logo
_Сальваторе Мадди, Теории личности - сравнитель

Периферия личности

Салливан выделяет ряд синдромов, каждый из которых характеризуется совокупностью черт, хотя они и не слишком специфичны; некоторые из них никак не соотносятся со стадиями развития.

Самопоглощенная личность характеризуется аутистическим (прототаксическим) мышлением. Подобно младенцу, такой человек продолжает верить в нереалистичные образы хорошей матери и плохой матери. Всех окружающих такой человек делит на исключительно замечательных и абсолютно несносных (поскольку они воплощение хорошей либо плохой матери). Он часто расстраивается, его легко ранить, он нередко чувствует себя непонятым. Его жизнь характеризуется периодами сильной привязанности и увлечения чем-либо, как правило, заканчивающимися глубоким разочарованием.

Безнадежная личность настроена враждебно по отношению ко всем, за исключением тех, кого она считает ниже самой себя.

В подростковый период такую личность побеждали соперники. Став взрослым, такой человек горько и публично сокрушается по поводу несовершенства властей и иррациональности происходящего, однако не предпринимает никаких конструктивных действий.

Негативистская личность характеризуется самодинамизмом, организованным вокруг идеи собственной неполноценности и незначимости. Негативизм используется как способ получить одобрение или хотя бы привлечь внимание окружающих. Подобная личность получается из проблемного ребенка, который во взрослом возрасте использует такие приемы, как циничное примирение, когда сама попытка достичь согласия всего лишь замаскированное стремление нанести удар оппоненту.

Неинтегрированная или психопатическая личность – это такая личность, у которой практически отсутствует самодинамизм; она представляет собой набор не согласующихся между собой, недостаточно развитых аспектов личности.

Заика – человек, чье нарушение развития выражается в специфическом использовании языка (языку как выражению личности в теории Салливана уделяется слишком большое внимание).

Личность, одержимая амбициями, характеризуется ненасытной жаждой соперничества. Способ существования, характерный для неуверенного школьника, консолидируется в общий стиль межличностного взаимодействия взрослого.

Асоциальная личность обычно хорошо осознает набор ценностей, среди которых часто присутствует и чувство собственной значимости. Проблемы коренятся в его убеждении в том, что другие не могут должным образом ценить и уважать его. Он чувствует себя отчужденным и одиноким, несмотря на то что обычно взаимодействует с окружающими в дружелюбной и внимательной манере.

Неадекватная личность строит свои отношения с другими на основе зависимости; зачастую ей требуется кто-то сильный, кто сказал бы, как нужно поступать. Этот синдром часто возникает вследствие добровольного подчинения доминирующему родителю или идентификации с беспомощным родителем.

Гомосексуальная личность испытывает любовь только по отношению к представителям своего пола; как правило, это – результат конфликта в подростковом периоде, когда такие отношения не выходят за пределы нормы.

Вечный подросток постоянно пытается достичь идеала, не находя его.