Корреляции смешанного момента между оригинальностью продуктов деятельности и переменными, отражающими склонности к разнообразию
Переменные | Оригинальность продуктов деятельности |
Исследование I (N = 78) | |
6 PF Фактор Н (робость – смелость) * | – 0,02 |
16 PF Фактор I (жестокость – чувствительность) | 0,33 ** |
16 PF Фактор Q1 (консерватизм – склонность к экспериментированию) | 0,28 *** |
Исследование II (N = 56) | |
Al n Шкала изменений | 0,25 **** |
Al n Шкала игры | 0,18 |
Аl Шкала импульсивности | 0,27 ***** |
* Используемые термины рекомендованы Кеттелом для обозначения полюсов факторов. Первое понятие соответствует низкому значению фактора.
** – вероятность меньше 0,005 по критерию для распределений с одним конечным участком; *** – вероятность меньше 0,01 по критерию для распределений с одним конечным участком; **** – вероятность меньше 0,05 по критерию для распределений с одним конечным участком; ***** – вероятность меньше 0,025 по критерию для распределений с одним конечным участком.
Сост. по: Мадди С.Р., Эндрюс С. Потребность в разнообразии в фантазиях и самоописаниях // J. Pers., 1966.
У Мадди (1962с) есть еще одна работа, имеющая отношение к характеру эмоциональной реакции на различные степени разнообразия. Это весьма важная работа для получения ответа на обсуждаемый нами вопрос. Испытуемым дали брошюру и попросили выполнить одновременно два задания. Как только они слышат сигнал, они должны написать, что, по их мнению, будет на следующей странице брошюры: число или начало предложения. После написания такого прогноза они переворачивали страницу и снова слышали сигнал к тому, чтобы предсказать, что будет написано на следующей странице, и снова переворачивали страницу и т.д. Итак, первым заданием было спрогнозировать, что написано дальше. По ходу эксперимента испытуемые получали ответ относительно точности или неточности своих предсказаний. Когда перевернутая ими страница содержала начало предложения, также подразумевалось, что они должны закончить предложение так, как им будет угодно. Итак, вторым заданием было закончить предложения.
Испытуемые в экспериментальной группе столкнулись со стандартным набором стимулов, а именно: каждая группа из трех последующих страниц брошюры, начиная с первой, демонстрировала очередность "число, число, начало предложения". Этот паттерн повторялся восемь раз подряд. Из прогнозов испытуемых было возможно посчитать процент точных прогнозов внутри каждого паттерна "число, число, начало предложения". Как могли догадаться, средний процент точности поднялся от низкого 26 до высокого 95 в течение восьми повторений паттерна. А окончания предложений, которые испытуемые придумывали в конце каждого паттерна, использовались для определения эмоционального тона или степени, в которой испытуемые ощущали приятные или неприятные чувства. Каждое окончание предложения оценивалось по пятибалльной шкале в зависимости от того, говорило ли оно о наличии выраженной положительной эмоции (5), умеренно позитивной эмоции (4), нейтрального эмоционального состояния (3), умеренно отрицательной эмоции (2) или выраженной отрицательной эмоции (1). Были подсчитаны средние показатели эмоционального состояния, связанного с каждым паттерном. Как показано на рис. 5.1, Мадди обнаружил, что в экспериментальной группе эмоции были вначале отрицательными или неприятными, но по мере повторения паттерна эмоции поднялись до верхних положительных или приятных показателей, а затем снова стали отрицательными. Довольно интересно, что самая высокая выраженность позитивного аффекта наблюдалась во время третьего повторения паттерна, когда испытуемые в 33% случаев ошибались в своих прогнозах. Когда неточность прогнозов опустилась с 76 до 33% в течение первых трех повторений паттерна, эмоциональный настрой изменился с отрицательного на положительный. А когда неточность прогнозов опустилась с 33 до 6% в течение последних пяти повторений паттерна, аффективный тон сменился с позитивного на негативный.
Рисунок 5.1 Средние показатели эмоционального состояния как функция пройденных серий эксперимента
Цит. по: Мадди С.Р., Эмоциональное состояние в условиях стабильной и изменяющейся окружающей среды // J. Abnorm. Soc. Psychol., 1961e.
Давайте подробно разберемся в этих результатах. Процент неточности – это явный признак степени расхождения между тем, что ожидается, и реально происходящим. Следовательно, если бы ученые, подчеркивающие неприятный характер неожиданности и диссонанса, такие, как Келли и Фестингер, были правы, Мадди получил бы результаты, показывающие, что по мере возрастания процента точности отрицательные эмоции сменяются положительными. Берлайн предположил бы то же самое, потому что в данном случае неточность обозначает нечто неожиданное и, значит, новое. Когда мы это понимаем, невероятно важным становится то, что результаты Мадди говорят о пике положительных эмоций, когда прогноз остается все еще в 33% неточным, и что дальнейшее снижение неточности оказывается связанным с усилением выраженности отрицательных эмоций. Эти результаты поддерживают представление о том, что умеренное разнообразие, назовите его неожиданностью, диссонансом или расхождением, является приятным переживанием. Наиболее полное заключение, к которому можно прийти, принимая во внимание результаты Мадди, – это то, что небольшая выраженность разнообразия приятна, в то время как значительная является неприятной.
