел" ли он, "крепок", "настойчив", "надежен", "честолюбив", кроме того, каково его происхождение, к каким клубам он принадлежит, знает ли он нужных людей... Человек должен быть моден на рынке личностей, как дамская сумочка, а чтобы быть модным, нужно знать, личности какого типа больше всего нужны... Поскольку современный человек чувствует себя одновременно и продавцом, и товаром, который нужно продать на рынке, его самоуважение зависит от неподконтрольных ему условий. Если он "успешен", он ценен, а если нет – бесполезен. Степень появляющейся в результате этой ориентации неуверенности и неустойчивости трудно переоценить. Если человек чувствует, что его собственная ценность напрямую определяется не теми человеческими качествами, которыми он обладает, а его успехом на конкурентном рынке с постоянно изменяющимися условиями, самоуважение человека неизбежно становится неустойчивым и нуждается в постоянном подтверждении со стороны других. Поскольку человека побуждают беспрестанно стремиться к успеху, а любая неудача – это серьезнейший удар по самоуважению, в результате возникают чувства безнадежности, тревоги и неполноценности. Если превратности рынка – судьи человеческой ценности, чувство собственного достоинства и гордости разрушается".
Рыночная ориентация лежит в основе проблемы отчуждения, которой так озабочены современные социальные критики (например, Sontag, 1961), социологи (например, Simmel, 1950) и персонологи (например, Schachtel, 1961). Совершенно ясно, что эта ориентация сильно отличается от всего, о чем говорил Фрейд, и все же она так хорошо соотносится с современной жизнью. Черты характера, составляющие рыночную ориентацию, выглядят следующим образом (Fromm, 1947, с. 116):
- Личность: от мифологии к науке
- Предисловие
- Глава 1 Личность и персонология
- Чем занимаются персонологи
- Что такое личность
- Три типа знания персонолога
- Ядро и периферия личности
- Подбор теорий личности для включения в данную книгу
- Глава 2 Ядро личности: модель конфликта
- Модель конфликта: психосоциальный подход
- Позиция Фрейда
- Позиция Мюррея
- Позиция Салливана
- Модель конфликта: интрапсихический подход
- Позиция ранка
- Позиция Ангьяла и Бейкана
- Глава 3 Ядро личности: модель самореализации
- Модель самореализации: актуализация
- Позиция Роджерса
- Позиция маслоу
- Модель самореализации: совершенствование
- Позиция Адлера
- Позиция Уайта
- Позиция Олпорта
- Позиция Фромма
- Глава 4 Ядро личности: модель согласованности
- Модель согласованности: вариант когнитивного диссонанса
- Позиция Келли
- Позиция Мак-Клелланда
- Модель согласованности: вариант активации
- Позиция Фиске и Мадди
- Глава 5 Теоретический и эмпирический анализ представлений о ядре личности
- Важнейшие черты трех моделей Модель конфликта
- Модель самореализации
- Модель согласованности
- Некоторые вопросы, возникающие при анализе трех моделей
- Первый вопрос: надежно ли понятие защиты?
- Сводная таблица сырых данных и значений статистических критериев для всех испытуемых по кожно-гальванической реакции и порогам распознавания нейтральных и критических слов-стимулов
- Коэффициенты корреляции показателей ассоциативного эксперимента и перцептивного распознавания для трех потребностных областей *
- Сравнение показателей рационализаторов и репрессоров в перцептивном распознавании и тесте незаконченных предложений
- Второй вопрос: все ли поведение носит защитный характер?
- Третий вопрос: высшая форма жизни – это трансцендирование или адаптация?
- Четвертый вопрос: действительно ли когнитивный диссонанс всегда неприятен и избегается?
- Средние оценки, полученные в ходе ответа на вопросы интервью у испытуемых каждой экспериментальной группы
- Групповые средние и различия между группами в отношении к запрещению кувшинов с розами
- Корреляции смешанного момента между оригинальностью продуктов деятельности и переменными, отражающими склонности к разнообразию
- Пятый вопрос: все ли поведение направлено на снижение напряжения?
