logo search
_Сальваторе Мадди, Теории личности - сравнитель

Теория Фрейда Ядро личности

Тенденция ядра

Максимизация удовлетворения инстинктов при одновременной минимизации наказания и вины (так называемый принцип реальности), что представляет собой компромисс, обусловленный неизбежностью конфликта между человеком (чьи инстинкты эгоистичны) и обществом (цель которого – достижение общественного блага). Принцип реальности детерминирует вторичные процессы мышления, отличительными особенностями которых являются формулирование и проверка стратегий максимизации удовлетворения потребностей при минимизации наказания и вины.

Характеристики ядра

Ид. Состоит из инстинктов, представляющих собой изначальное содержание психики. У всех инстинктов есть источник – биологические (метаболические) нужды организма, и из этого источника они черпают свою энергию. Цель всех инстинктов сводится к редукции напряжения (или удовлетворению), что достигается посредством получения объектов, адекватных источнику и цели инстинкта. Инстинкты функционируют в соответствии с принципом удовольствия или тенденцией максимизировать удовлетворение инстинктов без соотнесения их с внешней реальностью. Принцип удовольствия предполагает вовлечение первичных процессов мышления, где воображаемые объекты обеспечивают воображаемое (следовательно, лишь частичное) удовлетворение и снижение напряжения. Каждый человек обладает инстинктами жизни, смерти и сексуальным, причем последний является особенно важным.

Эго. С обретением опыта психика человека становится более дифференцированной; облегчается функционирование в соответствии с принципом реальности посредством вторичных процессов мышления. Основная функция эго – защитная, оно оставляет в сознании лишь те составляющие и формы инстинктов, которые с меньшей вероятностью влекут за собой наказания и вину. Соответствие принципу реальности обеспечивается посредством защитных процессов, которые сами по себе неосознаваемы.

Суперэго. Часть психики, дифференцированная от эго, содержит в себе традиционные ценности и табу общества, которые объясняются ребенку родителями. Именно наличие суперэго делает возможным переживание вины – внутреннего отражения наказания. Ценности и табу накладывают ограничения на возможные формы удовлетворения инстинктов. Когда какие-то инстинктивные импульсы приводят к наказанию и вине, в качестве предупреждения возникает тревога; человек начинает демонстрировать защитное поведение в той или иной форме, чтобы избежать тревоги, устранив инстинктивные импульсы из сферы сознания. Поскольку конфликт между ид, с одной стороны, и суперэго или обществом – с другой, неизбежен, все поведение человека защитно.