logo
_Сальваторе Мадди, Теории личности - сравнитель

Модель самореализации

Модель реализации постулирует лишь одну мощную силу, тем самым избегая допущения о неизбежности конфликта. Но эта единственная сила выражает индивидуальность человека, и, следовательно, он может вступить в конфликт с обществом. Это происходит лишь тогда, когда он был отвергнут обществом, и в результате его функционирование стало неидеальным. Так как общество сильнее, чем индивид, неидеальное функционирование является защитным по своей природе.

На уровне ядра актуализационная версия модели реализации подчеркивает гуманистическую веру в то, что содержанием этой мощной силы является врожденный потенциал человека и непреклонное стремление реализовать его в ощутимой форме. Чтобы быть идеальным, не нужно делать ничего, кроме как сдаться на милость своих генов и следовать им, куда бы они ни влекли. Намеренные, осознанные действия, которые человек может желать предпринять, исказят выражение тенденции актуализации. На периферическом уровне актуализационная версия модели реализации должна подчеркивать спонтанность, переменчивость, неосознанное принятие себя и других, простодушное доверие, чувствительность, впечатлительность и импульсивность. Наоборот, неидеальное функционирование предполагает преднамеренность, оценочную позицию, планомерность, тревожную конформность, недостаток доверия и неодолимое чувство обязанности монолитному долгу.

Формулировки периферических воззрений Роджерса, строго придерживающегося актуализационного подхода, почти что в точности соответствуют этим ожиданиям. Полноценно функционирующая, или идеальная, личность демонстрирует открытость К переживанию, экзистенциальный образ жизни, организмическое доверие, креативность и соответствие между взглядами на себя и тем, к выражению чего ее потенциалы на самом деле подходят. Наоборот, неидеальная, или неадаптированная, личность проявляет сильную озабоченность тем, как, когда, почему и что она собой представляет или что она должна делать. Эти ригидизирующие заботы приводят к конформности и фиксациям, что является помехой для более зрелого процесса непрерывного расширения и проверки собственных способностей. Вариант актуализационной версии модели реализации Маслоу согласуется со взглядами Роджерса, однако добавляет к ним определенные идеологические соображения. Идеальная личность, по Маслоу, также разделяет демократические и гуманитарные ценности, и они предположительно также направляют ее поведение. Неидеальная личность ориентирована на авторитарные и материалистические ценности. И, делая акцент на ценности обоих типов функционирования, Маслоу приближается к версии совершенствования модели реализации.

В версии совершенствования врожденному потенциалу как основе индивидуальности уделяется мало внимания. Вместо этого предлагается концепция о том, на что похожа совершенная жизнь или существо человеческой природы. Это та цель, к которой человек часто стремится независимо от реальных или мнимых своих недостатков. На периферическом уровне модели совершенствования следует выделять свидетельства выхода за пределы собственных ограничений и ограничений общества, этот выход всегда направляется неординарными для человека идеями и принципами. Наоборот, неидеальное функционирование должно подчеркивать связи с простым биологическим выживанием и удовлетворением, тревожной конформностью и избеганием риска. Как вы видите, содержательные выводы из этих версий модели реализации весьма похожи. Некоторые различия этих позиций касаются того, что актуализационная версия делает упор на интуитивном функционировании, спонтанности и импульсивности, тогда как версия совершенствования подчеркивает рациональное функционирование и согласованные устремления к целям, имеющим мало отношения как к врожденным потенциалам, так и к социальному давлению. Все эти различия вытекают из акцента версии актуализации на генотипе и из акцента версии совершенствования на наилучшем образе жизни вне зависимости от одаренности.

К счастью, сторонники модели совершенствования включают в свои периферические рассуждения много такого, что соответствует сказанному мной выше. В акценте Олпорта на зрелости как наличии последовательной жизненной философии, религиозного чувства и группового сознания мы видим, каким образом идеалы соотносятся с идеальным функционированием. Неидеальное функционирование, по мнению Олпорта, является неустойчивым, импульсивным, ориентированным на удовольствия, защитным и конформным. В более рудиментарной форме подобные утверждения можно обнаружить и у Адлера, чьи периферические воззрения, к сожалению, не очень проработаны. Взяв в качестве показателей идеала активно-конструктивный и пассивно-конструктивный стили жизни, мы имеем дело с бросающимися в глаза амбициями по достижению определенных целей и с обаянием. Акцент Уайта на последовательных, перфекционистских устремлениях и рациональности можно увидеть в его адаптации периферических рассуждений Эриксона с интересом на уровне идеала к целостности эго, продуктивности, интимности и идентичности, а на неидеальном уровне – к отчаянию, стагнации, изоляции и диффузии идентичности. Интересно, что Уайт, должно быть, позаимствовал соображения Эриксона. Не только у Эриксона вариант модели конфликта сдвигается в сторону модели реализации, но и у Уайта мы можем наблюдать основы модели реализации с некими элементами теории конфликта. Последнее я говорю потому, что в большой статье о компетентности и психосексуальных стадиях развития Уайт (1960) действительно говорит о том, что модель психосоциального конфликта имеет некоторую ценность, хотя и требует дополнения в виде положений модели реализации. Ключ к пониманию идей Фромма, последнего из сторонников модели реализации, заключен в том, что он указывает на необходимость определения идеального функционирования как наиболее конструктивных аспектов непродуктивных (неидеальных) ориентации. Грубо говоря, из рецептивной ориентации можно вывести терпимость, приятие, доверие и способность быть зависимым; из эксплуатирующей ориентации – инициативу, импульсивность и эффективность в преодолении внешнего давления; из накапливающей ориентации – сохранение ресурсов, лояльность и чувство ценности вещей, а из рыночной ориентации – адаптивность, любопытство, изменчивость и непредубежденность. В концепции Фромма объединяются как качества спонтанности и открытости актуализационной позиции, так и устремленность и усердие позиции совершенствования. Как я указывал в 3-й главе, такая комбинация акцентов проявляется также и в его утверждениях относительно ядра личности. Противоположности вышеупомянутых качеств определяют неидеальное функционирование, которое, по Фромму, характеризуется конформностью, поиском удовольствий и озабоченностью биологическим выживанием.