- Шестой вопрос: изменяется ли личность коренным образом после завершения периода детства?
- Основные изменения интересов от 15 до 25 лет и от 25 до 55 лет в% предпочтений
- Вместо заключения
- Глава 6 Периферия личности: модель конфликта
- Модель конфликта: психоаналитический подход Позиция Фрейда
- Позиция Мюррея
- Позиция Эриксона
- Позиция Салливана
- Модель конфликта: интрапсихический подход Позиция Ранка
- Позиция Ангьяла
- Позиция Бейкана
- Позиция Маслоу
- Модель самореализации: вариант совершенствования Позиция Адлера
- Позиция Уайта
- Позиция Олпорта
- Позиция Фромма
- Рецептивная ориентация
- Эксплуатирующая ориентация
- Накапливающая ориентация
- Рыночная ориентация
- Глава 8 Периферия личности: модель согласованности
- Модель согласованности: вариант когнитивного диссонанса Позиция Келли
- Позиция Мак-Клелланда
- Модель согласованности: вариант активации Позиция Мадди
- Глава 9 Теоретический анализ подходов к периферии личности
- Различные виды конкретных периферических характеристик
- Мотивы и черты
- В защиту понятия мотивации
- Проблема бессознательного
- Периферическая концепция типа
- Проблема индивидуальности
- Содержание периферии личности
- Модель конфликта
- Модель самореализации
- Модель согласованности
- Глава 10 Эмпирический анализ теоретических подходов к периферии личности
- Идеальная стратегия Шаг первый: измерение конкретных периферических характеристик
- Шаг второй: взаимосвязь между показателями
- Шаг третий: конструктная валидность теоретических положений, касающихся периферии личности
- Практическое замечание
- Исследования с помощью факторного анализа
- Кеттел, Гилфорд и Айзенк
- Число факторов
- Типы факторов
- Содержание факторов
- Другие исследования периферии личности
- Позиция Фрейда
- Согласованность оценок спонтанного рассказа
- Анализ методом главных компонент, "Блэкки" для 119 мужчин
- Анализ методом главных компонент, варимакс вращение 13 параметров "Блэкки" для 90 женщин
- Различия между числом испытуемых с высокими и с низкими показателями антисемитизма по каждой из личностных переменных
- Позиция Мюррея
- Коэффициенты внутренней согласованности и стабильности переменных клп
- Коэффициенты корреляции между переменными клп
- Различия между зависимыми и независимыми по оценкам внушаемости и поддержки
- Позиция Эриксона
- Корреляции между показателями разных аспектов диффузии идентичности
- Позиция Салливана
- Позиция Ранка
- Позиция Ангьяла и Бейкана
- Позиция Роджерса
- Корреляции "я" с идеалом в группе пациентов
- Корреляции "я" с идеалом в контрольной группе
- Корреляции между соответствием я-идеалу, выраженным в значениях z, и чертами, измеренными "Обозрением темперамента" Гилфорда-Циммермана
- Позиция Маслоу
- Позиция Адлера
- Позиция Уайта
- Позиция Олпорта
- Три фактора, лежащие в основе экспрессивных движений
- Позиция Фромма
- Позиция Келли
- Позиция Мак-Клелланда
- Корреляции между оценками уровня потребности в достижении по хрестоматиям и отклонениями от ожидаемого экономического прироста
- Позиция Мадди
- Избранные корреляты новизны произведения, любопытства и желания новизны
- Заключительные замечания
- Глава 11 Формальные и содержательные характеристики хорошей теории личности
- Формальные характеристики
- Составляющие теории личности
- Общий критерий формальной адекватности
- Содержательные характеристики
- Заключительные замечания
- Теория Фрейда Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Мюррея Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Эриксона Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Салливана Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Ранка Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Ангьяла Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Бейкана Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Маслоу Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Адлера Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Уайта Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Фромма Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Келли Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Мак-Клелланда Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Фиске и Мадди Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Читая Мадди...
- Список литературы
- Список дополнительной литературы на русском языке