Мадди также описывает еще два сделанных в этом исследовании открытия, которые тоже поддерживают только что приведенное нами толкование. Первое из них касается взаимоотношений между прогнозом и аффектом, когда паттерн чисел и начал предложений был изменен после восьми повторений. Некоторые испытуемые в экспериментальной группе столкнулись с резким изменением паттерна, в то время как остальные – с незначительными изменениями; наличие этого эффекта подтверждается увеличением неточности прогнозирования. Как показано на рисунке 5.2, испытуемые из экспериментальной группы, пережившие небольшое изменение, демонстрируют поразительное увеличение выраженности позитивного аффекта, хотя в действительности их прогнозы стали менее точными, чем во время повторений паттернов. И наоборот, испытуемые из экспериментальной группы, столкнувшиеся со значительными изменениями, отнюдь не демонстрируют внезапного увеличения выраженности позитивного аффекта, и, естественно, их прогнозы становятся в значительной степени неточными. Последний результат этого исследования относится к контрольной группе, испытуемые которой также получали написанные на страницах брошюры числа и слова, но эти слова и числа чередовались в случайном порядке и поэтому были непредсказуемы. На рисунках 5.1 и 5.2 показаны результаты этой группы, которые совершенно отличаются от уже описанных результатов. Испытуемые из контрольной группы в основном испытывали негативные эмоции в течение всего эксперимента.
Рисунок 5.2 Средние различия в значениях показателей, связанные с условиями 0, 1 и 2
* Условия представляют, соответственно, 0, 1 и 2 степени изменений в порядке следования событий для прогнозирующей и непрогнозирующей групп.
Цит. по: Мадди С.Р. Эмоциональное состояние в условиях стабильной и изменяющейся окружающей среды // J. Abnorm. Soc. Psychol., 1961c.
Соединив различные направления обсуждения третьего вопроса, мы можем сказать, что эмпирические данные свидетельствуют о том, что когнитивный диссонанс не всегда неприятен и избегается. И действительно, есть доказательства того, что средняя степень неожиданности и новизны переживается как нечто приятное (например, Maddi, 1961c) и человек стремится к ней приблизиться (см. Welker, 1961). Хотя некоторые ученые утверждают, что любая степень разнообразия порождает поведение приближения, возможно, это утверждение не совсем точно, поскольку в исследованиях воздействия разнообразия выявляется тенденция использовать то, что в действительности представляет собой разнообразие лишь средней степени выраженности. Тем не менее есть данные (например, Maddi and Andrews, 1966), свидетельствующие о том, что люди, которым очень нравится разнообразие, активно его ищут, в то время как не любящие разнообразие люди его избегают; это означает, что также необходимо учитывать различия между людьми в реакции на разнообразие. Может даже оказаться так, что степень разнообразия, испытываемая в качестве приятной, у разных людей будет различна.
В результате сказанного можно сделать вывод, что традиционная теория когнитивного диссонанса в рамках модели согласованности является довольно ненадежной, поскольку она подчеркивает, что все степени несоответствия неприятны и избегаются всеми людьми. Очевидно, что результаты нашего обсуждения говорят в пользу теории Мак-Клелланда и активационной версии модели согласованности.
Как я отметил ранее, этот вопрос не дает никаких четких представлений о том, являются ли модели конфликта и самореализации более или менее надежными, чем модели согласованности. Сторонники модели конфликта и самореализации иногда сходятся во мнении со сторонниками модели согласованности, а иногда нет, что свидетельствует о том, что для первой группы вопросы согласованности и несогласованности не входят в разряд основных. Большее значение имеет для них содержание этих непротиворечивых и противоречивых элементов.
- Личность: от мифологии к науке
- Предисловие
- Глава 1 Личность и персонология
- Чем занимаются персонологи
- Что такое личность
- Три типа знания персонолога
- Ядро и периферия личности
- Подбор теорий личности для включения в данную книгу
- Глава 2 Ядро личности: модель конфликта
- Модель конфликта: психосоциальный подход
- Позиция Фрейда
- Позиция Мюррея
- Позиция Салливана
- Модель конфликта: интрапсихический подход
- Позиция ранка
- Позиция Ангьяла и Бейкана
- Глава 3 Ядро личности: модель самореализации
- Модель самореализации: актуализация
- Позиция Роджерса
- Позиция маслоу
- Модель самореализации: совершенствование
- Позиция Адлера
- Позиция Уайта
- Позиция Олпорта
- Позиция Фромма
- Глава 4 Ядро личности: модель согласованности
- Модель согласованности: вариант когнитивного диссонанса
- Позиция Келли
- Позиция Мак-Клелланда
- Модель согласованности: вариант активации
- Позиция Фиске и Мадди
- Глава 5 Теоретический и эмпирический анализ представлений о ядре личности
- Важнейшие черты трех моделей Модель конфликта
- Модель самореализации
- Модель согласованности
- Некоторые вопросы, возникающие при анализе трех моделей
- Первый вопрос: надежно ли понятие защиты?
- Сводная таблица сырых данных и значений статистических критериев для всех испытуемых по кожно-гальванической реакции и порогам распознавания нейтральных и критических слов-стимулов
- Коэффициенты корреляции показателей ассоциативного эксперимента и перцептивного распознавания для трех потребностных областей *
- Сравнение показателей рационализаторов и репрессоров в перцептивном распознавании и тесте незаконченных предложений
- Второй вопрос: все ли поведение носит защитный характер?
- Третий вопрос: высшая форма жизни – это трансцендирование или адаптация?
- Четвертый вопрос: действительно ли когнитивный диссонанс всегда неприятен и избегается?
- Средние оценки, полученные в ходе ответа на вопросы интервью у испытуемых каждой экспериментальной группы
- Групповые средние и различия между группами в отношении к запрещению кувшинов с розами
- Корреляции смешанного момента между оригинальностью продуктов деятельности и переменными, отражающими склонности к разнообразию
- Пятый вопрос: все ли поведение направлено на снижение напряжения?
- Шестой вопрос: изменяется ли личность коренным образом после завершения периода детства?
- Основные изменения интересов от 15 до 25 лет и от 25 до 55 лет в% предпочтений
- Вместо заключения
- Глава 6 Периферия личности: модель конфликта
- Модель конфликта: психоаналитический подход Позиция Фрейда
- Позиция Мюррея
- Позиция Эриксона
- Позиция Салливана
- Модель конфликта: интрапсихический подход Позиция Ранка
- Позиция Ангьяла
- Позиция Бейкана
- Позиция Маслоу
- Модель самореализации: вариант совершенствования Позиция Адлера
- Позиция Уайта
- Позиция Олпорта
- Позиция Фромма
- Рецептивная ориентация
- Эксплуатирующая ориентация
- Накапливающая ориентация
- Рыночная ориентация
- Глава 8 Периферия личности: модель согласованности
- Модель согласованности: вариант когнитивного диссонанса Позиция Келли
- Позиция Мак-Клелланда
- Модель согласованности: вариант активации Позиция Мадди
- Глава 9 Теоретический анализ подходов к периферии личности
- Различные виды конкретных периферических характеристик
- Мотивы и черты
- В защиту понятия мотивации
- Проблема бессознательного
- Периферическая концепция типа
- Проблема индивидуальности
- Содержание периферии личности
- Модель конфликта
- Модель самореализации
- Модель согласованности
- Глава 10 Эмпирический анализ теоретических подходов к периферии личности
- Идеальная стратегия Шаг первый: измерение конкретных периферических характеристик
- Шаг второй: взаимосвязь между показателями
- Шаг третий: конструктная валидность теоретических положений, касающихся периферии личности
- Практическое замечание
- Исследования с помощью факторного анализа
- Кеттел, Гилфорд и Айзенк
- Число факторов
- Типы факторов
- Содержание факторов
- Другие исследования периферии личности
- Позиция Фрейда
- Согласованность оценок спонтанного рассказа
- Анализ методом главных компонент, "Блэкки" для 119 мужчин
- Анализ методом главных компонент, варимакс вращение 13 параметров "Блэкки" для 90 женщин
- Различия между числом испытуемых с высокими и с низкими показателями антисемитизма по каждой из личностных переменных
- Позиция Мюррея
- Коэффициенты внутренней согласованности и стабильности переменных клп
- Коэффициенты корреляции между переменными клп
- Различия между зависимыми и независимыми по оценкам внушаемости и поддержки
- Позиция Эриксона
- Корреляции между показателями разных аспектов диффузии идентичности
- Позиция Салливана
- Позиция Ранка
- Позиция Ангьяла и Бейкана
- Позиция Роджерса
- Корреляции "я" с идеалом в группе пациентов
- Корреляции "я" с идеалом в контрольной группе
- Корреляции между соответствием я-идеалу, выраженным в значениях z, и чертами, измеренными "Обозрением темперамента" Гилфорда-Циммермана
- Позиция Маслоу
- Позиция Адлера
- Позиция Уайта
- Позиция Олпорта
- Три фактора, лежащие в основе экспрессивных движений
- Позиция Фромма
- Позиция Келли
- Позиция Мак-Клелланда
- Корреляции между оценками уровня потребности в достижении по хрестоматиям и отклонениями от ожидаемого экономического прироста
- Позиция Мадди
- Избранные корреляты новизны произведения, любопытства и желания новизны
- Заключительные замечания
- Глава 11 Формальные и содержательные характеристики хорошей теории личности
- Формальные характеристики
- Составляющие теории личности
- Общий критерий формальной адекватности
- Содержательные характеристики
- Заключительные замечания
- Теория Фрейда Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Мюррея Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Эриксона Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Салливана Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Ранка Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Ангьяла Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Бейкана Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Маслоу Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Адлера Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Уайта Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Фромма Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Келли Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Мак-Клелланда Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Теория Фиске и Мадди Ядро личности
- Развитие
- Периферия личности
- Читая Мадди...
- Список литературы
- Список дополнительной литературы на русском языке